Конспекты уроков математики с использованием ЦОР.
план-конспект урока по теме

Гришокова Ульяна Николаевна

В данном разделе мной представлены конспекты уроков математики  5- 10 классов с использованием ЦОР, а так же материаля в помощь учителю математики в коррекционной школе 8 вида. Классные часы, внеклассные мероприятия и праздники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока математики  для 5 класса (по программе школы 8 вида).

Тема: «Линии в круге»

Цели:

  1. Образовательные: обобщить и закрепить знания о понятии круга и линиях в круге: радиусе, диаметре, хорде; научить правильно чертить линии в круге с помощью циркуля и линейки.
  2. Коррекционные: корригировать и развивать внимание через умение различать линии в круге, память, мышление; мелкую моторику через выполнение построения и работу с инструментами.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету математика, усидчивость, аккуратность в выполнении заданий.

Оборудование:

  1. Конспект урока и презентация ( мультимедийное оборудование0.
  2. Чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш, набор цветных карандашей и фломастреров.
  3. Комплект карточек с цифрами.

Ход урока:

1 этап.  Организачионный момент.

Дети приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Дежурный даёт рапорт.

   (Звучит музыка)

 Вступительное слово учителя:

- Ребята, вы узнали эту музыку? Сегодня наш урок пройдёт необычно. Все вы станете участниками знаменитой игры «Поле чудес». А посвящена эта игра будет теме «Линии в круге».

Давайте откроем тетради и запишем число и тему урока. (Слайд№ 2)

И сегодня на уроке мы должны с вами (слайд № 3)

Вспомнить: какие бывают линии в круге.

Узнаем: как применять математические знания в игре.

Будем учиться: чертить и измерять линии в круге.

И сегодня тот, кто будет самый внимательный, правильно и быстро выполнит все игровые задания, тот дойдёт до финала игры.

2 этап. Вступительное слово учителя. (слайд№ 4)

Ребята, я хочу вам напомнить правила игры.

1. Выберем тройки игроков . Для этого ответим быстро и правильно на вопросы с помощью карточек.

2. Каждая тройка  получит зашифрованное слово, которое должна отгадать, а затем выполнить задание.

3. Тот, кто отгадает слово и правильно выполнит задание, выходит в финальную игру, где определиться победитель.

Итак, если правила понятны, я предлагаю начать игру.

3 этап. Выбор троек игроков.

Ребята, у вас на столах у каждого лежат карточки с цифрами.

Сейчас вам необходимо ответить на мой вопрос, подняв карточку с цифрой ответа. И так мы определим тройки игроков.

(Дети отвечают на вопросы учителя, с помощью карточек)

Слайд№ 5

1 вопрос: Сколько кругов вы видите ( ответ 5)

2 Вопрос: Под каким номером расположен круг, в котором проведён радиус? ( ответ 1)

3. вопрос: Под каким номером рсположен круг, в котором проведён диаметр?

( ответ 3)

Определились тройки игроков.(Дети расходятся по тройкам)

4 этап. Задания тройкам игроков.

Слайд № 6

Задание первой тройки.

1 Вопрос: С помощью какого инструмента можно построить ровный круг.

(на доске написано слово, можно угадывать по – очереди по буквам)

Слово состоит из 7 букв ( ответ: циркуль)

Задание всем: У меня лежат инструменты, вы выбираете только циркули и строите у себя на листочках круг, 6 см.

Но для этого мы должны вспомнить, как работать с циркулем.

(Один ученик проговаривает этапы работы с циркулем)

Рефлексия: ребята, что мы сейчас вспомнили? Покажите, у кого быстро и красиво получилось построить круг?

Слайд №7

Задание второй тройке

2 Вопрос: Как называется отрезок, соединяющий точку на круге с его центром?

Задание всем участникам: на листочках построить радиус в круге, подписать его название. Измерить его.

Рефлексия: какую линию в круге мы с вами чертили?

Слайд № 8

Рекламная пауза.

Физминутка.

Игра «Море волнуется»

Изобразить фигуры:

 Телевизор, стол, окно, автомобиль.

Слайд№ 9

Задание третьей тройке.

3 Вопрос: Как называется линия, которая соединяет две точки на круге с его центром? (ответ: диамерт)

Задание всем: начертить  диаметр, измерить его и подписать название.

Рефлексия: какую линию в круге мы строили?

Слайд№ 10

Суперигра.

Вопрос: как называется линия в круге, которая соединяет у точки, но не проходит через центр? (ответ: хорда)

Задание всем участникам: начертить ходру, написать название, измерить её.

Рефлексия: какую линию научились строить?

 

5 этап. Итог урока и оценивание.

