Рабочая программа
рабочая программа на тему

Бутова Маргарита Ивановна 1949

В помощь логопеду.

2,3,5,6,7 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc585.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Пояснительная записка.

  Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых, детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников коррекционной школы.

[Нарушения речи умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетике - фонематическую, так и лексико -грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему, а не только какой -то один изолированный дефект.

  В данной программе отражён системный подход, который определяет содержание коррекции нарушений речи у умственно отсталых школьников.         Программа рассчитана на учащихся 1-7 классов коррекционной школы VIII вида, имеющих диагноз: системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости (1 класс) и нарушение письма и чтения, обусловленное общим недоразвитием речи (2-7 классы) .

  Целью программы является коррекция речи и мышления умственно отсталых школьников.

  Программа построена с учётом содержания программы по обучению грамоте, изучения родного языка. Включает изучение предметов и явлений окружающего мира, сведений, доступных для детей.

  Содержание программы направлено на решение следующих основных задач:

I. Развитие произвольного внимания.

2.Развитие и совершенствование всех видов сенсорной и словесно-логической памяти.

3. Развитие речевого внимания.

4. Развитие мышления, формирование мыслительных процессов и операций.

5. Воспитание интереса и стремления к познавательной деятельности.

6. Воспитание речевой и мыслительной активности.

7.Развтие и совершенствование общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики.

8. Совершенствование имеющейся у детей речи.

9.Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

10.Овладение фонетическим строением языка, воспитание артикуляционных навыков, коррекция звукопроизношения, овладение звуко-слоговой  структурой  формирование фонематического восприятия.

11. Подготовка к обучению и обучение грамоте, Формирование звуко-буквенного анализа.

12. Развитие связной речи.  

  Программа включает в себя разделы:

1) коррекция звуковой стороны речи;

2) формирование лексико - грамматического строя.

В основе системы занятий по данной программе лежит комплексный подход, который направлен на решение взаимосвязанных задач по развитию фонематического, лексического, грамматического строя речи как основы

связного высказывания  Ведущим принципом планирования занятий является

взаимосвязь собственно речевых задач с коррекционными и

воспитательными.

  Решение речевых задач: воспитание звуковой стороны речи, формирование его грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи и др. -осуществляется через постепенное изложение заданий от занятия к занятию.

  Предварительный этап устранения нарушений звукопроизношения имеет место чаще Всего в 1 классе коррекционной школы. Этот этап является более продолжительным и характеризуется качественно иным содержанием, чем в массовой школе. На этом этапе проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, гнозиса, мнезиса. Учитывая особенности просодических компонентов речи у умственно отсталых детей, на этом этапе проводится работа и над правильным речевым дыханием, над формированием длительного правильного выдоха.

  Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечиваем, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой - подготовку к овладению грамотой в объёме предусмотренной программой для первого класса коррекционной школы.

  В первую очередь с помощью специальных приёмов исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Усвоение и закрепление, артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетаются с развитием фонематического восприятия. С этой целью внимание детей привлекается к различию между твёрдыми и мягкими звуками, глухими и звонкими, отличающимися способом или местом артикуляции. Перед детьми постоянно ставятся задачи, требующие сравнения тех или иных звуковых элементов слова. Развиваются произвольное внимание и слуховая память.

  Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава слова.

  При разработке методики работы по данной программе материал подбирался с учётом перечисленных задач, т, е, в процессе развития звукопроизношения одновременно, и на том же звуковом материале планируются упражнения в анализе и синтезе звукового состава слова на более поздних этапах - в письме и чтении.

  Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова.

 Начиная с первого класса, проводится обогащение  и уточнение

номинативного словаря. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются умственно отсталыми детьми. В тоже время введение в речь обобщающих слов способствует развитию операций обобщения. В работе по обобщению словарного запаса большое внимание уделяется предикативному

словарю(глаголы, прилагательные).

Цели: создание условий на логопедических занятиях, обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождение учебного и воспитательного процессов, направленных на развитие механизмов продуктивной обработки информации, которые позволят логопатам усвоить, освоить коммуникативные модели поведения соответствующей патологии.

Задачи:

  1. Развитие потребности, мотивации к учению, как основы механизма по формированию навыков учебного поведения каждого ученика и коррекции его познавательной сферы.
  2. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы как детерминанты поведения, организующие фундаментальные личностные процессы поведения логопатов.
  3. Организация учебы в охранительно-оздоровительном режиме, направленном на создание системы универсальных учебных действий, привычек по освоению «здорового образа жизни».

Нормативно-правовые  документы, на основе которых

 разработана рабочая программа

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ(О)СКОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, образовательной программой ОУ.

Сведения о программе

    Программа построена с учетом содержания программы по обучению грамоте, изучения родного языка. Включает изучение предметов и явлений окружающего мира, сведений, доступных для детей.

     Содержание программы направлено на решение следующих  основных задач:

  1. Развитие произвольного внимания.
  2. Развитие и совершенствование всех видов сенсорной и словесно-логической памяти.
  3. Развитие речевого внимания.
  4. Развитие мышления, формирование мыслительных процессов и операций.
  5. Воспитание интереса и стремления к познавательной деятельности.
  6. Воспитание речевой и мыслительной активности.
  7. Развитие и совершенствование общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики.
  8. Совершенствование имеющейся  у детей речи.
  9. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
  10.  Овладение фонетическим строением языка, воспитание артикуляционных навыков, коррекция звукопроизношения, овладение звукослоговой структурой, формирование фонематического восприятия.
  11.  Подготовка к обучению и обучение грамоте. Формирование звукобуквенного анализа.
  12.  Развитие связной речи.

