методическая разработка к практическому занятию по теме "Сестринский процесс при нарушении удовлетворении потребностей пациента в осуществлении мероприятий личной гигиены".
методическая разработка по теме

Долгова Оксана Николаевна

Изучение данной темы имеет большое, как теоретическое, так и практическое значение. Методическая разработка практического занятия по предмету "Основы сестринского дела" предназначена для помощи преподавателю в обучении будущих медицинских работников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения и социальной защиты РФ

Департамент здравоохранения Тверской области          

ГСПОУ «Вышневолоцкое медицинское училище»

                                                                                                   

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                         Зам. директора по УР

                                                                                         _______________ Шустрова В.Г

                                                                                        «   » ___________2011 года

 

Методические материалы

для преподавателя

к практическому   занятию №26

 

Тема: Сестринский процесс при нарушении удовлетворении  потребностей         пациента в осуществлении мероприятий личной гигиены (бельевой режим в стационаре, уход за кожей и естественными складками). Обучение пациента и членов его семьи элементам профилактики пролежней в домашних условиях.

Дисциплина:  Основы сестринского дела.

Специальность: 060109 «Сестринское дело» Базовый уровень

                              Курс: Второй

Методическая цель: Оптимизация обучения с использованием моделирования профессиональной деятельности с целью реализации Государственного образовательного стандарта.

 

 

                                      Составитель: преподаватель «ОСД» Долгова О.Н.

                                                        Рассмотрена на заседании ЦМК

                                                        «    »______________2011 года

                                                        Протокол № ______

                                                        Председатель ЦМК

 

 2011 уч. год

РАЗДЕЛ:           6.3. Личная гигиена пациента

ТЕМА:               Сестринский процесс при нарушении удовлетворении  потребностей         пациента в осуществлении мероприятий личной гигиены (бельевой режим стационара, уход за кожей и естественными складками). Обучение пациента и членов его семьи элементам профилактики пролежней в домашних условиях.

Количество часов:         6

Место проведения: медицинское училище, кабинет доклинической      

                                    практики «Основы сестринского дела»

Цели занятия:

  1. Учебная цель –                                                                                       Систематизировать знания о факторах риска, местах и стадиях образования пролежней.                                                                            Используя ролевые ситуации отработать умение применения сестринского процесса в проведении мероприятий личной гигиены.
  2. Воспитательная –                                                                                       Формирование готовности к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами и пациентами.
  3. Развивающая   -                                                                                             Развитие   способности уяснять поставленную задачу деятельности, ориентироваться в ситуации, выбирать нужные средства.                                                                                                                                                                                                                                                            

Требования к уровню подготовки студентов по теме

Знать

Уметь

- принципы гигиенического ухода;

- факторы риска образования пролежней;

- места возможного образования пролежней;

- стадии образования пролежней;

- правила сборки и транспортировки грязного белья.

- определить степень риска возникновения пролежней у пациента;

- провести мероприятия по профилактике пролежней;

- обучить родственников тяжелобольного пациента элементам профилактики пролежней на дому;

- обрабатывать кожу при наличии пролежней;

- создать пациенту в постели необходимое положение с помощью функциональной кровати и других приспособлений;

- сменить нательное и постельное бельё;

- обтирать кожу с лёгким массажем спины

- обрабатывать естественные складки кожи с целью профилактики опрелостей.

Владение

- техникой приготовления постели пациенту

Оснащение занятия:

  1. Тетрадь алгоритмов
  2. Стенд в кабинете №1 «Предметы ухода за пациентом»
  3. Раздаточный материал                                                                                             – шкала оценки риска развития пролежней по Нортон
  4. Кровать
  5. Нательное и постельное бельё
  6. муляж
  7. Судно эмалированное
  8. Клеёнка
  9. Резиновые перчатки – 10 пар
  10. Ватные шарики, марлевые салфетки
  11. Полотенце
  12. Мыло
  13. Резиновый круг
  14. Ватно-марлевый валик
  15. Лоток
  16. Губка
  17. Клеёнчатый мешок
  18. Растворы антисептиков

Схема межпредметных связей

Истоки

 Изучаемый предмет

Выход

Психология

Тема: Межличностное общение.

«Основы сестринского дела»

Тема:

Сестринский процесс при нарушении удовлетворении  потребностей         пациента в осуществлении мероприятий личной гигиены (бельевой режим в стационаре, уход за кожей и естественными складками). Обучение пациента и членов его семьи элементам профилактики пролежней в домашних условиях.



- С/дело в терапии с курсом ПМС.

- С/дело в хирургии.


Анатомия и физиология человека:

Тема: Изучение анатома - физиологических особенностей органов и систем. 

- С/дело в реаниматологии.

- С/дело в акушерстве и гинекологии.

- С/дело в гериатрии.

- Основы реабилитации.


Латинский язык

Тема: «Терминообразование»

- Клиническая фармакология.

Осд.

Тема:  «Общение в сестринском деле».

Тема: «С/процесс: термины и понятия».

Тема: «С/процесс как основа обучения в сестринском деле».

Тема: «Этапы обработки предметов ухода и ИМН».

Тема: «С/процесс при нарушении удовлетворения потребностей пациента в осуществлении мероприятий личной гигиены (бельевой режим). Обучение пациента и членов его семьи элементам профилактики пролежней.

- Дифференцированный зачёт


- ПП (I,II этапы)


- Стажировка


- ИГА

План  занятия:

 Вводная часть (35 минут)

  1. Организационный момент                                                      - 5 минут
  2. Формулировка темы и её обоснование                                   - 5 минут
  3. Определение целей занятия и плана его проведения           - 5 минут
  4. Предварительный контроль                                                    - 20 минут

Основная часть (185 минут)

  1. Изучение нового материала                                                     - 10 минут
  2. Демонстрация преподавателем практических умений      - 10 минут
  3. Имитация практических умений студентами                   -  20 минут
  4. Самостоятельная работа    студентов:                                                                     - инструктаж к выполнению самостоятельной работы   - 5 минут   - выполнение самостоятельной работы                              - 135 минут       - подведение итогов самостоятельной работы                   - 5 минут

Заключительная часть (50 минут)

  1. Итоговый контроль знаний и умений                                 - 20 минут
  2. Оформление дневников                                                           - 10 минут
  3. Подведение итогов занятия                                                  - 10 минут
  4. Домашнее задание                                                                  - 10 минут

Опорный конспект практического занятия

(теоретическая часть).

ГЛОССАРИЙ

Термин                                                            Определение

Анорексия                                               Отсутствие аппетита.

Апатия                           Болезненное равнодушие, безразличие ко всему.

Гемиплегия                  Односторонний паралич мышц конечностей.

Депрессия                     Угнетенное психическое состояние.

Пролежень                    Омертвение (некроз) кожи, подкожно-жирового              

   слоя и других мягких тканей.

Личная ГИГИЕНА БОЛЬНОГО 

Больной человек часто нуждается в помощи при осуществлении личной гигиены: умывании, бритье, уходе за полостью рта, волосами, ногтями, подмывании, приеме ванны, а также при осуществлении продуктов жизнедеятельности. В этой части ухода руки сестры становятся руками пациента. Но, помогая пациенту, нужно максимально стремиться к его самостоятельности и поощрять это желание.

Принципы ухода:

безопасность (предупреждение травматизма пациента);

конфиденциальность (подробности личной жизни не должны быть известны посторонним);

уважение чувства достоинства (выполнение всех процедур с согласия пациента, обеспечение уединения, если необходимо);

общение (расположение пациента и членов его семьи к беседе, обсуждение

хода предстоящей процедуры и плана ухода в целом);

независимость (поощрение каждого пациента к самостоятельности);

инфекционная безопасность (осуществление соответствующих мероприятий).

Цель помощи пациенту — осуществление личной гигиены, обеспечение комфорта, чистоты и безопасности.

Требования к правилам личной гигиены пациентов

    При поступлении в стационар пациенты, при необходимости, проходят санитарную обработку в приемном отделении, включающую: принятие душа или ванны, стрижку ногтей и другие процедуры, в зависимости от результатов осмотра. После санитарной обработки больному выдается комплект чистого нательного белья, пижама/халат, тапочки. Личная одежда и обувь оставляется в специальной упаковке с вешалками (полиэтиленовые мешки, чехлы из плотной ткани) в помещении для хранения вещей пациентов или передается его родственникам (знакомым). Допускается нахождение больных в стационарах в домашней одежде. Личная одежда больных инфекционными заболеваниями должна подвергаться камерной дезинфекции в случаях, предусмотренных санитарными правилами.

 В отделении больному выдается мыло, полотенце, стакан (чашка, кружка), при необходимости - поильник, плевательница, подкладное судно с подставкой. Разрешается использовать собственные предметы личной гигиены.

 Гигиеническая обработка больных (при отсутствии медицинских противопоказаний) должна осуществляться не реже 1 раза в 7 дней с отметкой в истории болезни. Гигиенический уход за тяжелобольными (умывание, протирание кожи лица, частей тела, полоскание полости рта и т.д.) проводится утром, а также после приема пищи и при загрязнении тела. Периодически должны быть организованы стрижка и бритье больных.