Ребята, у нас сегодня есть победители игры. Давайте им поопладируем. И есть суперфиналист. Ему тоже громкие аплодисменты.(звучит музыка)

А сейчас мы с вами вспомним, что сегодня на уроке мы делали

Возвратимся к началу урока. (вспомним, узнаем, будем учиться.)

Рефлексию, проводит 1 ученик. По выбору можно спросить нескольких.

Давайте оценим работу на листочках и вклеим их в тетрадь.

 6 этап. Домашнее задание. Слайд № 11

1 гр. – начертить круг, 10 см., построить все линии в круге, измерить их

2 гр. – начертить круг, 8 см, построить радиус и диаметр, измерить их.



Предварительный просмотр:

5 класс
Тема: Округление чисел до десятков
Цель: Обобщить знания об округлении чисел до десятков.
Задачи:
Образовательная: обобщить и закрепить знания, умения и навыки округления до десятков.
Коррекционная: развить аналитическое мышление, путём решения задач и заданий на сравнение; корректировать и развивать внимание, путём применения геометрического материала, гимнастики для глаз.
Воспитательная: воспитать интерес к учёбе, воспитать самостоятельность (работа с перфокартами), нравственные качества (любовь к маме, бережное отношение к предметам).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, карточки с заданием, геометрический материал.
Литература: Перова М.Н. Математика, учебник для 5-го класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида; Степурина С.Е. Математика, 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия; Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы; Волкова С.И. Математика и конструирование в 4 классе для учителя.

Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Устный счет.
3. Актуализация знаний.
4. Первичная проверка усвоения знаний.
5. Обобщение и закрепление знаний.
6. Подведение итогов.
7. Д/з.
8. Выставление оценок.

1. Организационный момент.
Сядет тот, у кого: зелёный квадрат, красный квадрат, красные круги, зелёные круги, жёлтые круги, жёлтый треугольник, красный треугольник, синий прямоугольник, красный прямоугольник.
Ученикам сообщаются тема. Обращается внимание на эпиграф.
Математику не зря называют "царицей наук", ей больше, чем какой-либо другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики - любознательность. Постараемся доказать это на уроке. Вы уже умеете решать примеры и задачи, сравнивать числа, а так же округлять до десятков. Знания не только надо иметь, но и надо уметь их показать, что вы и сделаете на сегодняшнем уроке, а я вам в этом помогу. Тема нашего урока: Округление чисел до десятков. Но прежде чем приступить к самому основному мы проведём устный счёт.

2. Устный счет.
Сосчитай:
от 358 до 362
от 711 до 705
Назови последующее числа
579
699
Назови предыдущее числа
420
900

Прочитай числа:
237, 750, 906
Сколько сотен, десятков, единиц?

Сравни числа:

36 ….201
111…9
430…408
216…629

3. Актуализация знаний.

Пальчиковая гимнастика.
Ребята прежде чем начать писать давайте проведём пальчиковую гимнастику «Точилка».
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него пооче¬редно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево- впра¬во каждый пальчик по 2 раза

Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.

Открываем тетради, записываем число классная работа.
Запиши цифрами числа:
294 423 560 308 179

Ребята, какую тему мы изучали? (округление чисел до десятков). Давайте вспомним правило. Саша прочитай нам его.
Вспомнили?
А теперь округлите следующие числа до десятков
32, 57, 85

Самостоятельная работа (перфокарты).
1, 2 группа работают самостоятельно, а 3 группе я буду помогать.
Не забываем сидеть прямо и красиво писать.

Зарядка для глаз

4. Первичная проверка усвоения знаний.

Наташа отправила к Новому году 16 поздравительных открыток, а к празднику 8 марта – 13 открыток.
Сколько всего открыток отправила Наташа?
1) 16 + 13= 29 (от)
Ответ: 29 открыток отправила Наташа.
Округлите полученный ответ до десятков (29 ≈ 30)

Динамическая пауза.
Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать,
приседать и вставать (4-6), прыгать и скакать(10).

Реши примеры, и получившиеся ответы устно округли до десятков

26 + 37 = 63
49 - 15 = 34
17 + 25 + 9 = 51
53 - 13 + 36 = 76

5. Обобщение и закрепление знаний.

Округли числа до десятков и запиши в тетрадь
543, 875, 346, 192, 421, 725, 666, 248, 921

Индивидуально
271≈ 409≈ 547≈ 596≈
937≈ 650≈ 463≈ 632≈
872≈ 728≈ 195≈ 387≈

Задание на внимание!!!
(картина)
На аукцион выставляется картина.
Сколько треугольников?
Победит тот, кто назовет и покажет правильное количество треугольников.

6. Подведение итогов.
Какая тема урока была?
Какие виды работы вы выполняли на уроке?
Что интересного узнали?

