Кохлеарная имплантация
презентация к уроку на тему

Вопилова Наталья Викторовна

В докладе описывается сущность кохлеарной имплантации, принцип работы.Перспективы развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад на спецсеминаре295.45 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал краевого государственного казенного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная

        школа I-II  вида» г. Рубцовск

ДОКЛАД

« Кохлеарная имплантация.

Сущность, принцип работы. Перспективы развития»

Выполнила: учитель-дефектолог

 Вопилова Н.В

г.Барнаул 2013

С 2005 г. кохлеарная имплантация интенсивно распространяется в РФ благодаря выделению правительством средств на приобретение систем КИ и

хирургическую операцию.

4 центра (+4 филиала) проводят отбор пациентов и операции кохлеарной имплантации.

С 2010 г. каждому ребенку, нуждающемуся в КИ, может быть проведена операция в течение 1-4 мес. Быстрый  рост числа имплантированных детей ->5000

Для долингвальных детей: С помощью КИ научить глухого ребенка слышать, понимать речь и говорить, так чтобы речь стала для него средством общения и овладения знаниями, и благодаря этому обеспечить ребенкувозможность полноценно интегрироваться в общество слышащих.

Для части детей: максимально возможное для данного ребенка развитие слуха и речи с КИ,  улучшение качества жизни ребенка и его семьи.

Для позднооглохших взрослых: восстановление восприятия речи на слух до уровня, приближенного к уровню до потери слуха, и,благодаря этому, восстановление у пациента  трудоспособности и способности к нормальной жизни.

Кохлеарная имплантация - это система мероприятий, направленная на восстановление отсутствующего слуха.

Кохлеарная имплантация включает :

  1. Техническое средство – сам аппарат (КОХЛЕАРНЫЙ ИМПЛАНТ и РЕЧЕВОЙ ПРОЦЕССОР).
  2. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию.
  3. Сурдоаудиологический сервис – первое включение и настройка речевого процессора.
  4. Психолого-педагогическая реабилитация.

Кохлеарный имплант - это аппарат состоящий из двух частей:

  1. Внутренняя часть – имплант (хирургическим путем помещается под кожу головы и в улитку)

  1. Наружная часть – речевой процессор (располагается за ухом)  

Основными показаниями к кохлеарной имплантации являются:

  1. Двусторонняя глубокая сенсоневральная глухота (средний порог слухового восприятия на частотах 0,5, 1 и 2 кГц более 95 дБ).
  2. Пороги слухового восприятия в свободном звуковом поле при использовании оптимально подобранных слуховых аппаратов (бинауральное  слухопротезирование), превышающие 55 дБ на частотах 2-4 кГц.
  3. Отсутствие выраженного улучшения слухового восприятия речи от применения оптимально подобранных слуховых аппаратов при высокой степени двусторонней сенсоневральной тугоухости (средний порог слухового восприятия более 90 дБ) по крайней мере, после пользования аппаратами в течение 3-6 мес. (у детей, перенесших менингит, этот промежуток может быть сокращен).
  4. Отсутствие когнитивных проблем.
  5. Отсутствие психологических проблем.
  6. Отсутствие серьезных сопутствующих соматических заболеваний.
  7. Наличие серьезной поддержки со стороны родителей и их готовность к длительному послеоперационному реабилитационному периоду занятий имплантированного пациента с аудиологами и сурдопедагогами.

Во время отбора детей на КИ можно прогнозировать ход их речевого развития и, в соответствии с прогнозом, наиболее эффективно и в полном объеме проводить реабилитационную работу, при активном участии родителей, направленную на интеграцию ребенка в массовые образовательные учреждения

 

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

  1. Оценка целесообразности проведения КИ данному пациенту строится на основе комплексного диагностического обследования, включающего набор обязательных обследований для всех пациентов кандидатов на КИ:
  2. Тональная пороговая аудиометрия.
  3. Акустическая импедансометрия.
  4. Аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам мозга.
  5. Регистрация вызванной отоакустической эмиссии.
  6. Электрофизиологическое тестирование сохранности слухового нерва (промонториальный тест).
  7. Оценка эффективности слухопротезирования с помощью слуховых аппаратов.
  8. Оценка состояния развития слухового и речевого восприятия, уровня сформированности речи и других высших психических функций.
  9. Оценка соматического и психоневрологического статуса пациента.
  10. Компьютерная и магнитно-резонансная томография.
  11. Электроэнцефалография.
  12. Допплерография или реоэнцефалография.
  13. Электронистагмография.
  14. Противопоказаниями к проведению кохлеарной имплантации являются:
  15. Полная или частичная, но значительная облитерация улитки.
  16. Ретрокохлеарная патология.
  17. Отрицательные результаты электрофизиологического тестирования.
  18. Сопутствующие соматические и психические заболевания, препятствующие проведению хирургической операции под общей анестезией и последующей слухоречевой реабилитации.
  19. Отсутствие мотивации к послеоперационной слухоречевой реабилитации и отсутствие поддержки со стороны местных специалистов и членов семьи.


