Методическое пособие "Физиотерапия"
методическая разработка по теме
Методическое пособие, созданное для самостоятельной работы студентов на занятии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_fizioterapiya_bezrukavnikova.doc | 248 КБ |
Предварительный просмотр:
- ИНФОРМАЦИОННЫЙ
- БЛОК
Уважаемый студент!
- Прежде, чем Вы приступите к изучению нового материала темы, изложенного в информационном блоке, определите уровень Вашей подготовленности к занятию, ответив на вопросы претеста, представленные в блоке контроля знаний.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
- ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ФИЗИОТЕРАПИИ
- В переводе с греческого, слово «физиотерапия» означает «лечение природой». Смысл ее заключается в том, что лечение проводится факторами, создаваемыми природой, либо искусственно создаваемыми физическими факторами, аналогичными природным.
- Физиотерапевтические методы подразделяются на терапию с помощью механического воздействия (массаж, УЗ-терапия, и т.д.), светолечение (инфракрасное, ультрафиолетовое излучение), электролечение (использование электрического, электромагнитного полей, постоянного и переменного тока, и т.д.), тепловое лечение (парафинотерапия, лечебные грязи, и многое другое), и бальнеотерапия (методы с использованием пресной воды и минеральных вод).
- Физиотерапия обладает огромными возможностями, главное - правильно подобрать метод и дозы. С помощью физиотерапии лечится очень большой перечень различных заболеваний.
- В основном проводятся следующие физиотерапевтические процедуры:
- -электрофорез;
- -магнитотерапия;
- -лазеротерапия полостная (ухо, горло, нос);
- -лазеротерапия полостная (ректальная, вагинальная);
- -лазеротерапия наружная;
- -ИК-облучение;
- -ингаляционная терапия (с использованием компрессорного небулайзера);
- -парафинотерапия рук (кисти);
- -парафинотерапия ног (ступни);
- -электромиостимуляция;
- -УФО-тубус;
- -УВЧ.
- Лекарственный электрофорез - это введение лекарственных веществ в организм посредством постоянного электрического тока малой силы и низкого напряжения. Применяется при:
- -заболеваниях периферической нервной системы (неврит, плексит, радикулит);
- -гипертонической болезни I-II А стадии;
- -заболеваниях органов дыхания;
- -заболеваниях органов пищеварения;
- -заболеваниях уха, горла, носа;
- -заболеваниях мочеполовых органов;
- -заболеваниях глаз.
- Электрическое поле ультравысокой частоты (УВЧ) - вызывает в тканях организма тепловой эффект. Электрическое поле УВЧ оказывает выраженное противовоспалительное и бактериостатическое действие.
- Применяется при:
- -острых воспалительных заболеваниях ЛОР-органов, трахеи, бронхов;
- -острых воспалительных заболеваниях кожи, подкожной клетчатки (фурункулы, карбункулы) и т.д.
- Дарсонвализация - расширяет капилляры, повышает тонус вен, усиливает кровообращение, улучшает трофику тканей и процессы регенерации, оказывает обезболивающее, противовоспалительное, спазмолитическое действие. Применяется при:
- -невралгии;
- -варикозном расширении вен;
- -трофических язвах;
- -трещинах прямой кишки;
- -дерматите;
- -очаговом облысении.
- Магнитотерапия - это воздействие на организм постоянным и переменным магнитным полем. Обладает мощным противоотечным и противовоспалительным действием. Применяется при:
- -вялозаживающих ранах;
- -ожогах;
- -трофических язвах;
- -ЛОР практике.
- Преимущества физиотерапии
- Одним из важнейших преимуществ физических методов лечения является универсальность их действия. Благодаря этому один и тот же фактор может применяться при совершенно разных заболеваниях. Другое достоинство физиотерапии - ее физиологичность. Физические факторы, используемые при физиопроцедурах - это распространенные элементы внешней среды, потому воспринимаются организмом, как привычные раздражители, оказывающие нормализующий, стимулирующий, тренирующий, компенсаторно-приспособительный эффекты.
- Показания и противопоказания физиотерапии
- Трудно назвать заболевание, при котором применение физических факторов не могло бы оказаться полезным. Показания для применения физических методов лечения основываются на их способности улучшать периферическое, региональное и центральное кровообращение, оказывать болеутоляющее действие, улучшать трофику тканей, нормализовать нейрогуморальную регуляцию и нарушенные иммунные процессы. При некоторых проблемах, например неврологических или ортопедических, физиотерапия считается основным средством реабилитации.
