Быть здоровым учат в школе
статья по теме

Баландина Анастасия Дмитриевна

Статья о здоровьесбережении в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byt_zdorovym_uchat_v_shkole.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Быть здоровым учат в школе.

        Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

        Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

        Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном условии.

        Задачи школы по здоровьесбережению:

развитие здоровьесберегающего пространства школы;

пропаганда здорового образа жизни и формирование стойкого убеждения в личной ответственности учащихся, их родителей и педагогов за состояние здоровья;

        обучение приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры;

        привлечение максимального количества учащихся различных медицинских групп к занятиям в спортивных и оздоровительных секциях;

        переход на раздельное обучение мальчиков и девочек в среднем и старшем звене как основу для развития духовно-нравственного здоровья учащихся;

        совершенствование нормативно – правовых условий развития и сохранения здоровья учащихся.

        

Функции различных категорий работников школы

        1.Функции медицинской службы школы:

проведение диспансеризации учащихся школы;

медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

выявление учащихся специальной медицинской группы;

мониторинг состояния здоровья обучающихся.

        2.Функции администрации:

общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;

организация контроля уроков физкультуры;

обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;

разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;

организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;

организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

организация работы психологической службы в школе.

        3.Функции классного руководителя:

санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах, пожарной безопасности ;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

организация и проведение профилактических работы с родителями;

организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками;

организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

организация и проведение диагностик уровня и качества знаний правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

Модель здорового школьника.

        Изучив различные, предлагаемые в современной педагогической литературе, модели здорового школьника,  и исходя из определения понятия «здоровье», я остановилась на следующей формулировке. Она мне кажется  оптимальной, компактной и понятной.

Здоровье физическое.

        Совершенство  саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Здоровье социальное.

        Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего Я, самоопределение.

Здоровье психическое:

        Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию.

        Физическая, физиологическая, психологическая, интеллектуальная культура (управление движением, управление процессами тела, управление своими ощущениями, управление мыслью и размышлениями.)

Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ).

        Школьные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм, требуют проведения на уроках ФМ для снятия утомления и ФМ общего воздействия.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения.

1. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле.

На 1-2-отвести голову назад и плавно наклонить ее; на 3-4 – голову наклонить вперед, не поднимая плечи. Повторить 5 раз. Темп медленный.

2. И.п. – сидя, руки на поясе, 1- поворот головы направо, 2- и.п.; 3 – поворот головы на лево; 4 – и.п. Повторить 6-8 раз.

3. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе, 1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – и.п.; 3-4 – то же правой рукой.

Повторить 4-6 раз. Тем медленный.

                          ФМ для снятия утомления с рук.

1. И.п. –стоя или сидя. 1 – правую руку вперед, левую вверх.

2 –переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, а затем руки расслабить, опустить вниз и потрясти кистями, наклонив голову вперед. Темп  средний.

2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 –локти назад, прогнуться.

Повторить 6-8 раз, затем руки, расслабив – вниз. Темп медленный.

3. И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак. 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки, расслабив опустить и потрясти кистями. Темп средний.

                      ФМ для снятия утомления с плечевого пояса.

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову, 1 – резко повернуть таз направо, 2- резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс неподвижен. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. И.п. – стойка – ноги врозь, руки за голову, 1-3 – круговые движения тазом вправо; 4-6 – круговые движения тазом влево; 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

  1. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон вправо, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь , вдоль тела вверх. 3-4 – и.п.; 5-6 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

ФМ комплектуются для разных групп мышц с учетом их напряжения.

                         

                                           Гимнастика для глаз.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно.

      Повторить 5 раз.

  1. Крепко  зажмурить глаза (сосчитать до 5).

      Повторить 5 раз.

  1. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево, вправо, вверх, вниз. Повторить 5 раз.
  2.  Проделать 3-4 круговые движения глазами, в среднем темпе, в правую сторону, затем -  в правую. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до 6. повторить1-2 раза. Эти упражнения не только снимут напряжение с глаз, но и укрепят глазные мышцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная работа «Хотите быть здоровыми — умейте быть здоровыми!»

Наше исследование было направлено на изучение влияния на организм человека продуктов питания. Изучение состава пищевых продуктов особенно актуально для нашего училища, так как в ПУ-6 обучают такой спе...

"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"

Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....

Сценарий агитбригады: «Вон из школы никотин, быть здоровыми хотим!»

Цели:Воспитание нравственных качеств – стремление к здоровому образу жизни.Развитие сотрудничества воспитателя и воспитанников, развитие творческих способностей детей.Создание условия для саморазвития...

Классный час "Учат в школе, учат в школе, учат в школе..."

Сценарий классного часа к 1 сентября. Содержит интересные конкурсы, стихи и поздравления, красочные презентации....

Подпрограмма развития школы «Здорово быть здоровым»

Школьная среда – мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребы...

"My school" песня о школе на английском языке (на мотив песни "Учат в школе")

песня о школе на английском языке (на мотив песни "Учат в школе")...