Принцип действия кохлеарных имплантатов заключается в том, что они обходят поврежденные волосковые клетки и непосредственно воздействуют на волокна слухового нерва, используя для этого электрические импульсы. Тем самым происходит как бы имитация работы волосковых клеток, и мозг может воспринимать звуки.

Звук, который воспринимает микрофон, проходит обработку, преобразовываясь в электрические сигналы. Характеристика этих сигналов зависит от частоты, амплитуды, его силы и так далее. Стимуляция электродов происходит по особым сложным алгоритмам, так как если бы этот процесс шел беспорядочно, это могло бы привести к повреждению как самих электродов, так и слухового нерва. Для разделения звуков на частоты применяется «стратегия Фурье». Данный алгоритм учитывает входную силу и мощность звуков разной частоты, число задействованных электродов и другие факторы.

Существуют и другие алгоритмы, которые применяются для лучшего распознавания гласных звуков, для чего в процессоре применяются определенные программные паттерны.

Для передачи преобразованного электрического сигнала с микрофона на процессор, подключенный к нерву, используется радиопередатчик. Это сделано для того, чтобы уменьшить возможность инфицирования при установке проводов и других передающих элементов.

Преобразованные речевым процессором сигналы и переданные с помощью передатчика воспринимаются радиоприемником. Этот элемент имплантата помещается в толщу кости позади уха.

Электродная матрица. Этот элемент имплантата сделан из силиконовой основы, а сами электроды – из платины или другого подобного высокопроводящего материала. Улитка проходит вокруг слухового нерва. При воздействии на матрицу электрических сигналов, образуется электрическое поле, которое воздействует в свою очередь на слуховой нерв.

Речевой процессор – это компонент кохлеарного имплантата, который преобразует звуки из микрофона в электронные сигналы, далее поступающие в приемник. В процессоре запрограммирован алгоритм кодирования сигнала, который разрабатывается врачом-аудиологом. Сигналы из речевого процессора по радио поступает в приемник, откуда дальше они идут на матрицу электродов, расположенную в улитке.

Существует два типа речевых процессоров. Наиболее популярный тип – это тот, который устанавливается позади ушной раковины ("behind-the-ear" или BTE). Это небольшой процессор, который обычно вместе с микрофоном носится сзади уха. Этот тип процессора применяется у большинства взрослых и детей старшего возраста.

Другой тип процессора – тот, который носится на теле. Обычно он применяется у маленьких детей, так как процессор типа BTE (позадиушной) для них бывает великоват. Такой тип процессора прикрепляется к телу, и от него идет провод к микрофону.

Программирование речевого процессора

Кохлеарный имплантат программируется индивидуально для каждого больного. Этот процесс выполняется врачом-аудилогом. Врач подает на электроды минимальный и максимальный по уровню сигналы, для того, чтобы выяснить пороговые значения для каждого больного. Кроме того, он выбирает те или иные методы программирования и работы речевого процессора.

КАК РАБОТАЕТ КОХЛЕАРНЫЙ ИМПЛАНТ?

1 - звуки воспринимаются микрофоном речевого процессора

2 - речевой процессор анализирует звуки и кодирует их в последовательность электрических импульсов

3 - эти импульсы передатчик посылает через неповрежденную кожу к импланту

4 - имплант передает электрические импульсы на электроды в улитке

5 - слуховой нерв воспринимает их и посылает в слуховые центры мозга

6 - мозг распознает переданные сигналы как звук

КАК СЛЫШНО ЗВУКИ В КОХЛЕАРНОМ ИМПЛАНТЕ?