- Однако, при некоторых состояниях организма и заболеваниях от физиотерапии следует воздержаться. Общими противопоказаниями считаются:
- -злокачественные новообразования;
- -системные заболевания крови;
- -выраженная кахексия;
- -заболевания сердечнососудистой системы в стадии декомпенсации;
- -артериальная гипертензия III степени;
- -кровотечение или подозрение на него;
- -тяжелые психозы;
- -эпилепсия с частыми припадками;
- лихорадочное состояние;
- индивидуальная непереносимость определенного физического фактора.
- Физиотерапия обычно противопоказана при лихорадочных состояниях, воспалительных процессов и инфекционных болезнях в острой стадии, активном туберкулезном процессе, злокачественных новообразованиях или подозрении на их наличие, системных заболеваниях крови, склонности к кровотечениям и кровоточивости, сердечнососудистых заболеваниях с недостаточностью кровообращения выше II стадии, аневризме аорты и крупных сосудов, ряде заболеваний центральной нервной системы, узловых образований.
- Физиотерапия помогает и дополняет лечение состояний, которые не всегда хорошо поддаются традиционной терапии:
- -спаечный процесс
- -болевой синдром
- -хроническое воспаление придатков и матки
- -гипоплазия матки и генитальный инфантилизм
- -нарушения менструального цикла
- -мастопатия
- -состояние после операций
- -заболевания позвоночника и суставов
- травмы костно-мышечного аппарата
- -урологические заболевания.
- -Оптимальный эффект достигается при сочетании физиотерапевтического воздействия с мануальными методиками (мануальная терапия, массаж, рефлексотерапия).
Компресс
- Компресс (франц. compresse, от лат. compressus — сжатый) — лечебная повязка из марли или полотна. Различают влажные (холодные, горячие, согревающие и т. д.) и сухие компрессы.
Рис. 1. Места наложения влажных компрессов: 1 — холодный при лихорадочных состояниях; 2 — согревающий при артрите; 3 — согревающий при ангинах и ларинготрахеитах; 4 — холодный при некоторых формах сердцебиений; 5 — согревающий или горячий при болях в животе (кишечной, печеночной, почечной коликах).
|
- ПРИМЕНЕНИЕ ПУЗЫРЯ СО ЛЬДОМ
- Цель: лечебная.
- Показания: острые воспалительные процессы в брюшной полости, кровотечения внутренние, ушибы, переломы, вывихи в первые часы и сутки, второй период лихорадки, укусы насекомых, мастит, послеоперационный период, сотрясение мозга.
- Оснащение: пузырь для льда, полотенце (пеленка), лоток с кусочками льда.
- Механизм действия: холод способствует сужению кровеносных сосудов кожи и подлежащих органов, снижает чувствительность нервных рецепторов, оказывает болеутоляющее, кровоостанавливающее, противовоспалительное действие.
- Противопоказания: хронические воспалительные процессы, заболевания кожи.
- Возможные проблемы пациента: чрезмерное переохлаждение, риск отморожения в связи с длительным воздействием холода на кожу, непереносимость холода.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- ПОСТАНОВКА СОГРЕВАЮЩЕГО КОМПРЕССА
- Цель: лечебная
- Показания: местные воспалительные процессы кожи, подкожной клетчатки и суставов, гематомы, ушибы (на 2-е сутки после травмы), катаральные отиты.
- Оснащение: компрессная бумага, вата, бинт, марлевая салфетка, сложенная в 8 слоев, вода комнатной температуры (22-25 °С) либо этиловый спирт 40-45 % или камфорное масло, почкообразный лоток, ножницы.
- Механизм действия: вызывает длительное расширение сосудов, приток крови к подлежащим тканям, оказывает рассасывающее, болеутоляющее действие.
- Противопоказания: нарушение целостности кожи, ушибы (в первые часы и сутки), высокая лихорадка; аллергические и гнойные высыпания на коже, новообразования.
- Виды: водный, водно-спиртовой, масляный, лекарственный.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- ПОСТАНОВКА ХОЛОДНОГО КОМПРЕССА
- Цель: лечебная.
- Показания: второй период лихорадки, носовое кровотечение, первые часы после ушиба и т.д.
- Оснащение: две марлевые или бязевые салфетки, сложенные в 6-8 слоев; раствор для смачивания ткани (t воды 14-16 °С); кусочки льда; термометр для измерения температуры воды.
- Механизм действия: охлаждение кожи способствует сужению кровеносных сосудов, снижает чувствительность рецепторов, оказывает болеутоляющее действие.
- Противопоказания: травмы и ушибы (2-е сутки).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИ
- КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
- Инструкция
- По выполнению претеста по теме «Понятие простейшей физиотерапии»
- 1. Выполните задание письменно по предложенному вам варианту тестов.
