Опыт внедрения оценки общих и профессиональных компетенций выпускников ПУ №2
статья по теме

    Внедрение компетентностного подхода в педагогическую практику

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon garbuzova_edie_enverovna.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

 Гарбузова Эдие Энверовна, г. Прокопьевск

Опыт внедрения оценки общих  и профессиональных компетенций выпускников ПУ №2    

    Обычно цели образования определяются системой знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход признают несостоятельным. Социуму  (стране, обществу, экономике)  нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не только от полученных знаний, умений, навыков, а и от  дополнительных качеств, для    которых в настоящее время и употребляются понятия «компетенция» и «компетентность».  

    Под профессиональной компетентностью   понимается  целостное свойство личности, ориентированной на непрерывное самосовершенствование и самообразование, а также социально-значимую характеристику его профессиональной деятельности, выступающей основным фактором успешной работы по специальности. Профессиональная компетенция - способность к выполнению обобщенных действий в профессиональной сфере. Компетентность представляется как система, состоящая из    компетенций,   Свойства данной системы не сводятся к сумме свойств отдельных  компетенций, при этом присутствует   интегративное качество,   которое определяет «компетентность» специалиста.

    Внедрение компетентностного подхода в педагогическую практику требует изменения содержания и методов обучения,   видов деятельности, которыми должны овладеть  учащиеся  к окончанию образования.  Компетентностный подход в системе начального  профессионального образования предусматривает постепенную переориентацию с трансляции необходимого набора знаний на формирование навыков, способных помочь в создании условий для овладения комплексом компетенций, означающих способность выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного    социального, экономического,  политического,    информационно и коммуникационно насыщенного пространства.

 В  ГОУ  НПО ПУ№ 2  процесс внедрения компетентностного подхода осуществляется не только на основе рабочих программ разработанных в условиях реализации ФГОС нового поколения с учетом требований работодателей, но и внедрением в учебный процесс современных информационных технологий и творческого подхода .

 Использование информационных технологий находит все большее применение и к процессам творческой деятельности человека в развитии его креативных способностей, а  творческий подход, преодолевая массово-репродуктивный характер современного профессионального образования, выводит учащегося  на личностный уровень, обеспечивает выявление и формирование у будущего специалиста творческой индивидуальности, развитие у него неповторимой технологии профессиональной деятельности.  

  Согласно этому, педагогическим коллективом училища и  прокопьевскими работодателями предприятий общественного питания    в процессе совместной работы были разработаны рабочие  программы дисциплин, в том числе материалы итоговой аттестации.

  Защита письменно - экзаменационных работ проходит в присутствии представителей работодателей. Учащиеся представляют электронную презентацию блюд и изделий, используемых на этих предприятиях. Материалы для создания презентации учащиеся собирают в течение учебного года во время   лабораторно-практических занятий и учебной и производственной практик на предприятиях работодателей. Кроме этого, используется материал для самостоятельных работ, накопленный учащимися   (материалы интернет сайтов, работа с дополнительными источниками литературы).

       Оценивание учащихся  аттестационной комиссией направлено на определение степени освоения общих и профессиональных компетенций. Оценивается, как учащиеся строят свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами, владеют  ли навыками профессионального общения,  управляют своим психологическим состоянием, правильно ли  выбирают стратегию взаимодействия в общении, вступают в диалог, применяя профессиональную терминологию, присутствует ли творческая индивидуальность, объективно оценивают результаты своей деятельности

        Баллы, выставленные каждым экспертом, сводятся в сводную ведомость, переводятся в итоговую отметку и используются для анализа уровня учебных достижений выпускников.

Анализируя полученный опыт  оценки компетенций выпускников  ПУ №2 можно сделать вывод, что компетентностный подход позволяет оценивать качество образования учащихся  более объективно, так как  каждая компетентность раскладывается на определенные признаки, которые однозначно показывают, какими видами профессиональной деятельности овладел выпускник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка уровня профессиональной компетенции

Оценка уровня профессиональной компетенцииУчителя физической культуры и ОБЖ...

Статья: «Формирование профессиональных компетенций выпускников через использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)»

Образовательные средства ИКТ - разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимоде...

Развитие профессиональных компетенций в контексте внедрения профессионального стандарта педагога

Выступление адресовано учителям русского языка и литературы, интересующимися вопросами развития профессиональных компетенций в контексте внедрения профессионального стандарта педагога. Вторая часть по...

Модульно-компетентностный подход к формированию профессиональных компетенций выпускника

Тема модульно-компетентностного подхода в образовании, пожалуй, является самой распространенной  и актуальной, так как наше поле деятельности – выпускники профессионального училища, обеспеч...

Статья в научном журнале "Вестник ТвГУ", №2, 2021 г. "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

В статье рассматривается европейская практика внедрения и совершенствования современных механизмов оценки качества профессионального образования и обучения. Анализ проведен с позиций менеджмента качес...