Экспериментальная площадка. Учусь быть взрослым
презентация к уроку (9 класс) на тему

Урок "Мои жизненные планы"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Старшее звено 9- 11 классы «Экология и здоровье в моей будущей профессии» Рабочая тетрадь «Учусь быть взрослым»

Слайд 2

… если вы хотите добиться в этой жизни чего – то значительного, Недостаточно просто действовать, надо ещё и мечтать. Недостаточно просто планировать – надо ещё и верить…» А. Франс

Слайд 3

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися в 14 – 15 лет Согласно ежегодно проводимым исследованиям: 10 -15 % имеют твёрдые профессиональные намерения; 10 -15 % не задумываются о своих профессиональных планах; 70 % не имеют чёткой позиции, сомневаются в своём выборе «..В жизни всегда есть две дороги: Одна лёгкая, другая твоя…»

Слайд 4

Из рефлексивных дневников ребят: « Выбор – это возможность решать, свобода поступить так или иначе. Это то, что повлияет на всю последующую жизнь не только твою, но и всей вселенной. То, за что ты будешь отвечать, потому что именно ты решил, чему быть, а чему так и остаться несовершившейся возможностью. Выбирая одно, мы отказываемся от другого…» «решить, как правильно поступить в каждом конкретном случае, нам помогает опыт, конкретные знания и компетенции и совесть; а поступить так как решил, - личностная воля. Мешают глупость, некомпетентность и несоответствие масштаба личности масштабу решаемой задачи. Последнее бывает почти всегда….»

Слайд 5

К старшим классам у обучающихся накапливается достаточное количество знаний в области экологии и здоровья, необходимых для практического решения ряда жизненных проблем, возникающих в связи с профессиональным самоопределением. К ним относятся: Выбор профессии с учётом её требований к индивидуальным качествам и состоянию здоровья человека; Сохранению профессионального здоровья с учётом профессиональных вредностей и экологической обстановке в месте жительства; Мотивации и готовности человека к профессиональным действиям по решению экологических проблем местного сообщества в интересах устойчивого развития. Занятие «Мои ценности. Секрет успешной жизни»

Слайд 6

Фиксируется актуализация и перенос формируемых на разных учебных предметах универсальных учебных действий в ситуации выбора профессии, идёт накопление опыта применения предметных и метапредметных знаний и умений, ценностных ориентаций и жизненных смыслов для творческого решения задач социализации и выбора профессии.

Слайд 7

Из дневников ребят: «…Я поняла, что секрет заключается в том, что человек сможет управлять своей жизнью, мыслями и сам сможет устроить такую жизнь, какую захочет. Все мысли человека исполняются: и хорошие и плохие. Но, самое главное, нужно верить в свои собственные желания. И в то, что они обязательно сбудутся…»

Слайд 8

Цель программы: приобретение обучающимися опыта применения универсальных учебных действий Нормативной структуры учебно – познавательной деятельности для профессиональной ориентации с учётом требований будущей профессии, профессиональных вредностей, собственных индивидуальных качеств, состояния здоровья, экологических факторов риска в месте жительства; формирование мотивации к сохранению своего профессионального здоровья и решению экологических проблем местного сообщества.

Слайд 9

Рабочая тетрадь содержит 25 заданий, они ненавязчиво, опосредованно формируют у обучающихся ценности здоровья не только для профессионального самоопределения, но и как позитивную траекторию Жизни человека, возможная при гармоничном взаимодействии с окружающей средой, создают ориентационную, мотивационную среду для более осознанного выбора профессии

Слайд 10

Занятие «Характер и профессия» Тренинг «Дерево моего характера» Цель: помощь подросткам в осознании своего собственного характера и его роли в профессиональном самоопределении

Слайд 13

Плюсы и минусы: Задания вызывают у учащихся определённые проблемы Требуют аналитического и ассоциативного мышления; Эффективность работы высока, когда подросток остаётся наедине с самим собой;

Слайд 14

Предоставляется возможность сконцентрироваться на решении проблемы Из дневников ребят: « мой профессиональный план: Окончить школу, поступить учиться в колледж, найти работу; Хорошо учиться, быть трудолюбивой, иметь силу воли; Выслушать советы близких, почитать всю возможную информацию о профессиях; Прислушаться к самой себе, быть уверенной в себе, решить – какая профессия мне подходит больше всего; мне нужно изменить образ жизни..»

