Методическое пособие "Физиотерапия"
методическая разработка по теме

Методическое пособие, созданное для самостоятельной работы студентов на занятии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_fizioterapiya_bezrukavnikova.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ    
  2.    БЛОК

Уважаемый студент!

  1. Прежде, чем Вы приступите к изучению нового материала темы, изложенного в информационном блоке, определите уровень Вашей подготовленности к занятию, ответив на вопросы претеста, представленные в блоке контроля знаний.

ЖЕЛАЮ УДАЧИ

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

  1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ФИЗИОТЕРАПИИ
  2. В переводе с греческого, слово «физиотерапия» означает «лечение природой». Смысл ее заключается в том, что лечение проводится факторами, создаваемыми природой, либо искусственно создаваемыми физическими факторами, аналогичными природным.
  3. Физиотерапевтические методы подразделяются на терапию с помощью механического воздействия (массаж, УЗ-терапия, и т.д.), светолечение (инфракрасное, ультрафиолетовое излучение), электролечение (использование электрического, электромагнитного полей, постоянного и переменного тока, и т.д.), тепловое лечение (парафинотерапия, лечебные грязи, и многое другое), и бальнеотерапия (методы с использованием пресной воды и минеральных вод).
  4. Физиотерапия обладает огромными возможностями, главное - правильно подобрать метод и дозы. С помощью физиотерапии лечится очень большой перечень различных заболеваний.
  5. В основном проводятся следующие физиотерапевтические процедуры:
  6. -электрофорез;
  7. -магнитотерапия;
  8. -лазеротерапия полостная (ухо, горло, нос);
  9. -лазеротерапия полостная (ректальная, вагинальная);
  10. -лазеротерапия наружная;
  11. -ИК-облучение;
  12. -ингаляционная терапия (с использованием компрессорного небулайзера);
  13. -парафинотерапия рук (кисти);
  14. -парафинотерапия ног (ступни);
  15. -электромиостимуляция;
  16. -УФО-тубус;
  17. -УВЧ.
  18. Лекарственный электрофорез - это введение лекарственных веществ в организм посредством постоянного электрического тока малой силы и низкого напряжения. Применяется при:
  19. -заболеваниях периферической нервной системы (неврит, плексит, радикулит);
  20. -гипертонической болезни I-II А стадии;
  21. -заболеваниях органов дыхания;
  22. -заболеваниях органов пищеварения;
  23. -заболеваниях уха, горла, носа;
  24. -заболеваниях мочеполовых органов;
  25. -заболеваниях глаз.
  26. Электрическое поле ультравысокой частоты (УВЧ) - вызывает в тканях организма тепловой эффект. Электрическое поле УВЧ оказывает выраженное противовоспалительное и бактериостатическое действие.
  27. Применяется при:
  28. -острых воспалительных заболеваниях ЛОР-органов, трахеи, бронхов;
  29. -острых воспалительных заболеваниях кожи, подкожной клетчатки (фурункулы, карбункулы) и т.д.
  30. Дарсонвализация - расширяет капилляры, повышает тонус вен, усиливает кровообращение, улучшает трофику тканей и процессы регенерации, оказывает обезболивающее, противовоспалительное, спазмолитическое действие. Применяется при:
  31. -невралгии;
  32. -варикозном расширении вен;
  33. -трофических язвах;
  34. -трещинах прямой кишки;
  35. -дерматите;
  36. -очаговом облысении.
  37. Магнитотерапия - это воздействие на организм постоянным и переменным магнитным полем. Обладает мощным противоотечным и противовоспалительным действием. Применяется при:
  38. -вялозаживающих ранах;
  39. -ожогах;
  40. -трофических язвах;
  41. -ЛОР практике.
  42. Преимущества физиотерапии
  43. Одним из важнейших преимуществ физических методов лечения является универсальность их действия. Благодаря этому один и тот же фактор может применяться при совершенно разных заболеваниях. Другое достоинство физиотерапии - ее физиологичность. Физические факторы, используемые при физиопроцедурах - это распространенные элементы внешней среды, потому воспринимаются организмом, как привычные раздражители, оказывающие нормализующий, стимулирующий, тренирующий, компенсаторно-приспособительный эффекты.
  44. Показания и противопоказания физиотерапии
  45. Трудно назвать заболевание, при котором применение физических факторов не могло бы оказаться полезным. Показания для применения физических методов лечения основываются на их способности улучшать периферическое, региональное и центральное кровообращение, оказывать болеутоляющее действие, улучшать трофику тканей, нормализовать нейрогуморальную регуляцию и нарушенные иммунные процессы. При некоторых проблемах, например неврологических или ортопедических, физиотерапия считается основным средством реабилитации.
  46. Однако, при некоторых состояниях организма и заболеваниях от физиотерапии следует воздержаться. Общими противопоказаниями считаются:
  47. -злокачественные новообразования;
  48. -системные заболевания крови;
  49. -выраженная кахексия;
  50. -заболевания сердечнососудистой системы в стадии декомпенсации;
  51. -артериальная гипертензия III степени;
  52. -кровотечение или подозрение на него;
  53. -тяжелые психозы;
  54. -эпилепсия с частыми припадками;
  55. лихорадочное состояние;
  56. индивидуальная непереносимость определенного физического фактора.      
  57.       Физиотерапия обычно противопоказана при лихорадочных состояниях, воспалительных процессов и инфекционных болезнях в острой стадии, активном туберкулезном процессе, злокачественных новообразованиях или подозрении на их наличие, системных заболеваниях крови, склонности к кровотечениям и кровоточивости, сердечнососудистых заболеваниях с недостаточностью кровообращения выше II стадии, аневризме аорты и крупных сосудов, ряде заболеваний центральной нервной системы, узловых образований.
  58. Физиотерапия помогает и дополняет лечение состояний, которые не всегда хорошо поддаются традиционной терапии:
  59. -спаечный процесс
  60. -болевой синдром
  61. -хроническое воспаление придатков и матки
  62. -гипоплазия матки и генитальный инфантилизм
  63. -нарушения менструального цикла
  64. -мастопатия
  65. -состояние после операций
  66. -заболевания позвоночника и суставов
  67. травмы костно-мышечного аппарата
  68. -урологические заболевания.
  69. -Оптимальный эффект достигается при сочетании физиотерапевтического воздействия с мануальными методиками (мануальная терапия, массаж, рефлексотерапия).