 Смена белья пациентам должна проводиться по мере загрязнения, регулярно, но не реже 1 раза в 7 дней. Загрязненное белье подлежит немедленной замене. Смену постельного белья родильницам следует проводить 1 раз в 3 дня, нательного белья и полотенец - ежедневно, подкладных пеленок - не менее 4 - 5 раз в сутки и по необходимости. Допускается использование прокладок фабричного изготовления.

Перед возвращением пациента в палату после операции производится обязательная смена белья. Смена белья пациентам после операций должна проводиться систематически до прекращения выделений из ран.

 В операционных, акушерских стационарах (родильных блоках и других помещениях с асептическим режимом, а также в палатах для новорожденных) должно применяться стерильное белье. Для новорожденных допускается использование памперсов.

При проведении лечебно-диагностических манипуляций, в том числе в условиях амбулаторно-поликлинического приема пациент обеспечивается индивидуальным комплектом белья (простыни, подкладные пеленки, салфетки, бахилы), в том числе разовым.

Приготовление постели (смена постельного белья)

Общий комфорт пациента невозможен без чистой постели. Заправка ее для больного человека несколько отличается от повседневной, в домашних условиях.

Безусловно, проще заправить постель, если временно переместить пациента на стул (кресло). Следует помнить, что в некоторых случаях простыня может быть вспомогательным средством при перемещении пациента, а подушки — необходимым условием для правильного его размещения.

Смена белья на постели, не занятой   пациентом (рис. 1)

Оснащение: комплект чистого белья (наволочка, пододеяльник, простыня), непромокаемый мешок для грязного белья.

I . Подготовка    к    процедуре

1. Надеть перчатки.

2. Снять грязное постельное белье.

I I . Выполнение процедуры

3. Опустить боковые поручни, если они есть.

4. Проверить, нет ли в грязном постельном белье личных вещей пациента (зубных протезов, слухового аппарата и т. п.).

5. Извлечь одеяло из пододеяльника, сложить и поместить на чистую поверхность (например, на спинку стула).

6. Снять грязную наволочку с подушки и положить ее в мешок для грязного белья;

положить подушку на чистую поверхность (например, на тумбочку, стул и т. п.).

7. Ослабить натяжение нижней простыни, двигаясь вокруг кровати, и аккуратно сложить ее в центре.

Рис. 1 . 1 . Снятие грязного белья

Примечание. Не трясти простыню, поскольку пыль, микроорганизмы распространяются

по всему помещению.

8. Свернуть все грязное белье в тугой рулон и положить его в специальный мешок.

9. Снять перчатки и сбросить их в отдельную емкость.

10. Застелить кровать чистым бельем с одной стороны:

• положить чистую простыню на кровать и сложить ее вдвое по длине;

• расположить центральную складку посередине кровати (рис. 1.2), а узкую часть

простыни заправить в ногах пациента (рис. 1.3, а—е);

• убедиться, что рубцы швов обращены вниз;

• заправить простыню у изголовья, используя технику, изображенную на рис. 1.3;

• аккуратно заправить простыню с боков кровати:

встать с одной стороны кровати;

приподнять край простыни приблизительно на 30 см над уровнем кровати,

образовав треугольник;

положить образованный треугольник на кровать, придерживая его за вершину;

заправить свисающую часть под матрац;

взять треугольник за вершину, опустить его вниз и заправить по боковой

длине под матрац (рис. 1.4);

• положить пододеяльник сверху простыни и заправить одеяло;

• разместить одеяло так, чтобы его центральная линия совпадала с центром

кровати (рис. 1.5);

• заправить край одеяла под матрац, используя методику заправки простыни;

• сделать отворот верхней части одеяла, чтобы можно было прикрыть им подушку.

11. Проделать ту же процедуру с другой стороны кровати.

12. Надевание наволочки (рис. 1.6):

• вывернуть наизнанку;

• надеть на руки;

Рис. 1.2. Расположение чистой простыни на I этапе заправки

Рис. 1.3. Заправка простыни у изголовья и ног пациента

Рис. 1.4. Заправка простыни по длине кровати

Рис. 1.5. Заправка одеяла

Рис. 1.6. Надевание наволочки

• взять подушку за углы через наволочку;

• надеть наволочку на подушку, выворачивая ее на лицевую сторону;

• заправить углы подушки за углы наволочки;

• положить на кровать и прикрыть одеялом.

13. Если пациент собирается лечь в постель:

• опустить изголовье до горизонтального уровня;

• отвернуть одеяло;

• помочь пациенту (при необходимости) занять удобное положение;

• поднять (при необходимости) боковые поручни, при отсутствии — использовать

подручные средства.

• убедиться, что пациент чувствует себя комфортно.

I I I . Завершение    процедуры

14. Протереть тумбочку и другие поверхности влажной тканью

15. Снять перчатки, вымыть руки.

Смена постельного белья (пациент в постели) на кровати

 с изменяющейся высотой (выполняет одна   сестра (рис.2))

Оснащение: комплект чистого белья (наволочка, пододеяльник, простыни), перчатки,

непромокаемый мешок для использованного белья.

I . Подготовка   к процедуре

1. Объяснить пациенту (если это возможно) ход предстоящей процедуры, убедиться,

что он понимает, и получить его согласие.

2. Приготовить комплект чистого белья.

I I . Выполнение процедуры

3. Начать замену постельного белья с одной стороны кровати:

• надеть перчатки;

• оценить окружающую обстановку и состояние пациента;

• опустить поручни;

•опустить изголовье кровати до горизонтального уровня (если позволяет состояние

пациента);

•снять пододеяльник с одеяла: укрыть пациента пододеяльником или простыней

(на время смены белья), одеяло сложить и повесить на спинку стула (рис. 2.1);

•убедиться, что чистые постельные принадлежности рядом;

• встать у кровати со стороны опущенного поручня;

•убедиться, что в кровати нет личных вещей пациента (если есть, спросить,

куда их положить);

•повернуть пациента на бок по направлению к себе;

•поднять боковой поручень (пациент может находиться в положении на боку,

держась за поручень);

• вернуться на противоположную сторону кровати, опустить поручень;

• приподнять голову пациента и поправить подушку (если есть дренажные трубки,

убедиться, что они не перегнуты);

•скатать валиком грязную простыню по направлению к спине пациента и подсунуть

этот валик ему под спину (рис. 2.2), если простыня сильно загрязнена

(выделения, кровь и т. п.), положить на нее пеленку;

• сложить чистую простыню вдвое по длине и расположить центральную складку

посередине кровати;

•заправить простыню у изголовья, используя метод скашивания угла, описанный

в предыдущей процедуре;

• заправить среднюю часть, затем — верхнюю и нижнюю части простыни под матрац;

•сделать максимально плоским валик из скатанных чистой и грязной простыней;

•помочь перекатиться через эти простыни по направлению к вам;

•убедиться, что пациент лежит комфортно;

•убедиться, что дренажные трубки не перекручены;

Рис. 2.1. Смена простыни с одной стороны кровати

Рис. 2.2. Смена простыни с другой стороны кровати

Рис. 2.3. Надевание     Рис. 2.4 Подтягивание простыни                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 наволочки

                                                                 

• поднять боковой поручень на стороне, где только что работали; перейти на

другую.

4. Заменить постельное белье на другой стороне кровати так же, как описано выше.

5. Заправить простыню со второй стороны.

6. Грязную простыню сбросить в непромокаемый мешок в свернутом виде.

7. Смена наволочки:

• убрать подушку из-под головы пациента;

• снять наволочку и сбросить ее в мешок для грязного белья;

• вывернуть чистую наволочку наизнанку;

• взять подушку за углы наволочкой;

• натянуть наволочку на подушку (рис.2.3);

• заправить углы подушки за углы наволочки;

• приподнять голову пациента и подложить подушку;

• поднять боковой поручень.

8. Надеть пододеяльник на одеяло.

9. Укрыть пациента одеялом, извлекая из-под него грязный пододеяльник, которым

он был укрыт. Пододеяльник сбросить в мешок.

10. Сделать складку в одеяле для пальцев ног (чтобы исключить давление одеяла

на кончики пальцев):

• встать в ногах пациента, взять одеяло с пододеяльником на расстоянии приблизительно

50 см от края кровати;

• осторожно потянуть его на себя (рис.2.4.);

• сделать складку 7—10 см из одеяла для пальцев ног (это особенно важно для

пациентов, имеющих риск развития пролежней).

11. Убедиться, что пациент лежит удобно.

I I I . Завершение    процедуры

12. Протереть тумбочку влажной тканью.

13. Снять перчатки, вымыть руки.

Смена    простыни (пациент не может повернуться на бок)

( выполняют две сестры)

Оснащение: перчатки, чистая простыня, непромокаемый мешок для грязного белья.

I . Подготовка к процедуре

1. Объяснить пациенту (если это возможно) ход предстоящей процедуры, убедиться,

что он ее понимает.

2. Надеть перчатки.