Обоснование выбора примерной программы для

разработки рабочей программы

           Нарушения развития познавательных процессов (особенно умственных операций), двигательной сферы, произвольности приводят к тому, что дети с нарушением интеллекта почти с первых дней обучения в школе начинают испытывать трудности, приводящие к отставанию в учении. Учителями отмечается быстрая утомляемость учащихся, соматические жалобы, ослабление иммунитета, частая заболеваемость, снижение школьной и учебной мотивации, появление разнообразных трудностей в усвоении учебного материала. У детей с нарушением интеллекта наблюдается общая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности, снижение устойчивости и концентрации внимания, низкая продуктивность процессов памяти, словесно-логического мышления. Учащиеся этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе уже с первых дней их пребывания в школе. Поэтому основным содержанием логопедической и психологической работы должно явиться в первую очередь становление и развитие произвольности в психомоторной сфере и в интеллектуальной деятельности (т.е. ребенок должен управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче).

Место и роль учебного курса

     В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать универсальные учебные действия, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных, письменных способностей.   С помощью специальных приемов исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий через интегрированные занятия учителя-логопеда представляет собой значимую проблему, и до настоящего времени вопросы определения педагогических условий, обеспечивающих коррекцию и развитие произвольности в познавательной, эмоционально-волевой сферах, развитие всех сторон речи у младших школьников с нарушением интеллекта, являются актуальными и сложными. Вокруг ребенка с интеллектуальной недостаточностью должно создаваться единое коррекционно-образовательное пространство. Тесная взаимосвязь специалистов возможна при совместном планировании работы, при правильном и четком распределении задач каждого педагога, при осуществлении преемственности в работе логопеда и психолога и соблюдении единства требований, предъявляемых детям. Теоретическая значимость Программы определяется тем, что результаты проведения интегрированных занятий позволяют расширить и углубить знания об особенностях младших школьников с нарушением интеллекта. Практическая значимость заключается в разработке приёмов коррекционной работы, способствующих активизации и развитию познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер младших школьников, что, в конечном счете, позволит успешнее решить проблему повышения эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.

Информация о количестве учебных часов

Количество часов на  год – 572ч.

Количество часов  2- 3 классы -  4часа -  136ч.

Количество часов 5 класс-   3часа  --  272 ч.ч.

Количество часов 6, 7классы –  2часа -  164 ч.

Формы организации образовательного процесса

       Занятие изучения нового материала, занятие закрепления знаний, умений и навыков, комбинированное занятие, занятие-беседа, повторительно-обобщающее занятие,  занятие - игра,  занятие развития речи.

Технологии обучения

  1. Традиционные технологии:

-объяснительно-иллюстративные

  1. Педагогические технологии на основе личностно  ориентированного педагогического процесса:

- педагогика сотрудничества;

-гуманно – личностная;

  1. уровневая дифференциация;
  2. проблемное обучение;
  3. информационно-коммуникационные технологии;
  4. здоровье сберегающие технологии;
  5. коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Создание картотеки логопедических и развивающих игр:

  1. на развитие восприятия образа буквы (Буквографика», «Найди меня», «Конструктор»).
  2. На коррекцию ошибок на уровне слога («Отгадайка», «Паутина», «Самый внимательный»).
  3. На коррекцию ошибок на уровне слова: «Иностранные слова», «Слово рассыпалось», «Цветочек»).
  4. На коррекцию ошибок на уровне словосочетания («Найди ошибку», «Спросилкин»).
  5. На коррекцию ошибок на уровне предложения («Скажи по- другому», «Волшебница точка», «Склеенное предложение»).
  6. На коррекцию ошибок на уровне связного текста («О чем рассказывает автор», «Закончи сказку»).

Виды и формы контроля

  1. -обобщающая беседа по изученному материалу;
  2. -проверка знаний при помощи тестов;
  3. -индивидуальный устный опрос;
  4. -фронтальный опрос;
  5. - выборочная проверка упражнения;
  6. - взаимопроверка;
  7. - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
  8. -различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический);
  9. -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  10. -письмо под диктовку;
  11. -комментирование орфограмм и пунктограмм;
  12. -контрольное списывание.

      Современные способы оценивания с применением электронных форм документации: «Логопедическая работа индивидуального сопровождения ребенка», в которой отражены общие сведения о ребенке, о семье, медицинские показатели, отношения к занятиям ученика, диагностические задачи, результаты диагностики речи. Построение диаграмм: «Усвоение материала» (по результатам 1 и 4 четверти), «Усвоение навыков чтения», «Социально-психологическая адаптация к школе».

Планируемый  уровень  подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен

 знать:

-основные нормы (грамматические) русского языка;

- нормы речевого этикета.

уметь

- определять тему, тип, стиль речи;

- опознавать языковые единицы (части речи), различать их, анализировать;

аудирование и чтение:

- читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения;

говорение и письмо:

- воспроизводить текст с заданно степенью свернутости;

- владеть различными видами монолога (описание, рассуждение)

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать в практике грамматические нормы современного языка;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

- увеличивать словарный запас.

Основные   требования к знаниям и умениям учащихся:

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:          2 класс

Учащиеся должны уметь:

анализировать слова по звуковому составу;

различать звуки гласные и согласные;

согласные звонкие и глухие, л-р, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании, списывать по слогам рукописного и печатного текста;

писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст , после предварительного анализа;

писать предложения с заглавной буквы в конце предложения ставить точку; составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Учащиеся должны знать   наизусть 6-7 стихотворений.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся. 3 класс

Учащиеся должны уметь:

составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; анализировать слова по звуковому составу;

различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;

определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме; списывать текст целыми словами;

писать под диктовку 20-25 слов, включающие изученные орфограммы.

Учащиеся должны знать алфавит.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся. 5 класс

Учащиеся должны уметь:

различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их при письме;

подбирать группы родственных слов;

проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных;

обозначать мягкость согласных буквой ь;

разбирать слова по составу;

строить простое распространённое предложение;

связно высказывать устно, письменно, пользоваться словарём.

