Рабочая программа по опк
рабочая программа по теме
Рабочая программа по основам православной культуры в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_opk.doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Заборская оош
«
Рабочая программа
по учебному курсу «Основы православной культуры»
для 4 класса общеобразовательной школы
начального звена
На 2012 – 2013 учебный год
Составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики» А. Я. Данилюк
Составитель: Романенко Л.Н.
Учитель начальных классов,
1 квалификационная категория
2012 г.
Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4)
Нормативно – правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
- Основы православной культуры;
- Основы исламской культуры;
- Основы буддийской культуры;
- Основы иудейской культуры;
- Основы мировых религиозных культур;
- Основы светской этики.
Пояснительная записка
Современный период в российской истории и образовании – это смена ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.
В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Поэтому в Стандарт начального общего образования включен курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, произведения которой до сих пор высоко оцениваются во всём мире.
Авторы как теоретических, так и практических разработок, в качестве важнейшего компонента национального содержания образования указывают на Православие, которое является историообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства и обеспечивало духовное единство народа.
Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной культуры православия, значит постепенно открывать перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их созидательного мировоззрения.
Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
«От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье».
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.
Курс ОРКСЭ носит светский характер. Состоит он из 6 модулей. Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры.
Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
ЦЕЛЬ: Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
ЗАДАЧИ:
- Знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;
- Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Принципы обучения:
- диалогическое взаимодействие;
- приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
- актуальность;
- опоры на самостоятельность мышления учащихся;
- вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);
- деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.
- соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
- органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат
Предполагается, что усвоение курса сформирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.
Место курса в учебном плане
С введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», предмет «Основы православной культуры» вводится с 4 класса (34 ч, 1ч в неделю).
Организационно-правовая независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий позволяет государственным и муниципальным органам управления образованием организовать изучение православной культуры в соответствии с требованиями российского законодательства и настоящего Примерного содержания при соблюдении всех законных прав и интересов обучаемых и их родителей (законных представителей), других участников образовательного процесса.
Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся. УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, в неделю – 1 час.
Учащиеся будут обучаться по учебнику Кураева Андрея Вячеславовича, который рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник входит в систему «Перспектива». Учебник знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Автор уроков А. Я. Данилюк.
Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания
- Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
- Познавательно-исследовательские методы:
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
-исследовательский проект.
- Методы обратной связи:
-интерпретация;
-загадки-притчи;
-проблемная пресс-конференция;
- разговор с замещённым собеседником.
- Игровые и деятельностные методы:
-игра-испытание;
- ролевая игра;
- продуктивный труд.
Формы обучения
- Классно-урочные занятия.
- Групповая форма обучения.
- Внеклассные занятия – классные семейные праздники.
- В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.
- Экскурсии.
Средства обучения
Предполагается использовать:
1. Учебное пособие «Основы православной культуры», автор А.В.Кураев
Глава I «Мир и человек, каким его понимают христиане» с дополнительным материалом «Символ Веры» даёт основные и религиозные понятия и представления. Это возможность постепенно перейти от первых смутных представлений ребёнка о Боге к понятиям, позволяющим логически с научной достоверностью объяснить детям явления духовной жизни.
Глава II «Жизнь по христианским добродетелям» с дополнительным материалом «Заповеди блаженств». Даёт образцы жизнеописания святых. Показаны примеры жизни наших соотечественников по заповедям Божиим. Необходимо излагать о них материал так, чтобы дети могли сделать вывод, что эти люди жили не так уж давно, чтобы создавался эффект реальности событий.
Глава III «Православные и семейные праздники» с дополнительным материалом «Двунадесятые праздники, Пасха». Православные праздники – неиссякаемый источник традиций и обрядов русского народа.
Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывая мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы. Это дает возможность ребенку оставаться включенным в жизнь общества и природы и в то же время обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества.
2. Образцы житийной литературы, дающие примеры моральных исканий человека, проявления его гражданской сути: защита Отечества - Дмитрий Донской и Александр Невский, просвещение - Феодосии Печерский, Сергий Радонежский, верность Родине - патриарх Гермоген, семейные добродетели - Петр и Ефросинья Муромские, родители Сергия Радонежского и др. Непреходящее значение имеют жития и с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего человека.
3. Фрагменты церковной музыки и пения, образцы церковной архитектуры и живописи.
