Анализ воспитательной работы в семейной группе интерната общеобразовательной школы.
методическая разработка

Андрущак Татьяна Петровна

Умение анализировать собственную педагогическую деятельность -одна из основных профессиональных компетенций педагога. Данный анализ выстроен в логике определения проблем воспитания, реализации целей и задач воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_rab_10_s_2016-2017.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТ МОУ Школа с.Белоярск

Анализ работы воспитателей 10 семьи «Ягодка» за  2016-2017 уч.г.

1.        Краткая характеристика семьи.

Общие сведения.

 На начало учебного года в семье проживало 20 воспитанников. Состав семьи пополнился за счет первоклассников _______________. Девочки адаптировались к проживанию в интернате и обучению в школе. Положительную роль сыграли факторы : наличие в семье родных старших сестер, посещение детского сада , индивидуальные развивающие занятия, проводимые воспитателями. Девочки общительны, любят играть в познавательные игры, рисовать. Посещают занятия логопеда, психолога. С удовольствием занимаются в кружках «Занимательная ненецкая грамматика», «Спортивные танцы». Принимали участие в Фестивале детской песни (танец-инсценировка). ____________ принимала участие в конкурсе чтецов «Осень», Лапцуевских чтениях.

  На конец учебного года   в семье проживает 19 воспитанников. Все воспитанники, проживающие в семье по национальности – ненцы. Социальный состав однороден, в основном дети из многодетных, полных, малообеспеченных семей, родители которых ведут кочевой образ жизни. Возраст воспитанников от семи до 17 лет.

Структура коллектива и внутригрупповые процессы.

  Взаимоотношения в семье ровные, доброжелательные. В коллективе руководство осуществляется через самоуправление, замкнутых, закрытых воспитанников нет. В  семье выделяется группа с высокой степенью развития познавательного интереса, растет их активность в познавательной, творческой деятельности : Худи Виктория, Талеева Татьяна, Худи Юлия Ан., Худи Татьяна. Они принимают активное участие в делах семьи, интерната, школы, награждены  грамотами и дипломами за участие в конкурсах различного уровня.

Положительные изменения произошли в характере поведения______________________________. Девочки проявляют активность в делах семьи, повысилась мотивация к обучению, за данный период отсутствовали случаи употребления алкогольных напитков. ____________неоднократно принимала участие в конкурсах интерната, представляла семью на конкурсе «Король и королева осени», «Краса Ямала». Лаптандер Вера В. приняла активное участие в проекте «Этнотворчество». Она сшила  6  узоров из сукна, ненецкую сумочку «Туча», ненецкое платье и ягушку для куклы.

Лаптандер Леонид, Лаптандер Яков принимали активное участие в конкурсах рисунков, награждены Грамотами директора школы. Положительные изменения произошли в поведении _________. Совместная работа воспитателей и классного руководителя Герасимовой Н.Ю. привела к повышению уровня ответственности, воспитанник не пропускает уроки без уважительной причины, проявляет более серьезное отношение к обучению.

Есть в семье и группа ребят, которые требуют к себе особого внимания со стороны воспитателей, психолога, социальных педагогов. К этой группе относятся: ______________________. Для данных воспитанников характерны отсутствие мотивации к обучению, сквернословие.

Все воспитанники семьи владеют навыками самообслуживания, умеют навести порядок в жилых и иных помещениях семьи, подготовить одежду к школе, стирать личные вещи.

Рейды - проверки санитарно-гигиенического состояния комнат, которые проводились членами администрации интерната, нарушений не выявили.

Анализ воспитательной работы в семье.

В 2016-2017 уч.г. воспитательная деятельность в семье строилась в соответствии с планом работы на год. План на 2016-2017 уч.г. составлен на основе анализа деятельности за прошлый год, выявления проблемных зон и определении цели и задач воспитания на новый период. Остались нерешенными проблемы:

-низкая мотивация к  обучению, недостаточный  уровень обученности;

- склонность к сквернословию ;

-проявление неконтролируемых отрицательных эмоций.

В 2016-2017 уч.г. воспитатели семьи акцентировали внимание на работу по формированию этноидентичности  воспитанников как представителей ненецкого этноса и формированию толерантного отношения к представителям других этносов.

Задачи воспитательной деятельности в 10 семье интерната откорректировали в соответствии с новыми направлениями деятельности.

Цель воспитательной работы:

 Создание условий  для  адаптации и адекватного развития  личности воспитанника в обществе, в государстве, в мире.

