Развитие профессиональных компетенций
учебно-методический материал по теме

Николаева Валентина Ивановна

Выступление на педагогическом совете по внедрению в педагогическую практику компетентностного подхода в обучении. Значимость, перспективы и проблемы новых модульных програм.

Развитие профессиональных компетенций на теоретических занятиях, учебной практики и во внеурочной деятельности. Способы и приемы используемые при формировании различных

групп общих и профессиональных компетенций. 

Дополнением к выступлению служат таблицы и мини-презентация, которые более наглядно раскрывают сущность данного направления в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pk.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие профессиональной компетенции.

        В соответствии с современной государственной образовательной политикой основными результатами деятельности образовательных учреждений являются не только сами по себе знания, умения и навыки, а набор определенных «ключевых компетентностей». Новая цель образования – формирование компетентной личности выпускника через освоение им ключевых общих и главное профессиональных компетенций. Переход на Государственные стандарты третьего поколения требуют от учреждений НПО модернизации всего образовательного процесса, проектирования образовательных технологий в т. ч. на модульно- компетентностной основе. Такой подход к получению знаний обучающимися позволяет педагогическим коллективам в образовательных учреждениях НПО проектировать весь педагогический процесс по моделям, отвечающим современным запросам общества и рынка труда конкретного региона, города или района.  Проектирование должно способствовать формированию специалиста способного к адекватной оценке производственных процессов, принятию самостоятельных решений, к его социальной активности.

       Развитие компетенций следует понимать как заданное требование, норму образовательной подготовки обучающегося, ведь понятие  компетенции более широкое, чем знания и умения: компетентность включает в себя знания, умения, учебный и жизненный опыт, ценности, интересы которые самостоятельно реализуются обучающимся и используются им в определенный момент. Знания являются основой компетентности, необходимо научить обучающихся их применять в конкретных ситуациях. Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их в нужный момент, когда представляется возможность. Необходимо уметь в данных условиях проявлять соответствующую компетенцию.

     Осознавая необходимость и значимость культивирования у обучающихся способности мыслить и действовать по новому, мы со своей стороны стараемся нацелить их на получение профессиональных компетенций путем привлечения к осознанной работе. Ведь требования работодателей основываются на их ожидании относительно компетенций работников конкретной профессии и конкретного должностного уровня.  Формулируя тему нашего методического объединения «Компетентностный подход как условие повышения качества профессионального образования» мы и стремимся совершенствовать формы, методы и средства обучения для достижения поставленной цели. Для этого проводим различные методические совещания, тематические педагогические советы, заседания методического объединения, взаимопосещение занятий и т.д. на которых учимся сами и перенимаем опыт коллег.

        Уже в течении второго года мы работаем по новым модульным программам в части обучения по профессии «Автомеханик» и  с этого года по профессии «Тракторист-машинист», видим разные стороны данного подхода в обучении. На начальном этапе переработали все планы и программы по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, где большая доля учебного времени отводится на различные виды самостоятельной работы – это лабораторные, практические работы; самостоятельное добывание нужных сведений из учебных пособий и дополнительной литературы или других источников; решение различных ситуационных задач профессиональной направленности и др. Постепенно меняется и основные установки преподавателей в их  отношении с обучающимися: смещаются акцент с односторонней активности преподавателя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих обучающихся. В этом случае меняется и сама роль преподавателя или мастера - из транслятора знаний он превращается в консультанта, направляющего процесс обучения, организующего самостоятельную работу обучающегося по получению, закреплению и самоконтролю знаний.

      К сожалению, большинство наших обучающихся не всегда понимают, зачем им нужны те или иные знания (сведения), понимание каким образом тот или иной навык может быть востребован во взрослой жизни, само к ним не придет. (это является одной из сторон нашей действительности).  Поэтому наша общая задача, исходя из компетентностного подхода - создать условия для такого осознания. Это значит «погрузить» обучающегося в среду, где явно  представлен «продукт» их работы, который может оцениваться преподавателем или группой: анализ или обобщение информации; обсуждение и решение проблемных ситуаций; объяснение работы систем двигателя, узлов механизмов; представление и объяснение процесса их работы; применение полученных знаний в процессе решения задач; различные выступления, сообщения и презентации.

        При постановке перед обучающимися проблемных вопросов или производственных задач  учитываем их силы, интеллектуальные способности, возрастной и образовательный уровень, степень их осознанности в приобретении компетенций, т.к. это свойство является внутренним движение личности к цели. Компетенции, которые обучающиеся приобретают и развивают в процессе обучения, являются важным звеном в приобретении профессиональных навыков подкрепляемыми практикой. Развитие компетенций начинается на теоретических занятиях, где обучающиеся получают первичные знания, для закрепления которых служит различный дидактический материал. Помимо традиционных методов и приемов, которые используются (различные плакаты, схемы, макеты или разрезы узлов и деталей), преподаватели применяют на занятиях ИКТ-технологии, электронные стенды, презентации, разрабатываемые с использованием интернет-ресурсов, профессиональные задания (в МДК «Теоретическая подготовка водителей категории «В», «С», МДК «Устройство, ТО и ремонт»). Такие приемы позволяют обучающимся лучше усваивать конструктивные особенности устройства двигателей автомобилей, производить операции по техническому обслуживанию и регулировкам, которые выполняются в процессе учебной практики.