Учащиеся должны знать:

Алфавит, способ проверки написания гласных и согласных.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся. 6 класс

Учащиеся должны уметь:

правильно обозначать звуки буквами при письме; подбирать  групп ы

родственных слов;

проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных;

разбирать слова по составу, выделять имя существительное, имя прилагательное как часть речи;

строить простое распространённое предложение с однородными членами; связно высказываться устно и письменно; пользоваться словарём.

Учащиеся должны знать:

способы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся. 7 класс

Учащиеся должны уметь:

читать сознательно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать про себя; выделять главную мысль произведения;

давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение;

пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

Учащиеся должны знать:

Наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.

Коррекционная работа по исправлению и развитию речи.

  Такая работа проводится на логопедических занятиях, на уроках, самоподготовках и внеклассных занятиях. Воспитатель закрепляет материал, данный на логопедических занятиях в игровой и трудовой деятельности, на прогулке, в утренние и вечерние часы. Наряду с речевой работой проводится обязательная работа по коррекции, совершенствованию и развитию голоса и дыхания, формированию и развитию познавательной деятельности- восприятия, мышления, внимания, памяти.

                                   

                                    2 класс

                  Звуковая сторона речи.

I. Повторение и уточнение понятий звук и буква.

'2. Выделение звука из слова и соотнесение его с соответствующей

буквой.

3/ Определение количества звуков и букв в слове.

4. Слова со стечением согласных.

5. Звуко-буквенный анализ слов.

6. Гласные и согласные звуки и их различие.

7. Слогообразующая роль гласных.

8. Перенос слов по слогам.

9. Ударение.

10.Слова с гласными е, ё, я, и в начале слова и после гласных. Деление их на слоги.

II. Деление слов с и-й на слоги.

12.Различение твёрдых и мягких согласных звуков.

13.Обозначение мягкости гласными е, ё. ю, я, и. и слова с гласными а-я, у-ю, о-ё, ы-и.

14.Различение звонких  и глухих согласных звуков.

           Лексико-грамматическая сторона речи.

1.Название предметов и их характеристики. Сравнение2-3 предметов(их сходство и различие по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху в устной и письменной речи.

2.Родовые категории слов-предметов. Большая буква в именах , фамилиях , кличках животных в начале предложений в устной и письменной речи.

3.Работа с простым предложением в устной и письменной речи: точка, запятая, восклицательный и вопросительный знак. Работа над интонацией.

4.. Слова, обозначающие действие, согласование их со словами, обозначающими предмет.

       Содержание рабочей программа                       2кл.

В результате логопедических занятий   обучающийся научится

Звуки и буквы   -   11 часов.

Дифференцировать гласные и согласные звуки и буквы, правильно ставить ударение.

Слово - 30 часов.

Называть в словах ударные и безударные звуки и буквы, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, шипящие и свистящие, правильно ставить вопросы и называть слово - предмет и слово - действие.

Предложение – 6 часов.

Составлять предложения, читать и писать слова в предложении с разделительными ь и ъ знаками

 

Прописные  буквы - 4 часа.

Писать имена и фамилии людей , начало предложений.

 Предлог - 7 часов.

Знать предлоги и правильно писать.

Коррекция и развитие психических функций - 5 часов.

Развивать внимание, мышление , память и зрительное восприятие

2 класс


п/п

Содержание работы по преодолению. отклонений . в речевом развитии.        


часысы


дата


Грамм. понятия, используем. на уроках. Развитие ф-ф процессов.


Рзвитие  психических   функций.


Коррекция лексической стороны речи.


Содержание коррекционно-. воспитательной работы.


1





2




3






4







6

         





7





8



9



10




   

11







12




13




14





15




16




17






18





19






20






21






22








23









24      




25




26











27





28







29



30







31









 32








33






34








35








36






37




38






39






41






42






43






44





45







Обследование устной и письменной речи.



Звуки и буквы.




Соотнесение звука и буквы.





Слова, отличающие одним звуком.

Слова со стечением согласных.


Дифференциация п-б




Составление предложений из двух- трёх слов.



Звуки гласные и согласные.


Гласные ударные и безударные.



Постановка знака ударения.




Слова с гласной   э.






Слова с буквами  и,  й их различие.



Дифференциациия т-д



Слова с гласными и, е, ю, я.


Согласные звонкие и глухие.



Согласные шипящие и свистящие.



Аффрикаты.






Согласные твёрдые и мягкие.



Слова с буквами и, е, ю, я для обозн мягкости согласных.



Дифференциация с-ш





Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце  слова.


Практические упражнения в чтении и написании слов с разд ь и ъ.




Слова, обозначающие предмет.






Называние одного предмета и несколько одинаковых.


Дифференциация ш-ж


Различие основных частей хорошо знакомых предметов.




Сравнение 2 предметов и определение признаков различия и сходства.



Умение различать слова по их отношению к род категориям.




Большая буква в именах и фамилиях людей.

 

Слова, обозначающие действия предметов.



Называние действий предметов по вопросам что делает? Что делают?




Группировка действий по признаку их однородности ( кто как гол под)…




Различие предметов по их действиям  (кто как передвиг).


Умение согласовывать слова, обозн дейсив со словами. , обозн предм.



Предлоги (в, из, на, у, с)







Раздельное написание предлогов со словами.



Дифференциация ч-ц




 Правописание слов  с непроверяемыми гласными.




Простое предложение.


Составление предложений  по к «Весна», «В лесу», «Белка».




Заканчивание начатого предложения.




Составление предложений из деф текста по к «Стрижи», «На реке»,


Прописная буква в начале предложения.


