Театральный кружок: В лучах рампы
рабочая программа по теме

Рабочая программа кружка. Писала я а школа присвоила

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teotralnyy_kruzhok_v_luchah_rampy.doc241 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №469

Выборгского района Санкт-Петербурга

Программа

рассмотрена на

педагогическом совете

протокол №____ от ____________

Утверждаю:

Директор ГОУ школы №469

_______________ Ю.А.Купорова

«__» ____________20___г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«В лучах рампы»

Для детей лет 11-15 лет

Рассчитана на 2 года

Автор-составитель:

Егорова Елена Сергеевна

Санкт-Петербург

2010


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность типовой образовательной программы театрального кружка «В лучах рампы» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой.

Краткая характеристика предмета, его значимость:

Стремление к актерству, к игре присуще всем детям. Потребность личности в игровом поведении обусловлена особым видением мира и связаны с силой творчески-преобразующей деятельности. Поэтому умение играть, исполнять роль - это показатель культуры как личности, так и общества в целом.

Играющий человек стремится к творчеству, развивает игровое самосознание. Это становится возможным при обеспечении условий для развития личности.

Дополнительные занятия в атмосфере творчества, тесного общения с театральным искусством способствуют развитию не только творческих способностей, но формируют и развивают коммуникативную культуру личности каждого участника, его игровую культуру, формируют его систему ценностей в человеческом общении, работа в группе укрепляет, ребёнок ощущает свою необходимость, свою значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли; воспитывает в себе чувство ответственности и обязательности в выполнении, каких- либо поручений, обязанностей.

Наряду с этими неоспоримо важными функциями дополнительные занятия в творческом объединении театрального направления формируют устную речь, развивают ее выразительные и интонационные возможности — в общем, формируют культуру устной и сценической речи; развивают память, формируют художественный вкус ребёнка, в целом обогащают его жизнь новыми яркими ощущениями.

Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена возрастными особенностями школьников: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, сформировать умение четко и грамотно поставить свою речь.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Отличительными особенностями и новизной программы является:

  1. деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
  2. принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология).

Цели:

1. Приобщить детей к театральному искусству посредством малых форм театрализации (литературно-музыкальные композиции, инсценировки, мини-спектакли)

Задачи:

Образовательные:  

  1. Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра
  2. Знакомить детей с театральной терминологией;  с видами театрального искусства;  с устройством зрительного зала и сцены;  
  3. Сформировать начальные навыки актерского мастерства
  4. Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
  5. Раскрыть творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей

Развивающие:

  1. Способствовать развитию фантазии, воображению, зрительному и слуховому вниманию, памяти, наблюдательности средствами театрального искусства.
  2. Способствовать развитию умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
  3. Способствовать развитию дикции на материале скороговорок и стихов;
  4. Способствовать развитию чувство ритма и координацию движения;
  5. Способствовать развитию речевого дыхания;
  6. Способствовать развитию способностей к коллективному творчеству.
  7. Способствовать развитию умению согласовывать свои действия с другими детьми;

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство личной ответственности;
  2. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру;
  3. Развивать  воспитывать, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  4. Содействовать социальной адаптации ребенка;
  5. Воспитывать грамотных слушателей
  6. Воспитывать культуру поведения в театре.

Условия реализации:

 Программа ориентирована детей  11 - 15 лет без специальной подготовки. Программа рассчитана на 2 года обучения.

Наполняемость групп: 10-15 человек

Режим занятий    

Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Каждое занятие длится 1 час 30 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.


Формы и методы работы.

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления.

 Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники.

 Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

     Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.        

Основными методами реализации данной программы можно считать: словесный, наглядный, практический, поисковый, игровой, творческий.

Ожидаемые результаты:

К концу второго года занятий ребёнок

ЗНАЕТ:

1.      Что такое театр

2.      Чем отличается театр от других видов искусств

3.      С чего зародился театр

4.      Какие виды театров существуют

5.      Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1.      Об элементарных технических средствах сцены

2.      Об оформлении сцены

3.      О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

УМЕЕТ:

1.      Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

2.      Образно мыслить

3.      Концентрировать внимание

4.      Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1.      Общения с партнером (одноклассниками)

2.      Элементарного актёрского мастерства

3.      Образного восприятия окружающего мира

4.      Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

5.      Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

 

Определение результативности:

Конкурс творческих работ

Формой подведения итогов считать:

выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темя

Количество часов 1 год.