I I . Выполнение процедуры

3. Чистую простыню скатать в поперечном направлении и повесить на спинку кровати.

4. Встать с двух сторон кровати пациента. Опустить изголовье. Переместить

пациента в положение на спине.

5. Одна сестра (физически более сильная) приподнимает голову и плечи пациента,

другая — убирает подушку на тумбочку, скатывает грязную простыню к

середине кровати и расстилает чистую, взбивает и укладывает на место подушку.

6. Опустить голову и плечи пациента на подушку.

7. Одна сестра приподнимает таз пациента, другая — скатывает грязную и раскатывает

чистую простыню.

8. Опустить таз пациента на простыню.

9. Одна сестра поднимает ноги пациента, другая — скатывает грязную простыню

и сбрасывает ее в мешок, затем раскатывает чистую простыню.

10. Опустить ноги пациента на простыню.

11. Поднять изголовье кровати.

I I I . Завершение процедуры

12. Поправить одеяло, сделать складку для пальцев ног.

13. Убедиться, что пациент лежит комфортно.

14. Снять перчатки, вымыть руки.

4.3. Размещение пациента в постели

Рис. 3. Смена постельного белья

Помощь пациенту при снятии и надевании одежды

Оказывая пациенту помощь в надевании и снятии одежды, нужно следовать принципам:

• не обнажать пациента, меняя его нательное белье (уважая его чувство собственного достоинства и исключая переохлаждение);

• во время снятия или надевания одежды нужно быть уверенным, что сидящий пациент не упадет (обеспечивать его безопасность);

• убедиться, что обувь пациента не имеет скользкой подошвы и плотно охватывает стопу (не тесная, но и не растоптанная) — эти меры также обеспечивают безопасность пациента;

• разговаривать с пациентом, меняя ему одежду (обеспечивается необходимое общение);

• поощрять пациента максимально участвовать в смене одежды (это помогает

ему почувствовать свою независимость);

• мыть руки до, и после снятия (надевания) одежды (обеспечивая инфекционную безопасность).

Помощь    пациенту     при    снятии     одежды   и    надевании             пижамы  (пациент    может  сидеть)

Оснащение: чистое белье (одежда), мешок для грязного белья (при смене одежды),

простыня.

I . Подготовка    к      процедуре

1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, убедиться, что он понимает,

и оценить его возможности сидеть. Получить его согласие на процедуру.

2. Вымыть руки.

3. Помочь пациенту сесть на край кровати.

I I . Выполнение      процедуры

4. Помочь пациенту снять рубашку (платье):

• е с ли одна рука повреждена или парализована, сначала снять рукав с неповрежденной

руки (рис.4.1.);

• если у пациента стоит капельница и ему проводится в/в вливание:

собрать в складку рукав на этой руке;

плавно снять этот рукав;

придерживая собранный в складку рукав, осторожно снять со штатива флакон

с лекарственным средством и осторожно просунуть флакон, трубки через

собранный в складку рукав;

закрепить флакон на штативе.

Рис. 4.1. Снятие одежды, надевание пижамы

Примечание. Особенно осторожно проносить рукав над областью венопункции.

5. Укрыть пациента простыней.

6. Помочь пациенту снять его нижнюю рубашку (женщине — бюстгальтер и комбинацию);

7. Помочь пациенту надеть пижаму (женщине — ночную рубашку):

• е с ли пациенту проводится в/в вливание:

собрать в складку рукав его пижамной куртки;

осторожно снять флакон со штатива;

плавно просунуть флакон, трубки капельницы и руку пациента через этот

рукав;

накинуть пижамную куртку (ночную рубашку) на плечо пациента.

8. Помочь пациенту снять туфли и носки.

9. Помочь ему лечь в постель (на кушетку) и укрыть простыней.

10. Помочь снять брюки, нижнее белье:

• попросить его приподнять таз, чтобы вы смогли просунуть свои руки под простыню

для снятия брюк.

Примечание . Если пациент не может приподнять таз лежа на спине, то: расстегнуть

пояс и молнию (пуговицы) на брюках, повернуть пациента набок и спустить

брюки на свободной стороне (рис. 4.2.);

Рис. 4.1. Снятие одежды, надевание пижамы

Примечание. Особенно осторожно проносить рукав над областью венопункции.

5. Укрыть пациента простыней.

6. Помочь пациенту снять его нижнюю рубашку (женщине — бюстгальтер и комбинацию);

7. Помочь пациенту надеть пижаму (женщине — ночную рубашку):

• е с ли пациенту проводится в/в вливание:

собрать в складку рукав его пижамной куртки;

осторожно снять флакон со штатива;

плавно просунуть флакон, трубки капельницы и руку пациента через этот

рукав;

накинуть пижамную куртку (ночную рубашку) на плечо пациента.

8. Помочь пациенту снять туфли и носки.

9. Помочь ему лечь в постель (на кушетку) и укрыть простыней.

10. Помочь снять брюки, нижнее белье:

• попросить его приподнять таз, чтобы вы смогли просунуть свои руки под простыню

для снятия брюк.

Примечание. Если пациент не может приподнять таз лежа на спине, то: расстегнуть

пояс и молнию (пуговицы) на брюках, повернуть пациента набок и спустить

брюки на свободной стороне;

• повернуть пациента на другой бок и спустить брюки с другой части тела и

другого бедра;

• повернуть пациента на спину.

11. Помочь пациенту надеть пижамные брюки.

Примечание. Если пациент не может приподнять таз, чтобы надеть нижнее

белье, то:

• повернуть пациента набок и надеть одну штанину на одно бедро и часть ягодицы;

• повернуть пациента на другой бок и натянуть вторую штанину на второе бедро

и другую часть ягодицы;

• помочь пациенту удобно лечь на спину.

I I I . Завершение      процедуры

12. Расправить постельное белье, укрыть пациента одеялом.

13. Вымыть руки.

Помощь   пациенту   при   одевании ( пациент может сидеть )

Оснащение: чистое белье (одежда), мешок для грязного белья (при необходимости

смены белья), простыня.

I . Подготовка    к     процедуре

1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, убедиться, что он понимает,

оценить его возможности сидеть и получить его согласие.

2. Вымыть руки.

3. Помочь пациенту выбрать ту одежду, которую он обычно носит.

I I . Выполнение     процедуры

4. Опустить изголовье кровати, помочь пациенту удобно лечь на спину.

5. Накрыть его простыней.

6. Помочь снять пижамные штаны.

7. Помочь пациенту сесть на край кушетки (кровати), при этом нижняя часть

его туловища прикрыта простыней.

Рис. 5.1.. Помощь в одевании

Примечание . 1. Прежде чем надевать носки, осмотрите стопы пациента (покраснения,

трещины и т. п.). 2. Не следует пользоваться носками с тугими резинками.

8. Помочь пациенту просунуть ноги в кальсоны и брюки.

9. Помочь пациенту надеть обувь. Убедиться, что обувь не жмет. Помочь пациенту

встать на ноги.

10. Помочь пациенту полностью надеть и застегнуть нижнее белье и брюки.

11. Помочь ему вновь сесть или лечь на кровать.

Если он не может сидеть, то:

• помочь лечь на спину;

• надеть на обе ноги штанины кальсон и брюк;

• повернуть набок, натянуть кальсоны и брюки на бедро, и часть ягодицы;

• повернуть на другой бок;

• натянуть кальсоны и брюки на другое бедро и ягодицу;

• помочь лечь на спину;

•застегнуть молнию (пуговицы), ремень на брюках.

Женщине-пациентке:

• накинуть на плечи простыню, чтобы она покрывала верхнюю часть тела;

• снять нижнюю рубашку при накинутой простыне;

• если рубашка снимается через голову, то снять ее с одной руки, второй рукой

пациентка придерживает накинутую простыню;

• помочь застегнуть бюстгальтер, повернув застежки вперед; затем повернуть

бюстгальтер застежкой назад и помочь надеть бретельки.

П р и м е ч а н и е . При поведении в/в капельного вливания использовать технику

снятия рукава, изложенную в предыдущей процедуре.

• помочь просунуть руки в рукава нижней рубашки (надеть комбинацию);

• расправить ее на спине.

Примечание. Если у пациента одна рука повреждена или парализована, вначале

одеть рукав на эту руку;

• помочь надеть блузку (платье).

П р и м е ч а н и е . Предоставить пациенту возможность как можно больше действий

совершать самостоятельно.

12. Помочь пациенту встать на ноги, чтобы помочь заправить рубашку в брюки

и застегнуть ремень или молнию на брюках.

13. Помочь пациенту лечь на кровать или сесть в кресло.

I I I . Завершение     процедуры

14. Вымыть руки.

Смена   рубашки    тяжелобольном у (выполняют   две    

сестры )

Оснащение: чистая рубашка, непромокаемый мешок для грязного белья.

I . Подготовка    к    процедуре

1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, убедиться, что он понимает,

и получить его согласие на ее выполнение.

2. Вымыть руки.