Задачи:

1.Формировать устойчивое позитивное отношение  к познавательной  деятельности посредством внедрения современных технологий (проекты, квесты).

2.Формировать здоровый образ жизни, устойчивые жизненные ценности и ориентиры.

3.Совершенстоввать организацию самоуправления воспитанников в семье.

4.Воспитывать качества высоконравственной личности гражданина  посредством приобщения  к духовно-культурному наследию Ямала, России.

  В целях реализации первой, третьей, четвертой задач плана воспитательной работы воспитатели организовали работу над проектом «Этнокалендарь ненцев». Идея данного проекта состоит в оформлении альбомных листов, которые соответствуют месяцам ненецкого народного календаря. Каждый лист содержит текст на русском и ненецком языках, а также рисунок на сюжет соответствующего вида деятельности ненцев в этот период года. Оформленные листы размещаются на главном информационном стенде. Работа над проектом позволила привлечь к деятельности воспитанников в соответствии с возможностями и желаниями. Кто-то переводит текст с русского на ненецкий язык, кто-то рисует, кто-то оформляет листы. В процессе работы дети соотносят русскоязычный текст с реальной жизнью в тундре. Такая работа способствует возрождению традиций народа, иногда ребята дополняют рассказы ученых новыми сведениями, а иногда не соглашаются с ними. Так произошло с разделом о праздновании Нового года. В пособии указывается, что новый год ненцы отмечают в ноябре. Но скорее всего так было раньше, теперь эта традиция утрачена.

  Преследуя цель развития творчества, эстетического воспитания и возрождения традиций ненецкого народа организовали работу над проектом «Этнотворчество». Смысл проекта в оформлении стены холла как вернисажа работ воспитанников. Мальчики любят рисовать, девочки шить узоры из бисера и ткани. В течение полугодия девочки шили узоры из ткани. Такие узоры украшают малицы, ягушки, бурки. Самой активной участницей проекта стала Лаптандер Вера, она изготовила 4 узора из ткани. В проекте приняли участие Худи Виктория, Тысия Светлана. Среди мальчиков активным участников проекта стал Лаптандер Леонид, приняли участие Лаптандер Яков, Вылко Григорий.

Задачам воспитания способствовали познавательные игры-квесты «Дорогами Ямала» (ноябрь), «Символы ЯНАО» (декабрь), «Озера Ямала» (февраль). Квесты, посвященные Ямалу создавались на основе краеведческого материала, включали интересные факты истории Ямала. В процессе подготовки и проведения  квестов ребята познакомились с деятельностью ученого Брема на Ямале, выполняли логические задачи, задачи на ловкость и смекалку. Работая над квестом «Символы Ямала» оформили стенд, книжку-раскладушку, узнали о проекте молодежного правительства ЯНАО и его результатах. А также  попробовали определить «свой символ Ямала» посредством реального голосования. Квест «Озера Ямала» способствовал расширению знаний о самых больших озерах ЯНАО, их происхождении, хозяйственном использовании в наше время.

Повышению уровня познавательной активности способствует проведение занятий   самоподготовки. В течение полугодия проходили изменения  режимных моментов относительно времени самоподготовки, связанные с усилением деятельности направленной на формирование читательской культуры воспитанников. В процессе самоподготовки воспитанники работают над выполнением домашних заданий. Также воспитатели используют набор развивающих заданий направленных на развитие когнитивных процессов: зрительной и образной памяти, логического мышления, внимания. Для младших школьников закуплены и используются папки с заданиями, для воспитанников среднего звена изготовлены таблицы «Найди числа», «Найди слова». Также использовалась игра «Шифрование», которая способствует развитию зрительной памяти.

  На развитие  интеллекта воспитанников была направлена работа по привлечению детей к  чтению художественной литературы. Есть у нас в семье небольшая семейная детская библиотечка. Вместе с детьми мы посещали школьную и сельскую  библиотеку. Библиотекари  знакомили нас с новинками литературы, подбирала книги для проведения праздников и просто для чтения. Были проведены библиотечные занятия «Большая литература для маленьких», «Книга - лучший друг».