Слайд 15

Педагог дистанцируется, даёт детям возможность самим искать варианты ответа, работать в недирективной, неопределённой ситуации, Настраивает на работу вне мыслительного шаблона и с высокой спонтанностью задание «Оценка саморазвития» Из дневников ребят: « в целом у меня больше признаков активного, чем замедленного саморазвития. Это значит, что всё – таки надо больше развиваться. мои задачи: построить собственную систему учёбы, больше общаться с людьми в реальности, чем в виртуальном пространстве. Создать систему труда и отдыха. Чья помощь мне нужна для их решения? Своя сила воли и стремление…»

Слайд 16

Чтобы выдать на – гора как можно больше идей, используем «Мозговой штурм» При этом стараются быть объективными при оценке своих идей « взглянуть на себя со стороны, будто идеи принадлежат не тебе, а другому!» Обеспечивается новый опыт анализа ситуаций, возникающих при столкновении разных взглядов, которых придерживаются одноклассники, готовность к восприятию новых образов, идей. Развивается способность видеть многообразие вариантов профессионального самоопределения, снимает страх перед неизвестным или перед диллемой выбора.

Слайд 17

Существует тенденция к минимизации ответственности за решение Боязнь ошибиться Драма выбора среди многих возможных решений Боязнь и неумение отстоять своё решение среди одноклассников Предоставляется возможность увидеть со стороны свои положительные и отрицательные качества.

Слайд 18

«Самое важное, что в результате такой работы дети делают значимые для них открытия и узнают нечто новое о себе» Педагог Оксана Александровна Емельянова



Предварительный просмотр:

«Учусь быть взрослым»   8 класс

Заключительное занятие «Мои ценности»

Цель: Формирование у обучающихся убеждённости в приоритетности ценностей экологии и здоровья в работе специалиста любой профессии;

Развивать коммуникативные навыки; умение работать в команде; защищать созданный проект;

Ход занятия:

  1. Вступительное слово (Чтение эссе «Баллада о синей пепельнице»;  работа с иллюстрацией «Эра милосердия»
  2. Обсуждение:

- что такое ценность по вашему мнению?

- могут ли у каждого человека быть свои приоритетные ценности, своё мнение аргументируйте

- есть ли ценности, которые важны для всего человечества?

- какую роль ценности играют в выборе профессии?

- в течение 5 минут подумайте, запишите те ценности, которые важны для вашей выбранной профессии или для той сферы профессиональной деятельности, которая для вас подходит.

  1. Мы с вами третье занятие говорим о ценностях. Сейчас объединитесь в две команды. У вас есть бумага, клей, фломастеры. В течение 10 минут необходимо создать дом ваших ценностей. Фундамент – это основание; стены – это то, что может в течении жизни изменяться, но надо помнить, что они держат крышу. Крыша – это те ценности, которые важны для души, радостного бытия. Как только ваш дом будет готов, продумайте его презентацию
  2. Презентация выполненных проектов.
  3. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях стр. 12 (допишите, внесите коррективы, если это необходимо)
  4. Рефлексия

Закончите предложение «Каждый человек выбирает свои ценности в жизни, я выбираю………………………………………………… потому что………………………………………………………

  1. Заключение. Вручение плакатов. Благодарность. Задание на неделю.

 

Учусь быть взрослым 9 класс

Тема: как повысить сопротивляемость организма к экологическому стрессу. Моё питание.

Цели: преодолеть безразличное отношение в повседневной жизни к экологическим проблемам и правилам здорового образа жизни:

Развивать познавательные и интеллектуальные способности учащихся, умение прогнозировать Развивать коммуникативные навыки; умение работать в команде; защищать созданный проект;

результаты своего выбора, принимать ответственное решение.

Ход занятия:

  1. Вводная беседа

На прошлом занятии мы говорили о том, что такое стресс, разбирали возможные сценарии конструктивного поведения в условиях стресса, пытались выяснить, стресс – это хорошо или плохо.

Предлагаю вам в течение 5 минут записать в тетрадях 3 -4 совета для друзей, как следует вести себя в стрессовой ситуации. Постарайтесь объяснить, почему вы даёте именно эти советы, прогнозируя результат.

  1. Обсуждение.
  2. На доске записано: профессия, стресс, питание. Эти слова взаимосвязаны между собой или нет? Ваши аргументы. Давайте разбираться.
  3. Чтение «Как уйти от негативных эмоций»

Определите и запишите в тетради те стрессовые факторы, которые могут присутствовать в вашей будущей профессиональной деятельности.

