Элективный курс "Найди себя сам"
элективный курс (9 класс) на тему

Шабаева Лилия Васильевна

     Программа элективного курса «Найди себя сам» должна позволить ученику осуществить реальный выбор будущего профиля обучения, помочь ему оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, способствовать созданию положительной мотивации обучения на любом профиле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon elektivnyy_kurs_naydi_sebya_sam.zip68.08 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации  Тайшетского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новобирюсинская  средняя общеобразовательная школа

Авторская  педагогическая разработка

                                                   Элективный курс для 9 класса

«Найди себя сам»

название разработки

_________________________учебная________________________________

форма (учебная, воспитательная программа, УМП, концепция, методические рекомендации)

Автор разработки:

Шабаева Лилия Васильевна

учитель литературы

МКОУ Новобирюсинская  СОШ

                                                 

2013г

                                          Тайшетский район, п. Новобирюсинский

ПРОГРАММА МЕЖПРЕДМЕТНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«НАЙДИ СЕБЯ САМ»

                                       Пояснительная записка

Переход на  профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Курс «Найди себя сам» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
  • обучить планированию профессиональной карьеры.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

  • метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций расширить представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
  • обучение через опыт и сотрудничество.

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

                                       О С О Б Е Н Н О С Т И    К У Р С А.

Вопрос

Ответ

1.На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? Как я смогу помочь ребенку сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха?

     

    Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях.

Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, деловая игра, проблемное изложение учебного материала.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы.

2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса?

       

       Содержание данного курса вообще не представлено в базовых курсах.

3. Каким образом будет выстроена логика подачи материала в программе? Почему нужна именно такая логика?

       

На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх. Игровая ситуация, которая превалирует на занятиях без особых затруднений перерастает в учебную. Ученик становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как он на занятии может попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.

4. Каким образом будет сгруппирован материал в программе по разделам и темам?

       

     Программа построена по блочно-модульному принципу, что позволит  конструировать и реализовывать многовариантные образовательные траектории.

5. Сколько времени потребуется для изучения материала с учетом контроля, возможных затруднений и необходимости его повторения с учащимися?

     

   Время, отводимое для данного курса, в зависимости от формы обучения может варьироваться от 19 до 34 часов.

6. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс?

     Пособие «Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации /О.В.Козловский. – Ростор н/Д: Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо»,- (Библиотека выпускника) ,2009.

 «Познай себя и других». Сборник методик \ С.Ф.Спичак, А.Г.Синицын. М, Народное образование, 2008.

7. Какие виды деятельности (профильные и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?

      Данный курс носит универсальный характер. При определенной трансформации он может быть адаптирован к разным формам обучения: как предпрофильный курс для учащихся 9-х классов, как элективный курс для учащихся 10 – 11-х классов, как факультативный курс для учащихся 9 – 11-х классов универсальной школы.

8. Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении?

       

    Курс предусматривает выполнение  творческих работ: мини-проектов, рефератов, творческих исследований, которые будут отражать целостные знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ученика.

9. Какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу, в чем он может проявить инициативу?

     

      Доля самостоятельной работы ученика при прохождении данного курса велика. Ученики самостоятельно работают с  тестами и составляют личный профессиональный план. Инициативу учащиеся могут проявить особенно при проектировании профессионального жизненного пути.

10. Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса?

     

   Критерием для оценки успешности прохождения данного курса может служить личный профессиональный план и  оформление  папки «портфолио» с  отслеженными индивидуальными результатами работы.  

11. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу, к будущему профилю?

 Динамика интереса к данному курсу в процессе работы фиксируется учителем на основании наблюдений и личных индивидуальных бесед с учащимися.

12. Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности?

        При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.

 

                                                        СТРУКТУРА  КУРСА.

                

        

                                         Ожидаемые результаты

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;
  • самоопределение;
  • профессиональные интересы и склонности, способности;
  • классификация, типы и подтипы профессий;
  • проектирование профессионального жизненного пути;
  • карьера, виды карьеры;
  • общение;
  • самооценка;
  • профпригодность;
  • рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;
  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;
  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
  • составлять личный профессиональный план.