         Работа по формированию компетенций обучающихся является с одной стороны делом в достаточной степени понятной, а с другой требует от преподавателей и мастеров определенных знаний и концентрации. На заседаниях методического объединения, где присутствуют преподаватели и мастера, обсуждаем теоретические основы данного направления, разрабатываем необходимый материал, проводим тематические педсоветы. В отделении работает творческая группа мастеров под руководством старшего мастера.                    

        Профессиональные компетенции выражены совокупностью характеристик определенной профессиональной деятельности и представляют собой набор функций конкретного рабочего места. В нашем случае это рабочее место находится в производственных помещениях, где проводятся лабораторно-практические занятия, учебная или производственная практика. Здесь приобретенные теоретические знания переходят в разряд начальной профессиональной деятельности, при которой и формируются определенные профессиональные компетенции.

        Все, что касается приобретения профессиональных компетенций на уроках производственного обучения заключено в конкретной деятельности, обучающихся когда они проводят работы по диагностике, частичной разборке-сборке узлов и агрегатов, производят работы по техническому обслуживанию автомобиля или трактора. (табл.1)

      В этом случае используются различные формы организации учебного процесса - индивидуальная, работа в малой группе или обучение в сотрудничестве, где прослеживается большая заинтересованность каждого в конечном результате. Формируется социальная направленность, способность общения между членами группы; взаимосвязь членов группы между собой и личная ответственность каждого за успехи товарища; осуществляется общая оценка группы, что может быть и не всегда в баллах (экспертная оценка). Не всегда «эксперт» преподаватель, им могут быть и участники образовательного процесса (обсуждение поведения, интенсивность работы, помощь друг другу, что удалось сделать, анализ ошибок, пути совершенствования своего сотрудничества и т. д.). Главное чтобы деятельность обучающихся была направлена на формирование профессиональных компетенций и структурирована таким образом, чтобы все были вовлечены в активную совместную деятельность с личной ответственностью за действия каждого и свои действия.

              Структурным элементом стандартов третьего поколения являются не предмет, а образовательная область, представленная в виде ПМ и МДК, направленных на освоение обучающимися конкретных видов профессиональной деятельности. В свою очередь структурными элементами ПМ становятся профессиональные (ПК) и общие (ОК) компетенции. (табл.2)

       При изучении определенных дисциплин есть возможность развивать различные группы компетенций:

      Дисциплина «Охрана труда и техника безопасности» — занимает важное место в формировании профессиональной компетентности обучающихся, поскольку непосредственно связана с его профессиональной деятельностью, техникой безопасности на производстве. (пример: самая распространенная деятельность у водителей –замена колес, обязательное условие –применение страховочных упоров помимо домкрата; использование только исправного инструмента и по назначению ( поможет избежать мелких травм).

     Дисциплина «Экономика» направлена на формирование знаний по вопросам экономической ситуации в стране и за рубежом, формы оплаты труда в современных условиях, законодательства и др. Экономические знания способствуют становлению информационной, коммуникативной, гражданской компетенций обучающихся.

     «Безопасность жизнедеятельности» — дисциплина, которая выступает в качестве теоретической базы всех видов компетенций, поскольку направлена на наделение обучающихся знаниями по вопросам безопасного и здорового образа жизни, без чего невозможно полноценное личностное и профессиональное становление человека.

     Специальные дисциплины - устройство тракторов, автомобилей, с/х машин, ТО и ремонт, дают техническую подготовленность к выполнению профессиональных функций, развивают профессиональные, а также социальную компетентность обучающихся.

     Способствуют формированию профессиональных компетенций и внеурочная деятельность. В план работы методического объединения включено проведение предметных недель по профилю, внутренние конкурсы профессионального мастерства. Мероприятия предметной недели различны:  проверка теоретических знаний в игровой форме; знаний направленных на развитие эрудиции, смекалки, логики; практические задания по техническому обслуживанию автомобиля и трактора;  конкурсы по вождению транспортных средств. В результате таких мероприятий формируются и профессиональные и общие компетенции обучающихся, которые выгодным образом дополняют друг друга.

     Таким образом, развитие различных компетенций позволяет определить результат обучения – выпускник наделенный знаниями в своей профессиональной сфере, обладающий опытом профессиональной деятельности, характеризующийся различными личностными качествами, активный член общества, достойный гражданин своего государства.

Преподаватель                                                                 Николаева В.И.

ГОАУНПОПТЛ № 3, отделение № 2

г. Свободный

2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по самообразованию: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прог...

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников

Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников...

Развитие профессиональных компетенций в контексте внедрения профессионального стандарта педагога

Выступление адресовано учителям русского языка и литературы, интересующимися вопросами развития профессиональных компетенций в контексте внедрения профессионального стандарта педагога. Вторая часть по...

Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций с учётом требований профессионального стандарта педагога

Программа составлена по результатам самообследования по выявлению уровня соответствия профессиональной деятельности педагога требованиям профессионального стандарта. В программе представлены направлен...

Профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников

Что значит быть хорошим учителем? Уже начиная с 30-х годов ХХ века, в нашей стране изучался этот вопрос. Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему «Мой учитель». Ученики тог...

Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций в контексте профессионального стандарта педагога

Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций учителя английского языка Ориной Э.Г. на 2018-2021 гг....