Коррекция и развитие мышления







6





 

3




 2






 3


1




1






 3




3




4



4





1








1



1





3



4




3





3







4





4





1







4





3








4









5




1




2








3








3







4





4




4










4









5





5








3








4





1






3





4





3







5






2






2




1







17, 18,

19.09




20, 24

09.





25,26, 27 09.


01, 10



02. 10






03, 04, 08. 10



09, 10,11 10


15, 16, 17, 18 10.

22, 23, 24, 25 10



20 . 10








30. 10



31. 10





01,12

13. 10


14, 15,19,

20. 11


21,22,

26. 11




27, 28,

29.11


   




03, 04,

05, 06.

12.



10, 11, 12,13

12.



17. 12







18, 19,

20 ,24,

12.



25, 26,

27, 12.







14, 15,

16, 17 12.







21, 22

23, 24, 28. 01.


29. 01




30, 31.

01.







04,05,

06.01.







07, 11,12

.02.





13,14, 18,19

02.



20, 21

22, 26

02.,


27,28,

04, 05.

03








06, 07, 11, 12.

03.







13,14,

18,19.

20.03



21 03,

04, 08.

09.04







10, 11,

15 . 04.





16,17,

18, 22.

04.




23.04.







24, 25,

29,04.



30,02,

06, 07.05



08,13,

14. 05





15, 16,

20. 21,

22 .05





23, 27,

05.





28,, 29,

05.



30. 05







Рзвитие ф-ф анализа и синтеза.









Анализ слов и предложений.  Графическая схема его.









Учить составлять согласованные предложения и правильно  записывать их.





Графическая схема предложений.









Составление предложений по картине, рассказов, списывание целыми словами.






Умение различать свистящие и шипящие звуки на слух и при письме.


Умение различать твёрдые и мягкие согласные. Списывание текста целыми словами.







 Развитиефонематического слуха, составление предложений по картине.







Работа с картинками ,развитие ф-ф  процессов.




Звуко-буквенный  анализ слов.




Составление предложений по картине, дифф ед и мн ч .


Дифф одушевлённых и неодуш имён сущ.



Развитие зрительного, такт- двигательного вос-я.




Составление предл, рассказов на темы.









Дифф имён существ и глаголов.





Звуко-буквенный анализ слов.







Учить составлять и записывать согласованные прдл.












Составление предложений с употреблением предлогов.








Развитие логического мышления.






Работа с сюжетными картинами.











                             







Анализ слов и

предложений , графическая схема.












Звуковой анализ   слов












Развитие фон- фонем . восприятия













Развитие  тактильно-двигат восприятия.













Загадки.










Игра»Запомни и повтори».






Скороговорки.




















Пословицы и поговорки.







«Азбука».









Игра «Вежливые слова».
















Игра на внимание с картинками.










Игра «Запомни и повтори».










Короткие стихотворения.





Дни недели.














Времена года.











Загадки.












Игры на внимание.

























«Азбука»


















Вежливые слова.









Картинное лото.














Игры на внимание.



















«Азбука».







Стихотворения.















«Тема «Овощи и фрукты».









«Тема «Дикие животные».












Тема «Домашние животные».













Тема «Игрушки».








Тема «Семья».









«Тема «Признаки осени».











Признаки зимы.






Тема «Мебель».












Тема «Посуда».











Тема «Птицы».















Тема «Деревья и кустарники».










Тема «Признаки весны».
























Тема «Признаки лета».












Тема «Цветы».













Тема «Птицы».














Тема «Игрушки».


















Тема «Семья».


















Тема  «Лето».
























1.Развитие комм. способностей к обучению;









умение внимательно слушать и слышать учителя;












Отвечать полным ответом;










Воспитание культурных навыков обращ.





2.Развитие психолог функций:






Развитие познават активности;





Развитие наблюдательности;














Развитие способностей к переключ и включение в работу.











3.Развитие общей моторики;






Использование физкультминуток.




4.Развитие мелкой ручной моторики;




Обводка по трафарету;







срисовывание;










Лепка из пластилина;












работа с песком;




работа с нитками;









Воспитание культурных навыми;















отвечать полным ответом.
































                                         3 класс

                                               1 полугодие

Звуковая сторона речи                  

  1. Повторение понятия звук и буква. Алфавит.
  2. Выделение звука из слова, соотношение его с соответствующей буквой.
  3. Определение количества звуков и букв в слове, определение места заданного звука в слове.
  4. Звуко – буквенный анализ слов.
  5. Звуки гласные и согласные. Их различие.
  6. Слогообразующая роль гласных. Деление на слоги и перенос слов.
  7. Ударение. Выделение ударного и безударного слога в двух – и трех сложных словах.
  8. Согласные твердые и мягкие. Обозначения мягкости согласных ь и гласными е, и. дифференциация гласных ё-ю, ы-и.
  9. Уточнение произношения свистящих и шипящих согласных.
  10. Различие свистящих и шипящих  согласных.

                             Лексико-грамматическая сторона речи

    1.   Название предметов и явлений.

 2.Различие слов , обозначающих предметы по вопросам : кто? что?

 3. Расширение круга собственных имён (название городов, сёл, деревень, улиц…)

4.Расширение словаря словами, обозначающими рабочие профессии.

5.Слова, обозначающие действия предметов(подбор к предмету ряда действий и определению по действию).

6.Расширение словаря словами- синонимами, антонимами, омонимами,.

Вся работа  по звуковой стороне речи ведётся на лексическом материале.

Лето

Ягоды

Овощи

Фрукты

Растения на клумбах

Цветы

Рабочие профессии

Насекомые

Осень

Одежда

Обувь

Рыбы

Дикие животные

Домашние животные

Птицы

                                              2 полугодие

                                  Звуковая сторона речи.

  1. Различие парных  звонких и  глухих согласных .
  2. Различие   букв по кинестетическому сходству.
  3. Различие свистящих и аффрикаты: с-ч.

Сложные многосложные слова.