                                   

                             

                     Содержание курса «НАЙДИ СЕБЯ САМ»

        Модуль 1. Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план»;
  • роль профессионального самоопределения в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
  • называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
  • называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
  • составлять личный профессиональный план.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

      Модуль 2.  Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение.  Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
  • типы нервной системы;
  • типы темперамента;
  • определение понятия «потребности»;
  • виды потребностей;
  • особенности делового общения;
  • определение понятия «конфликт»;
  • пути предотвращения и разрешения конфликтов;
  • особенности своей личности;
  • определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».

Учащиеся должны уметь:

  • называть типы нервной системы и их различия;
  • определять свой тип нервной системы;
  • выявлять свой ведущий тип темперамента;
  • определять наиболее типичные черты своего характера;
  • исследовать формы проявления характера;
  • выявлять уровень самооценки;
  • называть отличительные признаки видов мотивации;
  • использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
  • проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
  • называть различные виды потребностей;
  • указывать основные признаки делового общения;
  • перечислять способы разрешения конфликтов;
  • определять свой уровень конфликтности;
  • объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.

                       Модуль 3. Мир профессий

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
  • подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Учащиеся должны уметь:

  • называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
  • приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
  • выявлять тип своей будущей профессии;
  • определять свои профессиональные предпочтения;
  • выделять подтипы профессий рассматриваемого  типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
  • называть ПВК профессий рассматриваемого  типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
  • формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.

Модуль 4. Профессиональное самоопределение

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
  • виды профпригодности;
  • компоненты и субъекты рынка труда.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
  • делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
  • называть мотивационные факторы выбора профессии;
  • называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
  • перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о важности решения проблемы выбора профессии.

Модуль 5. Обобщение

Построение личного профессионального плана. Зачет.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план».

Учащиеся должны уметь:

  • провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Найди себя сам».

                                                 Тематическое планирование

курса «Найди себя сам»

n/n

Наименование тем

Количество
часов

I

Введение.

 Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

1

2

II

Психология личности

3

6

2.1

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка

1

2

2.2

Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды

1

2

2.3

Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

1

2

III

Мир профессий

9

10

3.1

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

1

2

3.2

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы

1

2

3.3

Типы профессий. Матрица выбора профессий

1

1

3.4

Характеристика профессий типа «человек – человек»

1

1

3.5

Характеристика профессий типа «человек – техника»

1

1

3.6

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

1

1

3.7

Характеристика профессий типа «человек – природа»

1

1

3.8

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

1

1

IV

Профессиональное самоопределение

5

14

4.1

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

1

4

4.2

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей

1

4

4.3

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

1

2

4.4

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо»

1

2

4.5

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии

1

2

V

Обобщение

1

2

5.1

Построение личного профессионального плана. Зачёт

1

2

ИТОГО:

19

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Искусство - способ познания себя и мира""

Курс предлагается учащимся 7 кл.  Программа явилась поиском  новых путей эстетического воспитания  средствами музыки, искусным владением слова....

Элективный курс «Сам себе психолог»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор»  Кукморского муниципального района РТ     Согласовано: На...

Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"

Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"....

Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"

Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"....

Программа элективного курса " Помоги сам себе, или твое здоровье зависит от тебя"

Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Это и чрезвычайно низкая экологическая культура науки, ...

Программа элективного курса "Найди себя"

Развитие человека зависит от развития человеческого общества. Человек находится в тесной зависимости от окружающих его людей. Ни один человек не может обойтись без других, отгородить себя. Иногда чело...

Элективный курс по биологии "Наше здоровье в наших руках или как воспитать в себе здоровьесбергающую компетенцию

Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена тем, что здоровье является основным составляющим элементом благополучной жизни человека. Человек, как высшая ступень развития биолог...