Эссе "Моя педагогическая философия"
статья по теме

Круглова Ольга Николаевна

В этом сочинении я размышляла о том, что для меня значит "ШКОЛА".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx59.04 КБ

Предварительный просмотр:

Круглова Ольга Николаевна,

учитель математики и информатики,

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Уршельской средней общеобразовательной школы

                                        Моя педагогическая философия.

         «Математик должен быть поэтом в душе» - сказала С.В. Ковалевская. Так вот и я – учитель математики и информатики, а сочиняю стихи:

                                       Я так горда за жёлтый лист сухой,

                                       А здесь он не один, а целых три

                                       Висят на жалком дереве осеннем,

                                       Как будто бы все вторят поколеньям:

                                       «Ты ценности свои пересмотри…

                                       Вся ценность жизни –

                                       Не в машинах и не в дачах,

                                       Не в золоте, не в бриллиантах, не в тряпье.

                                       Вся ценность жизни –

                                       Просто жить и что – то значить

                                       На этой серой, но живой земле».

                                       Я так горда за жёлтый лист сухой,

                                       Не сломлен он, хотя уже морозно.

                                       А по другому не могло и быть.

                                       Он держится за веточку надёжно.

                                       Всё только потому, что хочет жить!

           Наверное, каждый человек рано или поздно задумывается о смысле жизни. Я не исключение. Для чего я живу? Что мне дорого, что важно? Без чего я не могу обойтись сегодня, сейчас? Размышляя о своей жизни, я прекрасно понимаю, что не могу уже провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Я не работаю учителем, я – учитель!

           Учитель! Значение этого слова многогранно. Каждый понимает его по – разному. Вот что сказал об учителе великий поэт В. Гёте: «Тех, у которых мы учимся, правильно называют нашими учителями, но не всякий, кто учит нас заслуживает это имя». В жизни каждого человека с учителем связаны воспоминания. Учителя друг на друга не похожи: у каждого свой характер, свои требования. Один строг, другой мягок, один вспыльчив, другой ровен. Но все они похожи в главном: нет среди них ни одного, кто не желал бы добра своим ученикам, кто не прилагал бы всех своих сил, чтобы помочь им вырасти честными, смелыми, ответственными, справедливыми, и главное, счастливыми людьми.

           Каждый год школа пополняется совершенно иными детьми. Иное поколение. Сегодняшние дети – продукт общества. Мыслят всё быстрее, информации о событиях и фактах всё больше. И всё труднее, нам учителям их чем – то удивить. Они всё меньше и меньше восхищаются. Спокойны в однообразном круге интересов: компьютерные игры, «импортные» ужасные мультики, пустые «ни о чём» детские журналы. Сегодня дети уже не хотят быть космонавтами, полярниками. Они хотят быть олигархами, хотят быть даже «Сашами Белыми» (т.е. бандитами), как в кино. Это всё гримасы нашего времени. А моя задача – научить ребят разглядеть красоту окружающего мира, научить находить друг в друге доброе, хорошее, научить любить. И в первую очередь научиться любить себя (не боюсь показаться эгоисткой). Ведь именно любовь к себе – двигатель развития, она не позволяет плестись в «хвосте». Да и невозможно сделать хорошо то, что ты не любишь! Поэтому для меня любовь в профессии первична, она – залог высоких учебных и душевных достижений моих учеников. И я учу своих детей любить жизнь во всех её проявлениях и ненавидеть зло. И мне очень хотелось бы воспитать своих учеников неравнодушными людьми, чтобы они не прошли мимо чужого горя, а всегда старались помочь тем, кто рядом. Это так нам сейчас необходимо. Но становится всё сложнее показать детям примеры бескорыстной любви и сочувствия.

          Учитель – это ещё, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Конечно же,  мне бы хотелось, чтобы мои ученики были всегда в ряду первых в олимпиадах, конкурсах, но я понимаю, что знание и призовые места – это не главная педагогическая цель, хотя с нас и с учащихся по – прежнему спрашивают именно это. Но не буду о грустном. Ведь далеко не каждый ребёнок, в силу природных данных, может быть отличником. Да и нужно ли этого требовать? Главное, вырастить в ребёнке человека! Порядочного человека! Я терпеть не могу, когда «недостаточно способным» учащимся вешают «ярлыки» и «штампы». Говорят, что наша система образования гуманна, обучение – личностно – ориентировано. На бумаге – может быть, а на самом деле – нет. Я понимаю, что не всем ученикам даётся математика (или другой предмет), но ведь человек от этого хуже не становится. Он  может стать высококлассным парикмахером или поваром. Но ведь нет – ученику, получившему «двойку» за ГИА или ЕГЭ, на всю жизнь вешают ярлык «окончившего школу со справкой». И многие после этого опускают руки, и им уже тяжелее найти своё место в жизни. Если бы это было в моих силах, то я бы отменила хотя бы ГИА. Так как тем, кто пойдёт учиться на  повара не нужно заканчивать 11 классов и сдавать ЕГЭ, а для таких детей выучить даже таблицу умножения – это уже достижение. Может сложиться впечатление, что я за то, чтобы завышать детям оценки – вовсе нет. Я, напротив, стремлюсь к тому, чтобы оценки были объективными, иначе мы воспитаем ленивых людей, которые неспособны добиваться чего – то своим трудом. Ведь именно благодаря трудолюбию человек находит своё место в жизни.

           В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится о том, что «исходный капитал» был дан каждому его господином: «Таланты были даны всем и каждому – разные и разное число». Да, способности у всех детей разные, и зачастую они не лежат на поверхности. Увидеть их, помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя – выявить одарённость каждого ученика и направить в нужную деятельность, для того, чтобы она переросла в талант. Ну, а чтобы ребёнок что – то делал, его надо заинтересовать. А вот заинтересовать детей может только заинтересованный педагог. Поэтому мне постоянно приходится внутренне развиваться, учиться, искать новое. Странно: я получила два высших образования и вроде бы хватит учиться, но… Когда я изучала, например, информатику – мышки были ещё живыми! Время не стоит на месте, и нынешняя эпоха разительно отличается от предшествующей ей эпохи. Мне приходится заново познавать мир вместе с детьми, учиться вместе с ними, осваивать новые технологии и информационные пространства. Ведь всё, что не развивается – деградирует.

           «О дереве судят по плодам, а о человеке по делам». Что ж, судите и обо мне: многие мои ученики выбрали профессии, связанные с математикой и информатикой, а многие пошли в педагогику, причём трое выбрали профессию учителя математики и информатики (я этим больше всего горжусь!). Это ли не труды моего воспитания?

           Итак, что же значит для меня, быть учителем? Не возможность чему – то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится радоваться их успехам, сопереживать их неудачам, нести за них ответственность. Я не работаю с детьми, я живу с ними, делю радости и печали, взлёты и падения, не допуская фальши в отношениях. Существует мнение, что если пришел в школу, к детям забудь все свои переживания, проблемы, не показывай грусть, всегда улыбайся и демонстрируй хорошее настроение, даже если тебе невыносимо плохо. Я с этим не согласна! Дети должны научиться сопереживать и понимать других людей. Поэтому я никогда не играю, я всегда «настоящая». И я вижу, что мои дети это ценят. Может быть, я ошибаюсь, и учитель должен быть совсем другим, и его предназначение тоже совсем в другом. Но ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. За четырнадцать лет работы в школе я научилась воспринимать свои ошибки как опыт и учу этому и своих детей.

           Да, для меня «учитель» - это не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа. Для меня быть учителем – это и значит жить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...