7. Д/з.
Ребята домашнее задание вы будете делать так же, как мы делали в классе, то есть будете округлять числа до десятков с.44 №60.

8. Выставление оценок.
Все молодцы, хорошо работали!! Спасибо!!



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

в 5 классе

по основам рационального питания

«В гостях у Здоровей-ки».

   

 

Цель: сформировать у учащихся представление о значении рационального питания  как одного из компонентов здорового образа жизни.

Задачи:

Образовательные:

1.Дать учащимся представление о значении рационального питания в жизни человека.

2.Раскрыть основные компоненты рационального питания.

3. Рассмотреть продукты питания, которые  оказывают положительную роль на здоровье человека.

4.Рассмотреть продукты питания, которые  оказывают отрицательную роль на здоровье человека.

5. Доказать, что правильное питание может улучшить качество жизни;

Развивающие:

  1. Развивать  у учащихся познавательный интерес, мыслительную деятельность, воображение, память.
  2. Продолжить развивать у учащихся навыков работы в группах.
  3. Способствовать развитию у учащихся творческих способностей, коммуникабельности.
  4. Развивать у учащихся умений работать  с различными источниками информации.

Воспитательные:

1.Воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни, желание заботиться о своем здоровье.

2.Воспитывать у учащихся  культуру приема пищи.

Оборудование:

  1. плакат с изображением «Чудо-пирамиды»;
  2. картинки с изображением продуктов: хлеба, овощей, фруктов, мяса, рыбы;
  3. стаканы с молоком, коктейльные трубочки, чайные ложки на каждого ученика, салфетки;
  4. макет венка из колосков;
  5. корзинка с овощами;
  6. Молочные продукты: молоко, творог, кефир, йогурт, сыр, сливки, масло сливочное.
  7. Мясные продукты: колбаса, ветчина.
  8. Фрукты: яблоки, груши, апельсины, бананы.
  1. вывеска названия «Кафе «Здоровей-ка».
  2. Фонограмма: «Коробейники».
  3. Разноцветные столы: желтый, оранжевый, зеленый, синий, красный.
  4. Плакаты о значимости рационального питания.
  5. Раздаточный материал.
  6. Йодированная вода, стакан с яблочным соком, пипетка.
  7. Овощной салат
  8. Презентация «Основы рационального питания».
  9. Форма работы: работа в группах.

Ход занятия.

I. ПРИВЕТСТВИЕ:

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Я вновь рада видеть вас сегодня. Красивыми, умными, а главное - здоровыми!  Сегодня у нас с вами необычное мероприятие, которое посвящено одному из компонентов ЗОЖ – рациональному питанию.

 (Слайд1)

- Ребята, а как много у нас гостей, встаньте, поприветствуйте их.

(Встают и здороваются).

Учитель:

- А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Недаром русская народная поговорка гласит:

«Здороваться не будешь, здоровья не получишь».

Ребята, сегодня вы откроете друг другу много секретов здоровья, а именно здорового питания. Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку даётся только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете.

- Какие вы знаете пословицы о здоровом питании? (слайд 2).

Учитель:

Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания.

Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания.

Какие продукты нужны вам для растущего организма и как питаться правильно мы сегодня попытаемся выяснить?

 Чтобы вам было уютно, мой помощник – Здоровей-ка приглашает вас в  свое кафе «Здоровей-ка».

Давайте позовем его.

Звучит фонограмма.

Здоровей-ка:

 (входит в класс).

- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости! Слышу, о  здоровье разговариваете. Посмотрите, какое солнышко здоровья светит в моём кафе. Благодаря его здоровой энергии выросло «Чудо-пирамида».

- Чтобы вам было не голодно в моем кафе, сейчас я вас буду угощать самыми полезными продуктами с «чудо-пирамиды».

(На стенде пирамида  с различными  прикреплёнными продуктами).

Учитель:

- Дорогой, Здоровей-ка, ты уверен, что все продукты этой пирамиды полезные?

Здоровей-ка:

- Полезные продукты - это самые любимые продукты!

Какая разница, что есть. Главное не чувствовать голода.

Учитель:

- Чувство голода напоминает нам о том, что пора есть. А еда необходима нашему организму для жизни, а вам ребята еще нужно расти и быть здоровыми. Вот почему нужно не есть всё подряд, чтобы утолить голода, а есть полезные продукты.

 Принимаемая нами пища обеспечивает постоянное обновление, развитие клеток и тканей организма, является источником энергии. Продукты питания – это источники веществ, из которых синтезируются гормоны, ферменты и другие регуляторы обменных процессов. Обмен веществ полностью зависит от характера питания. Состав пищи, ее количество и свойства определяют физическое развитие и рост, заболеваемость, трудоспособность, продолжительность жизни и нервно-психическое состояние. С пищей в наш организм должно поступать достаточное, но не избыточное, количество белков, углеводов, жиров, микроэлементов, витаминов и минеральных веществ в  правильных пропорциях.

