Анализ проблемной группы «Как построить школу, содействующую здоровью?»
консультация по теме

Ушакова Светлана Геннадьевна

На  этапе предварительной подготовки определяются  проблема, тема, цель, задачи работы  проблемной группы, ожидаемые результаты, форма проведения и его функции.

Работа проблемной группы на заданную тему предполагает большой объём предварительной исследовательской работы по оценки работы школы в сфере охраны здоровья учащихся и педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ проблемной группы «Как построить школу, содействующую здоровью?»

I. Предварительная подготовка.

Работа проблемной группы на заданную тему предполагает большой объём предварительной исследовательской работы по оценки работы школы в сфере охраны здоровья учащихся и педагогов. Для этого необходимо проанализировать несколько модулей информации: соблюдение норм и требований СанПина; состояние физической активности школьников в период их пребывания в школе; оценка здоровьесбережения  при проведении урока; соответствие организации образовательного процесса принципам здоровьесбережения;   психологического  климата в школе; уровень грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья; результаты диспансеризации педагогов и учащихся. На основе  такого комплексного исследования представляется интегральное комплексное заключение.

В школе проводился социологический опрос для оценки деятельности школы по вопросам здоровьесбережения. С этой целью были использованы: тест-анкеты для самооценки школьниками факторов риска  ухудшения здоровья, анкета «Оценка напряжённости», , комплексную анонимную анкету школьника-старшеклассника, валеологическую  анкету для родителей. Другие материалы, посвящённые  оценке работы школы в сфере охраны здоровья учащихся и педагогов, можно найти в книге Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе» и учебно-методическом пособии Н.М. Полетаевой «Педагогика и здоровье».

На  этапе предварительной подготовки определяются  проблема, тема, цель, задачи работы  проблемной группы, ожидаемые результаты, форма проведения и его функции.

Изменение уклада школы с пользой для здоровья  участников образовательного процесса

Задачи проблемной группы:

Ориентировочная оценка работы школы с точки зрения здоровьесбережени.

Определение условий формирования здоровьесберегающего пространства школы.

Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.

Мотивация педагогического коллектива школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики.

Ожидаемый результат.

Создание основ для методологического и технологического  моделирования различных видов  деятельности, направленных на укрепление здоровья  в школе.

Создание собственного проекта школы, содействующей здоровью.

Формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.

«Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач»

Н.К. Смирнов

В школе необходимо создать следующие проблемные группы:

Проблемная группа № 1 «Школьный урок и здоровье учащихся»

Проблемная группа №2 «Здоровьесберегающая организация образовательного процесса».

Проблемная группа №3 «Формирование культуры здоровья ученика»

Проблемная группа №4 «Здоровье учителя»

Проблемная группа № 5 «Социальное здоровье ученика»

Аналитическая группа «Уклад школы, необходимый для сохранения и укрепления здоровья»

Проблемная группа №1 «Школьный урок и здоровье учащихся»

От учителя – основной фигуры педагогического процесса - в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся  оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные  технологии и вся внутришкольная среда. Наряду с традиционными задачами учителя на уроке, описанными во всех учебниках педагогики, отметим  те, которые  имеют непосредственное  отношение и к эффективности урока, и к задачам здоровьесбережения :

Связь своих задач и задач самого учащегося.

Творческий характер урока, определяемый ассоциативной активностью учащихся.

Предоставление учащимся средств для самостоятельной работы и оказание помощи в их освоении.

Оптимальное использование наглядных средств обучения, методов  подключения всех органов чувств учащихся.

Психологический настрой всего класса на урок и динамику  состояний учащихся, оптимальных  для каждого этапа урока.

Преобладание у учащихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе урока, получение школьниками удовольствия от процесса обучения.

Представление в начале урока его крупного плана – общей картины  того, чему будет посвящён урок.

Включение в содержание урока элементов обучения тому, как надо учиться.

Для  решения этих задач учитель должен выйти из привычных для себя в отечественной школе ролей лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать свои возможности в первую очередь в качестве организатора работы класса и каждого ученика, мотиватора, консультанта тренера, психотерапевта.

В 2009-2010 учебном году необходимо обсудить в группах следующие вопросы:

Как Вы оцениваете  обычные уроки  в нашей школе с точки зрения здоровьесбережения?

Почему педагоги часто не соблюдают валеологические требованиями к уроку.

Каково проблемное поле урока в нашей школе   с позиции здоровьесбережения?

Какое внимание уделяете Вы этим проблемам?

Что необходимо предпринять для решения проблем?

Что мешает приближению к идеалу?  

Проблемная группа №2«Здоровьесберегающая организация образовательного процесса»

Здоровьесберегающая педагогика – это  готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба  для здоровья учащихся.

Здоровьесберегающая педагогика не является  альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др.). Её главная отличительная особенность – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье  как обязательном условие образовательного процесса.

На основе проведённой ориентировочной  оценке  состояния  деятельности школы в сфере охраны здоровья учащихся и педагогов можно определить  её стратегию  как стратегию вынужденных мер.

Нужно найти ответы на следующие вопросы:

Что необходимо предпринять в первую очередь для решения этих проблем в комплексе?

Что мешает приближению к идеалу?

Проблемная группа № 3«Формирование культуры здоровья ученика»

Без  грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не сможет  выполнить свою задачу по охране их здоровья. Ребёнок, подросток, не заботящейся о своём здоровье, не мотивированный на его сохранение и укреплении, на ведение здорового образа жизни, при всём старании учителей остаться здоровым в современных  условиях не сможет.

