Эссе "Моя педагогическая философия"
статья на тему

Черникова Наталья Павловна

Эссе о том, как я стала учителем и о том, каким я стала учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo_esse2.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

Писать о себе и своей жизни не так уж просто. Я учитель математики и информатики, числа и формулы мне ближе и роднее, чем слова и фразы. Что я за учитель? В чем заключается моя педагогическая философия? Даже и не знаю, как ответить. Расскажу вам о своей жизни и работе, а вы сами рассудите, можно назвать это моей педагогической философией или нет.

Начну с самого начала. В детстве я очень любила занятия математикой, много читала, писала стихи, пела и танцевала. Мне нравилось многое: я ходила на хор, клуб интернациональной дружбы «Факел», на греблю на байдарке – занималась всем понемногу. В общем, октябрятско-пионерское детство было насыщенным и интересным: сборы, шефская помощь совхозу, вожатская работа, концерты, походы, поездки в разные города СССР. Комсомольская юность тоже оставила приятные воспоминания. В старших классах меня особенно привлекали немецкий язык и математика. Активно участвовала в школьных олимпиадах по математике, побеждала, а вот в районных олимпиадах участвовала только дважды и один раз заняла третье место. Школьная жизнь была разнообразной и пролетела, как один миг.

Мои родители всегда мечтали о том, чтобы мы с сестрой получили высшее образование. После школы, прислушавшись к пожеланиям отца, я поступила в Ульяновский педагогический институт на физико-математический факультет. О дальнейшей работе старалась не думать, школьным учителем быть не очень хотелось. Но я очень любила математику и всё свободное время решала задачи. А еще писала стихи. Всего через две недели моего студенчества мой папа погиб. Первым моим желанием было бросить институт. Было жаль маму, которая осталась одна, да и просто было плохо. Но мама остановила меня: «Папа очень хотел, чтобы ты стала УЧИТЕЛЕМ!» Эти слова как будто привели меня в сознание после глубокого обморока, я продолжила учиться…

Работать пришла в свою родную школу. Все учителя – знакомые и близкие мне люди. Благодаря их стараниям, их мастерству я получила те знания, которые позволили мне поступить в институт и успешно окончить его. Но в дружном коллективе я продолжала ощущать себя ученицей: советовалась, ходила на уроки и… училась, училась, училась быть учителем. Было трудно. Хотелось, чтобы все получалось с первого (ну пусть со второго!) раза. Но, к сожалению, все не так просто: были слёзы, было желание сменить работу, но было и удовольствие от общения с детьми. И походы, экскурсии, разговоры о том, о сём с учениками, их разгорающиеся от интереса глаза. А еще мысли об отце…

Вероятно, именно поэтому я вот уже девятнадцатый год работаю в своей школе, пропадаю в ней, живу её жизнью. Многому научилась, многое поняла. Преподаю математику и информатику, два таких сложных, но необходимых для жизни предмета. Математику не многие ученики любят по-настоящему. Мир чисел – особый мир, который не всем близок и понятен. Кроме того, многих детей пугают сложные формулы и необходимость выискивать правильные решения. С информатикой все тоже не так просто: не оправдываются изначальные представления детей о предмете как о какой-то неизвестной игре на компьютере – им приходится заниматься программированием, а это совсем не игра.

Начиная работать с каждым новым классом, пытаюсь понять, что же интересно именно этим детям, как именно их мне вовлечь в приключение под скучным названием «Учеба». Хочется сделать так, чтобы ребёнок шёл утром в школу с радостью и с осознанием того, что здесь его любят, понимают и всегда дадут возможность показать все свои таланты. Не у всех детей есть ярко выраженные способности к обучению, многие из них не получили должного внимания со стороны родителей в дошкольном возрасте, и потому учиться им очень трудно. Но каждый из них должен понять, что учителя не только дают знания по своему предмету, но и являются проводниками во взрослую серьёзную жизнь. Где нужны будут не столько знания, сколько общечеловеческие ценности.

Для того чтобы добиться лучших результатов в обучении детей, я стараюсь заинтересовать каждого ребёнка и поддерживать этот интерес в течение всего периода обучения. Для чего использую разные способы: это и мультимедийные презентации и фильмы, как эффективное сопровождение урока, это и работа на интерактивной доске (к сожалению, она у нас в школе только одна), это элементы проектной деятельности учащихся и многое другое. И всё же важнейшим в своей педагогической деятельности я считаю ОБЩЕНИЕ с каждым ребёнком, так же как я общаюсь со своим собственными. Многие дети в настоящее время обделены родительской заботой и вниманием, не хватает ласки и любви, строгости и сопереживания детским проблемам. Родители сложили с себя полномочия «наставника» и «проводника», и это меня очень беспокоит. У многих детей в семье нет поддержки, и ребёнок творчески не развивается, всё своё время «убивает» на улице или в виртуальном мире, играя и общаясь, порой неизвестно с кем.

Для того чтобы дать возможность реализоваться не в учёбе, а в других областях, я предложила детям принять участие в двух социально значимых, с моей точки зрения, проектах – в создании школьной газеты и видеоновостей. Дети откликнулись на предложение, и мы начали работу. Теперь в нашей школе есть газета «Клякса» и канал новостей «КСОШ-ТВ». В этой работе, конечно, много проблем и сложностей, как технических, так и организационных, но всё-таки уже есть положительные результаты нашей работы. Эти проекты позволяют общаться с детьми на неформальном уровне, укрепляют дружеские и доверительные отношения между мной и детьми, дают возможность ученикам познакомиться с компьютерными технологиями и ориентируют на выбор будущей профессии, что, безусловно, очень важно.

Я делаю все для того, чтобы помочь ученику познать себя, самоопределиться и по возможности самореализоваться. Получив возможность раскрыть свои способности, ученики становятся уверенными в себе и в дальнейшем с интересом и увлечением относятся к учебным занятиям.

Вот так я и живу, так работаю. С оптимизмом смотрю вперёд, берегу в сердце память о дорогих мне людях, люблю детей и свою работу. И понимаю теперь, что без школы я НИКУДА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...