Количество часов 2 год

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

2

Культура и техника речи

2

8,5

10,5

6

13,5

19,5

3

Ритмопластика

2

10

12

2

8,5

10,5

4

Театральная игра

20

42

62

17

43

60

5

Этика и этикет

6

13

19

5

8,5

13,5

6

Итоговое занятие

1

2

3

1

2

3

ИТОГО

32

76

108

32

76

108


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

Вводная беседа.

ТЕОРИЯ: Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда, противопожарного инструктажа учащихся, инструктаж по ПДД.

ПРАКТИКА: В конце занятия - игра «Театр – экспромт».

Культура и техника речи:

ТЕОРИЯ: Игры по развитию внимания, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата; Вечер «Знание – сила»

ПРАКТИКА: Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).

Выпуск газеты «Слово в театре…»; Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата; Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна»; Вечер «Знание – сила»

Ритмопластика

ТЕОРИЯ: Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов

ПРАКТИКА: Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»); Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.); Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж»; Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.

Этика и этикет

ТЕОРИЯ: Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение); Привычки дурного тона. (Этикет); Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Цветы, светское общество); Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой»; Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния

ПРАКТИКА: Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»); Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет). Привычки дурного тона. (Этикет) Постановка для младших школьников; Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Цветы, светское общество); Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»); Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов); Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (В ресторане, в кафе. Приглашение. Дом, семья)


Театральная игра

ТЕОРИЯ: Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. Знакомство со сценарием сказки в стихах (Новогодняя ночь Шахрезады). Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).

Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику). Развитие наблюдательности. Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). Экскурсия в театр.

Знакомство со сценарием сказки «Как Иван-дурак черта перехитрил».

Творчество Крылова, чтение басен.

Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные).

Анализ работы за год

ПРАКТИКА: Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…». Знакомство со сценарием сказки в стихах (Новогодняя ночь Шахрезады). Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Изготовление несложных декораций и костюмов. Отработка ролей 1 сцены. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций). Отработка ролей 2 сцены. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций). Отработка ролей 3 сцены. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций). Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. Выступление со спектаклем перед учениками школы, учителями и родителями. Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).

Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру). Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. Знакомство со сценарием сказки «Как Иван-дурак черта перехитрил». Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). репетиция отдельных сцен. Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш. Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. Выступление со спектаклем перед учениками школы, учителями и родителями. Анализ выступления. (Приглашаются учителя).

Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака). Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства

Творчество Крылова, чтение басен. Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок зверей. Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Генеральная репетиция. Выступление. (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед группой продленного дня). Итоговое занятие. Конкурс Постановок

2 год обучения

Вводная беседа.

ТЕОРИЯ: Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка.

ПРАКТИКА: Изготовление «Уголка театрального кружка «В лучах рампы»

Культура и техника речи:

ТЕОРИЯ: Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. Выпуск газеты «Игры ведут знатоки». (обсуждение, подбор материала, распределение обязанностей). Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций. Беседа «Надежда». Тестирование «особенности эмоций». Анализ теста. Выпуск газеты «Твори, выдумывай, пробуй!». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей).

ПРАКТИКА: Игры по развитию четкой дикции, логики речи. Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»). Составление небольшого рассказа «Многоликие слова». Выпуск газеты «Игры ведут знатоки». (обсуждение, подбор материала, распределение обязанностей). Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина при слова (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно). Сочинение – рассуждение по выбранной пословице. Выпуск газеты «Твори, выдумывай, пробуй!». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей).

Ритмопластика

ТЕОРИЯ: Испытание пантомимой. Тренировка ритмичности движений. Совершенствование осанки и походки

ПРАКТИКА: Испытание пантомимой. Тренировка ритмичности движений. Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»). Совершенствование осанки и походки. Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина».

Пантомимический этюд – тень. Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность.