Методология воспитания культуры здоровья школьников основана:

Обеспечение грамотности в вопросах здоровья.

Формировании мотивации на ведение здорового образа жизни.

Воспитании ответственности за  собственное здоровье и здоровье близких.

Необходимо обсудить в группе следующие вопросы:

Как вы ощущаете, достаточно ли компетентны  педагоги нашей школы в вопросах формирования культуры здоровья школьников?

Формирование культуры здоровья - это проблема только воспитательной системы или она должна решаться и через базисный учебный план?

Исходя из методологических составляющих  воспитания культуры здоровья человека, определите пути  обучения здоровью, повышения мотивации на ведение здорового образа жизни,  воспитания ответственности   за собственное здоровье.

Проблемная группа № 4 «Здоровье учителя»

Работа учителя характеризуется постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психо-эмоциональным  напряжением, дистрессами.

Проблема здоровья педагогов имеет определённую специфику. Какое отношение педагога к своему здоровью? Грамотен ли он в вопросах здоровья? Ведёт ли здоровый образ жизни?

Нездоровый учитель не может обеспечить учащимся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья школьников, так  как  в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления  синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье учащихся.

Предупредить болезнь – всегда легче, чем её потом лечить. Профессиональных деформаций, «выгорания», стрессов можно избежать, но это требует каждодневных, целенаправленных усилий.

 

Необходимо обсудить в группе следующие вопросы:

Насколько актуальны  проблемы деформации личности, проявления синдрома выгорания, хронического стресса  для педагогов нашей школы?

С какими трудностями  при взаимодействии с учащимися в нашей школе вы сталкиваетесь?

С какими трудностями Вы сталкиваетесь в ролевых отношениях с коллегами по работе?

 С какими  трудностями Вы сталкиваетесь при взаимодействии с родителями?

Какие  корпоративные меры, на Ваш взгляд, можно предпринять  для улучшения физического, психического и социального здоровья учителя.

Проблемная группа №5  «Социальное здоровье ученика».

Социально здоровый человек – социально  адаптированный человек.

Критерии, которыми      пользуются для определения  социального здоровья  - адекватное восприятие  социальной действительности, интерес к окружающему миру , адаптация к физической и общественной  среде, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность  перед другими, бескорыстие , демократизм в поведении.

Социальное здоровье – это  активная адаптация и самореализация человека в сложных условиях общества, его социальная роль и социальная активность.

Социализация – это процесс усвоения и активного воспроизводства человеком  социокультурного опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Аналитическая группа  выделяет достоинства школы, которые способствуют укреплению и сохранению участников образовательного процесса и на основе представленных материалов  проблемных групп предлагают  новые формы уклада жизни школы, которые необходимо ввести в практику.

Итоги работы проблемной группы:

  • Считать одной из приоритетных задач школы – создание условий  по охране и укреплению здоровья учащихся, создание оптимальных условий работы педагогов.
  • Разработать школьную программу обеспечения приоритета здоровья.
  • В перечень должностных обязанностей учителей и специалистов включить пункты, касающиеся их деятельности в сфере здоровья.
  • Включить в договоры с родителями пункты о взаимодействии в решении приоритетной задачи здоровьесбережения.
  • Усилить контроль за обеспечением выполнения законодательства по охране здоровья школьников.
  • Определить ответственность учащихся о сохранении и укреплении своего здоровья.
  • Разработать критерии оценки  результативности деятельности школы и её работников по охране здоровья учащихся.
  • Вовлечь  учащихся в исследовательскую деятельность по вопросам здоровьесбережения.
  • Организовать мониторинг и создать банк  данных уровня  физического и психического здоровья обучающихся с проведением анализа заболеваний и их динамики.
  • Организовать семинары для учителей по проблеме здоровье сбережения.
  • Методическому совету школы, методическим объединениям организовать работу по изучению и внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий.
  • Спланировать систему родительских собраний, включая темы по формированию здорового образа жизни ребёнка и культуры здоровья.
  • Организовать работу по оздоровлению педагогического коллектива.
  • Ежегодно предусматривать подготовку и переподготовку педагогических и административных кадров по проблеме охраны здоровья.
  • Разработать и включить в учебный план элективные курсы, направленные на формирование культуры здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ проблемно-развивающего урока

Предложенная схема позволит анализировать проблемно-развивающий урокСхема комплексного анализа проблемно-развивающего урока       Готовность учителя и учащихся к уроку (внешня...

программа "Школа содействующая здоровью"

в программе отражена работа школы по здоровьесберегающим технологиям...

Программа "Школа содействия здоровью"

В качестве основы  деятельности школы по здоровьесбережению стала программа, приоритетом которой является забота о сохранении зд...

Программа "Школа содействия здоровью"

Внутришкольная программа 2006-2011 год...

Выступление на ШМО "Здоровьесберегающие принципы деятельности общеобразовательного учреждения. Школа содействия укрепления здоровья".

Данный материал поможет коллегам подготовиться по данной теме. Вам только останется подставить свои данные по определенным позициям....

Анализ воспитательной работы в семейной группе интерната общеобразовательной школы.

Умение анализировать собственную педагогическую деятельность -одна из основных профессиональных компетенций педагога. Данный анализ выстроен в логике определения проблем воспитания, реализации целей и...

"Школа содействия здоровью" Использование элементов спортивного туризма на уроках физической культуры

quot;Использование элементов спортивного туризма на уроках физической культуры...