Урок по ОРКСЭ "Что такое милосердие"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Коннова Наталья Борисовна

Урок по курсу ОРКСЭ в 4 классе по теме "Милосердие". Это откровенный разговор детей и педагога о самом главном нравственном постулате жизни. В ходе урока  применяюся разнообразные формы и методы работы:дети сопоставляют, анализируют различные  жизненные ситуации,  проводится ролевая игра, рефлексия. Дети обсуждают данную  проблему общества, проводится связь с жизнью.Тема актуальна, дети делают выводы, обобщая все сказанное на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chto_takoe.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Что такое «Милосердие?»

Автор: Коннова Наталья Борисовна

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новополеводино Балаковский район

Должность: учитель истории, обществознания

Предмет: ОРКСЭ / основы религиозной культуры и светской этики/

Класс: 4

Тема: Милосердие, № урока 12

Базовый учебник: Кураев

Электронный адрес: konnovanw@mailr.ru

Цель урока: Дать понятие и характеристику слова «милосердие» как главного и  основополагающего  нравственного постулата человека, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь людей и общества.

  • Задачи урока: научиться  сопоставлять и анализировать на примере жизненных ситуаций проявление милосердия и сострадания к  окружающим людям;

Формировать навыки самостоятельной работы учащихся в группах,  умение действовать сообща, в коллективе,  прислушиваться к мнению окружающих, формировать понятийный аппарат; воспитывать милосердие и сострадание к людям.

  • Формы работы учащихся: исследовательская работа, групповая работа, ролевая игра, анализ и обсуждение ситуаций, работа с текстом учебника, обсуждение фрагмента  х/ф «Снежная королева»
  • Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, плакат со значением слова Милосердие

                                                           Ход урока:

1Выявление восприятия, мотивация.  Беседа с учащимися

Здравствуйте, дети! А знаете,  о чем мы с вами сегодня поговорим?  Мне нужен  один ученик. Вот задание. Собрать из букв слово. /ученик работает/ Что получилось? Милосердие. Ребята, а вы слышали такое слово «Милосердие?» А знаете, что оно означает? Учитель записывает мнения детей на доске. А теперь давайте обратимся к толковому словарю /работа со словарем/

  • Исследовательские действия – разбор слова по составу.  МИЛОСЕРДИЕ. Милое сердце. Учащиеся объясняют, как могло возникнуть в языке это слово «милосердие», учитель направляет и подсказывает. Версии записываются на доске, обобщаются, а потом делается вывод.  Проводится сравнение. 
  • В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование слова: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». Выберите одно из положений, которое вам ближе всего, аргументируйте свою позицию. 
  1.  А кто бывает милосердным? Вы встречали в своей жизни таких людей?
  2. А вы бываете милосердны? А когда? Почему?  Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.
  • 2. Исследовательская работа с текстом. Презентация Слайд №2,3,4
  • 3. Опережающее задание 

Во время   Презентации «Милосердие» и чтения текста  постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

                а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;

                б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;

                в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить

(Для улучшения эффективности работы  лучше детей поделить на группы,  пары, а можно выполнять по вариантам).

4. Исследовательское чтение текста  «Притча о добром самарянине»

Выполнение  опережающего задания после чтения текста. Очень важно

Спокойно, терпеливо и уважительно выслушивать разные мнения детей, не выказывая несогласия,  не навязывая свою точку зрения или позицию, не давать оценку «правильно» или  нет, поддерживать мнения детей,  позицию  их искренности.

  • 5. Продолжение обсуждения темы:  Итак, дети, вы прочитали притчу, как вы поняли притчу Христа о добром самарянине? - Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе?» В чем можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип? Приведите свои доводы на тему: «Милосердие выше, чем закон и справедливость». Почему?
  • А сейчас, я предлагаю вашему вниманию фрагмент х/ф «Снежная королева». Подумайте и скажите, кто из героев проявил милосердие? Почему? Может ли нас в жизни что-либо заставить, чтобы человек стал милосердным?
  • 6 Ролевые игра. Работа в группах. Задание: придумать такие сюжеты:

             а) ребенок, нарушивший какой-то родительский запрет и заслуживший наказание;

             б) человек, совершивший преступление;

             в) нищий, очень непривлекательный с виду, но замерзший и голодный

             г) мальчик, который издевался над котенком;

             д) дети, увидевшие на улице  драку;

Показ одноклассникам своих сценок,  обсуждение. Сформулируйте суждение о том, почему  на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милосердие и сострадание. Почему  всегда относились по-доброму к блаженным людям?

7.Рефлексия   Что Вам сегодня больше всего понравилось на нашем уроке?  А часто ли вы проявляете милосердие? Хотели бы вы что-нибудь изменить в себе

8.Итог урока. 9.Домашнее задание  написать рассказ о проявлении милосердия   в вашей семье вашими близкими и родными людьми. А можно сочинение «Что такое милосердие?» «Милосердие в моей жизни» /по выбору учащегося/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Что такое милосердие?"

Разработка  родительского собрания на тему "Воспитание милосердия в детях через личный пример родителей"...

Беседа на тему: "Что такое милосердие?"

Беседа на тему: "Что такое милосердие?"...

Классный час "Что такое милосердие".

С помощью современных технологий : проблемного обучения,информационной технологии ,групповой работы учащиеся не только  раскрывают понятие милосердие,но и рассказывают,как они оказывают помощь св...

Конспект урок литературы по теме: «Что такое милосердие? Нужно ли оно?» (по рассказу А.Платонова «Юшка»)

Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 7 классе   «Что такое милосердие? Нужно ли оно?». Это урок  в форме ток-шоу по рассказу А. Платонова «Юшка». Данный материа...

"Милосердие. Что это такое?"

Классный час - диспут, ориентирован на подростков 14-17 лет. Основная цель: воспитание духовно - нравственных качеств личности, развитие критичности мышления....

Година спілкування "Що таке милосердя"

Мета уроку:-розкрити  зміст  понять « милосердя», «співчуття»,               «благодійність»,«альтруїзм»,  «егоїзм»...

Конспект урока по теме "Что такое милосердие?"

Методическая разработка посвящена подготовке к сочинению - рассуждению в 9 классе....