Здоровей-ка:

- Полезные, полезные. Не знаю тогда чем вас угощать. Как-то неудобно получается.

Учитель:

- Не расстраивайся, Здоровей-ка, посмотри на наших ребят, они сидят за разноцветными столами. Наверно это не случайно. Они наверняка знают, как тебе помочь.

Здоровей-ка:

- Я насчитал пять цветов,  что-то в этом есть символическое.

Учитель:

- Конечно. В нашей жизни, чтобы отлично себя чувствовать, нужно разнообразно питаться. Все продукты питания разделены на пять групп – на пять цветов здоровья. Какие продукты, к какому цвету относятся, нам расскажут ребята.

II. Презентация желтого стола.

Учитель:

-Какой красивый желтый цвет, светится как солнышко.

-Что же приготовили нам ребята с этого стола, давай их послушаем.

Ученик:

Мука, хлебобулочные изделия (хлеб, баранки, бублики, сушки, сухари, галеты, хлебцы), макаронные и мучные изделия блины, оладьи, вареники, пирожки), крупы и блюда из них  (каши, запеканки, пудинги, крупяные супы) - это продукты -  жёлтого цвета здоровья.

Учитель:

- Знают взрослые и детвора. Хлеб всему голова!

Здоровей-ка:

- У - У - У, как скучно. Я – то думал, повеселимся. А вы тут о хлебе говорить будете. Ну что тут может быть интересного? Тем более я хлеб совсем не ем, вот пирожки да торты - это другое дело!

Учитель:

- Не спеши, Здоровей-ка! Рассказ о хлебе может быть даже очень полезным и интересным! Ведь издавна на Руси основным продуктом питания был хлеб! И сейчас мы выясним является ли хлеб, а также различные хлебобулочные изделия полезными?

(Слайд 3)

Ученик:

 (представитель желтого стола).

- Знаешь ли ты, к примеру, что хлебу не менее 15 тысяч лет и “изобрели” его египтяне. Хлеб очень полезный продукт, недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом. Кстати, любимые тобой пирожные да торты - ближайшие “родственники” хлеба, поскольку все они сделаны из муки. Так что узнать что-то новое о хлебе тебе стоит! Доподлинно установлено, что в хлебе содержится более двухсот различных микроэлементов. Это значит, что привычный для нас продукт способен взять на себя большую часть забот, касающихся восполнения энергии и обеспечения организма необходимыми растительными белками.

Оказалось, что зародыши и оболочка зерен – для организма просто подарок. Ведь именно здесь сконцентрированы биологически активные компоненты, стимулирующие обмен веществ. Присутствие в вашем рационе отрубей делает менее вероятным риск развития злокачественных опухолей, поскольку эти «поставщики» клетчатки укрепляют «обороноспособность» организма. Благодаря хлебу создается приятное ощущение сытости, а по калорийности этот продукт значительно уступает мясу, жирам и сладостям.

Надо главное придерживаться следующих правил:

  1. Дети и молодые женщины должны съедать ежедневно 300 г хлеба;
  2.  дамы среднего возраста – 250 г,
  3.  молодые мужчины – 400 г, более зрелые – 350 г,
  4.   норма для пожилого человека старше 65 лет – 200 г.

Помните, нарезая мягкий ароматный хлебушек: все хорошо в меру!

Учитель:

-  Ребята, а знаете ли вы пословицы о хлебе?

Учащиеся перечисляют  пословицы о хлебе, например:

1.Без печки холодно – без хлеба голодно.

2.Невкусен и обед, коли,  хлеба нет.

3. Есть хлеб да вода, всё не беда.

4. Нет хлеба – нет обеда.

5. Худ обед, коли, хлеба нет.

6.Ешь щи с мясом, а нет – так хлеб с квасом.

Здоровей-ка:

- Ребята, быстро вы пословицы составили о хлебе.  А умеете ли вы отгадывать загадки? Есть у меня знакомый. Встречайте!

Конкурс загадок.

(Выходит участник группы, переодетый продавцом, с лотком на шее).

(звучит фонограмма «Коробейники»).

Продавец:

Почтеннейшая публика,

Покупайте бублики,

Бублики с маком,

Бублики с таком!

Покупайте бублики -

Лучшие в республике.

Кому за пятак,

Кому отдам просто так.

Хотите - верьте, хотите - нет,

Но в этих бубликах есть секрет.

Здоровей-ка:

- Ой, я, я. Я сейчас 5, нет 10 бубликов сразу съем.

Продавец:

- Не спеши, молодец! Мои бублики не продаются, а так отдаются. Но не любому, а тому, кто мои загадки отгадает. Хочешь полакомиться - отгадай загадку.