Компресс

  1.        Компресс (франц. compresse, от лат. compressus — сжатый) — лечебная повязка из марли или полотна. Различают влажные (холодные, горячие, согревающие и т. д.) и сухие компрессы.

 Рис. 1. Места наложения влажных компрессов: 1 — холодный при лихорадочных состояниях; 2 — согревающий при артрите; 3 — согревающий при ангинах и ларинготрахеитах; 4 — холодный при некоторых формах сердцебиений; 5 — согревающий или горячий при болях в животе (кишечной, печеночной, почечной коликах).


  1. Рис. 2. Согревающий компресс: 1 — влажная ткань; 2 — клеенка или вощеная бумага; 3 — слой ваты или фланели.
  1.      

  1. Холодные компрессы
  2.      Холодные компрессы, отнимая тепло на месте приложения, вызывают сужение поверхностных и глубоколежащих сосудов, что приводит к уменьшению кровенаполнения, понижению чувствительности нервных окончаний, уменьшению явлений острого воспаления. При правильной постановке холодные компрессы обладают противоотечным и обезболивающим действием.
  3.      Холодный компресс применяется при любых свежих травмах (не свыше 1 суток, лучше в первые часы); местных островоспалительных процессах; носовом кровотечении; головной боли. Холодный компресс состоит из сложенной в несколько слоев марли или мягкой ткани, смоченной в холодной воде и слегка отжатой. Смену компресса желательно производить каждые 2-3 минуты. Для этого удобнее пользоваться двумя компрессами — один накладывают на больное место, второй погружен в холодную воду. Продолжительность применения холодного компресса — до 1 часа.
  4.      Примочка является вариантом холодного компресса. Кусок марли, сложенной в несколько слоев, смачивают в холодной воде с уксусом, настое ромашки или в холодном чае и слегка отжимают. Полученную примочку накладывают на больное место (область свежего ушиба, больной глаз, на воспаленное веко).