- 4. Методические рекомендации по ОРКСЭ, модуль ОПК
Содержание учебника построено с учетом:
- возрастных особенностей обучающихся;
- новизны и особенностей содержания курса;
- культурологической направленности курса;
- направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников;
- имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников;
- возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала учащихся и т. д.;
Критерии оценивания компетенций
Требования к личностным результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- формирование первоначального представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки
Ученик должен знать/понимать:
- Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
- Историю возникновения культуры;
- Особенности и традиции религии;
- Описание основных священных книг, праздников, святынь.
Уметь:
- Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
- Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
- Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- Готовить сообщения по выбранным темам.
Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).
Примеры контрольных заданий
Православная культура как образовательная область охватывает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности - культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологических, этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников.
Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному предмету «Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий.
1) Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.
2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.
3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).
4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.
5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.
Темы итоговых работ учащихся
Самостоятельные итоговые творческие работы являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учебного материала и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями.
Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенную тему (5-8 тем на выбор), либо в форме реферата объемом не менее 0,5 п.л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой оценки.
Примерный перечень тем итоговых работ учащихся.
1.Основы православной культуры – Библия и Евангелие.
2.Учение Христа.
3.Жертва и воскресение.
4.Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего.
5.Как я понимаю золотое правило этики?
6.Суть православного поведения.
7.Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние».
8. Православные традиции русской семьи.
Календарно – тематическое планирование курса
4 класс
Количество часов по учебному плану - 34 часа
Количество часов в неделю - 1 чаc
№ | Тема урока | Тип урока | Цель (конкретного урока) | Содержание (в т. ч. понятия и термины) | Формы деятельности (опыт деятельности учащихся | Дата проведения (план.) | Дата проведения (факт.) |
1 | Россия – наша Родина. | изучение нового материла | -развивать коммуникативные компетенции, -способствовать воспитанию национального самосознания, формированию интереса к изучению предмета. -углубить знания (государственная символика, герои и великие люди России и | Россия – наша Родина- Полиэтническое государство, культурные традиции Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы, толерантность | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | ||
2. | Культура и религия. | изучение нового материла | способствовать формированию первоначальных представлений о православной культуре и её роли в современности России | Что такое культура и религия. Их значение в жизни человека. Основные термины и понятия: культура, религия. | беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | ||
3 | Человек и Бог в православии. | изучение нового материла | способствовать формированию первоначальных представлений о Боге и православии. | Бог и православие Основные термины и понятия: Бог, православие, Творец. | беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом; | ||
4 | Православная молитва. | изучение нового материла | -познакомить детей с понятием православная молитва | Православие. Благодать О молитве «Отче наш». | беседа, устный рассказ на тему, | ||
5 | Библия и Евангелие. | изучение нового материла | -познакомить детей с Библией и Евангелие Дают определения основных понятий православной культуры. | Кто такие христиане. Что такое Библия и Евангелие. Основные термины и понятия: христиане, Библия, Евангелие, пророки, Христос, Священное писание, откровение | беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | ||
6 | Проповедь Христа . | изучение нового материла | - познакомить детей с учением Иисуса Христа/ Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей | Проповедь Христа, Завет Христа. Основные термины и понятия: проповедь, нагорная проповедь. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | ||
7 | Христос и Его крест. | комбинированный. | Раскрыть значение православного креста | Как Бог стал человеком. Символика креста. Основные термины и понятия: голгофа, жертва Христа, распятие, символика креста. | беседа, устный рассказ на тему, подготовка творческой беседы с членами семьи | ||
8 | Пасха. | комбинированный. | Познакомить детей с православными праздниками и традициями | Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Пасха – самый светлый и радостный православный праздник. | Дают определения основных понятий православной культуры. | ||
9 | Православное учение о человеке | комбинированный. | Раскрыть понятие образ Божий в человеке, помочь понять детям значение слова душа. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей Основные термины и понятия: Душа, внутренний мир человека. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | ||
10 | Совесть и раскаяние | комбинированный. | Дать понятие о совести и раскаяние. | Через поступки людей учатся различать добро и зло; учить уметь прощать; уметь давать оценку своим действиям и поступкам. Основные термины и понятия: совесть, грех, зло, раскаяние. | беседа, комментированное чтение, пересказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге. | ||
11 | Заповеди | Урок изучения нового материала | Познакомить детей с понятием «заповеди» православных, сопоставить заповеди с принятыми нормами в социуме. | О заповедях как правилах жизни, которые помогают каждому стать лучше и быть счастливым. «Не гордись, не ленись, не унывай, всех с радушьем принимай» и др. Основные термины и понятия: | беседа, комментированное чтение, пересказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге | ||
12 | Милосердие и сострадание. | комбинированный. | Показать, чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют «ближним». | Учатся понимать, что такое милосердие, чем оно отличается от дружбы. Знакомятся со значением слова милостыня. Основные термины и понятия: милосердие, милостыня. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. | ||
