Организация учебного процесса
статья по теме

МУЗАФАРОВА КУЛЯШ МОЛДАБАЕВНА

К  новым образовательным целям урока относятся  цели самих учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_uchebnogo_processa.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  учебного процесса

 Учебное занятие в  ОУ СПО и НПО должно быть построено в системе компетентностного образования следующим образом:

1. Мотивационно – целеполагающий  аспект:

1. Цель современного урока должна быть конкретной и измеримой. Цель можно отождествить с результатом учебного занятия.

Результатом урока является  не успеваемость,  не объем изученного материала, а компетентность учащихся (способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия). В тоже время компетентностный подход на уроке  не отрицает значения знаний,  он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Рассмотрим в качестве примера целеполагание на учебном занятии  ПМ №2

«Эксплуатация сельскохозяйственной техники» по теме «Основы комплектования машинно - тракторных агрегатов»

2. К  новым образовательным целям урока относятся  цели самих учащихся.

      Наиболее распространенным продолжительное время  был  следующий подход: образовательные цели урока  чаще всего отождествлялись с педагогическими целями, забывая о целях учащихся. Педагог на уроке ставил цель и сам же ее решал с помощью деятельности учащихся. Для ученика урок не  имел  особой ценности. Чаще всего цели учащихся на уроке  концентрировались на достижении некоторых формальных показателей (отметка, медаль, способность сдать экзамен и т.д.). Компетентностный подход к определению целей  урока ориентирует на согласованность целей  педагогов и обучаемых. Другими словами, на совместное  целеполагание. В нашем случае это следующие цели:

           – формирование умений самостоятельной работы с литературой,    Интернет – ресурсами, поиска информации для выполнения заданий;

          – формирование умения составлять машинно – тракторный агрегат с помощью расчетов.

3. Компетентностное учебное занятие  решает мотивационную проблему  учебной деятельности обучающихся, на таком учебном занятии создается модель «учения с увлечением».

Приемы мотивации могут использоваться самые разные: виртуальная экскурсия, сочинение, новости, видеосюжет, кроссворд и т.д.

2. Деятельностный аспект

1. Основой компетентностного учебного занятия является решение проблем самими обучающимися через самостоятельную  познавательную деятельность. Для этого применяется проблемный характер учебного занятия. Чем, больше самостоятельной деятельности, тем лучше, т.к. обучающиеся приобретают компетентность решения проблем, информационную компетентность  при работе с различными источниками информации. От преподавателя зависит организация самостоятельной работы обучающихся,  и как следствие, успешный результат занятия.

2. Компетентностное учебное занятие отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как: учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

3. Развитию компетенций на учебном занятии способствует применение  современных педагогических технологий. Технологий, обеспечивающих формирование компетенций на уроке достаточно много: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная деятельность.

3. Содержательный аспект

Современный урок должен отличаться  содержанием.

Акцент должен быть сделан на два важных момента: ориентация учебного материала на решение жизненно важных задач и интеграция содержания (т.е. опора на знания и умения, полученные при изучении других предметов).

4. Оценочно- рефлексивный аспект

1. Одним из существенных факторов повышения качества современного учебного занятия является оценочная деятельность. На современном уроке изменяется система оценивания. Оцениваются не только знания, но и компетенции. Часто практикуется  самооценка, другая шкала оценивания, понятная обучающимся, принятая ими.

2. Рефлексивная часть  учебного занятия.

Обучающийся анализирует способы деятельности, выявляет нерешенные трудности и проблемы, осознает, в чем состоялся личный прирост знаний и умений. Интересна  самооценка преподавателем проведенного урока, совместная с обучающимися оценка учебного занятия. Формы образовательной рефлексии могут быть разные: устное обсуждение, письменное анкетирование.

На одном из учебных занятий тест на закрепление носил рефлексивный характер и служил для самооценки полученных знаний.

Рефлексивная часть учебного занятия может состоять  в ответе на предложенные преподавателем вопросы, например:

1. Какой вывод из сегодняшнего учебного занятия вы сделали?

2. Познали, усвоили вы тему?

3. Понравилась вам такая форма проведения учебного занятия?  

4. Хватит ли полученных знаний каждому из вас для выполнения домашнего задания, или стоит обратиться к дополнительным источникам информации?

5. Психологический аспект

На современном  компетентностном  учебном занятии необходимо создать  атмосферу психологического комфорта, хорошего настроения у обучающихся. Для создания комфортной психологической атмосферы, по нашему мнению, учитель не должен быть авторитарным и излишне доминантным. Он должен быть не «над», а «вместе».

    Если раньше низкий  результат урока можно было объяснить тем, что   обучающиеся  не могут достичь хороших результатов в силу своих способностей и низкой мотивации к учению, то  результат современного урока  зависит от грамотной организации и  создания педагогических условий для деятельности обучающихся. Применение вышеперечисленных методов в рамках компетентностного подхода способствует повышению мотивации учения и формированию общеучебных компетенций, что и является основой для формирования профессиональных компетенций на следующих этапах профессионального обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет.  7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...

Практико-ориентированное обучение учащихся. Учебный магазин как форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия.

В современном  российском обществе, переживающем глубокие социальные  преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее мест...

Оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учетом познавательных возможностей, эффективность использования в образовательном процессе электронных средств обучения

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса. Поскольку оптимизация - это достижение наилучшего из возможных результата  при минимальных за...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ: методические рекомендации Приходько Е.В.

Настоящие методические рекомендации об организации учебного процесса по преподаванию иностранного языка адресованы методистам муниципальных методических служб, курирующим предметную область «Иностранн...

Выступление к семинару: «Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса»

Данный материал адресован педагогам дополнительного образования. Учебное занятие – это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований. Для тог, чтобы за...