(Продавец загадывает загадки, кто отгадывает, тот получает бублик. После того как все загадки будут отгаданы, продавец передаёт оставшиеся бублики в кафе на стол здоровья)

Продавец:

Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю тёплую уйду,

К солнцу колоском взойду.

В нём тогда таких, как я,

Будет целая семья.

(зерно)

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

 (колос)

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился.

Из – зерна в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришёл на стол он…

 (хлебом)

Продавец:

- Молодцы! Спасибо, ребята.

Здоровей-ка:

- Какие вы молодцы! Благодаря вам, я так много узнал нового и интересного о хлебе и его ближайших «родственниках»- продуктах, приготовленных из муки. Хлеб для  нас  является полезным продуктом!

Учитель:

- Дорогой  Здоровей-ка, а ты включаешь в свой рацион овощи и фрукты?

Послушай, что расскажут ребята, сидящие за зелёным столом, наверно этот цвет выбран не случайно.

III. Презентация зелёного стола.

Ученик:

В СОШ №18, где наши дети.

Очень дружно и весело живут,

Теплым солнышком налиты,

Свежим дождиком умыты,

В гости овощи и фрукты к нам идут!

(Слайд 4)

Игра

« Заморочки из корзины»

Учитель:

- Я предлагаю, вам, сейчас ребята  поиграть. В корзине у Здоровей -ки кое-что лежит. Что там находится, вам, предстоит отгадать.

 (У Здоровей-ки в руках  корзина, накрытая рушником. Здоровей-ка  подходит к столу каждой группы и предлагает на ощупь назвать фрукт или овощ, лежащий в корзине.).

Там могут находиться яблоки, морковь, огурцы, картофель,  лук, чеснок, редис, редька, свёкла.. Каждый, кто отгадал, получает фрукт или овощ.

Учитель:

 -Молодцы! Хорошо справились с заданием!

Ученик:

(представитель зеленого стола).

-Действительно, ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ.  Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему фрукты и овощи должны быть в вашем рационе каждый день и регулярно.  Большое количество витаминов содержится в ягодах: земляника, смородина, крыжовник, малина.  Глюкоза и фруктоза, содержащиеся в ягодах очень благоприятны в питании детей. Также довольно много витамина. С, каротин, В1, В2. Содержится целый ряд микроэлементов – железо, медь, кобальт, марганец, которые принимают участие в кроветворении. В них также много минеральных солей – калия, фосфора, кальция.

Если каких - то витаминов не хватает в организме, то начинаются сбои. Например, если не хватает витамина «Е», что наблюдается у большинства людей нашего региона, приводит к нарушению роста, к снижению умственных способностей. Поэтому используют морскую капусту.

Учитель:

-Давайте, посмотрим к каким заболеваниям еще может приводить недостаточность витаминов в организме? (слайд5)

Экспериментальные доказательства

Чтобы доказать, что во многих фруктах содержится витамин С, который необходим для устойчивости организма к инфекционным заболеваниям, проведем опыт. Качественной реакции на обнаружение в растворе витамина С – обесцвечивание одной воды аскорбиновой кислотой. Витамин С по каплям приливают в йодную воду, наблюдают её обесцвечивание. Если при анализе исследуемой жидкости, например, яблочного сока, йодная вода не обесцвечивается, значит, витамина С в ней нет.

Учитель:

- Какой можно сделать вывод?

Несмотря на разные вкусовые пристрастия, каждому человеку и особенно вам ребята, необходимо разнообразное питание. Разнообразная витаминизированная пища – залог того, что организм получит все необходимые вещества. Люди употребляют овощи, фрукты свежими, сушеными, консервированными.

(Учащиеся представляют сценическую миниатюру).

Сценическая миниатюра

«Витамины, витамины, витаминчики!»

Частушки

(исполняют заранее подготовленные ученики)

Ученик 1

Снег летает за окном,

Ягод нет в саду пустом…

Снег для ягод – не беда,

Мы попросим их сюда.

В добрых банках за стеклом

Дышат ягоды теплом…

Ученик 2

Они зимой для деток

Сохраняют лето,

И хранят они нам всю

Витаминную семью!

Ученик 3

Вот вишня в сахаре, на диво!

Вот маринованная слива!

И клубника есть на льду,

И смородина в меду…

Ученик 4

Чтобы быть здоровым,

Дары бери садовые!

Витаминная родня –

Дети солнечного дня!

Ученик 5

Тот, кто ест морковку,

Станет сильным, крепким, ловким.

А кто любит, дети, лук –

Вырастает быстро вдруг.

Кто капусту очень любит,

Тот всегда здоровым будет.