Лексико- грамматическая сторона  речи

1.Слова, обозначающие качество  предмета.

2.Подбор ряда признаков предметов и определение предмета по признакам 3.Обогащение словаря словаря     наречиями.

4.Предлоги(к, под, от, над, о, об)

5.Составление предложений с употреблением винительного, родительного, дательного, творительного, предложного падежа с предлогами  в, на.

6.Выражение пространственных и временных отношений между конкретными  объектами посредством предлогов и наречий.

7.Составление распространённых простых предложений и сложных с союзом  и .

8.Описание предмета под руководством учителя

9.Составление предложений на заданную тему.

  10.Работа над выразительностью чтения.

Вся работа по звуковой стороне речи ведётсяна лексическом материале: мебель, транспорт, посуда, обувь…)

                        Содержание  рабочей  программы.                     3 кл.

                                           

В результате   логопедических  занятий    обучающийся    научится

Ударение    -- 10 часов.

Ставить ударение  в словах, выделять ударные и безударные звуки и буквы.

Слово – 13 часов.

Называть слова с мягкими гласными, слова- признаки, с непроверяемыми написаниями  в корне.

Предложение – 28 часов.

Писать предложения с изменением падежей.

Коррекция и развитие психических функций. – 2 часа

Развивать память, логическое мышление, зрительное восприятие

№п/п

Содержание  работы по преодолению отклонений  в речевом развитии.

Часы

Дата

Грамматические понятия, используемые на уроках. Развитие фонетико-фонематических процессов.

Развитие психических функций.

Коррекция лексической стороны речи.

Содержание коррекционно- воспитательной работы.

1.

Обследование устной и письменной речи.



5

Развитие памяти, внимания.

Тема «Признаки осени».

1. Развитие коммуникативных способностей к обучению;

2.

Употребление простого предложения.


3

17, 18,

19. 09

Анализ предложений . Грамматическая схема.

3.

Большая буква в начале предложения.

4

20, 24,

25,26.09.

Составление предложений по картине.

Игра «Азбука».

4.

Составление предложений по картине «Осень»,  «В лесу»,

2

27,01.10

Развитие фонематического слуха.

Тема «Семья».

умение  внимательно слушать и слышать учителя;

5.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

3

02,03.

04 .10

Умение составлять и записывать согласованные предложения.

Короткие стихотворения.

6.

Выделение предложений из текста.

3

0 8.09.

10.10

 Соотнесение звука и буквы, различение звуков и букв.

Игра с картинками.

Тема «Деревья»

Отвечать полным ответом.



7.

Звуки и буквы.

3

11,15,16.10

8.

Алфавит.


9.

Дифференциация п –б.

1

18. 10.

Игра с картинками на внимание.

воспитание культурных навыков;

10.

Составление списков по алфавиту.

1

22.10.

Составление предложений по картинам

11.

Звуки гласные и согласные.

2

23., 24.10

Тема «Дикие животные».

12.

Перенос части слова при письме.

3

25, 29,30 10

«Азбука».

13.

Слогообразующая роль гласных..

3

31,01

12. 11

Фонетический  разбор слов.

Развитие познавательной  активности;

14

Ударение..

3

13,14,

15. 11

Загадки.

16.

Постановка ударения в 2х сложных словах.

2

19, 20.11

17.

Гласные ударные и безударные.

2

21, 22. 11.

Тема «Транспорт.».

18.

Согласные твёрдые и мягкие.

4

26,27,

28,29, 11

Пословицы.

19.

Дифференциация т-д.

1

29. 11.

Развитие фонематического слуха.

20.

Обозначение мягкости согласных буквами  е, ё, ю, я, и. .

3

03,04,05. 12.

Скороговорки

21.

Мягкий знак в конце и в середине слова.

3

06, 10, 11.12.




Написание слов на заданные правила

22.

Разделительный  ь перед гласными е, ё, ю  я.

3

12,13,17.

12.

Развитие способностей к переключению и включение в работу.

23.

Правописание ши-жи, ча-ща, чу-щу..

3

18,19,

20. 12.

Соотнесение звука и буквы.

Тема «Ягоды».

24.

Парные звонкие и согласные.

3

24,25,

26, 12.

Развитие звукового анализа и синтеза.

25.

Слова, обозначающие название предмета.

3

27,14,

15 . 01

Стихотворения.

26.

Диффере6циация  с-ш.

1

16.01.

27.

Название городов, сёл, деревень, улиц.

2

17, 21, 01.

28.

Домашний адрес, адрес школы.

1

22. 01.

Развитие общей моторики;

29.

Слова, обозначающие действия предмета.

4

23,24,28,

29. 01.

Составление предложений по опорным словам.

30.

Слова, обозначающие признаки

предмета.

4

30,31,04,

05. 02.

Тема «Признаки зимы».

31.

Нахождение слов, обозначающие признаки в тексте.

4

06,07,

11,12. 02.

32.

Подбор и называние ряда признака данного предмета.

4

13,14,18,

19 . 02.

«Азбука».

Использование  физкультминуток;

33.

Согласование слов, обозначающие признаки со словами, обозначающими предмет..

4

20,21,25,26

02

Составление предложений на заданную тему.

34.

Предлог.

4

27,28,04,05.

03.

Развитие мелкой ручной моторики;

35.

Разделительный ъ.

4

06,07,11,12.

03.

Звуковой анализ слов.

Игра на внимание.

Тема «Птицы».

36.

Составление слов с непроверяемыми  написаниями в корне.

5

13,14,18,

19,20. 03.

37.

Практическое знакомство с построением простого предложения.

5

21,08,09,10

11.04.

Составление предложений из деформированного текста.

38.

Составление предложений с употреблением родительного падежа.

6

15,16,17,18,

20,22. 04.

Игры на развитие памяти.

Тема «Цветы».

39.

Дифференциация ш-ж.