13 | Золотое правило этики. | комбинированный. | Познакомить с главным правилом человеческих отношений; что такое осуждение. | Узнают правила этики; учатся формулировать свои правила отношений в обществе. Основные термины и понятия: | беседа, комментированное чтение, работа в группах, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге. | ||
14 | Храм. | комбинированный. | Познакомить с архитектурным строением православного храма; дать понятие значения в жизни в людей. | Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Основные термины и понятия: | беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. | ||
15 | Икона. | комбинированный. | Познакомить детей со святынями православной культуры. Показать отличие иконы от картин | Учатся видеть через иконы сокровенный мир души человека. Основные термины и понятия: икона, нимб, лик. | беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. | ||
16 | Творческие работы учащихся. | Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщение по выбранным темам (теме). | Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Основные термины и понятия: Храм, икона, иконостас, благословение, алтарь. | беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. |
| ||
17 | Подведение итогов. | Знать значение православной культуры | Повторение основных содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных творческих работ на основе анализа пройденного материала | ||||
18 | Как христианство пришло на Русь. | комбинированный | Познакомить с развитием православной культуры в истории России. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Основные термины и понятия: Крещение, мудрость, Святая Русь, исповедь. | беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, | ||
19 | Подвиг. | комбинированный | Познакомить с понятием подвиг; дать понятие о человеческой жертвенности. | Знакомятся с понятием подвиг, рассуждают об условиях, при которых расставание становится жертвой. Основные термины и понятия: подвиг, Жертва Богу, подвижник. | беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. | ||
20 | Заповеди блаженств. | комбинированный | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.) | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их c нормами религиозной культуры (православной и др.). Основные термины понятия: блаженный, Царство небесное. | беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. | ||
21 | Зачем творить добро? | изучение нового материла | способствовать формированию у детей представления о добре и зле; раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; | Добро и зло. Основные термины и понятия: Добро, зло, гуманность | беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | ||
22 | Чудо в жизни христианина. | изучение нового материла | Познакомить детей с православной культурой, назначением иконы. | Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Основные термины и понятия: | беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. | ||
23 | Православие о Божием суде. | изучение нового материла | Учить толерантности, честности , справедливости. | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. | беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. | ||
24 | Таинство причастия. | изучение нового материла | Познакомить детей с понятиями: Причастие; церковное таинство. | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.) Основные термины и понятия: | беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. | ||
25 | Монастырь. | изучение нового материла | Дать понятие кто такие монахи и от чего отказываются монахи. | Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. Основные термины и понятия: монах | беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. |
| |
26 | Отношение христианина к природе. | комбинированный | Прививать любовь к природе к окружающей среде. | Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. Основные термины и понятия: | беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. | ||
27 | Христианская семья. | комбинированный | Дать понятие семьи, венчание, обручального кольца; культурных традиций православных. | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Основные термины и понятия: семьи, венчание, обручального кольца. | беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. | ||
28 | Защита Отечества. | комбинированный | Познакомить детей с понятием справедливая война. Рассказать о святых защитниках Родины. | Учатся различать поступки недопустимые даже на войне. Основные термины и понятия: Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. | ||
29 | Христианин в труде | комбинированный | |||||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | Тип урока – урок обобщения | способствовать формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, - мотивировать на личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, - способствовать укреплению веры в Россию | Категории любви. Любовь – основа нашей жизни. Любовь и уважение к Отечеству. | Беседа, комментированное чтение, размышление на тему. | ||
31 | Подготовка творческих проектов. | Тип урока – урок систематизации знаний | - учить определять общую цель и пути ее достижения, - формировать умение договариваться и распределять роли в совместной деятельности, - способствовать развитию способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; | Повторение основных содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных творческих работ на основе анализа пройденного материала. | Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Определение содержание проектной работы. Варианты тем: «Значение нравственности и этики в жизни человека и общества», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к | ||
32-34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | Тип урока – урок обобщения | способствовать развитию умения слушать и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; - учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - обобщить знания, понятия и представления о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. | Повторение основных содержательных моментов курса. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. | Презентация творческих проектов учащихся по индивидуальным темам. |
Учебно-методическое обеспечение
- Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022138-2 .
- Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: книга для родителей / А. Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.: ил. - ISBN 978-5-09-024076-5.
- Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил.
Интернет ресурсы:
сайты http://svetoch-opk.ru/load/serii/opk_a_kuraev/85 (презентации)
http://www.smolensk-seminaria.ru/OPK/dlya_uchitelya.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...