Направления деятельности по повышению уровня обученности:

-контроль посещения дополнительных занятий по русскому языку, математике, обществознанию, географии, биологии (воспитанники 8-х,9-х классов);

-связь с учителями, классными руководителями воспитанников, определялись  проблемы, над которыми необходимо работать совместно;

-организация работы детей в системе «Сетевой город. Образование». Благодаря наличию телефонов мобильной связи, воспитанники отслеживают отметки. В конце четверти были распечатаны табеля успеваемости, с которыми могли познакомиться родители;

-участие детей в олимпиадном движении ( Талеева Татьяна, Худи Юлия А.-победители школьного этапа всероссийской олимпиады школьников);

-участие в конкурсе чтецов ( способствуют развитию памяти, речи, творчеству)-Лапцуевские чтения (Талеева Татьяна, Худи Татьяна, Худи Виктория);

-организация индивидуальной работы с воспитанниками Талеев Вячеслав, Тысия Станислав, Худи Антонина ( дополнительные занятия проводят воспитатели по индивидуальным программам, закуплены дидактические материалы).

Целенаправленная работа привела к стабильным результатам: по итогам 2 четверти улучшилась успеваемость воспитанников Тысия Светлана, Лаптандер Вера,  Вылко Вадим, Лаптандер Мария, Лаптандер Леонид, Худи Виктория. Закончили четверть на «4»и «5» Талеева Татьяна, Худи Юлия А., Худи Виктория, Лаптандер Яков, Лаптандер Мария.

Большое значение в воспитании детей принадлежит общеинтернатскому проекту «Чум на пришкольной территории».  Воспитанники с удовольствием посещают чум, рассказывают о традициях культуры и быта. К сожалению, несколько раз посещение чума отменялось по причине сильных морозов. В такие дни стряпали и устраивали  чаепитие на  кухне семьи: готовили уху,  запеченный картофель, зимний салат, стряпали шарлотку, пирог с брусникой. С удовольствием занимаются таким видом кулинарной  деятельности Лаптандер Вера, Худи Юля В.

С целью улучшения взаимодействия с социально-психологической службой школы, улучшения психологического микроклимата  в семье, предупреждения противоправных действий были  организованы встречи с психологом школы, социальным педагогом. Педагоги рассказали об особенностях профессии, педагог-психолог провела упражнения на тренировку памяти, а также на сплочение коллектива. 7  апреля- Всемирный день здоровья. В этот день провели встречу с психологом школы по теме «Депрессия: давай поговорим».

Воспитатели 10  семьи организовали совместную деятельность по основам безопасной жизнедеятельности воспитанников  с педагогом - организатором ОБЖ школы Некрасовым В.Н.  Проведена встреча с выпускниками школы, служившими в рядах вооруженных сил России, встреча с членами школьного клуба «Допризывник» (приурочена Дню призывника в России). Также проведена совместная беседа «Огонь: друг или враг?». В процессе беседы педагог познакомил воспитанников со средствами индивидуальной защиты на пожаре и провел тренировку.

Велась работа по охране жизни и здоровья детей, проводились беседы и инструктажи по технике безопасности, которые фиксировались в журнале. Ребята стали более ответственно относится к своему здоровью и соблюдать необходимые правила безопасного поведения в местах пребывания.

В свободное от занятий и самоподготовки время , а также в выходные дни, вместе с детьми занимались изготовлением поделок, панно, рисованием. Проводили творческие занятия и мастер-классы «Бисеринка», «Мир творчества», познакомили  с техникой оригами «В мире животных», аппликации «Поздравительная открытка». Результаты творчества детей оформлялись в виде выставок рисунков, поделок в семье и участия в конкурсах.

Воспитательный потенциал семьи повышает совместная подготовка и участие в мероприятиях школы и интерната.

-осенний бал (Тысия Светлана);

-конкурс детской инсценированной песни ( 2 место);

-декадник, приуроченный 86 годовщине образования ЯНАО:

  • инсценировка ненецкой сказки (участие)
  • конкурс стихов (участие Худи Татьяна)
  • выставка «Этноуголок» ( 1 место)
  • работа Тысия С. ( 1 место)
  • выставка рисунков (Лаптандер Леонид, 2место)
  • конкурс «Краса Ямала» (Тысия Светлана, участие)

-конкурс профориентационных уголков (2 место);

-парад Юнармии (совместно с 1 семьей- 1 место);

 На реализацию третьей задачи плана воспитательной работы были направлены мероприятия Месячника  профориентации.