1

23  . 04.

40.

Составление предложений с употреблением дательного падежа.

4

24,25,29.

30. 04.

Графическая схема слов.

Обводка по трафарету;

41.

Составление предложений с употреблением винительного падежа.

3

02,06,07.

05.

Тема «Домашние животные».

Лепка из пластилина;

42.

Составление предложений с употреблением  творительного падежа.

5

08,13,14.15,

16. 05.





Загадки.





срисовывание;

43

Составление предложений с употреблением предложного падежа.

5

20,21,22,

23,27.05.

Составление рассказа из деформированного текста.

работа с ниткам.

44

Составление рассказа «Лето» по  картине.

1

28. 05.

Коррекция и развитие зрительного восприятия на основе  наблюдений.

2

29, 30 05

                                           5 класс

                            1 полугодие.

                Звуковая   сторона речи.

  1. Звуки гласные и согласные. Согласные  звонкие  и глухие.
  2. Правописание звонких и глухих согласных.
  3. Гласные . Деление слов на слоги.
  4. Ударные и безударные гласных . Проверка безударных гласных.

                           Лексико – грамматическая сторона ркчи.

  1. Название предметов и явлений.
  2. Родственные слова. Подбор родственных слов.
  3. Слова, обозначающие качества предметов. Подбор прилагательных к существительным.
  4. Практическое усвоение согласования  существительных с прилагательными в роде и числе.
  5. Слова, обозначающие действия предметов.
  6. Словообразование. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
  7. Работа над логическим ударением, интонацией.

                   2 полугодие.

                   Звуковая сторона речи.  

  1. Дифференциация смешиваемых звуков.

        Развитие лексико – грамматической стороны речи.

  1. Составление предложений с однородными  словами.
  2. Обогащение словаря  словами- наречиями.
  3. Развитие связной речи:  работа с деформированным текстом.
  4. Работа над лексическим и логическим.
  5. Развитие монологической речи.
  6. Употребление сложных предлогов.

 

5 кл.

Содержание работы

часы

дата

Грамм, понятия,

Развит, псих.

Коррекц.лексич.

Сод.коррекц.

п/п

по преод. отклон. в речевом развитии.

используем, на уроках. Развитие ф-ф проц.

Функций.

стороны речи.

воспит. работы.

1

Обследование устной

и письменной речи.


6


Составление

предложений по

картине.

..

Тема «Овощи и

1. Развитие комм.

способностей к

• обучению;

2

Практические упр в составлении и

распростр

предложений.

2

17, 18. 09.

Загадки.

фрукты».

3

Связь слова в предложении.


2






19, 24.09

Звуковой анализ

слов.

умение внимательно

слушать и слышать учителя;

4

Главные и второстепенные члены предложения.

2

25, 26, 09.

Игра»Запомни и повтори».

Тема «Дикие животные».

5

Различие предложений по интонации.

3

01, 02, 03, 10

6

Гласные и согласные звуки и буквы.

3

08, 09, 10 . 10.

Письмо предложений и графическая схема.

Скороговорки.

Отвечать полным ответом;

7

Согласные твёрдые и мягкие.

3

15, 16, 17. 10.

Тема «Домашние животные».

8

Обозначение мягкости согл букв е, ё, ю, я, и,

т ъ

2

22, 23. 10.

9

Звонкие и глухие

согласные.

2

24, 29,10.

Составление предложений по опорным словам.

Воспитание культурных навыков обращ.

10

Правописание звонких и глухих согласных..

2

30, 31. 10.

Пословицы и

11

Гласные ударные и безударные.

2

12, 13.11.

поговорки.

Тема «Грибы».

2.Развитие психолог функций:

12

Алфавит.

3

14, 19, 20.

11.

Письмо по памяти.

13

Корень и

однокоренные слова.

3

21, 26, 27.11.

Развитие познават

активности;

14

Окончание, приставка,

суффикс.

3

28,03, 04, 12.

Развитие памяти,

 мышления,

внимание. Игры.

«Азбука».

-

15

Правописание

проверяем безуд

гласных, звонких и

глух согласных.

2

05,10. 12.

Развитие

наблюдательности;

16

Непроверяемые

гласные и согласные в

корне.

3

11, 12, 17.12.

Игра

«Вежливые

слова».

Тема «Полевые

растения».

17

Приставки и предлоги.

3

18, 19,

24. 12.

Графическая схема предложений.

18

Разделительный ъ.

3

25, 26, 14.01.

Развитие

способностей к

19

Общее понятие о

частях речи.

2

15, 16. 01.

переключ и

включение в

работу.

20

Умение различать

части речи по

вопросам.

3

21, 22, 23. 01.

Игра на

внимание с

картинками.

Тема «Город, деревня».

21

Имя сущ. одушевл и

неодуш, собственное и

нарицательное.

4


28, 29,

30,04. 02.

3.Развитие общей

моторики;

22

Род имён

существительных.

3

05,06 11.02.

Письмо СЛОВ и

предложений с

последующим

объяснением.

23

Изменение имён

существительных по

числам.

3


12, 13, 18, 02.

Игра «Запомни

и повтори».

Использование

физкультминуток.

24

Мягкий знак после

шипящих в конце

слова.

2

19,20,

02.

Письмо по памяти.

4.Развитие мелкой

ручной моторики;

25

Изменение существит

ельных по падежам.

1

26,02.

Короткие

стихотворения.

Тема

«Насекомые»,

Обводка по

трафарету;

26

Понятие о 1, 2, 3,

склонении имён

существительных.

2

27, 04. 03.

<

27


Первое склонение

имён

существительных.

3

05, 06, 11. 03.

Развитие

логического

мышления.

Дни недели.


срисовывание;

28

Составление рассказа

«Лиса» из

деформированного

текста.

1

12.03.

29

Второе склонение

имён

существительных.