Ученик:

-Сейчас, мы предлагаем вам пополнить ваш организм витаминами. В класс вносят вкусный овощной салат!

Здоровей-ка:

- Ребята, мы обязательно будем, есть овощи и фрукты, и всегда будем помнить полезные советы.

- Ох, молочка бы сейчас попить……..

IV. Презентация синего стола

Ученик:

Молоко, творог, сметана.
Для здоровья  хороши.
Я люблю продукты эти,
Кушать часто, от души!

(Слайд 6)

Игра

«Угадай  напиток».

Учитель:

(приглашает представителей от каждого стола)

- Узнайте, что в стаканах под салфеткой?

(Пробуют на вкус через трубочки для коктейля.)

- Скажите дружно, громко, чтобы все гости услышали, что напиток здоровья это……

Ученики:

-Молоко!

Учитель:

-Правильно! Пейте, дети, молоко, будете здоровы! Ребята, а кроме коровьего молока, молоко каких еще животных употребляют люди в пищу?

Ученик: 

Молоко продукт полезный.
Очень вкусный, всем известный
Я скажу, вам, от души
Лучше пищи не ищи
.

Учащиеся рассказывают о значении молока для здоровья человека

Учитель:

-Основными минеральными веществами молока являются кальций, магний, калий, натрий, фосфор, хлор и сера, а также соли — фосфаты, цитраты и хлориды. Кальций является наиболее важным макроэлементом молока.

Молочные продукты – это замечательно!

Очень вкусные и питательные!

V. Презентация оранжевого стола

Учитель:

-Умелая хозяйка готовит пироги с мясом и рыбой, холодные закуски, изысканно и искусно приготовленные: студень, курица или индейка с ароматной поджаристой корочкой, буженина, рыба белая, красная, икра осетровая.

- О каких же полезных продуктах идет речь, и чем они  полезны?

Предоставим слово ребятам  оранжевого стола.

 (Слайд7)

Ученик:

-Мясо - богатый источник полноценных белков, оно содержит витамины группы В, калий, фосфор, натрий, железо. Настоящей кладовой является печень, в которой наряду с витаминами группы  В содержится витамин А. Мясо утки, гуся, индюшки тоже содержит много полезных веществ. Мясо обязательно должно присутствовать в нашем рационе.

Здоровей-ка

Ребята, к нам в кафе пришло письмо от моего одного сказочного героя, давайте его прочитаем (Приложение 5).

VI. Презентация красного стола

(стол красиво сервирован, в середине стоит большой торт)

Учитель:

Несмотря на разные вкусовые предпочтения, каждому человеку и особенно вам ребята, необходимо разнообразное питание. Разнообразная пища – залог того, что организм получит необходимые вещества. Иногда, по праздникам, можно позволить себе насладиться сладостями. У нас сегодня праздник! И мы можем позволить себе угостить наших гостей кусочком торта, и самим полакомиться.

Учитель:

Ребята, посмотрите, какую пирамиду вы выстроили. По ней мы добрались до вершины «Чудо-пирамиды». Все ли продукты на пирамиде являются полезными?

Ученики: Нет!

Учитель:

-Какие продукты на ваш взгляд лишние на этом «Чудо-пирамиде»?

-Почему?

Ученики:

Перечисляют на их взгляд продукты, которые оказывают отрицательное воздействие на организм.

(учитель исключает их  с пирамиды).

Учитель:

Итак, какие из наших продуктов являются нашими друзьями, а какие врагами. Подведем итоги.

(слайд 8)

Учитель:

- Вот так чудо-пирамида  получилась,

Полезными и вкусными продуктами она обогатилась.

Мы запомним ее навсегда.

Для здоровья нам нужна лишь полезная еда!

Здоровей-ка

Ребята, к нам в кафе пришло письмо от моего одного сказочного героя, давайте его, прочитаем (Приложение 5).

Учитель:

Давайте поможем сказочному герою.

(Учащиеся обсуждают письмо, формулируют основные компоненты правильного питания).

(слайд 9)

Здоровей-ка:

- Теперь я знаю, какие продукты являются для нас полезными и как нужно правильно питаться. Своих друзей я буду угощать только здоровой пищей. Кафе закрывается, и на память я хочу всем подарить памятки о здоровом питании. Спасибо, что пришли и помогли мне разобраться, как же правильно надо питаться!

Учитель:

На сегодня это все. Как жаль, Здоровей-ка, что нужно покидать твое кафе. Но мы с ребятами обязательно к тебе вернемся.

-До новых встреч!

Несколько учащихся выходят и выдвигают лозунги о пропаганде здорового питания.

Мы за здоровую еду!

Будем нынче уважать
полезные продукты:
Рыбу, каши, молоко,

Овощи и фрукты.