  1. Выполняем задание 9 стр.19- 20.
  2. Проектное задание: учитывая результаты теста, спроектируйте своё меню, если чего – то не найдёте в картинках, можно дописать
  3. Работа в группах
  4. Защита проектов.
  5. Задание: стр 21 таблица 10.

Авторитет среди людей     Авторитет среди людей

Богатство                                      Богатство

Друзья                                        Друзья

Здоровье                                 Здоровье

Здоровый образ жизни          Здоровый образ жизни

Любовь                                Любовь

Власть     Власть

Родственники                             Родственники

Своё мнение                                     Своё мнение  

Семья                                         Семья

Творчество                                     Творчество

Терпимость                           Терпимость

Работа                                          Работа

Устойчивое развитие       Устойчивое развитие

Трудолюбие                         Трудолюбие

Уверенность в себе                   Уверенность в себе

Цель в жизни              Цель в жизни

Азарт в жизни                Азарт в жизни



Предварительный просмотр:

Мой  личный профессиональный план

  1. Какова моя главная цель ( каким (какой) хочешь быть, чего достичь, кем хочешь стать)?

  1. Каковы мои  ближайшие жизненные планы?

  1. Какие существуют пути и средства достижения цели (какие шаги надо предпринять для того, чтобы достичь цели)?

  1. Какие существуют внешние условия для достижения цели?

  1. Какие у меня есть внутренние возможности для достижения цели?

  1. Каковы запасные варианты и пути их достижения?

Этапы принятия решения:

  1. Сбор возможных вариантов решения:  глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих. Все идеи лучше записать и подвергнуть анализу.
  2. Сбор информации по каждому варианту решения. Чем полнее информация, тем с большей уверенностью можно будет принять или отвергнуть путь решения проблемы.
  3. Исследование шансов успешности в каждом варианте «Могу ли я на деле осуществить данный вариант?»
  4. Разработка конкретного плана действий: определение факторов, способствующих или препятствующих данному варианту решения поблему.

Мои главные шаги:

  • Узнать, где можно получить необходимые знания о будущей профессии.
  • Узнать учебные заведения, где можно получить квалифицированную профессиональную подготовку.
  • Постараться посетить учебное заведение в «День открытых дверей», чтобы утвердиться в правильности своего выбора.
  • Узнать, какие и когда вступительные экзамены надо сдавать.
  • Хорошо подготовиться и сдать  экзамены.
  • Окончить это учебное заведение.
  • Найти работу по выбранной профессии.

Тест №1

« Мотивация достижения  успеха»

Внимательно прочитай высказывания, поставь «+» или «-»в бланке ответов.

  1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определённое время.
  2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
  3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я всё ставлю на карту.
  4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
  5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
  6. В некоторые дни мои успехи мои успехи ниже средних.
  7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
  8. Я более доброжелателен, чем другие.
  9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нём я добился бы успеха.
  10. В процессе работы я нуждаюсь в больших перерывах для отдыха.
  11. Усердие – это не основная моя черта.
  12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
  13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занимаюсь.
  14. Порицание меня стимулирует больше, чем похвала.
  15. Я знаю, что мои одноклассники считают меня дельным человеком.
  16. Препятствия делают мои решения более твёрдыми.
  17. На моём честолюбии легко сыграть.
  18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
  19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
  20. Иногда я откладываю то, что должен сделать сейчас.
  21. Нужно полагаться только на самого себя.
  22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.
  23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чём другом не думаю.
  24. Я менее честолюбив, чем другие.
  25. В конце лета я обычно радуюсь, что скоро в школу.
  26. Когда я расположен к работе, я делаю её лучше и квалифицированней, чем другие.
  27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
  28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне  не по себе.
  29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
  30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
  31. Мои друзья иногда  считают меня ленивым.
  32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих одноклассников.
  33. Бессмысленно противодействовать воле учителя.
  34. Иногда не знаешь, какую работу придётся выполнять.
  35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
  36. Я обычно мало обращаю внимания на свои достижения.
  37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа даёт большие результаты, чем работа других.
  38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
  39. Я завидую людям, которые не загружены работой.
  40. Я не завидую тем, кто стремится к активной позиции в классе.
  41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, то стараюсь доказать свою правоту, не смотря ни на что.

Подсчитайте количество баллов в соответствии с ключом.