4

13, 18, 19, 20. 03

Времена года.

Тема

«Транспорт».

Лепка из

пластилина;

30

Третье склонение

Имён существительных.

3

03, 08, 09. 04.

31

Составление рассказов

«Весна», «В лесу», из

разрезных

предложений.

2


10, 15. 04.

Развитие звукового

анализа и синтеза.

Загадки.

работа с песком;

работа с нитками;

32

Составление рассказа «На реке» из деформированного текста.

1

16.04.

Тема «Птицы».

33

Главные и

второстепенные члены предложения.

4

17, 22, 23, 24,.

04.

Умение логически правильно составлять предложения.

34

Предложения распространённые и нераспространённые.

2

29, 30. 04.

Игры на внимание.

Воспитание культурных навыков.;

35

Однородные члены предложения.

2

06, 07.

05.

отвечать полным ответом.

36

Перечисление без союзов и с одиночным союзом и

2

08, 13, 05.

«Назови лишнюю

картинку».

Развитие

37

Знаки препинания при однородных членах.

3

14, 15, 20.05.

' Развитие тактильно-' двигательного восприятия.

логического мышления..

38

Составление

предложений по картинам «Весна», «На поляне»,

2

21, 22. 05.

Пословицы и

поговорки.

39

Составление рассказов и деформированного текста «Весна», «Ландыши».»Птицы».

3

22, 28, 29. 05.

6 класс

                           1 полугодие.

Звуковая сторона речи. Звуки гласные и согласные.

1. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова      с разделительным ь.

2. Проверка безударных гласных.

       Лексико-грамматическая сторона речи.

'

1. Однокоренные

2.0бразование слов   с помощью приставок и суффиксов.

3. Работа над логическим ударением, интонацией, логической законченностью предложений.

4.Умение находить   в тексте слова, обозначающие действия предметов.

5. Согласование существительных с глаголом в роде, числе, падеже.

                     2 полугодие.

Развитие лексико- грамматической стороны речи.

1 .Составление предложений с однородными членами.

2.Обогащение словаря словами - наречиями разных видов

 3.Развитие связной речи: работа с деформированным текстом на основе наблюдений, изложение по плану на заданную тему, описание признаков на основе наблюдений.Работа над выразительностью чтения.

4.Работа над лексическим и логическим ударением, паузы

деление текста на отрезки.

5. Работа над разв итием делового письма.

6.Развитие монологической речи.

7.У потребление сложных предлогов в речи.

6 кл.

№ п/п

Содержание работы по преод. отклонений в

речевом развитии.

часы

дата

Грамм, понятия, используем, на уроках. Развитие ф-ф процессов.

Развитие

психических.

функций.

Коррекция лексической стороны речи.

1

Обследование устной и

письменной речи.

5

1 Развитие психологических предпосылок к обучению.

2

Главные и второстепенные члены  предложения.

предложения.

2.


17, 19,

09.

Развитие

звукового анализа и синтеза.

Развитие психологических предпосылок к обучению

3.

Предложения распространенные и

Нераспространённые.

3

24, 26,01.

10.


Картинное лото.

«Полевые растения».

развитие

познавательных

процессов;

4

Однородн.  члены

предложения.

2

03, 08,

10.

Тема «Грибы».

развитие наблюдательност

5

Перечисление без

союзов и с одиночным

союзом  и .

1

10.10.

Скороговорки

развитие способностей к переключению в работу;

6

Звуки  и буквы .  Алфавит.

2

15. 17.10.

Пословицы и поговорки.

Тема «Семья».

Развитие тормозных

реакций;

7

 Звуки гласные и согласные

2

22. 24. 10.

Игра «Назови лишнюю

картину».

2.Ра^ит-:е коммуникатив способностей обучению;

8.

Двойные и непроизносимые согласные.

1

29. 10.

умение внимательно слушать и слышать учителя;

9.

Однокоренные слова.

2

31,  12.11.

Тема «Деревья».

10

Корень, приставка, суффикс, окончание.

2

14, 19. 11.

Игра «Наоборот».

воспитание  культурных

навыков;

11.

Оразование слов с помощью приставоки суффиксов.

2

21, 26.11.

Тема «Признаки осени».

12.

Правописание пров. безуд. гласных , звонких и глухих

согласных в корне.

3

28, 03, 05.12.

13.

Непроверяемые гласные и согласные  в корне.

2

10, 12,

12.

Стихотворения.

14.

Правописание приставок.

2

17, 19.12.

Тема «Насекомые».

15.

Приставки и предлоги.

Скороговорки.

отвечать полным ответом;

Развитие общей моторики;

16

Разделительный  ъ.

3

14,16, 21.

01.

Вежливые слова.

Тема

«Признаки зимы».

использование физкультминуток;

17.

Правописаиниеи приставок

  с   О   и  А

2

23, 28,01..

4.Развитие мелкой моторики;

18.

Приставка  - пере.


3

30, 04, 06.

  0.2

Дни недели.

19.

Основные  грамматические категории имён сущ.

2

11, 13.

02.

Тема

«Признаки весны»,

обводка по трафарету;

20.

 Правописание имён сущ. единств. и множ .числа.

2

18, 20. 02.,

Игра «Чего не хватает»?.

д..

срисовывание;

21.

Склонение имён сущ .во ножеств. числе.

2

25,27.02.

Тема

«Признаки лета».

списывание;

22.

 Правопис. падежных

оконч. имён существ.

родит падежа муж.  и  ж. рода с  сновой на шипящ.

2

04, 06. 03.

23.

Знакомство с именами сущ. упот. только  в ед .и только во  

Множ ч.


1

11.03.

Пословицы и

поговорки.

24.

Понятие об именах прилаг.

2

13, 18. 03.

25.

Умение различать род, число, падеж имён прил . по роду ,числу, падежу  сущ.


1

20. 03.