  5. Горячие компрессы
  6. Под действием тепла происходит расширение сосудов в коже и более глубоко лежащих тканях, что способствует снятию спазма мускулатуры внутренних органов, уменьшает спастические боли, а также боли при невралгиях и хроническом воспалении. Горячий компресс ставится на голову при мигрени, на живот при кишечных и печеночных коликах, а также на болезненное место при болях в суставах и мышцах. Противопоказано применение горячего компресса при повышении артериального давления и приливе крови к голове, а также при острых хирургических заболеваниях живота.
  7. Сложенную в 8-12 слоев салфетку или марлю смачивают водой температурой 60-70 °С, быстро отжимают и накладывают на тело. Салфетку прикрывают клеенкой или компрессной бумагой, а сверху накладывают слой ваты. Компресс придерживается рукой в течение нескольких минут. Можно ставить компресс повторно.


Согревающие компрессы

  1. Согревающие компрессы задерживают на месте приложения теплоотдачу и испарение: между кожей и наложенной на нее влажной тканью образуется слой водяных паров, согретых до температуры тела. Происходит равномерное и длительное расширение сосудов, увеличивается кровоток в кожи и глубоко лежащих тканях, вследствие чего уменьшается воспаление и отек тканей. Это приводит к снятию спазма мышц, к ослаблению или исчезновению болей.
  2. Согревающий компресс показан при воспалительных заболеваниях гортани, суставов, плевры, уплотнениях после инъекций. Эффективен согревающий компресс в начальной стадии лактационного мастита — воспалении молочных желез у кормящих матерей. Его можно применять при различных травмах — ушибах, повреждениях связок и пр., но не ранее чем через сутки после получения травмы. Ни в коем случае нельзя применять согревающий компресс при кожных заболеваниях, особенно при гнойничковых. Противопоказан согревающий компресс и при повышении температуры тела.
  3. Согревающий компресс во многом похож на горячий компресс и состоит из нескольких слоев:
    1. ткань, плохо проводящая тепло (шерстяной платок, фланель, вата и т. п.);
    2. непромокаемая ткань (клеенка или компрессная бумага);
    3. марля или кусок мягкой ткани;
    4. марлевый бинт.
  4. Процедура выполняется следующим образом: сложенный в 8-12 слоев кусок марли смачивают водой комнатной температуры и укладывают на область воздействия. Поверх марли укладывают компрессную бумагу, чуть большего размера (на 2 см выступая за предыдущий слой). Поверх бумаги укладывают слой ваты, который также должен покрывать предыдущие слои. Согревающий компресс плотно прибинтовывают к телу, так чтобы бинт не стеснял движений и не сдавливал ткани. Согревающий компресс накладывается на 8 часов. Если компресс наложен правильно, то после его снятия марля, прилегающая к коже остается влажной и теплой. После снятия компресса на кожу следует наложить сухую теплую повязку.

  5. Лекарственные компрессы
  6. Лекарственный компресс накладывается так же, как и согревающий, однако ткань, прилегающая к коже, смачивается тем или иным лекарственным препаратом — камфарное масло (1 столовая ложка на стакан воды), мазь Вишневского, водка (водочный компресс). Лекарственный компресс оказывает выраженное раздражающее или болеутоляющее действие.