- 2. Для проверки используйте способ взаимопроверки.
- 3. Проверьте правильность выполнения заданий по эталону ответов у
- преподавателя.
- 4. Согласно критериям оценки выполнения тестовых заданий (см. ниже), оцените работу.
- Критерии оценок для студентов:
- Количество правильных ответов соответствует количеству набранных вами баллов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Претестовые задания по теме «Понятие простейшей физиотерапии»
- Инструкция: выберите один неправильный ответ – «четвертый лишний»
1. Простейшие физиопроцедуры обусловлены влиянием на кожу:
а) эфирного масла;
б) кислорода;
в) температурного фактора;
г) вакуумного воздействия.
2. Механизм действия физиотерапевтических процедур:
а) болеутоляющий;
б) антиаллергенный;
в) рассасывающий;
г) отвлекающий.
3. Перед постановкой банок на кожу пациента наносят крем с целью:
а) согревания;
б) смягчения;
в) герметичности;
г) рассасывания.
4. Банки применяют в лечении:
а) миозита;
б) туберкулеза;
в) пневмонии;
г) радикулита.
5. Процедура горчичников показана при:
а) заболеваниях мышц;
б) аллергических состояниях;
в) боли в сердце;
г) гипертоническом кризе.
6. Горчичники противопоказаны при:
а) опухолях;
б) кровотечениях;
в) гипертермии;
г) остеохондрозе.
7. Грелку применяют с целью:
а) снятия спазма;
б) рассасывания рубцов;
в) согревания тела;
г) рассасывания инфильтрата.
8. Физические природные факторы, используемые человеком:
а) кислород;
б) УФ излучение;
в) атмосферное давление;
г) ультразвуковые волны.
9. Действие холода на организм человека:
а) вызывает сужение кровеносных сосудов;
б) дает временный анестезирующий эффект;
в) замедляет бактериальную активность при угрозе инфицирования;
г) стимулирует интенсивность обменных процессов.
10. Физиотерапевтические направления в медицине:
а) гирудотерапия;
б) аэротерапия;
в) антибактериальная терапия;
г) бальнеотерапия.
- Инструкция
- Для закрепления нового материала Вам предлагается решить одну из предложенных ситуационных задач. Используйте материал опорного конспекта.
- КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ
- 5 баллов «отлично» - комплексная оценка предложенной ситуации, знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий.
- 4 балла «хорошо» - комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения в ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагогов; последовательное уверенное выполнение практических манипуляций, оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий.
- 3 балла «удовлетворительно» - затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога; правильное последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий.
- 2 балла «неудовлетворительно» - неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации; неумение оказать неотложную помощь.
- Решите ситуационную задачу
- Задача № 1
- Сергей Петрович никак не может уснуть. Его беспокоит ощущение холода. Пытался не обращать внимание на возникший дискомфорт, но ничего не получилось.
- Сергей Петрович в течение последних суток неоднократно предъявлял жалобы на неприятные ощущения в области уха, боль. По назначению врача вечером был поставлен согревающий компресс на ухо.
- Медицинская сестра принесла для пациента второе одеяло, укрыла его, посоветовала успокоиться и уснуть.
- Задание:
- 1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.
- 2. Сформулируйте проблемы пациента.
- 3. Составьте план ухода за пациентом
- Задача № 2
- Пациентка хирургического отделения обратилась к постовой сестре.
- Она жалуется на ощущение зуда в нижней трети голени.
- При осмотре пациента медсестра обнаружила наложенный на конечность мазевый компресс. Под повязкой, на месте наложения, видны следы раздражения кожи.
- В результате опроса выяснили, что повязку не меняли уже трое суток. Пациентка предполагала, что время наложения компресса не ограничено, и чем дольше стоит, тем лучше. Она не знала, что его давно нужно было снять. Пациентка ощущает неудобство, так как не может из-за повязки принять гигиенические процедуры.
- Задание:
- 1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.
- 2. Сформулируйте проблемы пациентки.
- 3. Составьте план ухода за пациенткой.
- Задача № 3
- Алевтина Федоровна, 72 лет, посещает «дневной стационар» поликлиники.
- По пути на процедуру упала и ушибла бедро. Пациентке помогли добраться до отделения, где медицинская сестра осмотрела ногу.
- У Алевтины Федоровны наблюдается значительное нарастание отека мягких тканей, гематомы и усиление боли в области ушиба. Она волнуется, так как боится возможного перелома кости.
- Задание:
- 1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.
- 2. Сформулируйте проблемы пациентки.
- 3. Составьте план ухода за пациенткой.
- КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
- Формирование компетенций:
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
| Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"
В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""
"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...