Театральная игра

ТЕОРИЯ: Значение подробностей в искусстве. Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…». Основа актерского творчества – действие.  Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций Техника грима. Светотень. О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица. Обсуждение темы «Наркотики». Подбор материала, распределение обязанностей. Выпуск газеты «Цапля – курильщица» о вреде курения

ПРАКТИКА: Сценические этюды на воображение. Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста. Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно). Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор. (Скороговорки, пословицы). Анализ мимики своего лица. Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды. Чтение и обсуждение инсценировки по сказке «Теремок на новый лад». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей. Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций. Генеральная репетиция. Оформление сцены. Премьера. (Перед учащимися и учителями) Анализ выступления. Обсуждение темы «Наркотики». Подбор материала, распределение обязанностей. Выпуск газеты «Цапля – курильщица» о вреде курения. Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно). Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка». Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь». Изображение действием шума. Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» (1 человек). Работа над упражнениями, развивающими силу речевого голоса. Работа над образом. Сказочные гримы. Создание сценария детского спектакля «Экология и охрана окружающей среды». (Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки). Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок. Изготовление декораций. Подбор музыкального сопровождения к сценарию. Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки). Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. Премьера спектакля. Анализ выступления.

Этика и этикет

ТЕОРИЯ: (Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей). Круглый стол «Азбука общения»

ПРАКТИКА:  (Этикет). Подготовка и показ сценических этюдов. Сценические этюды. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ. Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей). Круглый стол «Азбука общения». Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»). Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики). Анализ работы за год. Итоговое занятие. Конкурс Постановок

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Презентации по темам.
  2. Диски с музыкой и звуками
  3. Диски с записью сказок
  4. Тест «особенности эмоций»
  5. Заготовки для газет и декораций.

Материально техническое обеспечение:

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Экран
  4. Магнитофон
  5. Фотоаппарат и видеокамера для анализа выступлений
  6. Грим
  7. Стол и стулья
  8. Канцелярия

Список литературы для педагога

  1. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
  2. Воловик Т. Педагогика и методика досуга.- М.: Просвещение, 2001
  3. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.
  4. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996
  5. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2004.
  6. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997
  7. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993

Список литературы для воспитанников

  1. Крылов И.А. Басни.
  2. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993


Приложение 1.

Развернутое тематическое планирование

1 год обучения

Тема занятий

Количество часов

Примечание

I полугодие

1

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда, противопожарного инструктажа учащихся, инструктаж по ПДД.

В конце занятия - игра «Театр – экспромт».

1,5

Культура и техника речи

2

Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).

3

3

Выпуск газеты «Слово в театре…»

1,5

Ритмопластика

4

Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.        

2

5

Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).        

3

Этика и этикет

6

Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).

2

7

Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»)        

2

8

Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет).        

1,5

9

Привычки дурного тона. (Этикет)        

Постановка для младших школьников

4

10

Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Цветы, светское общество)        

2

Театральная игра

11

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»        

2

12

Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона.        

1,5

13

Знакомство со сценарием сказки в стихах (Новогодняя ночь Шахрезады).

1

14

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

1

15

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Изготовление несложных декораций и костюмов

3

16

Отработка ролей 1 сцены. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

2

17

Отработка ролей 2 сцены. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

2

18

Отработка ролей 3 сцены. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

2

19

Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.

3

20

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.

3

21

Выступление со спектаклем перед учениками школы, учителями и родителями

1,5

22

Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).        

1,5

II полугодие

Культура и техника речи

1

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

1

2

Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна»

3

3

Вечер «Знание – сила»        

2

Ритмопластика

4

Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

1

5

Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».

2

6

Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов.

3

7

Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.

1

Театральная игра

8

Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).

2

9

Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру).

1

10

Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).

2

11

Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.

3

12

Экскурсия в театр

3

13

Знакомство со сценарием сказки «Как Иван-дурак черта перехитрил».

1

14

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). репетиция отдельных сцен.

2

15

Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.

3

16

Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш

3

17

Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением

3

18

Выступление со спектаклем перед учениками школы, учителями и родителями

2

19

Анализ выступления. (Приглашаются учителя).

1


Этика и этикет

20

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

1

21

Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»)

2

22

Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния.

1

23

Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов)

2

24

Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (В ресторане, в кафе. Приглашение. Дом, семья)        

1,5

Театральная игра

25

Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака)

1

26

Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства

2

27

Творчество Крылова, чтение басен.

1

28

Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок зверей.

2

29

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением        

2

30

Генеральная репетиция

2,5

31

Выступление. (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед группой продленного дня).

1

32

Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные).

1

33

Анализ работы за год.