  7. Сухие компрессы
  8. Сухой компресс приготавливают из нескольких слоев стерильной марли и слоя ваты, которые закрепляют бинтом; применяют после влажного в дневное время для защиты места повреждения (ушиб, рана) от охлаждения и загрязнения. Такой компресс может находиться на теле больного весь период бодрствования.
  1. ПРИМЕНЕНИЕ ПУЗЫРЯ СО ЛЬДОМ
  2. Цель: лечебная.
  3. Показания: острые воспалительные процессы в брюшной полости, кровотечения внутренние, ушибы, переломы, вывихи в первые часы и сутки, второй период лихорадки, укусы насекомых, мастит, послеоперационный период, сотрясение мозга.
  4. Оснащение: пузырь для льда, полотенце (пеленка), лоток с кусочками льда.
  5. Механизм действия: холод способствует сужению кровеносных сосудов кожи и подлежащих органов, снижает чувствительность нервных рецепторов, оказывает болеутоляющее, кровоостанавливающее, противовоспалительное действие.
  6. Противопоказания: хронические воспалительные процессы, заболевания кожи.
  7. Возможные проблемы пациента: чрезмерное переохлаждение, риск отморожения в связи с длительным воздействием холода на кожу, непереносимость холода.
  1. Этапы
  1. Обоснование
  1. I. Подготовка к процедуре
  2. 1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Выяснить, знаком ли он с данной манипуляцией, когда, по какому поводу, как ее перенес
  1. Установление контакта с пациентом
  1. 2. Объяснить пациенту цель и последовательность проведения предстоящей процедуры
  1. Психологическая подготовка к манипуляции
  1. 3. Получить согласие пациента на процедуру
  1. Соблюдение прав пациента
  1. 4. Подготовить необходимое оснащение
  1. Обеспечение эффективного проведения процедуры
  1. 5. Вымыть и осушить руки
  1. Профилактика внутрибольничной инфекции
  1. II. Выполнение процедуры
  2. 1. Заполнить до половины резиновый пузырь подготовленными в морозильной камере кусочками льда и залить холодной водой.
  3. Примечание: нельзя замораживать воду, налитую в пузырь, в морозильной камере, так как поверхность образовавшегося конгломерата льда велика, и высок риск обморожения
  1. Исключение переохлаждения (отморожения) кожи (тающий лед поддерживает температуру воды 10-12 °С)
  1. 2. Положить пузырь на горизонтальную поверхность и завернуть крышку
  1. Обеспечение герметичности. Пузырь принимает плоскую форму
  1. 3. Обернуть пузырь пеленкой, сложенной вчетверо, и положить на нужный участок тела на 20 мин. Пузырь можно (по мере необходимости) держать длительное время, но через каждые 20 мин необходимо делать перерыв на 10-15 мин.
  2. Примечание: при необходимости пузырь со льдом можно подвесить над больным на расстоянии 2-3 см
  1. Профилактика переохлаждения и отморожения
  1. 4. Сливать воду по мере таяния льда и добавлять кусочки льда
  1. Достижение максимального эффекта процедуры. Предупреждение переохлаждения и отморожения
  1. 5. По окончании процедуры воду из пузыря слить
  1. Завершение манипуляции
  1. 6. Спросить пациента о самочувствии
  1. Определение реакции пациента на процедуру
  1. III. Окончание процедуры
  2. 1. Продезинфицировать пузырь, затем обмыть его водой и высушить (хранить пузырь следует в сухом виде с открытой крышкой). Вымыть и осушить руки
  1. Обеспечение инфекционной безопасности
  1. 2. Сделать отметку в медицинских документах о выполнении процедуры и реакции на нее пациента
  1. Обеспечение преемственности сестринского ухода