Ешь полезные продукты,
Будешь ты в учёбе первым!

Если хочешь быть здоровым,
Правильно питайся!
Ешь побольше фруктов разных,
Спортом занимайся!

(Слайд 10)

Приложение 1

Основные направления работы желтого стола

1.Перечислить основные продукты, которые относятся к желтому цвету.

2.Почему на ваш взгляд их можно отнести именно к этому цвету?

3.Рассказать о значении хлеба в жизни человека.

4. Являются ли хлебобулочные изделия полезными?

5.Творческое задание:

  1. Придумать или перечислить половицы о хлебе.
  2. Перечислить блюда, которые можно приготовить из хлеба.

                                                                                         

Приложение 2

Основные направления работы зеленого стола

1.Перечислить основные продукты, которые относятся к зеленому цвету.

2.Почему на ваш взгляд их можно отнести именно к этому цвету?

3. Рассказать о значении овощей и фруктов в жизни человека.

4. Почему овощи и фрукты нужно включать в свой рацион?

5.Творческое задание:

  1. Придумать частушки о витаминах и овощах.
  2. Перечислить блюда, которые можно приготовить из овощей и фруктов.

Приложение 3

                                                                                                 

Основные направления работы синего стола                                                             

1. Перечислить основные продукты, которые относятся к синему цвету.

2.Почему на ваш взгляд их можно отнести именно к этому цвету?

3. Рассказать о значении молочных продуктов в жизни человека.

4. Почему молочные продукты включать в свой рацион?

5.Творческое задание:

  1. Придумать стихотворения о молочных продуктах.
  2. Перечислить блюда, которые можно приготовить из молочных продуктов.

Приложение 4

Основные направления работы оранжевого стола                                                             

1. Перечислить основные продукты, которые относятся к оранжевому цвету.

2.Почему на ваш взгляд их можно отнести именно к этому цвету?

3. Рассказать о значении мясных продуктов в жизни человека.

4. Почему мясные  продукты нужно включать в свой рацион?

5.Творческое задание:

  1. Перечислить блюда, которые можно приготовить из мяса.

Приложение 5

«Письмо Здорове -ке».

«Здравствуй, Здоровей-ка! Пишет тебе твой друг! Я хочу начать вести здоровый образ жизни. Это так необходимо мне. И хочу начать я с правильного питания. Питаюсь я в основном мороженым, попкорном, чипсами, пью много кока-колы. Мне очень нравится. Причем ем 6 раз в день, а то и больше. Вот хочу попросить у тебя и твоих друзей совета помочь мне. Спасибо. Буду ждать ответа».

                                                                                             Твой друг.

                     

Приложение 6

Рецепт овощного салата

1.200 грамм капусты,100 грамм моркови,100 грамм лука,100 грамм петрушки,100 грамм укропа.

2. Все перемешать, добавить растительного масла и соль по вкусу .



Предварительный просмотр:

«Стыд и совесть» - классный час.

Цели:

Уточнить значение таких нравственных категорий, как стыд, совесть, раскаяние;

Способствовать формированию умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

План классного часа.

  1. Вопрос – тест.
  2. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».
  3. Интерактивная беседа.
  4. Анализ анкет.
  5. Словарная работа «Стыд и совесть».
  6. Игра «Чего нужно стыдиться»?
  7. Ситуации выбора.
  8. Упражнения для совести.
  9. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»
  10. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа.

Вопрос – тест.

Классный руководитель. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всём классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».

Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть ещё спит глубоким сном. Но когда-нибудь она всё-таки проснётся, как у героя этого маленького рассказа.

      Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.

- те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 50 лет, - ответил слепой.

Интерактивная беседа.

Классный руководитель.

- Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

- Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

- Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

- Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 50 лет)

- Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

- Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.д)

Анализ анкет. Прежде, чем мы познакомимся со значением слов «стыд» и «совесть», я представлю вам результаты ваших анкет.

7 человек не смогли объяснить эти понятия, 6 человек пытались рассуждать и понимают, когда человеку бывает стыдно и совестно. 12 человек сумели найти , подобрать ключевое слово к понятию «стыд» Это чувство, кто-то пишет: неловкости, осознания вины за совершённые поступки. А вот с понятием «совесть» не всё так просто Многие также пишут, что это:

- чувство огорчения;

- чувство, которое люди испытывают при угрызениях души;

- чувство, которое мучает тебя;

- чувство, которое есть не у всех;

- это то, что не даёт покоя, когда человеку объяснили его вину.

Настя Галкина пишет: «Это внутренний голос человека, который заставляет его говорить правду».

Аня Девятерикова пишет: «Это то, что терзает человека в его внутреннем мире души, когда ему стыдно. Действительно эти понятия тесно связаны друг с другом  

Словарная работа. «Стыд и совесть»

Классный руководитель. Что же такое «совесть», «стыд».  Каково значение этих слов? Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки: (слайд № 3)

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть ещё:

Совесть,

Честь.