Ключ:

А) положительные ответы на вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37=

Б) отрицательные ответы на вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39 =

Сложите полученные суммы ответов а и б =

Полученный результат характеризует уровень твоей мотивации к успеху, достижению цели

От 1 до 10 баллов- низкая мотивация к успеху.

От 11 до 16 баллов- средний уровень мотивации.

От 17 до 20 баллов- умеренно высокий уровень мотивации.

Свыше 21 балла- очень высокий уровень мотивации к успеху.

Тест №2

Оценка работоспособности и трудолюбия.

Ответьте на вопросы теста, выбрав один из трёх вариантов ответа и записав его баллы ,

Ответ А- 3 балла; ответ Б – 2 балла; ответ В- 1 балл.

1.Часто ли вы выполняете работу, которую вполне можно было передать другим?

А)да; б) редко; в) очень редко

2. как часто из-за занятости вы обедаете наспех?

А) часто; Б) редко; в) очень редко.

3. как часто ту работу, которую вы не успели выполнить днём, вы выполняете вечером?

А) редко; б) периодически; в) часто.

4. что для вас характерно?

А) работаете в классе значительно больше других; Б) работаете как все;

В) вы организовываете работу так, что работаете меньше всех.

5. можно ли сказать, что физически вы были бы более крепким и здоровым, если бы были мене усердны в учёбе?

А) да; б) трудно сказать; в) нет.

6. замечаете ли вы, что из- за усердия в учёбе вы мало времени  уделяете общению с друзьями?

 А) да; б) трудно сказать; в) нет.

7. не характерно ли для вас, что уровень работоспособности к концу учебного года стал несколько  падать?

А)да; б) ответить затрудняюсь; в) нет.

8. замечаете ли вы, что в последнее время вы теряете интерес к знакомым и друзьям, которые не связаны  с вашей учёбой?

А)да; б) ответить затрудняюсь; в) нет.

9. подстраиваете ли вы свой образ жизни под нужды учёбы?

А) да; б) когда как; в) нет.

10. способны ли вы  заставить себя работать в любых условиях?

А) да; б) когда как; в) нет.

11.раздражают ли вас люди, которые отдыхают, в то время как вы работаете?

А) да; б) когда как; в) нет.

12. как часто вы увлечены учёбой?

А) часто; б) периодически; в) редко.

13. были ли у вас в последнее время ситуации, чтобы вы не могли заснуть, думая о своих проблемах по учёбе?

А) сравнительно часто; б) периодически; в) редко.

14. Какой темп  работы для вас наиболее  характерен?

А)работаю медленно, но качественно; б) когда как; в) работаю быстро, но не всегда качественно.

15. работаете ли вы во время каниеул?

А) чаще всего да; б) иногда; в) нет.

16. что для вас наиболее характерно с точки зрения профессионального самоопределения?

А) я давно выбрал для себя профессию и стремлюсь и стремлюсь профессионально совершенствоваться;

Б)я точно знаю, какая профессия мне больше всего подходит, но для того чтобы овладеть ею, нет подходящих условий;

В) я ещё не решил окончательно, какая профессия мне больше всего подходит.

17. чтобы вы предпочли?

А) иметь очень интересную и творческую работу, пусть даже не всегда высокооплачиваемую;

Б) работу, где требуется большое трудолюбие и упорство, но и высокооплачиваемую;

В) работу, не требующую большого напряжения и  сил, но достаточно прилично оплачиваемую.

18. считают ли вас родители, учителя человеком усидчивым и прилежным?

А) да; б) когда как; в) нет.

Суммарное число баллов

Уровень трудолюбия и работоспособности

18- 25

  1. Очень низкий

26- 28

  1. Низкий

29- 31

  1. Ниже среднего

32-34

  1. Чуть ниже среднего

35- 37

5– средний

38-40

6- чуть выше среднего

41 -43

7- выше среднего

44- 46

8- высокий

47- 50

9- очень высокий

План открытого занятия по экологии учебной деятельности

Рабочая тетрадь «Учусь быть взрослым. Экология и здоровье в моей будущей профессии»

Тема: Мой профессиональный план

Цель: создать ориентационную и мотивационную основу для более осознанного выбора профессии через создание личного профессионального плана (индивидуального проекта как целенаправленного прогноза и проектирования своей будущей жизнедеятельности.