  1. ПОСТАНОВКА СОГРЕВАЮЩЕГО КОМПРЕССА
  2. Цель: лечебная
  3. Показания: местные воспалительные процессы кожи, подкожной клетчатки и суставов, гематомы, ушибы (на 2-е сутки после травмы), катаральные отиты.
  4. Оснащение: компрессная бумага, вата, бинт, марлевая салфетка, сложенная в 8 слоев, вода комнатной температуры (22-25 °С) либо этиловый спирт 40-45 % или камфорное масло, почкообразный лоток, ножницы.
  5. Механизм действия: вызывает длительное расширение сосудов, приток крови к подлежащим тканям, оказывает рассасывающее, болеутоляющее действие.
  6. Противопоказания: нарушение целостности кожи, ушибы (в первые часы и сутки), высокая лихорадка; аллергические и гнойные высыпания на коже, новообразования.
  7. Виды: водный, водно-спиртовой, масляный, лекарственный.
  1. Этапы
  1. Обоснование
  1. I. Подготовка к процедуре
  2. 1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Выяснить, знаком ли он с данной манипуляцией, когда, по какому поводу, как ее перенес
  1. Установление контакта с пациентом
  1. 2. Объяснить пациенту цель и последовательность проведения предстоящей процедуры
  1. Психологическая подготовка к манипуляции
  1. 3. Получить согласие пациента на процедуру
  1. Соблюдение прав пациента
  1. 4. Подготовить необходимое оснащение
  1. Обеспечение эффективного проведения процедуры
  1. 5. Вымыть и осушить руки
  1. Профилактика внутрибольничной инфекции
  1. II. Выполнение процедуры
  2. 1. Отрезать ножницами необходимый (в зависимости от области наложения компресса) для компресса кусок марли и сложить его в 8 слоев. Вырезать кусок компрессной бумаги по периметру на 2 см больше салфетки. Приготовить кусок ваты по периметру на 2 см больше, чем компрессная бумага
  1. Обеспечение эффективного проведения процедуры
  1. 2. Сложить слои для компресса на столе, начиная с наружного слоя: внизу - вата, затем - компрессная бумага
  1. Обеспечение эффективного проведения процедуры
  1. 3. Налить в мензурку спирт (камфорное масло) или воду комнатной температуры, смочить сложенную марлевую салфетку, слегка отжать ее и положить поверх компрессной бумаги.
  2. Примечание: при постановке компресса на ухо салфетку и компрессную бумагу следует разрезать в центре
  1. Обеспечение эффективности проведения процедуры
  1. 4. Все слои компресса последовательно (салфетка - компрессная бумага - слой ваты) положить на нужный участок тела.
  2. Внимание! Не следует накладывать компресс на кожу, смазанную йодом. Возможен ожог!
  1. Обеспечение рефлекторного влияния компресса через хемо- и терморецепторы кожи за счет длительного воздействия
  1. 5. Зафиксировать компресс бинтом в соответствии с требованиями десмургии так, чтобы он плотно прилегал к коже, но не стеснял движений. При наложении компресса на ягодичную область фиксировать его лейкопластырем или клеолом
  1. Обеспечение повседневной жизнедеятельности
  1. 6. Напомнить пациенту о времени наложения компресса. Водный компресс ставится на 8-10 ч, полуспиртовой - на 4-6 ч, масляный - на 24 ч
  1. Привлечение пациента к участию в процедуре
  1. 7. Вымыть и осушить руки
  1. Профилактика внутрибольничной инфекции
  1. 8. Через 1,5-2 ч после наложения компресса пальцем, не снимая повязки, проверить степень влажности салфетки
  1. Определение целесообразности дальнейшего проведения процедуры (оно нецелесообразно, если салфетка высохла)
  1. 9. Вымыть и осушить руки
  1. Профилактика внебольничной инфекции
  1. 10. Снять компресс через положенное время и поместить использованный перевязочный материал в лоток. К этому времени салфетка, как правило, сухая
  1. Завершение манипуляции
  1. 11. Наложить сухую повязку
  1. Профилактика переохлаждения. Продление времени теплового эффекта
  1. 12. Спросить пациента о самочувствии
  1. Определение реакции пациента на процедуру
  1. III. Окончание процедуры
  2. 1. Утилизировать использованный материал. Вымыть и осушить руки
  1. Обеспечение инфекционной безопасности
  1. 2. Сделать отметку в медицинских документах о выполнении процедуры и реакции на нее пациента
  1. Обеспечение преемственности сестринского ухода
  1. IV. Проблемы пациента и медсестры
  2. 1. Ощущение озноба у пациента после наложения компресса
  1. Действия медсестры Проверить, не сместились ли слои компресса
  1. 2. Сильное жжение в области наложения компресса
  1. Сменить салфетку (возможно, раствор получился большей концентрации)
  1. 3. Невозможность сгибания конечности при наложении компресса на сустав
  1. Снять фиксирующий слой и наложить повязку заново, строго соблюдая правила десмургии
  1. 4. Посинение конечности в ближайшее время после наложения
  1. Ослабить фиксирующий слой
  1. 5. Психологический дискомфорт, связанный с наложением компресса на видимые участки тела
  1. Проследить за тем, чтобы повязка выглядела эстетично
  1. 6. Риск смещения повязки при наложении ее на ягодичную область
  1. Зафиксировать лейкопластырем или клеолом

