Рабочая программа по информатике и ИКТ
рабочая программа по теме

Фришина Наталья Александровна

программа по информатике и ИКТ для специальностей среднего профессионального образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_informatike_i_ikt_dlya_spo.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.01. (ОДП.01)  Информатика и ИКТ

для  реализации  программы среднего (полного) общего

 образования по специальности СПО
230115 «Программирование в компьютерных системах» 

 ( технический профиль)

2011 г.


СОДЕРЖАНИЕ

     

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика и ИКТ_

1.1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО  230115 «Программирование в компьютерных системах» (технический профиль)

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров по специальностям  СПО (профессиям  НПО)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы:

Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» относится к общеобразовательному циклу основных профессиональных образовательных программ СПО (НПО) технического профиля

1.3. Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения

дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица,  график, диаграмма и пр.);
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • различные подходы к определению понятия «информация»;
  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
  • назначение и функции операционных систем.

В результате освоения дисциплины обучающийся  развивает  общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4.  Количество часов на освоение программы  учебной

дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 143 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 95 часов; самостоятельной работы обучающегося 48 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 «Информатика и ИКТ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

143

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

95

в том числе:

практические занятия

63

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

48

в том числе:

домашняя работа

Подготовка   практикоориентированных   работ   проектного характера

Форма итоговой аттестации

экзамен

        


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Номера занятий

Уровень освоения

1

2

3

4

5

Раздел 1.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

8

Тема 1.1.

Основные этапы развития информационного общества.





Содержание учебного материала

2


1

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

1

1

репродуктивный

2

Установка программного обеспечения. Работа с программным обеспечением.

1

2

Практические занятия

2

Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.

1

3

продуктивный

Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление.

1

4

Тема 1.2.

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.




Содержание учебного материала

2


1

Стоимостные характеристики информационной деятельности.

1

5

репродуктивный

2

Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения  в  информационной  сфере,  меры  их  предупреждения.

1

6

Практические занятия:

2

Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.

1

7

продуктивный

Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.

1

8


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Номера занятий

Уровень освоения

1

2

3

4

5

Раздел 2.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Тема 2.1.

Подходы к понятию информации и измерению информации.




Содержание учебного материала

5


1

Информационные объекты различных видов.  

1

9

репродуктивный


2

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

1

10

3

Представление информации в двоичной системе счисления.

3

11-13

Практические занятия

7

Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.

2

14,15

продуктивный

Представление информации в различных системах счисления.

5

16-20

Самостоятельная работа обучающихся

10

«Перевод чисел из 10-ой системы счисления в 2, 8, 16-ую систему счисления»

10

продуктивный

Тема 2.2.

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.




Содержание учебного материала

6


1

Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.

2

21,22

репродуктивный

2

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

2

23,24

3

Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

1

25

4

Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

1

26

Практические занятия:

10

Построение алгоритмов и их реализация на компьютере.

2

27,28

продуктивный

Разработка несложного алгоритма решения задачи. Программная реализация

2

29,30

Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов.

2

31,32


Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.

2

33,34

Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его  параметров. Формирование адресной книги.

2

35,36

Самостоятельная работа обучающихся:

11

продуктивный

Решение задач на построение алгоритмов

3

Решение задач на построение несложных алгоритмов

4

Работа с книгой, решение проблемных ситуаций

2

Поиск информации в Интернет по теме реферата

2

Раздел 3.

СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ

22

Тема 3.1.

Архитектура компьютеров.



Содержание учебного материала

3


1

Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.

1

37

репродуктивный


2

Виды программного обеспечения компьютеров.

1

38

3

Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).

1

39

Практические занятия

8

Операционные системы и графический интерфейс пользователя

4

40-43

продуктивный

Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

4

44-47

Тема 3.2.

Объединение компьютеров в локальную сеть.





Содержание учебного материала

1


1

Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

1

48

репродуктивный

Практические занятия:

6

Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы.

4

49-52

продуктивный

Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети.

2

53,54

Тема 3.3.

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.

Содержание учебного материала

2

1

Защита информации, антивирусная защита.

2

55,56

репродуктивный

Практические занятия:

2

Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.

2

57,58

продуктивный

Раздел 4.

ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ

28

Тема 4.1.

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.


Содержание учебного материала

6


1

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

2

59,60

репродуктивный


2

Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.

2

61,62

3

Представление об организации баз данных  и  системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

1

63

4

Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.

1

64

Практические занятия

12

Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов

3

65-67

продуктивный

Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

2

68,69

Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.

3

70-72

Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.

2

73,74

Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения.

2

75,76

Самостоятельная работа обучающихся:

11

Форматирование и редактирование текста. Создание таблиц и работа с ними.

4

продуктивный

Построение БД «Программист»

4

Разработка презентации по специальности

3

Раздел 5.

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

18


Тема 5.1. 

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.


Содержание учебного материала

5

1

 Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.


2

77-78

репродуктивный

2

Методы создания и сопровождения сайта.

2

79,80

3

Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.

1

81

Практические занятия:

13

Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.

4

82-85

продуктивный

Средства создания и сопровождения сайта

6

86-91

Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий.

4

92-95


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика и ИКТ»

3.1. Минимальное  материально-техническое обеспечение реализация программы дисциплины:

- наличия учебного кабинета, оборудованного ТСО;

Оборудование учебного кабинета:

-  технические средства обучения: проектор, экран, компьютеры с лицензионным

    программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

        3.2.1.  Основные источники:

  • Культура информационной деятельности: Базовый курс информатики и информационных технологий. 7 класс./В.В. Мачульский и др. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003.
  • Культура информационной деятельности: Базовый курс информатики и информационных технологий. 8 класс./В.В. Мачульский и др. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003.
  • Симонович С., Алексеев А. Практическая информатика . Учебное пособие для средней школы. АСТ-ПРЕСС, 1999.

  1. Дополнительные источники:

  1. Дополнительная учебная литература:
  • Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., 2002.
  • Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2006.
  • Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
  • Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – М., 2006.
  • Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2004.
  • Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.
  • Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.
  • Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.
  • Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.
  • Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2002.
  • Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы.  – М., 2005.

  1. Компьютерное программное обеспечение:
  • CD: «Изучаем Excel 2003». ООО «Кирилл и Мефодий».
  • CD: «Изучаем Word 2003». ООО «Кирилл и Мефодий».
  • CD: «Мир информатики».
  • CD: «Информатика» 7-11 класс.

  1. Интернет-ресурсы:

  1. Литература для преподавателя:
  • Культура информационной деятельности: Базовый курс информатики и информационных технологий. 7 класс./В.В. Мачульский и др. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003.
  • Михеева Е.В. Практикум по информатике: Учеб. пособие для сред. проф. образования. – 2-е изд., стер., - М, 2004.
  • Семакин И.Г. и др. Информатика. Базовый курс.- М.:БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2004.
  • Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике 10 класс. – М.: ВАКО, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...