Задачи:

  1. Определить последовательные шаги составления индивидуального проекта, опираясь на знания, собранную информацию по избранной профессии;
  2. Продолжать формировать умения работать с текстовым материалом, полученные результаты учитывать при составлении профессионального плана;
  3. Формировать умения участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное сотрудничество с одноклассниками на основе диалога.

Форма занятия: подведение итогов программы учебного модуля «Я выбираю профессию» с использованием технологии проектной деятельности.

Оформление доски:

Эпиграф: «Как мир меняется!

                 И как я сам меняюсь!

                 Лишь именем одним я называюсь,

                На самом деле то, что называют мной,-

                Я не один. Нас много! Я -  живой…

                                    Н. Заболоцкий «Метаморфозы»

Меню курса:

  • Сбор информации о моей будущей профессии;
  • Профессия и мой здоровый образ жизни;
  • Оценка саморазвития;
  • Мои ценности;
  • Как уменьшить профессиональные вредности;
  • Моё отношение к курению.

Ход занятия:

  1. Сообщение темы занятия.

(обратить внимание на меню курса.)

Чтение эпиграфа

- стихотворение, откуда взяты эти слова, называется «Метаморфозы» А что это значит?

Согласны ли вы с точкой зрения автора, что наша жизнь имеет стремительный, бешеный бег и что Личность также стремительно меняется? Свой ответ аргументируйте.

  1. Общий настрой: чтение еврейской притчи «Как важно правильно слушать»

(книга «Тысяча граней себя» стр., 247)

  1. Игровой блок «Да – Нет  -  Может быть».

Инструкция: ведущий произносит суждение, кто с этим суждением согласен – идут в сторону «ДА», если не согласен – в сторону, где стоит табличка «НЕТ», те, кто хотел бы сказать в ответ на суждение – «МОЖЕТ БЫТЬ»- в сторону этой таблички. (суждения подобраны в соответствии с темой занятия)

  1. Основной блок.
  • предварительное слово педагога: почему важно человеку как можно полно реализовать себя, добиться успехов;
  • определить, что такое план, виды планов, личную значимость индивидуального проекта «Мой профессиональный план»;
  • подвести обучающихся к определению профессионального плана;
  • инструкции по созданию индивидуального проекта, опираясь на разработанный кейс.
  • Решение тестов «Мотивация достижения успеха», «Оценка работоспособности и трудолюбия»
  • Коррекция индивидуальных проектов с учётом результатов тестирования.
  1. Заключение.

Рефлексия.  (Использовать метод «Недописанного тезиса»)

«сегодня для меня было самым лёгким------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сегодня для меня было самым трудным-----------------------------------------------------------------------------------------------------

 

После занятия индивидуальное собеседование, если необходимо

 

Педагог: Емельянова Оксана Александровна.

 

Анализ открытого занятия по экологии учебной деятельности

Рабочая тетрадь «Учусь быть взрослым. Экология и здоровье в моей будущей профессии»

Тема: Мой профессиональный план

По типу – занятие обобщения и систематизации знаний освоения первого модуля курса «Я выбираю профессию»

Достигнуты метапредметные результаты:

  • Регулятивные: планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с целями, задачами, условиями, определёнными на занятии.
  • Познавательные: систематизация знаний, полученные в ходе модуля, составление индивидуального проекта;
  • Коммуникативные: умение вести диалог, чётко и аргументировано высказывать свою точку зрения, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;
  • Личностные: развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат.

Во время занятия обучающиеся осваивали  умение планировать, развивали логическое мышление. Уделялось внимание воспитанию культуры общения, умение работать вместе и индивидуально, умение рефлексировать, стремление добиваться своего индивидуального результата.

Использовались методы:

  • Метод организации учебно – познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический, частично – поисковый);
  •  Метод предъявления учебных требований;
  • Метод самостоятельной работы и самоконтроля.

Использовались формы обучения:

  • Игровая;
  • Коллективно – индивидуальная.

Образовательный продукт: индивидуальный проект «Мой профессиональный план»

Занятие соответствует требованиям модуля, возрастным особенностям обучающихся.

Все обучающиеся справились с задачами занятия.

Педагог: Емельянова Оксана Александровна

Конспект  открытого занятия по экологии учебной деятельности

Рабочая тетрадь «Учусь быть взрослым. Экология и здоровье в моей будущей профессии»

Тема: Мой профессиональный план

Цель: создать ориентационную и мотивационную основу для более осознанного выбора профессии через создание личного профессионального плана (индивидуального проекта как целенаправленного прогноза и проектирования своей будущей жизнедеятельности.

