Главные вкладки

    Система экологического воспитания в дополнительном образовании
    статья по теме

    В работе рассказывается о том, как организована система экологического воспитания в учреждении дополнительного образования в нашем Детском эколого-биологическом центре.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема «Система экологического воспитания в учреждении дополнительного образования детей»

    Автор Хорьякова Наталья Васильевна

                                                                          должность         методист

                                                                                          место работы  г.Павловский Посад

    Детский эколого-биологический центр

    2013 г.

      Экологическое    образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности  образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни,  характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.

      Обретение экологической культуры – экологического сознания – это единственный выход из сложившейся ситуации. Воспитание экологической культуры следует начинать с раннего детства. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем.  

      Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

      Экологическое образование изучает не объекты окружающего мира, а отношение к ним людей, вследствие чего оно влияет на этические, ценностные идеалы, стремится ограничить потребительский смысл жизни человека. Главное для устойчивого развития – переход к экологической культуре, а культуры вне воспитания не бывает.

      Поэтому  целью   работы Детского эколого-биологического   центра   является экологическое воспитание детей.

      Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

    - способствовать формированию у воспитанников  познавательных интересов;

     - познакомить с природой Подмосковья, её флорой и фауной, основными понятиями экологии растений, видового многообразия лекарственных трав, правил сбора, сушки, хранения  и применения природного материала (для творческой работы с ним);

    - вооружить  практическими  умениями  и  навыками  по  выращиванию растений и уходу за животными;

    - развивать навыки и умения исследовательской работы;

    - развить  у воспитанников  наблюдательность, воображение, фантазию, инициативу, самодеятельность;

    - пробудить  в детях  интерес  и  любовь  к  природе,  бережное  отношение  к  ней;

    - воспитывать культуру  труда,  готовить  к  свободному  выбору  направления  будущей профессиональной деятельности.

      Экологическое воспитание неотъемлемая часть занятий любого направления Детского эколого-биологического центра.

      Особое место занимает эколого-биологическое направление, которое осуществляет свою работу через ряд объединений: «Секреты природы», «Занимательная биология», «Юный эколог», «Экология в сказках», «Твои весёлые друзья зверята», «Окружающий мир», «Экологический кружок «Солнышко», «Живая планета» и многие другие.

      Целью художественно-эстетического направления дополнительного образования  является воспитание художественного вкуса и формирование у учащихся потребности в эстетическом саморазвитии.

      В ходе достижения этой цели задачами кружков являются:

        - развить у детей способность эстетического восприятия прекрасного, вызвать чувство радости и удовлетворения от выполненной работы, развивать творческие способности детей;

        - развивать практические навыки и умения работы с разными материалами, в том числе природным;

        - формирование творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить, творить по законам красоты

      Здесь работают опытные педагоги, увлеченные своим делом, а ребята с удовольствием посещают занятия, на которых учатся постигать мир природы по законам красоты.

      Экологический театральный коллектив «Дебют»  своей целью ставит воспитание экологической культуры через приобщение ребят к театральному искусству, развитию их способностей, расширению экологического кругозора.

      Особое внимание уделяется  такой форме работы, как экскурсии в зооуголок. Воспитанники  творческих объединений, учащиеся школ  и дошкольных образовательных учреждений  знакомятся с особенностями    содержания  домашних животных, а также особенностями ухода экзотических животных, познают некоторые связи  их обитания, получают представление о значении  их  в жизни человека.  Обрести чувство гармонии с животным миром «уголка», получить интересную и полезную информацию помогают посетителям опытные педагоги – экскурсоводы.

      Одним из основных видов деятельности в ДЭБЦ является организация массовых воспитательных  мероприятий    экологическо-биологической направленности для воспитанников творческих объединений Центра и учащихся и воспитанников общеобразовательных учреждений. Все они проводятся по заранее  разработанным положениям,  сценариям,  и играют свою значимую   роль в процессах обучения и воспитания учащихся.

      Экологические и натуралистические, природно-защитные  и биологические мероприятия направлены на развитие бережного отношения воспитанников к природе, на правильную ориентацию в мире. Они создают особую эмоционально-игровую среду, в которой возникают условия для включения воспитанников в активный процесс познавательной деятельности, «самоопределения», «самовыражения» в мире экологии и биологии. Игровые ситуации мероприятий обеспечивают возможность достаточно широкого личностного развития в соответствии с индивидуальными склонностями, интересами, мотивами. Значительно успешнее закладывается фундамент конкретных представлений воспитанников об окружающем мире, в дальнейшем появляется живой интерес к различным экологическим вопросам и проблемам, наиболее удачно сочетается познавательно - практическая  и игровая деятельность.

      Соревнуясь между собой в игровых ситуациях, воспитанники познают окружающий мир и реальные взаимоотношения между людьми, реализуют творческие потребности и познавательные интересы. Игра способствует развитию мышления воспитанника, учит его действовать осознанно – по правилам, преодолевать трудности, развивает воображение, фантазию, творческие способности, учит навыкам публичного выступления и самореализации.

      Правильно организованная, активная игра дает воспитанникам большой заряд положительных эстетических эмоций. Эстетические эмоции, социальные по своей природе, обуславливают характер отношения ребенка к самому себе, к другим людям, культуре, основным жизненным ценностям.

        Образовательный процесс не заканчивается с окончанием учебного года.
    Учащиеся образовательных учреждений  города и района, воспитанники объединений и кружков  Центра с удовольствием посещают Городской оздоровительный лагерь экологической направленности, который  ежегодно функционирует на базе Детского эколого-биологического центра.

      Учебно-воспитательная работа в ГОЛ  насыщена и разнообразна.

       Ежедневно педагоги проводят в лагере  для детей отрядные и массовые тематические  мероприятия.

        Ребята помогают  ухаживать за  клумбами  и цветами, тем самым приобщаясь к трудовому воспитанию, с огромной заботой, вниманием относятся к обитателям живого уголка, который находится  в  ДЭБЦ.

      

            

         

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическое воспитание: опыт дополнительного образования

    В статье описывается содержание деятельности Центра детского творчества по эколого - биологическому направлению....

    «Средства повышения мотиваций к успешному обучению биологии посредством системы экологического воспитания»

    Итоговая работа по теме:«Формирование образовательной среды для школьников с трудностями в обучении»...

    Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

    Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...

    Эффекты воспитания и дополнительного образования в реализации идей общего образования

    Сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование».Что такое допо...

    дополнительное образование детей как система экологического воспитания

    статья о сетодах экологического воспитания в рамках доп. образования детей...

    Система духовно-нравственного воспитания в дополнительном образовании детей

    Статья раскрывает формы  и методы духовно-нравственного воспитания  детей в условиях дополнительного образования. Представлена фестивальная форма  - как особый вид пространства  дл...

    Экологическое воспитание: опыт дополнительного образования

    С чего начинается Родина? С детских впечатлений об окружающем мире, с увлечений подростков, с понимания своего места на Земле. Если эти впечатления, знания, увлечения с ранних лет связаны с живой прир...