Моя педагогическя философия
материал по теме

Ворожцова Наталья Валерьевна

конкурсное эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

Людьми  не рождаются, а воспитываются.

Эразм Роттердамский.

Учитель… Кто это? Что это? Профессия? Образ жизни? Жизнь? Почему я стала учителем? Над этими вопросами я размышляю очень часто. Я сделала свой выбор и ни одного дня не пожалела о нём. Я не представляю себя где-то ещё, кроме школы, потому что считаю, что больше нигде не найти такой интересной, насыщенной жизни, таких ярких эмоций, таких доверчивых глаз.

В наше непростое время, когда повсюду говорят о бездуховности подрастающего поколения, отсутствии нравственности в обществе, резком снижении уровня физического и психологического здоровья детей, росте детской преступности, к школе предъявляются повышенные требования. На плечи учителя взваливается груз решения всех этих проблем. Может показаться, что темы, затронутые мной, слишком глобальны и их решение не под силу одному учителю. Но мир, окружающий нас, время, так стремительно меняющее нашу жизнь, требует именно такой профессиональной всеохватности. Кто может воспитать высоконравственную, духовную, здоровую физически и психологически личность? Только тот, кто сам является такой личностью. Поэтому, в первую очередь, воспитание учитель должен начинать с себя.

Почему именно такой жизненный путь я выбрала для себя? Наверное, так предначертано судьбой. То, что я стану именно учителем, я знала всегда. В детском саду усаживала за столики и «учила» кукол; будучи ученицей, «учила» младшего брата. Во всех сочинениях о своём будущем писала, что стану учителем. Откуда такая убеждённость? Я думаю, что, во-первых, потому, что почти все мои родственники, как с маминой, так и с папиной стороны, во многих поколениях были и есть учителя. Во-вторых, немалая заслуга в любви к своей профессии принадлежит моим учителям, а особенно самой первой учительнице – Семибратовой Александре Андреевне. Благодаря им, у меня сложился образ педагога, как идеальной личности, не имеющей серьёзных недостатков. На мой взгляд, учитель должен быть справедливым, честным перед собой и учениками, порядочным, открытым, преданным своему делу. Именно этому образу я и стараюсь соответствовать всегда. Большую роль в нашей профессии играет любовь -  любовь к детям, к тому, что ты делаешь.

Ребёнок – «не пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь». И в этом заключается вся сложность и вся прелесть нашей профессии. А как зажечь? Только тогда это может произойти, если гореть самому. Передать знания учащимся – не есть главная задача учителя. Набор знаний – ещё не образование: «преподавание есть только одно из средств воспитания. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания,…не перешедшая в убеждение воспитателя», не будет иметь никакой силы; и потому «главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя», и эту «воспитательную силу…нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» - это мнение К.Д.Ушинского, с которым я полностью согласна. Несчастны те учителя, для которых работа учителя – лишь способ зарабатывания средств к существованию. Я им не завидую, и искренне рекомендовала бы поискать другое место работы. От таких учителей больше вреда, чем пользы. Учитель – связующая нить между прошлым и будущим. След в жизни оставляют не только построенные дома и посаженные деревья. Тленны железо и камень, нетленно другое. Всё, что тобой сделано, остаётся жить в тебе самом и в других людях, передаётся из поколения в поколение как незримое духовное богатство, как самая главная ценность. И с этой точки зрения учительская профессия – профессия счастливых людей.

Никогда не забуду, с каким трепетом и восторгом шла на свой первый урок. Какое счастье – видеть в глазах детей поддержку, понимание и любовь! Было важно найти своё «я» как педагога, чтобы не сломать, не разрушить зародившееся чувство. Постепенно выбирала те направления, на которых и строится моя педагогическая философия.

Первое направление – это основные ценности, вечные и неизменные категории: доброта, любовь, справедливость, честность, требовательность. Быть доброй, но не добренькой, позволять ребёнку реализоваться, но не пускать всё на самотёк. Подбирать для каждого ученика свою высоту планки, видеть и отмечать малейший успех. Справедливо указывать на промахи, но при этом не унижать самолюбие, давать возможность исправить ошибки.

Второе направление – постоянно находиться в творческом поиске, находить ответы на любые вопросы, самосовершенствоваться, находить себя. Я твёрдо убеждена в том, что «Стоячего положения нет. Кто не идёт вперёд, тот идёт назад». Всё, что не развивается, деградирует. За примером далеко ходить не нужно: педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать, - становится неинтересным для учащихся.

Третье направление – спешить передать свои знания, учить, не поучая, помня заповедь Сократа: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светиться». Больше всего боюсь стать занудой с назидательным тоном, считающей своим долгом поучать всех и вся.

Как же обойтись без нудных нравоучений?  Хочу предложить свои принципы воспитания:

  1. Люби ребёнка и умей выразить свою любовь ласковым словом, ласковой интонацией;
  2. Обращайся с ребёнком как с равным, как со взрослым, невзначай подчёркивай, что он уже большой, дети никогда не бывают для себя маленькими;
  3. Обзаведись своими правилами жизни, убеждениями, принципами – без них к ребёнку лучше не подходить;
  4. Воспитание - это не запреты, воспитывать – пробуждать способность любить. Где любовь – там все лучшие человеческие чувства;
  5. Люди удивительно быстро умнеют, когда их считают умными, верь в понятливость ребёнка;
  6. Говори открыто и прямо, чего ты ждёшь от ребёнка;
  7. Внушайте ребёнку, что он прекрасен в глазах взрослого;
  8. Будьте помощником, а не руководителем. Так же как садовник помогает дереву. Вы не сможете заставить дерево расти быстрее, природу нельзя форсировать. Можно только сажать семена, поливать, вносить удобрения и ждать! Дерево вырастет само, а вы оберегайте, чтобы его никто не повредил. В этом задача учителя: он должен быть садовником. Ему не нужно взращивать ребёнка, ребёнок вырастет сам – об этом позаботится природа. Нужно лишь вовремя и очень аккуратно помочь ему в этом.

Три основных направления моей философии, надеюсь, как три кита, будут поддерживать меня в будущем, потому что учитель – это не профессия, и не только образ жизни или призвание, это - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ! ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...