Научно-методическая статья "Метод ассоциации на уроках русского языка"
статья по теме

Бабунова Екатерина Евгеньевна

Научная статья "Метод ассоциации на уроках русского языка" представляет собой первую теоретическую часть разработки уроков обучения учащихся с помощью ассоциаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Научная статья на тему «Использование метода ассоциации на уроках русского языка»

Автор: Бабунова Екатерина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №253 г. Санкт-Петербурга

В целях улучшения качества усвоения учащимися теоретического материала учитель-предметник на каждом уроке должен использовать приемы тренировки и развития памяти учащихся. В разный возрастной период  у человека на первый план выходит один из видов мышления.

Рассмотрим младший подростковый возраст школьников. Память учащихся в возрасте 11-13 лет характеризуется нестабильностью.   Подросток может с легкостью запоминать большие тексты и сложные формулы, мелкие детали и штрихи, цифры, слова, картинки, стихи. Это происходит благодаря развитию в подростковый период абстрактного мышления. Ребенок с радостью обобщает, рассуждает на глобальные, вселенские темы. Для такого рода рассуждений, как известно, нужна пища. Пищу эту и должна поставлять сильная память. Количество информации, которую подросток может запомнить непроизвольно, непосредственно, т. е. без применения каких-либо способов запоминания, может достигать 7—8 единиц.

При этом учащимся по русскому языку после начальной школы приходится запоминать большой объем правил, орфограмм и слов-исключений, который не всегда учащиеся достаточно понимают. Поэтому информация нарастает в их головах как снежный ком, как следствие они часто не знают когда и какие знания применять на практике. Отсюда своеобразный эффект «забывчивости», когда после изучения сложного и довольно большого материала ученики откладывают его и  в будущем не умеют воспользоваться им.

Одним из способов развития долговременной памяти всегда являлся ассоциативный метод.

Ассоциация  в психологии — связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.); основное понятие ассоциативной психологии. Термин введен Дж. Локком (1698). (Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г.)

Со времен Аристотеля (считается, что именно он открыл законы образования ассоциаций) известны четыре вида ассоциаций.

1) По смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое благодаря их временному или пространственному совпадению. Например: улей - пчелы, медведь - зима - берлога, зима - мороз - снег...

2) По сходству, по подобию, то есть похожее по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции... Например: мяч - арбуз, лимон - лимонад, снег - вата... По контрасту, то есть противоположное по каким-то свойствам. Например: добро - зло, гора - равнина, гора - ущелье, искры - снежинки...

3) Ассоциации по контрасту: день-ночь, рано-поздно

4) Ассоциации могут быть простыми, если они связывают между собой только два представления, и сложными, если одно представление объединяется со многими другими и образует ассоциативный комплекс.

На самом деле, создание ассоциаций для запоминания — это целое искусство. Известный американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842—1910) заметил: "Искусство хорошей памяти — это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить...". И все остальные исследователи резервов человеческой памяти безоговорочно согласны с ним.

На уроках русского языка ассоциации применяются чаще всего как метод для запоминания трудных орфограмм или исключений из правил. Учителя просят объединить слова-исключения, написав лингвистическую сказку или нарисовав рисунок. Несомненно, что визуальная ассоциация имеет место быть. Например, при запоминании правописания корня в слове Флакон можно попросить учащихся схематично изобразить предмет и отметить его форму в виде буквы А.

Следует отметить, что данный прием может использовать часто для простейших запоминаний. На следующем этапе обучения ученики должны научиться выстраивать цепочки или картины ассоциаций, так как количество материала усложняется и увеличивается.

Например, Изучение правила  «Гласные и-у-а после шипящих» предполагает запоминание  исключения, которые после шипящих имеют гласную Ю: жюри, брошюра, парашют.

Некоторые учащиеся легко запоминают эти слова, так как объединяют их общим признаком - иноязычные французские заимствования. Но у некоторых может возникнуть затруднение. Можно предложить школьникам связать эти слова в предложения, или лучше чтобы это был сюжет, который легко можно представить  в воображении. Примеры текстов: «Прыгая с парашютом, жюри читало брошюру о соревнованиях», «В брошюре говорилось о составе жюри в соревнованиях на парашютах», «Жюри во время конкурса сделало из брошюры парашют» и т.д.

Для того чтобы ученики не просто запомнили информацию, но и смогли ей воспользоваться потом, необходимо предлагать им построить необычные, нестандартные ассоциации.  Таково свойство нашей памяти: лучше всего закрепляется все самое яркое, необычное и волнующее.  Когда ассоциация уже готова, ее нужно представить, нарисовать зрительную картинку, "оживить" сюжет, который придумали. Иначе это правило называется МЕТОДОМ ОЖИВЛЕНИЯ.

Информация сохранится прочнее, если вы будете представлять предметы неестественных размеров, например, огромными, гораздо большими, чем они есть на самом деле. Так, когда вам надо запомнить слово "масло", представьте себе огромную пачку масла, величиной с жилой дом.

Так традиционная запоминалка на правило «И-Ы после Ц» - Цыган подошел на цыпочках и цыкнул цыпленку цыц» можно заменить на следующую «ЦЫпленок встал на цЫпочки и цЫц сказал цЫгану». При этом ученики могут подробно описать, как они представляют себе это действие, каким видят цыпленка или цыгана.

Развернутые и свободные ассоциации позволяют ярче представить воображаемую картинку и ее подробные детали, таким образом, слова легче запоминаются. При встрече с подобными словами школьники будут восстанавливать в памяти всю картинку.

Разработки фрагментов на применение метода ассоциации я приведу в конспектах уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Выступление на научно-методическом совете школы "ИКТ на уроке"

Выступление на научно-методическом совете школы "ИКТ на уроке"...

Доклад на научно-методический совет "Исследовательский поиск на уроках русского языка как одно из условий раскрытия одаренности ребенка"

Материал предназначен для учителей работающих по теме самообразования, связанной с исследовательской деятельностью...

Научно-методическая статья "Инновационные технологии на уроках музыкального искусства"

Научно-методическая статья "Инновационные технологии на уроках музыкального искусства"...

3.3.4. Научные, научно-методические и учебно-методические публикации по французскому языку, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Методические разработки:Организация внеурочной деятельности на французском языке с использованием ИКТ и возможностей современных мультимедиа технологий....

Презентация на тему "Применение ассоциаций на уроках английского языка"

Одной из главных проблем при изучении английского языка является трудность при запоминании новых слов. Для решения этой проблемы предлагается использование метода ассоциаций, который позволяет запомин...