В рамках Месячника профориентации проведены следующие мероприятия:

1.Оформление стенда «Дерево профессий Ямала» (востребованные профессии ЯНАО). Оформлению стенда-панно предшествовала работа:

-конкурс рисунков для воспитанников младшего и среднего школьного возрастов «Кем быть?»;

-составление филворда на тему «Востребованные профессии Ямала» (воспитанники среднего школьного возраста);

-художественное оформление ( рисунки представителей разных профессий, модели орудий труда, символические ИЗО дерева, радуги и т.д.).

2. Час общения «Куда пойти учиться».

3.Игра для младших школьников с привлечением детей 16 семьи «Лото «Профессии».

4.Составление презентации на конкурс.

В апреле проведен профориентационный квест «Мы  выбираем путь..».  По легенде квеста ребята искали адрес сайта, на котором находится «Навигатор профессий ЯНАО». Все подсказки были связаны с атрибутами или продуктами разных профессий. Участники квеста выполняли логические  задания, связанные с профориентацией.

Во втором полугодии воспитанники семьи были привлечены к участию в исследовательском проекте «Так начинался Белоярск».  В течение второго полугодия проводились встречи со старожилами села Витязевой А.М., Вокуевой А.М.,  в процессе которых ребята узнали об истории основания села, первых жителях и первых домах. Сотрудничали с заведующей школьным музеем, собирали материалы: фото, публикации СМИ разных лет. Результатом деятельности по теме проекта было  участие в школьной НИК «Ступень в будущее». С презентацией выступил Лаптандер Яков, занвший 2 место в номинации «Общественные науки».

Одна из  задач воспитателя - тесное сотрудничество с родителями воспитанников. В течении  учебного года были проведены:

-беседы по телефону, беседы при личной встрече с родителями (неоднократно проводились беседы с родителями Талеевой Светланой Романовной, Талеевым Николаем Алексеевичем, Тысия Ольгой Хавловной, Худи Галиной Дмитриевной, Худи Аленой Дмитриевной)

-приглашение родителей на мероприятия семьи, интерната, на общешкольные родительские собрания.

-оформление обязательных документов: информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство для получения первичной медико-санитарной, неотложной и скорой медицинской помощи, копии свидетельства о рождении, паспорта, медицинский полис, страховое свидетельство, ИНН, заявление об ответственности за детей во время отсутствия детей.

Анализ воспитательной деятельности показывает, что работа по всем направлениям способствует интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности воспитанников, а также помогает созданию условий для развития их индивидуальных и творческих способностей. Прослеживается стабильный результат в учебных достижениях, воспитанники имеют индивидуальные успехи и достижения, воспитательный процесс строится таким образом, чтобы происходило социальное развитие, воспитанники участвуют в жизнедеятельности группы, школы, участвуют в различных конкурсах районного, окружного, федерального уровня. Осуществляется взаимодействие с родителями, взаимодействие с классными руководителями, учителями, психологом-педагогом, социальным работником школы-интерната.

Выводы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в значительной степени удалось решить поставленные задачи. Удовлетворенность воспитанников жизнью в семье показывает правильность выбранных ориентиров воспитательной работы. На начало учебного года уровень воспитанности составлял 2,4, на конец учебного года-2,5.

    Однако, не  полностью реализованы возможности воспитанников в учебной деятельности, самоуправлении. Больше внимания следует уделить развитию у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы в МОУ "Ялгинская средняя общеобразовательная школа"

Вашему вниманию представляется система воспитательной работы в МОУ "Ялгинская средняя общеобразовательная школа"...

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Рабочая программа по воспитательной работе в семейной группе 5 класса

Программа по воспитательной работе  составлена с учётом возрастных, психологических, национально-региональных особенностей воспитанников  с ОВЗ и представляет собой содержание необходимой и ...

Методические рекомендации по составлению плана воспитательной работы семейной группы интерната при МОУ Школа с.Белоярск

Рекомендации составлены для воспитателей интерната  общеобразовательной школы. Школа  расположена в труднодоступном районе Крайнего Севера. В интернате проживают дети, родители которых ведут...

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 7б класса, МАОО «Средняя общеобразовательная школа № 3 города Рузы» на 2019 – 2020 учебный год.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 7 «Б» классана 2019 – 2020 учебный годКлассный руководитель: Бокша М.В....

План воспитательной работы государственного казенного образовательного учреждения «Нижнетагильская школа-интернат №2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Содержание плана воспитательной работы, реализуется посредством различных форм организации, таких, как внеклассные занятия, общешкольные мероприятия, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конферен...