I I . Выполнение    процедуры

3. Одна сестра поднимает голову и плечи пациента, помогает ему сесть и придерживает

в положении сидя; вторая — скатывает рубашку со спины и снимает ее

через голову (в том случае, если пациент не может поднять руки), а затем — с рук.

4. Положить рубашку в мешок для грязного белья.

5. Одна сестра помогает пациенту сидеть, поддерживая его; вторая — скатывает

подготовленную чистую рубашку и надевает ее вначале на голову, затем просит

пациента поднять руки, и надевает на руки.

6. Расправить рубашку.

I I I . Завершение    процедуры

7. Помочь пациенту занять удобное положение. Укрыть его.

8. Вымыть руки.

Обтирание кожи

Пациенты, находящиеся на общем режиме, если нет противопоказаний, принимают ванну или душ не реже 1 раза 7-10 дней.

Кожу тяжелобольного пациента необходимо ежедневно, не менее 2 раз, обтирать.

Оснащение: перчатки, таз с теплой водой, рукавичка или ватный тампон, полотенце.

Алгоритм действия:

1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

2. Смочите рукавичку или ватный тампон (можно воспользоваться концом полотенца) в теплой воде.

3. Оботрите последовательно грудь и живот пациента.

4. Затем насухо промокните кожу полотенцем. Особенно тщательно протрите и высушите складки кожи под молочными железами у женщин (особенно у тучных), подмышечные впадины.

5. Поверните пациента на бок и оботрите спину, делая при этом легкий массаж. Затем высушите.

6. Уложите удобно пациента, накройте одеялом.

7. Снимите перчатки, вымойте руки.

ЗАПОМНИТЕ!

Особенно тщательного ухода требуют естественные складки

кожи и места возможного образования пролежней.

Правильное размещение пациента в постели не только улучшает его самочувствие, но при некоторых заболеваниях предупреждает необратимые изменения, приводящие его к инвалидности. Когда пациент неподвижен частично или полностью, он не может самостоятельно занять удобное и необходимое положение. Более того, положение неподвижного человека надо менять каждые 2 ч.

1.Размещение пациента в положение Фаулера

2.Размещение пациента в положение Симса

3.Размещение пациента на боку

4. Размещение пациента на животе

Уход за кожей. Профилактика пролежней

Уход за кожей

Мы уже упоминали о том, что одна из целей ухода — поддержание чистоты кожи.

Чистая кожа нормально функционирует. Для этого ежедневно необходимо проводить ее утренний и вечерний туалет. Способствуют загрязнению кожи выделения сальных и потовых желез, роговые чешуйки, пыль, особенно в подмышечных впадинах, в складках под молочными железами у женщин. Кожа промежности дополнительно загрязняется выделениями из мочеполовых органов и кишечника

 Места образования              Места наиболее частого

         опрелостей                       образования пролежней

Пациента следует мыть в ванне или под душем не реже 1 раза в неделю. Если

пациент неподвижен и ванна или душ ему противопоказаны, то кроме ежедневного умывания, подмывания, мытья рук перед каждым приемом пищи и после туалета, необходимо ежедневно мыть его по частям

После мытья следует насухо вытирать кожу.

Подмышечные и паховые области, складки кожи под грудными железами следует

мыть ежедневно, особенно у тучных людей, страдающих повышенной потливостью,

так как на этих участках тела быстро образуются опрелости.

Профилактика и уход за пациентом при пролежнях

Пролежни легко образуются у ослабленных пациентов, вынужденных длительно

находиться в горизонтальном положении, или сидеть без движения.

Пролежень ( d e c u b i t u s )— омертвение (некроз) кожи с подкожной клетчаткой и других мягких тканей (слизистой оболочки.

Пролежни образуются обычно у тяжелых, ослабленных пациентов в положении на спине (крестец, область лопаток, локтей, пяток, затылка).

В положении на боку пролежни могут образовываться в области

тазобедренных  и коленных суставов.

 При длительном пребывании пациента в положении сидя пролежни появляются в области копчика и седалищных бугров, в некоторых случаях — на пальцах ног, если давит тяжелое одеяло.

Можно ли реально предупредить развитие пролежней?

На сегодняшний день сестринская наука располагает достаточными данными, позволяющими использовать эффективные методы и профилактики, и лечения пролежней.

Цели систематической программы, направленной на предупреждение пролежней:

• выявление пациентов, находящихся в зоне риска развития пролежней;

• предупредить или способствовать заживлению пролежней;

•обучение пациента и/или его родственников принципам питания, предупреждающего пролежни;

•обучение пациента и/или его родственников принципам профилактики пролежней, уходу за пролежнями.

Три основных фактора приводят к образованию пролежней.

Первый фактор, о котором чаще всего упоминают, это «д а в л е н и е» . Вследствие

давления тела происходит сдавливание тканей (кожи, мышц) между поверхностью, на которую оно опирается, и выступами костей. Это сдавливание уязвимых тканей еще более усиливается под действием тяжелого постельного белья, плотных повязок или одежды человека, в том числе обуви у пациентов, сидящих неподвижно.

Второй фактор, о котором практически не упоминается,  с р е з ы в а ю щ а я сила.

Разрушение и механическое повреждение тканей происходит под действием непрямого давления.

Оно вызывается сдвигом тканей относительно поверхности, или их

срезывания. Сдвиг тканей наблюдается, если человек съезжает в постели с подушек вниз, или подтягивается к изголовью кровати, а также при неправильной технике перемещения пациента персоналом или родственником. Этот фактор может вызвать столь же глубокие повреждения тканей, как и при прямом давлении.

В более серьезных случаях происходит даже разрыв мышечных волокон и лимфатических сосудов, что приводит к образованию глубоких пролежней. Причем, глубокие повреждения могут стать заметны лишь спустя некоторое время, так как расположенная над ними кожа в течение двух недель может оставаться неповрежденной.

Третий фактор, о котором также практически не упоминают, — «т р е н и е» как компонент срезывающей силы.

Оно вызывает отслаивание рогового слоя кожи, приводя к изъязвлению ее поверхности. Трение возрастает при увлажнении кожи.

Наиболее подвержены ему люди при недержании мочи, потоотделении, ношении влажного и не впитывающего влагу (синтетического) нательного белья или располагающиеся на не впитывающих влагу поверхностях (пластмассовые стулья, клеенки или нерегулярно меняемые подстилки).

В обычных условиях ни один из этих факторов не приводит к образованию пролежней, однако, в сочетании с другими — неподвижность, потеря чувствительности анемия, депрессия и др., они представляют риск.

Есть и другие причины, предрасполагающие к развитию пролежней на фоне

действия давления:

•слишком большая или слишком низкая масса тела;

•сухость кожи и образующиеся вследствие этого трещины;

• недержание мочи и/или кала и чрезмерная влажность;

• заболевания сосудов, приводящие к нарушению питания тканей;

• анемия;

• ограничение подвижности пациента вследствие:

а) поступления пациента в стационар и отсутствия помощи при перемещении,

к которому он привык дома;

б) применения седативных и обезболивающих лекарственных средств;

в) апатии и депрессии;

г) повреждения двигательных центров головного и спинного мозга;

Д) боли;

• повышения или понижения температуры тела;

• недостаточного белкового питания.

Таким образом, наиболее подвержены действию вышеперечисленных факторов:

престарелые; пациенты с травмой спинного мозга; получающие седативные и анальге- зирующие средства; с повреждением конечностей; в состоянии кахексии; с низкой сопротивляемостью к инфекции; не получающие достаточного количества белковой пищи.

Второстепенные факторы, приводящие к развитию пролежней: недержание мочи

и/или кала; влажное нижнее белье; неправильная техника перемещения пациента;

жесткие поверхности, на которых сидит (лежит) пациент; длительное сидение в постели (на стуле);

неправильное положение тела; неумение (незнание) использования приспособлений, ослабляющих давление.

Именно второстепенные факторы должны быть прежде всего в поле зрения сестринского персонала. Для этого сестре необходимо, во-первых, ясно понимать потенциальную опасность действия этих факторов на пациента, во-вторых, знать принципы профилактики пролежней и свои возможности, а также систему предварительной оценки, позволяющей выявить пациентов, находящихся в зоне риска.

В настоящее время существует несколько шкал для количественной оценки риска

развития пролежней.

Шкала J. Waterlow, по утверждениям специалистов, применима ко всем категориям пациентов. Работать с этой шкалой достаточно просто: оценив пациента по 10 предложенным параметрам, нужно суммировать полученные баллы.

I Запомните! По шкале Waterlow: чем больше баллов (более 12), тем больше риск.

Она поставила перед собой цель создать памятную записку по вопросам профилактики пролежней. Предложенная ею карта должна была помочь понять факторы, влияющие на возникновение пролежней, дать методику проведения оценки риска развития пролежней и выработать адекватную тактику в отношении профилактики и/или лечения.

Запомните! Для оценки риска развития пролежней, подсчет баллов следует проводить регулярно, а также всякий раз, когда в состоянии пациента наблюдаются изменения. Иначе это пустая трата времени.