  1. ПОСТАНОВКА ХОЛОДНОГО КОМПРЕССА
  2. Цель: лечебная.
  3. Показания: второй период лихорадки, носовое кровотечение, первые часы после ушиба и т.д.
  4. Оснащение: две марлевые или бязевые салфетки, сложенные в 6-8 слоев; раствор для смачивания ткани (t воды 14-16 °С); кусочки льда; термометр для измерения температуры воды.
  5. Механизм действия: охлаждение кожи способствует сужению кровеносных сосудов, снижает чувствительность рецепторов, оказывает болеутоляющее действие.
  6. Противопоказания: травмы и ушибы (2-е сутки).
  1. Этапы
  1. Обоснование
  1. I. Подготовка процедуры
  2. 1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Выяснить, знаком ли он с данной манипуляцией, когда, по какому поводу, как ее перенес
  1. Установление контакта с пациентом
  1. 2. Объяснить пациенту цель и последовательность проведения предстоящей процедуры
  1. Психологическая подготовка к манипуляции
  1. 3. Получить согласие пациента на процедуру
  1. Соблюдение прав пациента
  1. 4. Подготовить необходимое оснащение
  1. Обеспечение эффективности процедуры
  1. 5. Вымыть и осушить руки
  1. Профилактика внутрибольничной инфекции
  1. II. Выполнение процедуры
  2. 1. Смочить салфетку в холодной воде, отжать
  1. Обеспечение действия холода на кожу в течение времени
  1. 2. Приложить салфетку к поверхности кожи
  1. Обеспечение охлаждения
  1. 3. Смочить другую салфетку в емкости с холодной водой, отжать. Менять салфетки каждые 2-3 мин. Продолжительность всей процедуры зависит от состояния пациента
  1. Обеспечение эффективности процедуры
  1. III. Окончание процедуры
  2. 1. Снять мокрую салфетку, кожу просушить сухой салфеткой
  1. Обеспечение физического и психологического комфорта
  1. 2. Утилизировать использованные салфетки. Вымыть и осушить руки
  1. Обеспечение инфекционной безопасности
  1. 3. Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации
  1. Обеспечение преемственности сестринского ухода

БЛОК    КОНТРОЛЯ   ЗНАНИ

  1. КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
  2. Инструкция

  1. По выполнению претеста по теме «Понятие простейшей физиотерапии»

  1. 1. Выполните задание письменно по  предложенному вам варианту тестов.
  2. 2. Для проверки используйте способ взаимопроверки.

  1. 3. Проверьте правильность выполнения заданий по эталону ответов у
  2. преподавателя.
  3. 4. Согласно критериям оценки выполнения тестовых заданий (см. ниже), оцените работу.

  1. Критерии оценок для студентов:
  2. Количество правильных ответов соответствует количеству набранных вами баллов.
  1. Если…
  1. То…
  1. Вы сделали не более 1-ой ошибки
  1. Отлично! Ваши знания соответствуют высокому уровню. Вы готовы к изучению темы занятия.
  1. Вы сделали не более 2-х ошибок
  1. Хорошо! Ваши знания соответствуют среднему уровню. Вы готовы к изучению темы занятия.
  1. Вы сделали не более 3-х ошибок
  1. Удовлетворительно! Ваши знания соответствуют среднему уровню. Вы готовы к изучению темы занятия.
  1. Вы сделали более 4-х ошибок
  1. Неудовлетворительно! Ваши знания соответствуют уровню ниже среднего. Вам необходимо углубить ваши знания по теме занятия, используя различные виды самостоятельной внеаудиторной работы.
  1. Претестовые задания по теме «Понятие простейшей физиотерапии»
  1. Инструкция: выберите один неправильный ответ – «четвертый лишний»

1. Простейшие физиопроцедуры обусловлены влиянием на кожу:

а) эфирного масла;

б) кислорода;

в) температурного фактора;

г) вакуумного воздействия.        