Кохлеарная имплантация не восстанавливает слух полностью. Поскольку число стимулируемых электродом импланта точек слухового нерва неизмеримо меньше числа волосковых клеток в нормально функционирующей улитке, человек с имплантом слышит сначала не те звуки, к которым мы привыкли. Воспринимаемые через имплант и речевой процессор звуки немного отличаются от звучания речи и окружающих звуков через слуховой аппарат, или при восприятии нормально слышащего уха. Сразу после включения речевого процессора пациентам бывает трудно понять, что за сигналы сейчас звучат.

Требуется время для того, чтобы научиться слышать и различать речь и окружающие звуки при использовании системы кохлеарной имплантации. Требуется длительный период реабилитации и занятий по специальной программе, чтобы восстановить способность человека понимать обращенную к нему речь или научить ребенка говорить. Вместе с тем, сразу же после включения импланта человек получает возможность слышать звуки окружающего мира, что делает его жизнь более безопасной, а у ребенка вызывает интерес и становится стимулом к развитию.

Часто специалисты рекомендуют совмещать ношение речевого процессора и слухового аппарата на неоперированном ухе, следовательно, эти два устройства возможно оптимально настроить в совокупности друг с другом. Такие рекомендации направлены тем пациентам, у которых сохранено восприятие низких частот. Однако, после подключения речевого процессора многие дети отказываются носить слуховой аппарат на противоположном ухе. В таких случаях специалисты обычно не заставляют пациента или его родителей использовать аппарат.

Для тех, кто потерял слух недавно звуки, передаваемые через КИ, кажутся непривычными, искусственными. Те, кто давно потеряли слух и длительное время пользовались СА отмечают возросшее число слышимых звуков,  заметное отличие качества этих звуков. Непривычность звуков у них отмечается редко.

Перспективы развития КИ

Разработка и внедрение комплексного подхода к организации слухоречевой реабилитации пациентов после кохлеарной имплантации

Этот подход должен обеспечивать для каждого пациента на всей территории РФ:

• доступность реабилитации,

• единые стандарты технологии реабилитации,

• единые стандарты критериев качества реабилитации.

Включение в единый комплекс медицинских услуг, связанных с кохлеарной имплантацией не только закупки системы КИ и хирургической

операции, но и обязательной слухоречевой реабилитации ребенка в объеме 240 часов и не менее 6 сессий настройки процессора КИ в течение

2-х лет.

Финансовое обеспечение комплекса этих услуг (расширение штатного расписания сурдоцентров, их оснащение, обучение специалистов и др.)

  1. Уменьшение размеров КИ
  2. Создание полностью имплантируемых устройств
  3. Повышение разборчивости речи
  4. Улучшение восприятия музыки
  5. Понижение энергопотребления
  6. Развитие объективных методов настройки
  7. Развитие бинауральной имплантации

Бинауральная кохлеарная имплантация

  1. Повышается разборчивость речи в шуме на 10-12%
  2. Улучшается локализация источника звука в пространстве
  3. Повышается разборчивость речи в условиях реверберации, при общении с несколькими говорящими
  4. Дети быстрее научаются слушать и узнавать разные звуки,накапливают словарь , научаются говорить.

Взрослые пациенты отмечают:

  1. Звуки и речь звучат более естественно
  2. Восприятие звукового пространства со всех сторон
  3. Слушать речь более комфортно, требуя меньше усилий .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать о кохлеарной имплантации

Презентация содержит ответы на самые волнующие вопросы о кохлеарной имплантации...

Развитие слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации на индивидуальных занятиях в условиях коррекционной школы (I) вида.

В статье описаны этапы работы над развитием слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации....

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации с использованием верботональной системы.

Сегодня одним из наиболее перспективных направлений реа­билитации детей с большими по­терями слуха является операция кохлеарной имплантации (КИ). КИ — это не только хирургическая операция, но ...

Презентация к семинару по теме "Кохлеарная имплантация"

В данной презентации рассмотрены такие вопросы:Что такое КИКак работает КИЧто включает в себя реабилитация после КИОписаны периоды слухоречевой реабилитации после КИ.Данная презентация будет полезна у...

"Кохлеарная имплантация"

На современном этапе развития науки и техники кохлеарная имплантация является одним из наиболее эффективных методов реабилитации глухих детей, которая позволяет абсолютно глухим людям слышать и п...

Как заниматься с ребенком после кохлеарной имплантации.

Неправильно предполагать, что глухой человек,  который получил кохлеарный имплант, автоматически способеннаучиться слушать и говорить.   Необходимо систематическим образом научить имплантиро...

Реабилитация неслышащих школьников после кохлеарной имплантации

Сопровождение неслышащих школьников после КИ...