Waterlow утверждает, если пациент попадает в любую из вышеперечисленных

категорий риска, следует немедленно начинать проводить профилактические мероприятия, которые потребуют определенных умений и навыков сестринского персонала, и применения профилактических и вспомогательных средств.

Профилактические и вспомогательные средства при риске

развития     пролежней (по J . Waterlow)

Специальный матрац/кровать:

•при сумме 10 и более баллов использовать специальные поролоновые матрацы;

•при сумме 15 и более баллов — специальные противопролежневые матрацы

в сочетании с кроватями специальной конструкции;

•при сумме 20 и более баллов — специальные кровати, противопролежневые

водные (гелевые) матрацы, матрацы, заполненные воздухом (постоянно или

с периодическим поддувом).

Подушки. Ни один пациент, пользующийся креслом-каталкой, инвалидной коляской

не должен сидеть в кресле без подушки:

•при сумме 10 и более баллов пациент сидит на поролоновой подушке толщиной

около 1 0 см;

•при сумме 15 и более баллов желательно использовать подушку, содержащую

гель, в крайнем случае — поролон;

•при сумме 20 и более баллов — подушка — ложемент, легко принимающая

форму конкретного пациента.

Постельное белье. Категорически противопоказаны простыни из синтетического

волокна, особенно в сочетании со специализированными (притовопролежне-

выми) матрацами и кроватями, поскольку в этом случае простыни сводят к нулю

эффект противопролежневого матраца и специальной кровати. Одеяло также должно

быть в хлопчатобумажном пододеяльнике.

Валики для рук, ног и подушки из поролона применяют в качестве прокладок,

овечья шерсть используется как вспомогательное средство.

Для того, чтобы обеспечить динамическое наблюдение за пациентом и преемственность

ухода, мы рекомендуем следующую форму документации:

   

Протокол

К   плану ухода при риске развития пролежней

Отделение__________________________________________________________________

Палата____________________________________________________________________

ФИО пациента_____________________________________________________________

Врачебный диагноз__________________________________________________________

Время начала реализации плана_______________________________________________

Время окончания реализации плана____________________________________________

Дата        Час   Оценка                                 Комментарии                                            Подпись      






Итоговая оценка_______________________________________________________________

Подпись сестры_______________________________________________________________

Сестринские вмешательства

Их обоснование

Оценивайте состояние каждого пациента при

госпитализации или первом контакте,

используя шкалу Нортон или Waterlow,

и записывайте результат оценки

Выявление пациентов, подвергающихся риску

образования пролежней.

С такими пациентами необходимо немедленно

начать профилактические мероприятия.

Документирование оценки позволяет

осуществить преемственность при уходе.

При каждом перемещении, любом ухудшении

или изменении его состояния осматривайте

регулярно кожу в области крестца, пяток,

лодыжек, лопаток, локтей, затылка, большого

вертела бедренной кости, внутренней

поверхности коленных суставов.

Получение нужной информации для

сестринского ухода.

При обнаружении побледневших или

покрасневших участков кожи немедленно

начинайте профилактические и лечебные

(по назначению врача) мероприятия.

Не подвергайте уязвимые участки тела

трению.

Обмывайте уязвимые участки не менее 1раза

в день, если необходимо соблюдать обычные

правила личной гигиены, а также при

недержании мочи, сильном потоотделении.

Пользуйтесь мягким и жидким мылом.

Убедитесь, что моющее средство смыто,

высушите этот участок кожи.

Если кожа слишком сухая, пользуйтесь

увлажняющим кремом. Мойте кожу теплой

водой.

Трение вызывает мацерацию и дегенерацию

кожи, в особенности в престарелом возрасте.

Сохраняет целостность кожи и предупреждает

образование пролежней. Частое использование

мыла может нанести вред коже. Твердое мыло

травмирует кожу. Тщательное, осторожное

просушивание дает ощущение комфорта и

препятствует росту микроорганизмов.

Трещины на коже способствуют

проникновению микроорганизмов.

Пользуйтесь защитными кремами, если это

показано.

Они создают водоотталкивающий эффект,

препятствуют повреждению эпидермиса и

полезны для предохранения неповрежденной

кожи (пролежни степени I и участки риска).

В то же время они препятствуют

влагообмену кожи.

Не делайте массаж в области выступающих

костных участков.

Массаж может нарушить целостность кожи

Изменяйте положение пациента каждые

2 ч (даже ночью):

Положение Фаулера; положение Симса;

на левом боку; на правом боку; на животе (по

разрешению врача). Виды положений зависят

от заболевания и состояния конкретного

пациента.

Снижается продолжительность давления.

График перемещения пациента обеспечит

преемственность действий сестринского

персонала.

Положение Фаулера

планировать для приема пищи.

Изменяйте положение пациента, приподнимая

его над постелью.

Исключается трение кожи при перемещении и

фактор срезывающей силы.

Проверяйте состояние постели (складки,

крошки и т. п.).

Аккуратная, упругая, без складок постель

снижает риск развития пролежней.

Исключите контакт кожи с жесткой частью

кровати.

Снижается риск развития пролежней за счет

давления.

Используйте поролон в чехле (вместо ватно-

марлевых и резиновых кругов!) для

уменьшения давления на кожу.

Ватно-марлевые круги жесткие, быстро

загрязняются и становятся потенциальными

источниками инфекции. Резиновые и ватно-марлевые круги сдавливают кожу на участке

риска, ухудшая кровообращение.

Ослабьте давление на участки нарушения

целостности кожи. Пользуйтесь

соответствующими приспособлениями.

Поролон эффективнее защищает кожу от

давления.

Уменьшает давление на уязвимые участки

тела. Использование неподходящих

приспособлений увеличивает давление на

уязвимые участки.

Опустите изголовье кровати на самый низкий

уровень (угол не более 30°). Приподнимайте

изголовье на короткое время для выполнения

каких-либо манипуляций.

Уменьшается давление на кожу в области

копчика и крестца, исключается сползание с

подушек (срезывающая сила).

Не допускайте, чтобы в положении на боку

пациент лежал непосредственно на большом

вертеле бедра.

Исключается интенсивное давление на кожу

над областью большого вертела.

Не допускайте непрерывного сидения в кресле

или инвалидной коляске. Изменяйте

положение через каждый час. Обучите

пациента самостоятельно менять положение

тела, подтягиваться, а также осматривать

уязвимые участки кожи. Посоветуйте ему

ослаблять давление на ягодицы каждые 15

мин: наклоняться вперед, в сторону,

приподниматься, опираясь на ручки кресла.

Исключается высокий риск развития

пролежней.

Смещаются точки, находящиеся под

давлением.

Планируются и развиваются умения и навыки

самопомощи.

Научите родственников и других лиц,

осуществляющих уход, уменьшать риск

повреждения ткани под действием давления:

• регулярно изменять положение тела;

•использовать приспособления, уменьшающие

•давление тела;

•соблюдать правила приподнимания и

• перемещения;

• осматривать кожу не реже 1 раза в день;

•осуществлять правильное питание и

• адекватный прием жидкости.

Способствует участию родственников и

близких в оказании помощи, вырабатыванию

умений и навыков по уходу.

Контролируйте качество и количество пищи и

жидкости, в том числе при недержании мочи.

Уменьшенное количество жидкости ведет к

выделению концентрированной мочи, что

способствует раздражению кожи промежности.

Неадекватное питание и питье (низкое

содержание белка, витаминов, жидкости)

способствует развитию пролежней.

Максимально расширяйте активность

пациента. Если он может

ходить, побуждайте его прогуливаться через

каждый час.


Уменьшается повреждение тканей, улучшается

кровообращение, расширяется область

независимости пациента.

Используйте непромокающие прокладки,

подгузники (для мужчин — наружные

мочеприемники) при недержании.

Снижается риск развития опрелостей и

инфицирования пролежней.

Влажная загрязненная кожа вызывает зуд,

расчесы и инфицирование.

Используйте перчатки при выполнении любых

процедур.

                                                                                                                                Обеспечивается инфекционная безопасность.

Рекомендуемый план  ухода при риске развития пролежней

( у лежачего пациента)

(результаты ухода регистрируются в протоколе к плану ухода)

       Проблема

         Цель

                                        Сестринские вмешательства

(п). Риск развития пролежней


Пролежней  не будет

1. Проводить текущую оценку не менее 1 раза в день

(утром) по шкале

2. Изменять положение пациента каждые 2 ч:

• 8 —10 ч — положение Фаулера;

• 10—12 ч — на левом боку;

• 12—14 ч — на правом боку;

• 14—16 ч — положение Фаулера;

• 16—18 ч — положение Симса;

• 18—20 ч — положение Фаулера;

• 20—22 ч — на правом боку;

• 22—24 ч — на левом боку;

• 0 — 2ч — положение Симса;

• 2 — 4 ч — на правом боку;

• 4 — 6 ч — на левом боку;

• 6 — 8ч — положение Симса

*) Выбор положения и их чередование могут изменяться в

зависимости от заболевания и состояния пациента

3. Ежедневно утром в .... ч обмывать следующие

участки

(указать участки)

4. Проверять состояние постели при перемене положения

(каждые 2 ч).