2. Механизм  действия физиотерапевтических процедур:

а) болеутоляющий;

б) антиаллергенный;

в) рассасывающий;

г) отвлекающий.

3. Перед постановкой банок на кожу пациента наносят крем с целью:

а) согревания;

б) смягчения;

в) герметичности;

г) рассасывания.

4. Банки применяют в лечении:

а) миозита;

б) туберкулеза;

в) пневмонии;

г) радикулита.

5. Процедура горчичников показана при:

а) заболеваниях мышц;

б) аллергических состояниях;

в) боли в сердце;

г) гипертоническом кризе.

6. Горчичники противопоказаны при:

а) опухолях;

б) кровотечениях;

в) гипертермии;

г) остеохондрозе.

7. Грелку применяют с целью:

а) снятия спазма;

б) рассасывания рубцов;

в) согревания тела;

г) рассасывания инфильтрата.

8. Физические природные факторы, используемые человеком:

а) кислород;

б) УФ излучение;

в) атмосферное давление;

г) ультразвуковые волны.

9. Действие холода на организм человека:

а) вызывает сужение кровеносных сосудов;

б) дает временный анестезирующий эффект;

в) замедляет бактериальную активность при угрозе инфицирования;

г) стимулирует интенсивность обменных процессов.

10. Физиотерапевтические направления в медицине:

а) гирудотерапия;

б) аэротерапия;

в) антибактериальная терапия;

г) бальнеотерапия.

  1. Инструкция
  2. Для закрепления нового материала Вам предлагается решить одну из предложенных ситуационных задач. Используйте материал опорного конспекта. 

  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ
  2. 5 баллов «отлично» - комплексная оценка предложенной ситуации, знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий.
  3. 4 балла «хорошо» - комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения в ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагогов; последовательное уверенное выполнение практических манипуляций, оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий.
  4. 3 балла «удовлетворительно» - затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога; правильное последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий.
  5. 2 балла «неудовлетворительно» - неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации; неумение оказать неотложную помощь.

  1. Решите ситуационную задачу
  2. Задача № 1
  3. Сергей Петрович никак не может уснуть. Его беспокоит ощущение холода. Пытался не обращать внимание на возникший дискомфорт, но ничего не получилось.
  4. Сергей Петрович в течение последних суток неоднократно предъявлял жалобы на неприятные ощущения в области уха, боль. По назначению врача вечером был поставлен согревающий компресс на ухо.
  5. Медицинская сестра принесла для пациента второе одеяло, укрыла его, посоветовала успокоиться и уснуть.
  6. Задание:
  7. 1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.
  8. 2. Сформулируйте проблемы пациента.
  9. 3. Составьте план ухода за пациентом
  10. Задача № 2
  11. Пациентка хирургического отделения обратилась к постовой сестре.
  12. Она жалуется на ощущение зуда в нижней трети голени.
  13. При осмотре пациента медсестра обнаружила наложенный на конечность мазевый компресс. Под повязкой, на месте наложения, видны следы раздражения кожи.
  14. В результате опроса выяснили, что повязку не меняли уже трое суток. Пациентка предполагала, что время наложения компресса не ограничено, и чем дольше стоит, тем лучше. Она не знала, что его давно нужно было снять. Пациентка ощущает неудобство, так как не может из-за повязки принять гигиенические процедуры.
  15. Задание:
  16. 1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.
  17. 2. Сформулируйте проблемы пациентки.
  18. 3. Составьте план ухода за пациенткой.
  19. Задача № 3
  20. Алевтина Федоровна, 72 лет, посещает «дневной стационар» поликлиники.
  21. По пути на процедуру упала и ушибла бедро. Пациентке помогли добраться до отделения, где медицинская сестра осмотрела ногу.
  22. У Алевтины Федоровны наблюдается значительное нарастание отека мягких тканей, гематомы и усиление боли в области ушиба. Она волнуется, так как боится возможного перелома кости.
  23. Задание:
  24. 1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.
  25. 2. Сформулируйте проблемы пациентки.
  26. 3. Составьте план ухода за пациенткой.

  1. КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
  2. Формирование компетенций:
  1. ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

  1. ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"

В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...