Проект. Вместе весело шагать
проект по теме

Проект. Вместе весело шагать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vmeste_veselo_shagat.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект

                             Вместе весело шагать.

Актуальность проекта.

С того момента когда ребенок встал на ноги и сделал свои первые шаги, его начинает неудержимо тянуть к другим детям. Интерес к ним возникает еще раньше, чем ребенок начинает разговаривать. Но вот ребенок впервые оказался рядом с другими детьми и ,сразу же возникает масса проблем.

 Время  добавило новые проблемы  -  распад  детских  организаций,  отсутствие   в обществе   каких-либо   устойчивых   нравственных идеалов и ориентиров. Выход из этого положения мы нашли через создание  и  деятельность   разновозрастных объединений (семей). 

 Давно замечено, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей. Шефство является одной из форм межличностного и межгруппового взаимодействия учащихся разных возрастов

 В настоящее время много внимания уделяется формированию социальной направленности личности, развитию творческой индивидуальности, теории коллективизма. Все это невозможно без единства педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, как содружества разновозрастных групп детей.

 В современном развитом мире действует принцип индивидуального успеха и конкуренции. Все это невозможно без взаимодействия людей, без принципа межличностного и межгруппового взаимодействия.

 Группа снабжает индивида системой положительных, эмоциональных подкреплений, группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки, в группе встречаются с людьми, которые являются основным источником духовной культуры.

 Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают свой жизненный опыт другим.

 Основной целью воспитания должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет помогать другим всем, чем может, передавая свой опыт.

Следуя словам В. А. Сухомлинского, который писал: "Опыт показывает, что духовное богатство общешкольного коллектива в значительной степени зависит от того насколько разнообразные и многогранные взаимосвязи между коллективами классов. Взаимоотношения между воспитанниками старших классов и коллективами младших школьников   являются   первой   школой   гражданской ответственности человека за человека", разновозрастные объединения становятся тем организационным началом, вокруг которого можно решать многие основные проблемы и задачи воспитания и развития детей.

 

 Работа в группах позволяет педагогу вникнуть в общение, увидеть каждого в работе. В рамках делового разговора даются новые знания, уточняются уже существующие знания и опыт. С помощью делового общения дети могут организовать работу между классами, могут выступить учащими детей как младших, так и старших классов, что свидетельствует о становлении учебной деятельности.

 Овладев навыками конструктивного общения дети могут высказать и доказать свою точку зрения, могут уважительно отнестись к мнению другого, подчинить свое мнение мнению товарищей и они готовы к самостоятельной деятельности.

Стремление малышей к общению со старшими основано на желании получить поддержку, защиту, подтверждении самооценки. Малышам более доступно копирование деятельности и поведения старших, нежели взрослого человека.

 Старшие дети искренне радуются успехам малышей, он небезразличны к малышам, быстро находят с ними контакт, стремятся во всем помогать им. Психологи утверждают, что старшим это дает чувство ответственности, а младшим образец подражания.  Выбранная тема проекта весьма актуальна.

Цель проекта

  . Для чего все это?

Для младшего –  это возможность приобретения нового друга, приобретения нового жизненного опыта,  дополнительное внимание и ощущение нужности, проявление интереса к его жизни. Порой подобное общение  может предопределить дальнейшую судьбу малыша. Подобное общение обогащает, дает ребенку положительный образ взрослого человека, который способен дарить заботу, решать бытовые вопросы, прийти на помощь в трудный момент.

Для старшего – это чувство сопричастности к проблемам младших детей, новые чувства и опыт во время общения с ребенком, возможность оказания реальной помощи конкретному ребенку.

Цель: создание благоприятных условий для проявления детской инициативы, реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования активной гражданской позиции, повышение интереса к различным видам деятельности

Конкретно:.

1.Нравственное развитие учащихся 5А и 9А.

2.Формирование учебной мотивации учащихся 5А и 9А.

 Объективно каждый ребенок стремится не просто к объединению, а к общению, взаимодействию и взаимопониманию с теми, кто разделяет его интересы и занимается той деятельностью, которая наиболее близка ему по духу, отвечает его возможностям и склонностями.

Задачи проекта

Общие:

Планирование и организация деятельности учащихся по конкретным направлениям, координация и обеспечение жизнедеятельности классных коллективов.

Поддержка и развитие инициатив учащихся в жизни школы.

Воспитательные:

формирование мотивов социальной деятельности;

выявление и подготовка инициативной, самостоятельной, ответственной  и творческой личности, развитие лидерских качеств;

формирование активной гражданской позиции, гражданских качеств (через организацию социально значимой деятельности).