5. Обучить родственников технике правильного

перемещения (приподнимая над кроватью).

6. Определять количество съеденной пищи (количество

белка не менее 120 г в сутки).

7. Обеспечить употребление не менее 1,5 л жидкости в сутки:

с 9.00—13.00 —700 мл:

с 13.00—18.00 —500 мл;

с 18.00—22.00 —300 мл.

8. Использовать поролоновые прокладки под

(указать участки)

исключающие давление на кожу.

9. При недержании мочи:

менять памперсы каждые 4 ч.

При недержании кала:

менять памперсы немедленно после

дефекации с последующей бережной гигиенической процедурой.

10. При усилении болей — консультация врача.

11. Поощрять пациента изменять положение в постели

(точки давления) с помощью перекладин, поручней и других приспособлений.

Лечение пролежней зависит от:

•тяжести (степени) поражения (I, II, III, IV);

• наличия воспалительного экссудата и связанного с этим запаха.

Профилактика и лечение пролежней — процесс длительный и кропотливый, требующий

участия многих людей. Унифицированная документация позволит добиться

необходимой преемственности в уходе и лечении. Лист сестринской оценки степени

тяжести пролежней и стандартный план ухода позволят объективно оценить эффективность проводимого лечения пролежней.

Лист сестринской оценки

степени   и тяжести пролежней

Отделение____________________________________________________________________

Палата_______________________________________________________________________

Ф. И. О. пациента_____________________________________________________________

Данные оценки степени

пролежней и план ухода

Степень пролежней

1. Предварительная

оценка /размер/степень/

цвет, местоположение






























Дата

Подпись

Степень 1: кожный покров не нарушен. Устойчивая гиперемия,

не проходящая после прекращения давления.

Степень 2: поверхностное (неглубокое) нарушение целостности

кожных покровов с распространением на подкожную

клетчатку. Стойкая гиперемия. Отслойка эпидермиса.

Степень 3: разрушение кожного покрова вплоть до

мышечного слоя с проникновением в мышцу. Пролежень

выглядит как рана. Могут быть жидкие выделения.

Степень 4: поражение всех мягких тканей. Наличие полости,

обнажающей нижележащие ткани (сухожилия, вплоть до кости).

Цель ухода: способствовать оптимальным условиям для

заживления.

Инструмент (материалы), специальные средства:

1.

2.

3.

4.



Согласовано с лечащим врачом


Врач (подпись)___________________

При первичной оценке состояния пролежней обратите внимание на локализацию,размер, степень тяжести, наличие запаха и боли (оценку интенсивности боли или адекватность обезболивания провести по шкале, принятой в данном лечебном учреждении).

Лечение пролежней осуществляют по назначению врача.

При пролежнях I степени может быть использован солкосерил (мазь), улучшающий

реэпителизацию кожи, биооклюзионные повязки (с солкосерилом), поддерживающие

необходимую влажность кожи, уменьшающие трение и связанную с этим боль,

способствующие эпителизации. Одновременно назначается солкосерил в/м и в/в.

При пролежнях I I степени также целесообразны биооклюзионные повязки с

использованием солкосерила-желе, а затем мази; системная терапия солкосерилом.

При пролежнях III и IV степени главный метод — хирургический: вскрытие

полости с последующей дезинфекцией и удалением некротизированной ткани.

Хирургическое лечение пролежней III и IV степени тяжести наиболее эффективно,

поскольку предусматривает полное иссечение всей нежизнеспособной ткани

и фиброзной массы, окружающей рану. В результате такой санации дно раны

остается чистым и кровоточащим, что позволяет развиться грануляциям.

Не рекомендуется использовать в качестве антисептика раствор калия перман-

ганата, поскольку он сушит и дубит кожу, способствуя инокуляции возбудителей.

повязок.

Нельзя держать рану открытой в связи с высокой вероятностью ее инфицирования.

Для фиксации повязки лучше использовать бумажную липкую ленту, поскольку

обычный лейкопластырь с трудом отделяется от кожи при смене повязки, травмируя

ее.

Рекомендуемый план ухода и лечения пролежней

 (результаты ухода регистрировать в протоколе к плану)

Проблемы

Цель

Сестринские вмешательства

1. Пролежень в

области

(указать)

1. Способствовать

заживлению

пролежней

1. См. стандартный план профилактики

пролежней

2. (п) Риск

развития

пролежней

2. Новых пролежней не

будет

2. I степень тяжести:

• Биооклюзионные повязки

• солкосерил-мазь (по назначению врача)

II степень тяжести:

Перед обработкой пролежня:

•дезодорирование раны при помощи салфеток

с активированным углем;

•дезодорирование помещения с помощью

дезодоранта, содержащего хлорофилл

(или цветочный запах);

• воздушные фильтры для освежения воздуха.

Промывание пролежня большим количеством физиологического

раствора или дистиллированной воды.

/// и IV степени тяжести:

• лечение хирургическое: вскрытие полости

с последующей дезинфекцией и удалением

омертвевших тканей.

Для удаления отслоившейся некротической массы —

ферментные препараты (например, ируксол).

Солкосерил (по назначению врача) в/м или в/в,

местно (гель) для улучшения обменных процессов

и ускорения регенерации тканей

3. (п) Риск инфицирования

пролежня.




4. Неприятный

запах от пролежней,

вызывающий

дискомфорт

3. Инфицирования

не будет.





4. Пациент и окружающие

не будут

ощущать неприятного

запаха и связанного

с этим

дискомфорта.

Повязка на рану (для предупреждения инфекции

и неприятного запаха):

• в последние слои повязки можно помещать

пластины с активированным древесным углем;

• можно использовать готовые повязки,

содержащие хлорофилл;

• по возможности закреплять повязку бумажной липкой

лентой (она не очень стягивает и сдвигает слои

тканей, легче снимается, позволяет коже дышать).

5. Боль в области

пролежня, нарушающая

сон и настроение





6. Угнетенное

настроение в

связи с длительным

лечением

пролежней.

5. Пациент подтвердит,

что он не чувствует

боли





6. Пациент и окружающие

отметят

улучшение

настроения.

Оценка эффективности обезболивания и (или)

боли по шкале (указать шкалу)

при неэффективном обезболивании

консультация с врачом.

Психологическая поддержка пациента и его

близких при длительном лечении пролежней.

В заключение считаем возможным, напомнить, о необходимости холистического

подхода при профилактике и лечении пролежней. Учитывайте не только физиологические, но и социальные, эмоциональные, психологические, духовные потребности человек

Литература:

Для преподавателей:

1. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» - Мухина С.А. – Учебник.

Дополнительная литература для преподавателей:

Журналы: «Медицинская сестра», «Сестринское дело».

 Справочник фельдшера -  Лазарева Г.Ю.

Для студентов:

  1. Учебное пособие «Основы сестринского дела» Н.В.Широкова 2010г.
  2. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» - Мухина С.А. – Учебник.

Задание на дом: Тема: «Сестринский процесс при нарушении удовлетворении  потребностей         пациента в осуществлении мероприятий личной гигиены (уход за кожей и естественными складками). Обучение пациента и членов его семьи элементам гигиенического уход».

Самостоятельная работа студентов.

Аудиторная

1.   Отработка практических навыков с использованием алгоритма

«Смена постельного белья».

2. Отработка практических навыков с использованием алгоритма

«Смена нательного белья».

3. Отработка практических навыков с использованием алгоритма

«Обтирание кожи».

4.  Применение методики составления плана и  обучения пациента и его родственников элементам профилактики пролежней в домашних условиях, планирование целей обучения с ожидаемыми результатами, выполнение плана и оценка эффективности обучения с последующим документированием в учебной схеме сестринской истории болезни.

5. Работа с блоком «Немой диктант»

Внеаудиторная:

для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы);  работа со  справочниками: ознакомление с нормативными документами; использование компьютерной техники и Интернета и др.;

 

для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы); составление плана и тезисов ответа; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы;  подготовка  сообщений к выступлению на практических занятиях,  составление тематических кроссвордов и др.;

для формирования умений: решение ситуационных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; и др.

Индивидуальные задания.

Работа с блоком информации  и группировка возможных явных и потенциальных проблем пациента, связанных со сменой постельного и нательного белья, профилактика пролежней, планирование целей сестринского ухода с ожидаемыми результатами, выполнение плана и оценка эффективности ухода с последующим документированием в учебной схеме сестринской истории болезни.

Контрольные вопросы.

1. Каковы правила хранения больничного белья? 

Эталон ответа.

К больничному белью относятся простыни, наволочки, пододеяльники, пеленки, рубашки, кальсоны, косынки, халаты, пижамы, полотенца и др. Чистое белье хранится в бельевой, находящейся в отделении. Грязное — в отдельном помещении, расположенном недалеко от отделения, в специальных ящиках или бачках. По мере накопления они опорожняются, и белье отправляют в прачечную. Все белье должно иметь метку и штамп отделения.

2. Каковы обязанности сестры-хозяйки отделения относительно смены и дезинфекции больничного белья? 

Эталон ответа.