Развитие памяти,

внимания, мышления.

26.

Правопис. имён прил.. единств. и  мн.числа.

2

03,08.04.

27.

Простое предложение.

3

10, 15, 17.

03.

Составление

предложений, рассказов.

28.

Простое предл. с однор членами.

3

22, 24,29. 04.

29.

Главные и второстепенные  члены предл.

1

06. 05.

30.

Перечисление без союзов и с одиночным союзом    и  .

2

08, 13, 05.

Загадки.

31.

Сложное предложение.

2

15, 20. 05.

Пословицы.

32.

Сложное предложение с союзами А, И, Но.

2

22., 27,05.

Поговорки.

33.

Обращение. Знаки препинания.

1

29.05.

7 класс.

                                       1 полугодие.

                      Лексико- грамматичкская сторона речи.

1 .Слова, обозначающие качества предметов. Подбор прилагательных к существительным.

2. С лова, обозначающие действия предметов. Умение находить в тексте слова-действия.

3.Словообразование. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

4.Работа над логическим ударением, интонацией. Логической законченностью предложений.

                                   2 полугодие.

        

1 .Составление простых и сложных предложений.

2.обогащение словаря словами-наречиями разных видов.

3. Развитие связной речи. Работа с деформированным текстом, составление рассказов по опорным словам, по серии картин.

 4.Работа над лексическим и логическим ударением , паузы, деление текста на отрезки

5.Работа над развитием делового письма.

6.Развитие монологической речи.

7.У потребление сложных предложений  а речи.

7 кл.

№ п/ п

Содержание работы по преодолению, отклонений в речевом развитии.

часы

дата

Грамматичес кие понятия, используемы е на уроках. Развитие ф-ф процессов.

Развитие.

психических

функций.

Коррекция .лексической стороны речи

1


Обследование устной и

письменной речи.

5

Развитие звукового анализа и синтеза.

«Полевые растения».

1 Развитие психологичес предпосылок обучению.

развитие


2


Простое и

сложное

предложение.

2

17,  20.

09.

познавательных

процессов;



3.


Простое предложение с однородными членами.

1

24. 09.

4

Перечисление без союзов и с одиночным союзом И.

1

27.09.

Картинное лото.

  Развитие

наблюдательности!

и;

развитие способностей переключени работу;

5





 6

Сложное предложение с союзами А, И, НО,



Корень, приставка, суффикс, окончание.


2



3.

01, 04.

09.



08, 11, 15. 10

Скороговорк и

Тема «Грибы».


7

Непроверяемые гласные.

2

18, 22.10.

8

Сложные слова. Соединительные гласные О и Е.

2

25, 29.10.

развитие

тормозных

реакций;

9

Основные грамматические категории имён существительных.

1

01.11.

Пословицы и поговорки.

Тема «Семья».

2.Развитие коммуникавны х споеобност обучению;

10

Правописание падежных окончаний имён существителн ед и мн ч.

2



12, 15.11.



Игра «Назови лишнюю картииу».

Умение внимат слушать и  слышать!

11.


Значение имён прилагат в речи.

1


19..11.

12

Согласовании имёН прилагат с именами

существит в роде, числе, падеже.

1

21.11.

•к.

13

Правописание родовых и падежных окончаний имён прилаг ед числа.

1

26. 11.

Тема

«Деревья».

Воспитание культурных навыков.

14

Правописание родовых и падежных окончаний имён прилаг  МН. числа.


1



29.11.

Игра

«Наоборот».

*

15

Понятие о местоимении.


1

03.12.

16

Значение местоимений в речи.

1

06.12.

Тема

«Признаки осени».

17

Понятие о глаголе.

1

10. 12.

18

Изменение глагола по временам.

2

13, 17. 12.

Стихотворен ия.

Отвечаем  полным ответом.

19

Изменение глагола по числам.

2

20,24.12.

Тема«Насекомые ».

20

Изменение глагола по лицам.

2

27, 14.01

21

Неопределённая форма глагола.

2

17, 21.01.

Скорбговорки.

22


Правописание глаголов с -тся, -ться.

3

24, 28, 31.

01.



Тема

«Признаки зимы».

Развитие мелкой моторики.

23

Правописание Не с глаголами.

2

04, 07. 02.

 Вежливые слова.

24

Правописание глаголов 2лица ед числа.

2

11, 14.. 02.

25

Правописание глаголов 2 лица мн числа.

2

18, 21. 02.

Дни недели.

Обвод трафарета.

26

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

3

25, 28, 04. 03.

27

Правописание глаголов 3 лица.

4

07, 11, 14

18. 03,

Тема

«Признаки весны»,

Срисовывание.

28

Глаголы на -ся, -сь.

2

21, 04.04.

Игра «Чего не хватает»?.

Тема «Признаки

Списывание.

29

Предложения распространённы е и

нераспространённые

2

08, 11.04.

лета».

30

Обращение, Знаки препинания при обращении.

1

15. 04.

Рисование.

31

Виды

предложений по интонации.

3

18, 22, 25,

04.

Пословицы и поговорки.

32


Сложное предложение с союзами А,И,НО и без союзов.

3

29, 02, 06. 05.

Развитие памяти, внимания, мышления.

V

Тема «Птицы».

Лепка.


33.


Сравнение простого предложения с союзами А, И, НО со сложными.

3

13, 16, 20.

05.

34

Сложное предложение со словами что, чтобы, когда, который.

3

23, 27, 30. 05.

Тема»Животные».

Список литературы

  1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. 1998г.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991г.
  3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985г.
  4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995г.
  5. Лалаева Р.И. Устранение нарушения чтения у учащихся вспомогательной школы. М., 1978г.
  6. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. -М., 1999г.
  7. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. - М., 1999г.
  8. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.-М.: Владос, 1998г.
  9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Логопедия. - Екатеринбург, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...