Образовательные:

приобретение организаторских способностей;

приобретение опыта человеческого общения на основе общечеловеческих нравственных ценностей;

формирование социальных умений.

Развивающие:

развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся через разнообразные формы внеурочной работы;

развитие чувства собственного достоинства, самоуважения, внутренней свободы, способности к адекватной самооценке.

Конкретно:

  1. Научить детей быть дружными, чуткими, внимательными к людям.
  2. Научить работать в группе, сплотить классные коллективы.
  3. Создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся, развитие интеллекта.
  4. Обеспечить социальное взаимодействие участников проекта.

Путь реализации

Работа  планируется по программе «Радуга».

Девиз программы – «Семь цветов у радуги – семь дорог у нас» .

Идея программы:    Создание среды, предоставляющей школьнику возможность занять активную жизненную позицию, проявить инициативу.

Цель:, подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, развитие свободной в творчестве и интеллектуальной культуре личности, способной к адаптации в социуме, самореализации.

Основные направления реализации программы.

1 дорожка – «Судьба России – моя судьба»

  • предполагает воспитание любви и уважения к своей стране, своему Отечеству, гордости за свой родной край, знания истории и традиций своей малой Родины. Дети оказывают посильную помощь ветеранам войны, ухаживают за памятником, занимаются поисковой работой. Совместный классный час «Омичи в ВОВ»

2 дорожка – «Заботимся о младших, помогаем старшим». Задачи дорожки-воспитание доброты,чуткости,внимания. Совместное поздравление ветеранов с  9 мая.

3 дорожка – « Ученье – свет, а неученье - тьма». Основным ее содержанием является приобретение знаний, как условие нормальной жизнедеятельности в современном мире. Проверка дневников и выставление подписей, проф.беседа,помощь в выполнении домашнего задания.

4 дорожка – « Из тысячи планет – Земли прекрасней нет» предусматривает включение детей в экологическую и трудовую деятельность. Совместные субботники и проверка сохранности учебников.

5 дорожка – « Красота спасет мир». Это направление предпологает развитие творческих способностей и талантов детей. КТД «Давайте познакомимся поближе» и КТД «Во славу  воинам»

 6 дорожка – « Спорт любить – здоровым быть»- это развитие физической закалки, вовлечение в массовый спорт, туризм. Совместный спорт-поход или спорт ориентирование.

7 дорожка- « Умелые руки не знают скуки». Главной ее задачей является развитие технического творчества, раскрытие талантов и способностей учащихся. Изготовление открыток на 9 мая.

В основу программы положены следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений:

- построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху;

- успешность ребенка в процессе деятельности.

2. Принцип сотрудничества:

- сотрудничество детей и взрослых на основе равноправного партнерства при подготовке, принятии и выполнении решений;

- вовлечение в созидательную деятельность.

3. Принцип демократичности:

- Гласность и актуальность принимаемых решений;

- добровольность и выборность органов самоуправления;

- свобода выбора (дети сами выбирают виды деятельности);

4. Принцип  дифференциации:

- активное участие детей во всех видах деятельности;

- взаимодействие всех органов самоуправления;

-сочетание деятельности постоянных и выборных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы.

5. Принцип  творческой индивидуальности:

- творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

6. Природосообразность:

-  учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, способствующий успешной самореализации ребенка;

Основа шефской работы - это самостоятельность, которая способствует формированию единых требований семьи и школы к учащимся, создает атмосферу ответственности в детском коллективе, укрепляет межвозрастные связи, способствует передаче опыта старших младшим.

              Для проведения успешной и целенаправленной воспитательной работы с детьми необходима предварительная диагностика основных качеств учащихся. Классные руководители ,проводя ее, диагностируют многие особенности школьников ,начиная со здоровья детей, их физического развития , общеучебных умений и навыков и, заканчивая их  творческими способностями и нравственными качествами

Так, диагностируя  социальную активность  учащихся, выделяются следующие уровни:

 уровень инициатора:
     1) является инициатором и организатором дел в содружестве 
     2) активно участвует во всех школьных делах
     3) участвует в  работе объединений дополнительного образования
     4) добросовестно относится к обязанностям дежурного по школе 
     5) участвует в районных и  областных мероприятиях (соревнования, праздники,

      олимпиады) 
  
уровень организатора:
     1) активно участвует в работе содружества, организует некоторые дела 
     2) участвует в школьных мероприятиях
     3) организует дежурство по школе

  уровень исполнителя:
   1) пассивно  относится к работе содружества, но в целом исполняет всё
       порученное 
   2) принимает участие в школьных мероприятиях под давлением со стороны 
      учителя
   3)  обязанности дежурного по школе выполняет под контролем взрослых
    
уровень созерцателя: , 
   1) не интересуется жизнью содружества, практически не принимает в ней  участия 
   2) равнодушен к школьной жизни вообще 
   3) избегает принимать участие в школьных делах 
  

После проведения диагностики составляется программа развития каждого учащегося, в которой планируется работа над слабыми  качествами личности (в том числе над развитием социальной  активности)  и предусматривается развитие ее сильных сторон и интересов. 