В каждом отделении работает сестра-хозяйка, на которой лежит ответственность за регулярную смену белья и своевременную отправку грязного белья в прачечную. Один раз в 7—10 дней производится банный день со сменой белья, но если в отделении имеются тяжелобольные с непроизвольным мочеиспусканием или дефекацией, то сестра-хозяйка обязана оставлять младшей медицинской сестре несколько дополнительных комплектов чистого белья для смены. Белье, загрязненное выделениями или кровью, замачивают в осветленном растворе хлорной извести, сушат и затем направляют в прачечную. 

3. Какие требования предъявляются к больничным кроватям? 

Эталон ответа.

Ножки кровати снабжаются колесиками для удобства передвижения. Имеются также особые подставки, которые подводятся под головной и ножной концы кровати и закрепляются. С их помощью кровать несколько приподнимают над лолом и легко передвигают. Такой способ передвижения кровати не беспокоит и не утомляет больных. Для тяжелобольных, нуждающихся в возвышенном положении, пользуются подголовниками, а также функциональными кроватями, состоящими из трех подвижных секций. С помощью ручек можно плавно и бесшумно придать больному удобное для него положение в постели. Возле кровати ставят прикроватный столик, где хранятся вещи больного. Тяжелобольные пользуются специальными столиками, которые передвигаются и могут быть использованы для еды или чтения. 

4. Какие требования предъявляются к постели и матрацу больного? 

Эталон ответа.

В связи с тем, что больной большую часть времени находится в постели, важно, чтобы она была удобной и опрятной. 

Постельное белье — простыни, пододеяльники, наволочки — должно быть чистым, белым. Простыни на постелях тяжелобольных не должны иметь рубцов и швов, а наволочки — узлов и застежек на стороне, обращенной к больному. Одновременно с постельным бельем больной получает полотенце. 

Поверх сетки кровати кладут матрац, достаточно толстый, без бугров и впадин. Для ухода за больными очень удобен матрац, состоящий из отдельных секций. 

Подушки должны быть достаточных размеров, мягкие (перовые, пуховые). Одеяла в зависимости от сезона должны быть байковыми или шерстяными и обязательно мягкими. 

Наматрацник следует чаще чистить и проветривать, чтобы удалить неприятный запах, а при необходимости дезинфицировать.                                                                                                              

5.Каковы особенности устройства постели у тяжелобольных? 

Эталон ответа.

Постель больных с непроизвольным мочеиспусканием и выделением кала должна иметь специальные приспособления. Чаще всего пользуются подкладным резиновым судном, а матрац и подушку обшивают клеенкой. Кроме того, для таких больных применяют специальные матрацы, состоящие из трех частей: средняя часть имеет приспособление для судна. Постельное белье таким больным меняют чаще, чем обычно — по мере загрязнения. 

Если у больной женщины имеются обильные выделения из половых органов, то для сохранения чистоты постели под пациентку подкладывают клеенку и сверху небольшую простынку — подстилку. Подстилку меняют не реже 2 раз в сутки, а при надобности и чаще. 

Если больному нужно придать полусидячее положение в постели, то, помимо подголовника, ему нужно сделать упор для ног, чтобы больной не сползал. 

6. Как проводится перестилание постели больного? 

Эталон ответа.

Постель больного регулярно — утром, на ночь и перед дневным отдыхом — необходимо перестилать. Санитарка стряхивает крошки с простыни, расправляет ее, взбивает подушки. Больного на это время можно посадить на стул. Если же пациенту нельзя двигаться, то нужно переложить его вдвоем на край кровати, затем, расправив на освободившейся половине матрац и простыню, удалить с них крошки и переложить больного на убранную половину постели. То же самое проделать с другой стороны. 

Простыня должна быть такого размера, чтобы матрац был закрыт ею сверху, по бокам и со стороны торцов. Края простыни следует подогнуть под матрац. 

7. Как проводится перестилание постели больного, которому показан постельный режим? 

Эталон ответа.

Смена простыни под тяжелобольным требует от персонала определенного навыка. Если больному разрешено поворачиваться на бок, сначала, осторожно приподняв голову пациента, убрать подушки. Затем помогают ему повернуться на бок, лицом к краю кровати. На освободившейся половине постели, находящейся за спиной больного, скатывают грязную простыню так, чтобы она в виде валика легла вдоль его спины. На освободившееся место кладут чистую, также наполовину скатанную простыню. Затем больному помогают лечь на спину и повернуться на другой бок. После этого он окажется лежащим на чистой простыне лицом к противоположному краю кровати. Далее убирают грязную и расправляют чистую простыню. 

8. Как проводится перестилание постели больного, которому нельзя совершать активных движений? 

Эталон ответа.

Бели больному нельзя совершать активных движений, простыню можно сменить таким способом. Начиная с головного конца кровати, скатывают грязную простыню, приподнимая вдвоем с санитаркой голову больного и верхнюю часть туловища. На место грязной кладут скатанную в поперечном направлении чистую простыню и расправляют ее на освободившемся месте. Затем на чистую простыню кладут подушку и опускают на нее голову больного. Далее, приподняв таз больного, грязную простыню сдвигают к ножному концу кровати. На ее месте расправляют чистую. После этого остается удалить грязную простыню. Расправив чистую простыню до конца матраца, заправляют края ее под матрац. 

Оба способа смены простыни при всей ловкости ухаживающих неизбежно причиняют много беспокойства больному. Поэтому иногда целесообразнее перестелить постель, переложив его на каталку. 

9. Какие требования предъявляются к подушке больного? 

Эталон ответа.

Нижняя подушка должна быть из пера, а верхняя — из пуха. Их кладут таким образом, чтобы нижняя лежала прямо и выдавалась немного из-под верхней, а верхняя упиралась в стенку кровати. Больному дают одеяло с пододеяльником, лучше всего байковое, так как оно хорошо проветривается и дезинфицируется; летом можно давать тканевые одеяла. 

10. Как производится смена нательного белья больного? 

Эталон ответа.

В стационаре проводится после гигиенической ванны один раз в 7—10 дней. Неопрятным, потливым и очень ослабленным больным по мере надобности белье меняют чаще. 

Рубашки тяжелобольному меняют следующим образом: слегка приподняв верхнюю часть туловища, собирают ее со спины к шее. Приподняв руки больного, снимают рубашку через голову, а затем освобождают от рукавов руки. Если одна рука у больного повреждена, то рукав снимают сначала со здоровой руки, а затем с больной. Чистую надевают в обратном порядке: сначала, начиная с больной руки, надевают рукава, затем надевают рубашку через голову и расправляют вдоль спины.

Немой диктант

По теме: Сестринский процесс при нарушении удовлетворении  потребностей         пациента в осуществлении мероприятий личной гигиены (бельевой режим стационара, уход за кожей и естественными складками). Обучение пациента и членов его семьи элементам профилактики пролежней в домашних условиях.

Задание: написать алгоритм действий (последовательность) медсестры при смене постельного белья продольным способом;

Немой диктант

По теме: Сестринский процесс при нарушении удовлетворении  потребностей         пациента в осуществлении мероприятий личной гигиены (бельевой режим стационара, уход за кожей и естественными складками). Обучение пациента и членов его семьи элементам профилактики пролежней в домашних условиях.

Задание: написать алгоритм действий (последовательность) медсестры при смене нательного белья пациенту с повреждённой рукой;

Немой диктант

По теме: Сестринский процесс при нарушении удовлетворении  потребностей         пациента в осуществлении мероприятий личной гигиены (бельевой режим стационара, уход за кожей и естественными складками). Обучение пациента и членов его семьи элементам профилактики пролежней в домашних условиях.

Задание: Перечислите этапы по уходу и профилактике пролежней;

Немой диктант

По теме: Сестринский процесс при нарушении удовлетворении  потребностей         пациента в осуществлении мероприятий личной гигиены (бельевой режим стационара, уход за кожей и естественными складками). Обучение пациента и членов его семьи элементам профилактики пролежней в домашних условиях.

Задание: перечислите режимы активности (двигательный режим);

Обозначьте понятие термина:

  1. _________________________совокупность гигиенических правил,

          способствующих сохранению и   укреплению здоровья человека и

     увеличению продолжительности его активной жизни.

                                                 

  1. _________________________ некроз кожных покровов, обусловленный давлением на ткани с нарушенной трофикой;
  2. _________________________болезненное равнодушие, безразличие ко

     всему.

4. _________________________угнетённое психическое состояние.

     5. _________________________промежуточное между положением «на

         животе» и «на боку».

     6.  _________________________ воспаление кожи в складках,

         возникающее при трении влажных поверхностей.  

       

     

Эталон ответов:

1. Личная гигиена

2. Пролежень

3. Апатия

4. Депрессия

5. Положение Симса

6. Опрелость

Дополните правильный ответ.