1

34

Итоговое занятие. Конкурс Постановок

2


2 год обучения

Тема занятий

Количество часов

Примечание

I полугодие

1

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «В лучах рампы»

1,5

Культура и техника речи

2

Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

1,5

3

Игры по развитию четкой дикции, логики речи

1,5

4

Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»)

2

5

Составление небольшого рассказа «Многоликие слова».

1

6

Выпуск газеты «Игры ведут знатоки». (обсуждение, подбор материала, распределение обязанностей).

3

Ритмопластика

7

Испытание пантомимой.

2

8

Тренировка ритмичности движений.

1

9

Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).

2

10

Совершенствование осанки и походки.

1,5

11

Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина».

1

Театральная игра

12

Значение подробностей в искусстве.

1

13

Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…»

2

14

Основа актерского творчества – действие.

1,5

15

Сценические этюды на воображение.

Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста

Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно).

2

16

Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций

1

17

Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор. (Скороговорки, пословицы).

1

18

Техника грима. Светотень

1

19

О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица.

1

20

Анализ мимики своего лица.

1

21

Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды.

1

22

Чтение и обсуждение инсценировки по сказке «Теремок на новый лад». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей.

2

23

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций.

4

24

Генеральная репетиция. Оформление сцены

3

25

Премьера. (Перед учащимися и учителями)

2

26

Анализ выступления.

1

27

Обсуждение темы «Наркотики». Подбор материала, распределение обязанностей. Выпуск газеты «Цапля – курильщица» о вреде курения

4

28

Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно).

1

29

Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка».

2

II полугодие

Этика и этикет

1

(Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов.        

2

2

(Этикет). Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды.

2

3

Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ

2

4

Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей).

3

Театральная игра

5

Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь». Изображение действием шума

1,5

6

Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» (1 человек).

1,5

7

Работа над упражнениями, развивающими силу речевого голоса.        

1,5

8

Работа над образом. Сказочные гримы.

3

9

Создание сценария детского спектакля «Экология и охрана окружающей среды». (Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки)

1,5

10

Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

1,5

11

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов.

3

12

Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок.

3

13

Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций

3

14

Подбор музыкального сопровождения к сценарию

1

15

Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки)

1,5

16

Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

3

17

Премьера спектакля.

2

18

Анализ выступления.        

1,5

Культура и техника речи

19

Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса.

1,5

20

Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций.

1,5

21

Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина при слова (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно).

1,5

22

Беседа «Надежда». Сочинение – рассуждение по выбранной пословице.

1,5

23

Тестирование «особенности эмоций». Анализ теста.        

1,5

24

Выпуск газеты «Твори, выдумывай, пробуй!». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей).

3

Ритмопластика

25

Пантомимический этюд – тень

1

26

Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность.

2

Этика и этикет

27

Круглый стол «Азбука общения»

1,5

28

Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»)

1,5

29

Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики).

1,5

30

Анализ работы за год

1

31

Итоговое занятие. Конкурс Постановок

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Театральный кружок"

Тип программы: ориентированная на развитие художественно – эстетического и общекультурного развития учащихся.Театральный кружок.Срок реализации программы – 1 год....

Театральный кружок "English Theatre\'\'

Программа занятий по английскому языку разработана для учащихся начальных классов, изучающих английский язык в средней общеобразовательной школе, и базируется на постановке авторской кукольной с...

Театральный кружок по английскому языку для начальных классов

Прием драматизации - эффективное средство обучения иностранному языку. У учащихся развиваются коммуникативная, творческая, культурная, социальная компетенции. Обращение к эмоционально-чувственн...

Театральный кружок "Сказка"

Рабочая программа театрального кружка "Сказка" составлена для учащихся 2-4 классов....

Сценарий. Шерлок Холмс и Доктор Ватсон. (театральный кружок)

Сценарий написан для участия в VII Городском театральном фестивале г.Каменска-Уральского....

Дорожная карта проекта "Театральный кружок"

Моя разработка плана работы театрального кружка "Звездочка"...

Методическая разработка в рамках дополнительного образования для школьников старших классов. Театральный кружок «Литературный театр» (на примере театральной постановки «Сцены прощения в произведениях Л.Н. Толстого)

Для современного школьника проблема чтения стоит наиболее остро: ученик не видит актуальности и взаимосвязи произведения с реальностью, значит, не может до конца прочувствовать героя, понять особеннос...