В организации работы разновозрастных коллективов очень помогает соревнование, которое стимулирует творчество, инициативу, активность школьников. Разработаны критерии и показатели по всем пяти видам деятельности, обеспечивается  гласность их подведения.

 Таким образом, в нашем школьном коллективе формируются разновозрастные группы детей со своими самобытными, сложными и во многом саморегулируемыми внутренними межличностными отношениями

 Разновозрастные связи  пятых, девятых в нашей школе назовём семьями.В одной семье 2 человека от 9 класса и 2 человека из5 класса. Формирование семей проводится в начале учебного года. На первом сборе присутствуют классные руководители обоих классов. Они уточняют распределение шеф - подшефный, учитывая закон равновесия воспитательных возможностей. Учителя подчеркивают воспитательную функцию шефов:- Иногда приходится менять шефство в педагогических целях.      

 В период проведения внеклассных мероприятий проводятся различные тематические беседы, экскурсии, инсценировки художественных произведений, отчет о проделанной работе за год: спортивные соревнования, проверка состояния учебников и тетрадей, совместная подготовка к праздникам, выбор программы праздника, изготовление праздничных открыток и газет, и многое другое.

Формирование у младших школьников межличностного и группового взаимодействия необходимо для у крепления дружеских взаимоотношений в коллективе,развитие личностных качеств учащихся. Передавать свой личный опыт в группах через прямое общение и личные контакты помогает коллективная творческая деятельность(КТД).

На этих конкурсах участников награждают грамотами и памятными призами,что способствует дальнейшему развитию инициативы и творческой активности учащихся.

Ожидаемый результат

  1. Вовлечение большого числа детей и подростков школы в активную общественную жизнь;
  2. Заинтересованность общественности проблемами  нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи;
  3. Увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования;
  4. Снижение риска совершения преступлений;

Реализация цели и задач предполагает:

•  создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, творческой самореализации учащихся;

•  формирование знаний и умений применять их в различных видах практической деятельности

 Так через общение,познание,игру и различные виды творческой деятельности происходит сплочение детского коллектива,развитие шефства среди детей младшего школьного возраста. Результатом шефства в младших классах является переход к школьному самоуправлению в среднем и старшем звеньях школы,что способствует развитию у детей уверенности в себе, самоуважению,ответственности за порученное дело,развитию активных жизненных позиций.

В заключении хотелось бы сказать, что проблемы воспитания возникли не сегодня и даже не вчера, а значит, должна существовать преемственность духовной жизни, связь времени, должны переходить от поколения к поколению идеи добра, человечности, правды..

от шефства до школьного самоуправления -

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Вместе весело шагать"

Классный час о дружбе с коррекционными заданиями....

Районный конкурс "Вместе весело шагать"

План работы 10 "А " класса МОУ "СОШ№41" г.Саратов для участия в районном конкурсе "Вместе весело шагать" и фотографии, подтверждающие данные мероприятия....

"Вместе весело шагать"

Внеклассное мероприятие по изобразительному  искусству, целью которого является формирование социально-значимых мотивов учения, культуры поведения, трудовой дисциплины; подведение итог...

Вместе весело шагать

Данный материал представляет собой интересный образец проведения классного часа в день знаний.Цель:  сплочение коллективаЗадачи: - играя, понять значимость друг друга и коллектива;- настроиться н...

Проект " Вместе весело шагать"

Проект осуществлялся в рамках шефской работы между 2 и 7 классами "Санаторной школы-интернат №2" и был направлен на формирование у учащихся чувства ответственности, самостоятельности и заботы о младши...

Веселые старты "Вместе весело шагать"

Мероприятие с наставниками проекта....

Социально-педагогический проект «Вместе весело шагать» Подарите детям праздник!

Данный проект ориентирован на ознакомительно-просветительскую работу с воспитанниками детского сада и направлен на популяризацию народного исполнительского искусстваСегодня достаточно актуальным для с...