Задачи:

  1. Определить последовательные шаги составления индивидуального проекта, опираясь на знания, собранную информацию по избранной профессии;
  2. Продолжать формировать умения работать с текстовым материалом, полученные результаты учитывать при составлении профессионального плана;
  3. Формировать умения участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное сотрудничество с одноклассниками на основе диалога.

Форма занятия: подведение итогов программы учебного модуля «Я выбираю профессию» с использованием технологии проектной деятельности.

Оформление доски:

Эпиграф: «Как мир меняется!

                 И как я сам меняюсь!

                 Лишь именем одним я называюсь,

                На самом деле то, что называют мной,-

                Я не один. Нас много! Я -  живой…

                                    Н. Заболоцкий «Метаморфозы»

Меню курса:

  • Сбор информации о моей будущей профессии;
  • Профессия и мой здоровый образ жизни;
  • Оценка саморазвития;
  • Мои ценности;
  • Как уменьшить профессиональные вредности;
  • Моё отношение к курению.

Ход занятия:

  1. Сообщение темы занятия.

(обратить внимание на меню курса.)

Чтение эпиграфа

- стихотворение, откуда взяты эти слова, называется «Метаморфозы» А что это значит?

Согласны ли вы с точкой зрения автора, что наша жизнь имеет стремительный, бешеный бег и что Личность также стремительно меняется? Свой ответ аргументируйте.

  1. Общий настрой: чтение еврейской притчи «Как важно правильно слушать»

(книга «Тысяча граней себя» стр., 247)

В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки:

- Мой господин…повелел вам сказать, чтоб вы дали ему…голубую лошадь с чёрным хвостом…а если вы не дадите такой лошади, то…

- Не желаю больше слушать! – перебил царь запыхавшегося гонца. – Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…

   Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она – много крови было пролито, много земель опустошено – и дорого обошлась обеим сторонам.

   Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу.

    Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:

- Что ты хотел сказать фразой «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то…»?

- «,,,пошли лошадь другой масти» Вот и всё. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если была, то…»?

- «…непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу».

Вот и всё.

Какие уроки можем извлечь с вами? Какое отношение эта притча может иметь к нашим занятиям?

Я хочу, чтобы сегодня каждый в общении друг с другом остался ДРУГОМ. 

  1. Игровой блок «Да – Нет  -  Может быть».

Инструкция: ведущий произносит суждение, кто с этим суждением согласен – идут в сторону «ДА», если не согласен – в сторону, где стоит табличка «НЕТ», те, кто хотел бы сказать в ответ на суждение – «МОЖЕТ БЫТЬ»- в сторону этой таблички. (суждения подобраны в соответствии с темой занятия)

  1. Основной блок.
  • предварительное слово педагога: почему важно человеку как можно полно реализовать себя, добиться успехов;

В. Блейк говорил: «Кто желает и не действует, тот плодит чуму».

Каждый человек стремится как можно лучше узнать себя и, конечно же. Как можно более полно реализовать себя, добиться успехов в жизни.

Вы познакомились с миром профессий, научились ориентироваться в нём и соотносить свои личностные особенности с требованиями профессии, лучше узнали себя (область своих профессиональных интересов и склонностей), познакомились с тем, где и какое образование можно получить. Уже проведена достаточная подготовительная работа ваших «хочу» и «могу».

Теперь надо попытаться составить представление о своей будущей профессиональной деятельности, то есть выработать свой личный профессиональный план, позволяющий осуществить ваши профессиональные намерения.

  • определить, что такое план, виды планов, личную значимость индивидуального проекта «Мой профессиональный план»;

- прежде, чем приступить к основной части нашей работы, давайте разберёмся в понятиях: что такое план?(ответы).

Существует несколько определений слова «план»:

- заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой – либо программы;

- основные вехи;

- способ подхода к чему либо или построение чего либо.

Планы человека могут быть смутными, отрывочными или полными, ясными; устойчивыми или изменчивыми; реалистическими или фантастическими.

Каким он будет – решение каждого человека.

  • подвести обучающихся к определению профессионального плана;

Профессиональный план – представление человека о своём профессиональном будущем, поэтому его построение зависит от него самого, его опыта. Планирование профессионального пути у человека чаще всего идёт как намётки основных вех. Причём эти вехи могут быть разные: временные ( например, к 23 годам закончить институт и найти хорошую работу), событийные («стать менеджером») без чёткого указания возраста человека при совершении события.

Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо максимум самостоятельности. Ошибки, пока они только в планах, исправимы.

  • инструкции по созданию индивидуального проекта, опираясь на разработанный кейс.

При составлении профессионального плана надо обдумать свою главную цель, полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь динамична и изменчива, на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия. Для успешного решения задачи у вас есть кейс. Он поможет вам более полно осмыслить свой профессиональный план. Ответы на эти вопросы- и есть пока ещё ваш  «смутный» профессиональный план.

  • Решение тестов «Мотивация достижения успеха», «Оценка работоспособности и трудолюбия»

При низкой мотивации к успеху вам надо развивать уверенность в своих силах, а при завышенном уровне – уметь понимать и учитывать интересы другого, воспитывать, развивать чувство ответственности, умеренности, такта и доброжелательности.

  • Коррекция индивидуальных проектов с учётом результатов тестирования.

  1. Заключение.

Рефлексия.  (Использовать метод «Недописанного тезиса»)

«сегодня для меня было самым лёгким------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сегодня для меня было самым трудным-----------------------------------------------------------------------------------------------------

 

После занятия индивидуальное собеседование, если необходимо

 

Педагог: Емельянова Оксана Александровна.

 



Предварительный просмотр:

 1 слайд Старшее звено  9- 11 классы «Экология и здоровье в моей будущей профессии»

Рабочая тетрадь   «Учусь быть взрослым»

2 слайд «…если вы  хотите добиться в этой жизни чего – то значительного,

Недостаточно просто действовать, надо ещё и мечтать. Недостаточно просто планировать – надо ещё и верить…»  А. Франс

3 слайд Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися в 14 – 15 лет

Согласно ежегодно проводимым  нами исследованиям  лишь :

10 -15 % имеют твёрдые профессиональные намерения;

Столько же не задумываются о своих профессиональных планах;

70 % не имеют чёткой позиции, сомневаются в своём выборе

Актуальность этого курса связана с тем, что и при выборе профессии и в последующей профессиональной деятельности каждый человек неизбежно сталкивается с необходимостью решения проблем экологии и здоровья в своей будущей профессии. Готовность к их решению является общегражданским требованием любой профессиограммы

 4 слайд  Из рефлексивных дневников ребят:

« Выбор – это возможность решать, свобода поступить так или иначе. Это то, что повлияет на всю последующую жизнь не только твою, но и всей вселенной. То, за что ты будешь отвечать, потому что именно ты решил, чему быть, а чему так и остаться несовершившейся возможностью. Выбирая одно, мы отказываемся от другого…»

«решить, как правильно поступить в каждом конкретном случае, нам помогает опыт, конкретные знания и компетенции и совесть; а поступить так как решил, - личностная воля. Мешают глупость, некомпетентность и несоответствие масштаба личности масштабу решаемой задачи. Последнее бывает почти всегда….»

 5 слайд К старшим классам у обучающихся накапливается достаточное количество знаний в области экологии и здоровья, необходимых для  практического решения ряда жизненных  проблем, возникающих в связи с профессиональным самоопределением.

К таким проблемам относятся  жизненные проблемы:

  • Выбора  профессии с учётом её требований к индивидуальным качествам и состоянию здоровья человека;
  • Сохранению профессионального здоровья с учётом профессиональных вредностей и экологической обстановке в месте жительства;
  • Мотивации и готовности человека к профессиональным действиям по решению экологических проблем местного сообщества в интересах устойчивого развития.

Программа курса отвечает требованиям ФГОС; выстроена таким образом, что её системообразующим стержнем является система учебных задач.

 6 слайд Фиксируется актуализация и перенос формируемых на разных учебных предметах универсальных учебных действий в ситуации выбора профессии, идёт накопление опыта применения предметных и метапредметных знаний и умений, ценностных ориентаций и жизненных смыслов для творческого решения задач социализации и выбора профессии.

Такой опыт рассматривается как базовый для последующего саморазвития молодой личности как субъекта экологически ориентированной жизнедеятельности в социоприродной среде

Уникальность программы курса заключается в том, что организуется социально – проектная, исследовательская деятельность, интерактивные формы, практическая деятельность в окружающей социоприродной среде

 7 слайд  Из дневников ребят:

«…Я поняла, что секрет заключается в том, что человек сможет управлять своей жизнью, мыслями и сам сможет устроить такую жизнь, какую захочет.