Вот как объясняется значение слова «совесть» в словарях Ожегова и Даля: совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка (слайд № 4).

Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Такое объяснение этого понятия нашла Ксения Фарносова в интернете (слайд № 4).

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», «совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными (слайд № 5).

А вот как объясняется значение слова «стыд»: это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины (слайд № 6).

Или такое объяснение: стыд – это чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности (слайд № 6). Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть со стыда», «не знаю, куда деться от стыда» (слайд № 7).

«В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий. Настя Галочкина и Саша Ромашова нашли много пословиц и высказываний известных людей об этих понятиях. Вот некоторые из них (слайд № 8, 9).

  1. Как не мудри, а совести не перемудришь.
  2. Совесть без зубов загрызёт.
  3. От человека утаишь, от совести не утаишь.
  4. Жизнь дана на добрые дела.
  5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
  6. Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься.
  7. Правда, как оса, - лезет в глаза.
  8. Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
  9. Без совести и при большом уме не проживёшь.

Высказывания известных людей.

  1. Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.                                                   Кант Иммануил.
  2. Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть.      Франклин Бенджамин.
  3. Мы идём в гущу шумной толпы, чтобы заглушить крик собственной совести.   Рабиндранат Тагор.
  4. Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.                                    Толстой. Л.Н.
  5. Самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив.                                                                                                     Горький М.А.
  6. В природе разумных существ заложена способность чувствовать свои несовершенства; поэтому-то природа и дала нам стыдливость, то есть чувство стыда перед этими несовершенствами.                                                                                              Монтескье  3.

Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель: а теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нём думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба. Чего же нужно в жизни стыдиться и почему? Поиграем в игру. Я -  против всех. Я буду читать слова. А вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно» ( вариант: поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться).

- физические недостатки;

- некрасивые поступки;

- поношенная, но аккуратная одежда;

- старомодная одежда;

- неряшливый вид;

- непрестижная работа родителей;

- твоё «простое» происхождение;

- невежество, необразованность, безграмотность.

- вульгарная внешность;

- грубое, бездушное отношение к людям

    Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

Ситуации выбора. «Голос совести».

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

   Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести?

Ситуация первая.

Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке даёт вам лишнюю сдачу. Как вы поступите?

Ситуация вторая.

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?

Ситуация третья.

На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.  А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг.  Как можно в этой ситуации поступить по совести?

Упражнения совести.  «Минута раскаяния».

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом.  Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения.  Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает.  При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека. А иначе – блуждание в потёмках.  Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним сои плохие поступки, совершённые на этой неделе, в которых мы глубоко раскаиваемся.  Назовём это упражнение «минута раскаяния» (включается музыка, в течение одной минуты дети обдумывают свои выступления).  Поднимите руку, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

   Чувство раскаяния – это великое чувство.  Оно очищает и исцеляет человека.  Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», - гласит русская пословица.

Упражнение совести.  «Минута прощения».

Классный руководитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Закончилась масленичная неделя.  Как называется последний день Масленицы? Верно – «Прощённое воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».  Есть  ли среди вас смельчаки, которые хотят попросить прощения у тех, кого они обидели? Советую вам провести такое упражнение дома.

Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»

Классный руководитель. Ну, а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Примерные ответы детей:

- Нужно ему прямо говорить обо всём, критиковать.

- Нужно объявит бойкот.

- Не подавать руки, не здороваться.

- Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель. Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть,  и станет человеку стыдно.

Подведение итогов (рефлексия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики с использованием ЭОР. 5 класс

Представлена разработка урока в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби" с использованием ЭОР.Тип урока: Объяснение и первичное закрепление учебного материала....

Конспект урока математики с использованием элементов технологии АМО.

Конспект урока математики в 5 классе по теме "Проценты". Урок изучения нового материала. На уроке используются  активные методы обучения....

конспект урока математики и зож по теме " пропорции" 6 класс с использованием интерактивной доски

урок позволяет в игровой форме, используя интерактивную доску и матералы о здоровом образе жизни , обобщить пройденную тему, связав ее с реалиями жизни...

план-конспект урока математики в 5 классе с использованием ЦОР

Разработка урока математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" содержит презентацию и материалы ЦОР....

Методическая разработка конспекта урока математики «Проценты» с использованием ЭОР для учащихся 9 класса школ VIII вида

Методическая разработка конспекта урока математики «Проценты» с использованием ЭОР для учащихся 9 класса школ VIII вида...

План – конспект урока математики с использованием сингапурских структур обучения

План – конспект урока математикис использованием сингапурских структур обучения...