  1. К больничному белью относятся_______________________________ __________________________________________________________;
  2. Регулярную смену белья производят __________________________;
  3. Если одна рука у больного повреждена, то рукав снимают сначала

        ________________________________________________________;

4. Если одна рука у больного повреждена, то рукав одевают сначала

     _________________________________________________________;

5.  Омертвение (некроз) кожи с подкожной клетчаткой и других мягких

     тканей называется ________________________________________;

6. В каких положениях образуются обычно пролежни у ослабленных  и  

    тяжелобольных пациентов __________________________________

    _________________________________________________________;

7. Три основных фактора приводят к образованию пролежней -

     ________________________________________________________;

          8.  Шкала для количественной оценки риска развития пролежней

               называется ______________________________________________;

          9. Текущую оценку по шкале проводят не менее ________________;

          10.Изменять положение ослабленного  пациента необходимо

                ________________________________________________________;

           11. При первичной оценке состояния пролежней обращают  внимание

                 на _____________________________________________________;

.

12. Недержание мочи при неудовлетворительном уходе за пациентом –

       фактор риска образования ________________________________;

13. Вместо постоянного мочеприёмника при недержании мочи  

      используют _____________________________________________;

Эталон ответов:

  1. Простыни, наволочки, пододеяльники, пеленки, рубашки, кальсоны, косынки, халаты, пижамы, полотенца и др.
  2. Один раз в 7-10 дней или по мере необходимости.
  3. Со здоровой руки.
  4. На повреждённую руку.
  5. Пролежень
  6. В положениях на спине, на боку и сидя.
  7. Давление, срезывающая сила, трение.
  8. Шкала J. Waterlow
  9. 1 раз в день (утром).
  10. Каждые 2 часа.
  11. На локализацию, размер, степень тяжести, наличие запаха и боли.
  12.  Пролежней.
  13. Памперсы

Зачётные практические манипуляции.

1. Продемонстрируйте и поясните последовательность ваших действий при проведении смены постельного белья поперечным способом (на фантоме) тяжелобольному пациенту.

Критерии оценки: действия студента соответствует алгоритму выполнения манипуляции.

Учебное пособие «Основы сестринского дела» Н.В.Широкова 2010г. Стр. 27.

 

2.  Продемонстрируйте и поясните последовательность ваших действий при проведении смены постельного белья продольным  способом (на фантоме) тяжелобольному пациенту.

Критерии оценки: действия студента соответствует алгоритму выполнения манипуляции.

Учебное пособие «Основы сестринского дела» Н.В.Широкова. 2010г. Стр. 28.

3.  Продемонстрируйте и поясните последовательность ваших действий при проведении смены нательного  белья  (на фантоме) тяжелобольному пациенту.

Критерии оценки: действия студента соответствует алгоритму выполнения манипуляции.

Учебное пособие «Основы сестринского дела» Н.В.Широкова 2010г. Стр. 30.

4.  Продемонстрируйте и поясните последовательность ваших действий при проведении обтирании кожи  (на фантоме) тяжелобольному пациенту.

Критерии оценки: действия студента соответствует алгоритму выполнения манипуляции

Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» С.А.Мухина,

И.И.Тарновская., Москва. 2002

5. Обучите пациента и его родственников мероприятиям по профилактике пролежней, применяя основные приёмы и методы обучения в сестринском деле.

Критерии оценки: Руководство для медицинских работников и студентов медицинских колледжей и училищ. Тверь 2008г.

Критерий оценки

Выполнения зачётных практических манипуляций.

5 «отлично»:

- рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций;

- практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций;

- соблюдаются все требования я к безопасности пациента и медперсонала;

- выдерживается регламент времени;

- рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;

- все действия обосновываются

4 «хорошо»:

- рабочее место не полностью оснащается для выполнения манипуляций;

- практические действия выполняются последовательно, но  не уверенно;

- соблюдаются все требования я к безопасности пациента и медперсонала;

- нарушается  регламент времени;

- рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;

- все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога.

3 «удовлетворительно»:

- рабочее место не полностью оснащается для выполнения манипуляций;

- нарушена последовательность их выполнения;

- практические действия  не уверенные, для обоснования действий  

  необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии

   педагога;

- соблюдаются все требования я к безопасности пациента и медперсонала;

- нарушается  регламент времени;

- рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;

2 « неудовлетворительно»:

- затруднения с подготовкой рабочего места;

- невозможность самостоятельно выполнять практические манипуляции;

- совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала;

- нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами.

Тестовый контроль знаний:

Выберите один правильный ответ.

Вариант №1

1. Кожу тяжелобольного пациента необходимо ежедневно протирать:

     а) 10% раствором камфорного спирта+

     б) 10% раствором нашатырного спирта

     в) 96  раствором этилового спирта

     г) 10% раствором калия перманганата

2. Постельное белье пациенту меняют:

     а) 1 раз в 14 дней

     б) 1 раз в 7 дней+

     в) 1 раз в день

     г) 1 раз в месяц

3. Постельное белье тяжелобольному пациенту меняют:

     а) 1 раз в 3 дня

     б) один раз в неделю

     в) по мере загрязнения+

     г) один раз в 2 недели

4. Пролежни у тяжелобольных пациентов при положении на спине могут

    образоваться в области:

     а) шеи

     б) бедер

     в) подколенной ямки

     г) крестца+

5. Для профилактики пролежней необходимо менять положение пациента

    каждые:

     а) 2 часа+

     б) 12 часов

     в) 6 часов

     г) 24 часа

 6. Пролежни у тяжелобольных пациентов при положении на боку  могут

    образоваться в области:

     а) шеи

     б) тазобедренных суставов+

     в) подколенной ямки

   г) крестца

   7.        Положение Симса

а) промежуточное между положением лежа на боку и лежа на животе+

б) лежа на спине

в) лежа на животе

г) полулежа и полусидя

   8.        Лечение третьей степени пролежней

а) протирание 10% камфарным спиртом

б) массаж

в) хирургическим методом+

г) смазывание 70гр спиртом

Эталон ответа:

  1. а
  2. б
  3. в
  4. г
  5. а
  6. б
  7. а
  8. в

Тестовый контроль знаний:

Выберите один правильный ответ.

Вариант №2

1.        Положение Фаулера

а) полулежа, полусидя+

б) на боку

в) на животе

г) на спине

2.        Постельное белье тяжелобольному пациенту меняют

а) один раз в 2 недели

б) один раз в неделю

в) 1 раз в 3 дня

г) по мере загрязнения+

3.        Кожу тяжелобольного пациента необходимо ежедневно протирать раствором

а) 10% нашатырного спирта

б) 10% камфорного спирта+

в) 10 % калия перманганата

г) 0,02 % фурацилина

4.        Для профилактики пролежней необходимо менять положение пациента каждые (в час.)

а) 24

б) 12

в) 6

г) 2+

5.        Признак второй степени пролежней

а) бледность

б) отек, краснота

в) пузыри+

      г) язвы

6. Пролежни у тяжелобольных пациентов при положении сидя  могут

    образоваться в области:

     а) шеи

     б) бедер

     в) подколенной ямки

     г) копчика +

7. Наиболее частая область образования пролежни у тяжелобольного пациента при положении на спине:

а) крестец+

б) подколенная ямка

в) бедро

г) голень

8.        После освобождения суден и мочеприемников от содержимого их

а) погружают в 1% раствор хлорамина на 15 мин

б) погружают в 1% раствор хлорамина на 120 мин+

в) погружают в 3% раствор хлорамина на 30 мин

      г) дважды протирают 1% раствором хлорамина

Эталон ответа:

  1. а
  2. г
  3. б
  4. г
  5. в
  6. г
  7. а
  8. б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для практических занятий кружка "Моделирование из бумаги"

Методическая разработка составлена с целью подробного описания особенностей выполнения некоторых практических работ в курсе программы кружка "Моделирование из бумаги". Может использовать как дополните...

Методическая разработка к практическому занятию по теме "Вскармливание детей первого года жизни"

Характеристика практического занятия. При проведении занятий по данной теме, преподаватель учитывает, что эта тема имеет огромное значение в будущей работе медицинской сестры. Задача современной медиц...

Методическая разработка к практическому занятию

Данная тема является базовой при изучении инфекционных болезней. Её усвоение облегчает восприятия студентами дальнейшего материала на цикле....

Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя по теме Кости мозгового отдела черепа

Данная методическая разработка  для преподавателей  СПО медицинского направления . Она  используется  на практической работе по теме "Кости лицевого отдела".    в ней ест...

Учебно-методическая разработка для практических занятий по МДК 01.02. «Проектирование цифровых устройств» для специальности СПО «Компьютерные системы и комплексы»

В пособии представлены методические рекомендации по выполнению цикла практических работ, выполняемых обучающимся при изучении модуля МДК 01.02 «Проектирование цифровых устройств». Обучающийся при выпо...

Методическая разработка проведения практического занятия по информатике на основе технологии развивающего обучения

АНОТАЦИЯ:Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения всех специальностей на базе основного общего образования содержат теоретическую часть, которая поможет студент...

Методическая разработка на практическое занятие по теме "Легкая атлетика" занятию "Обучение технике бега на короткие дистанции"

Методическая разработка подготовлена для подготовки преподавателя физической культуры к проведению занятий по разделу "Легкая атлетика"...