Все мысли человека исполняются: и хорошие и плохие. Но, самое главное, нужно верить в свои собственные желания. И в то, что они обязательно сбудутся…»

 8 слайд Цель программы: приобретение обучающимися опыта применения универсальных учебных действий, нормативной структуры учебно – познавательной деятельности для профессиональной ориентации с учётом требований будущей профессии, профессиональных вредностей, собственных индивидуальных качеств, состояния здоровья, экологических факторов риска в месте жительства; формирование мотивации к сохранению своего профессионального здоровья и решению экологических проблем местного сообщества с помощью своей будущей профессиональной деятельности.

 9 слайд Рабочая тетрадь содержит 25 заданий, направленных на достижение целей программы, соответствующих возрастным особенностям данной категории обучающихся, насыщенных разнообразными тестами, которые позволяют  обучающимся глубже узнать себя, свои возможности.

10 слайд  А это главное условие, без которого невозможно развитие личности.  Задания выстроены так, что они ненавязчиво, опосредованно формируют у обучающихся ценности здоровья и здорового образа жизни не только для профессионального самоопределения, но и как позитивную траекторию Жизни человека, возможная при гармоничном взаимодействии  с окружающей средой

11 слайд. Преодолевают безразличное отношение в повседневной жизни к экологическим проблемам и правилам здорового образа жизни.  Создают  ориентационную, мотивационную среду для более осознанного выбора профессии.

12 слайд  Обучающиеся соотносят свои ценности с жизненными планами выбора профессии. Ведут рефлексивные записи в своих личных дневниках.

 13 слайд Плюсы и минусы:

Задания вызывают у учащихся определённые проблемы

Требуют аналитического и ассоциативного мышления;

Эффективность работы высока, когда подросток остаётся наедине с самим собой;

 14 слайд Предоставляется возможность сконцентрироваться на решении проблемы

Из дневников ребят:

« мой профессиональный план:

Окончить школу, поступить учиться в колледж, найти работу;

Хорошо учиться, быть трудолюбивой, иметь силу воли;

Выслушать советы близких.  Почитать всю возможную информацию о профессиях;

Прислушаться к самой себе, быть уверенной в себе, решить – какая профессия мне подходит больше всего;

 мне нужно изменить образ жизни..»

15 слайд Педагог дистанцируется, даёт детям возможность самим искать варианты ответа, работать в недирективной, неопределённой ситуации,

Настраивает на работу вне мыслительного шаблона и с высокой спонтанностью

Из дневников ребят:

« в целом у меня больше признаков активного, чем замедленного саморазвития. Это значит, что всё – таки надо больше развиваться.

 мои задачи: построить собственную систему учёбы, больше общаться с людьми в реальности, чем в виртуальном пространстве. Создать систему труда и отдыха.

Чья помощь мне нужна для их решения? Своя сила воли и стремление…»

 16 слайд Чтобы выдать на – гора как можно больше идей, используем «Мозговой штурм»

При этом стараются быть объективными при оценке своих идей  « взглянуть на себя со стороны, будто идеи принадлежат не тебе, а другому!»

Обеспечивается новый опыт анализа ситуаций, возникающих при столкновении разных взглядов, которых придерживаются одноклассники, готовность к восприятию новых образов, идей.

17 слайд Существует тенденция к минимизации ответственности за решение

Боязнь ошибиться

Драма выбора среди многих возможных решений

Боязнь и неумение отстоять своё решение среди одноклассников

Предоставляется возможность увидеть со стороны свои положительные и отрицательные качества.

18 слайд «Самое важное, что в результате такой работы дети делают значимые для них открытия и узнают нечто новое о себе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная площадка. Проект "Россия - наш общий дом"

Сценарий презентации детских проектов старшего дошкольного возраста...

Экспериментальная площадка. Проект "На Севере"

Сценарий презентации детских проектов...

Анализ работы районной экспериментальной площадки по теме: «Личностно – ориентированный подход к здоровью и здоровому образу жизни учащихся в школе «открытого типа» за 2010 – 2011 учебный год

 Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятия здоровья в настоящее время рассматривается не только как ...

[Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?

Классный час на темуХорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым? Интересная и сложная тема! Попробуем разобраться в этом.Хорошо ли быть взрослым  - спрошу я вас, И наверняка получу ответ...

Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"

Классный час  на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"...

Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"

Классный час  на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"...