Деловые игры на уроках черчения
методическая разработка (8 класс) по теме

Щербакова Екатерина Владимировна

 Разрабатывая данный нестандартный урок я,  как учитель черчения ставлю перед собой задачу заинтересовать учащихся этой наукой, и в короткий срок, отведённый нам в школьной программе, уложить необходимые знания, умения и навыки начального курса, в той мере в какой они могут быть используемы в дальнейшем. Данный материал содержит конспект урока - игры с карточками заданий для шести команд , таблицей результатов и рекомендации по проведению данного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_delovye_igry_na_urokakh_chercheniya.rar2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                                                    Средняя общеобразовательная школа № 28

                                                       Методическая разработка

по теме  « Простые геометрические тела»

                                            урок –деловая игра.

                                           Разработала  учитель

                                           Изо и черчения           школы №28

                                           Щербакова  Е.В.

Почему я выбрала эту тему?

Ответ достаточно прост. Практика показывает, что готовые результаты по принципу репродуктивного метода « вот модель а вот её изображения на три плоскости проекции», как правило, не укладывается прочно в сознание учащихся, так как у них остаётся неразрешённый вопрос : « А почему так?». Каждому ученику необходимо выработать « для себя» некоторую логику последовательных мыслительных операций, которые ему следует проделать для построения изображений предмета на  трёх плоскостях проекции. В этом учитель должен помочь, но так ,чтобы учащийся чувствовал больше свою заслугу в проделанной работе и открытии для себя новых знаний и чтобы эти знания были значимыми.

Для этого мною разработан урок – деловая игра.

                                                           СОДЕРЖАНИЕ

1  Введение

2  Школа в современных условиях развития общества.

3  Воспроизводящая и творческая деятельность.

4  Конспект урока.

5  Ход игры.

6  Заключение

7  Литература.

                                       ВВЕДЕНИЕ

 Разрабатывая данный нестандартный урок я,  как учитель черчения ставлю перед собой задачу заинтересовать учащихся этой наукой, и в короткий срок отведённый нам в школьной программе уложить необходимые знания, умения и навыки начального курса, в той мере в какой они могут быть используемы в дальнейшем. Стремлюсь к тому чтобы уроки были интересными, чтобы ребята ходили на урок с удовольствием и не только внимательно слушали но и сами стремились получить новые знания, развивали свой творческий потенциал и воображение, чтобы учение становилось не в тягость а в радость.

Творчески работающие педагоги постоянно ищут пути достижения высоких результатов в работе с группой или классом и постоянно совершенствуют свои средства, методы и формы. Работая в школе и проводя один и тот же урок, понимаешь, что каждый раз из года в год урок не похож  на предыдущий. Некоторые его элементы начинают изживать себя. Происходит это в силу технического прогресса, росту потенциала ребят их новых требований, как к учителю, так и к уроку. Ребята иначе  смотрят на окружающий мир, на изучение школьных предметов. Одни, из предметов остаются для них значимыми, другие уходят на второй план, так как это происходит с черчением, хотя многие из учащихся продолжают дальнейшее обучение в технических вузах и понимают важность данного предмета.

Поставленную перед собой задачу, пытаюсь решить путём внедрения на уроках методов проблемного обучения. Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия. Решение проблемы требует включения творческого мышления. Репродуктивные психические процессы, связанные с воспроизведением усвоенных шаблонов, в проблемной ситуации просто неэффективны.
     Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности: "разучить" думать самостоятельно. В максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается при решении проблемных задач.

 Школа в современных условиях развития общества ( науки, техники, культуры) может и должна готовить подрастающее поколение к непрерывному образованию, к проявлению технической активности в добывании новых знаний и в овладении способами деятельности в любой сфере современного общественного производства, культуры и быта. Главное условие достижения этой цели – изменение характера учения. По своей дидактической сущности учение должно рассматриваться в структуре процесса обучения и практически организовываться как своеобразная форма индивидуального познания, включающая элементы научного исследования. Такими элементами в процессе овладения учащимися научными знаниями и методами самостоятельного их приобретения и творческого применения являются анализ фактов и явлений, установление причинно следственных связей между ними и т. п. Кроме того и в процессе учения и в процессе научного исследования мы имеем на лицо открытие истины психологическая основа которого мало чем отличается в том и другом процессе.

Между тем в процессе обучения перед учеником могут стоять два пути постижения истины:

-  путь научного познания, который обуславливается логикой исследования сущности предмета ( движения от незнания к знанию); на этом пути перед учеником стоит задача добывания неизвестного знания, когда он становится как бы в положении исследователя.

- путь усвоения готового знания, обусловливаемый в обучении логикой изложения уже добытого наукой знания. Здесь логика изложения знания и логика движения ученика от незнания к знанию совпадают с освобождённым от всяких случайностей историческим ходом развития предмета.

В движении от незнания к знанию школьник воспроизводит в сжатой форме процесс развития знаний об объекте познания. Именно в процессе такой самостоятельной деятельности ученик проявляет свою самостоятельность в том, что он не берёт всего на веру и поэтому пытается проверить получаемую информацию  в различных источниках, экспериментах и опытах, сам ищет ответ на  возникающие вопросы, прибегая к помощи своих знаний и своей сообразительности.

Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся.

В дидактике и особенно в практике работы учителей существует различное понимание воспроизводящей и творческой работы учащихся. В понятие творчества учащихся часто толкуется слишком обобщённо. В число творческих  включается , например, любые письменные работы по чертежам и тексту, письменные ответы на вопросы и т. д. С другой стороны и воспроизводящая деятельность, лишенная всех элементов творчества, часто сводится к простому воспроизведению текста учебника, слов учителя, шаблонных способов и приёмов решения задач, логическая структура которых не подвергается даже малейшему преобразованию. Преодоление отмеченных недостатков ,связано прежде всего с выяснением сущности воспроизводящей и творческой деятельности в процессе обучения. Те же два процесса характеризуют и всю учебно-познавательную  деятельность учащихся. Каковы же признаки самостоятельной деятельности ученика, которые могут служить критерием определения воспроизводящего и творческого её характера при выполнении им самых разнообразных учебных заданий. Самый высокий уровень творческой самостоятельности учащихся – это постановка ими проблемы и нахождение путей её решения. Процесс овладения новыми знаниями сопровождается неуклонным формированием и развитием творческого мышления, которое позволяет ученику самостоятельно проверять усваиваемую истину, определять её достоверность столкновением с противоречащими ей фактами. В общественно – исторической практике творческая деятельность человека ведёт к созданию качественно новых ступеней развития науки, техники, культуры и  т. д. В процессе обучения эта особенность творческой деятельности проявляется, прежде всего, в непрерывном умственном развитии, в формировании познавательных способностей учеников

Таким образом, творческая деятельность ученика по своему значению выступает как  предпосылка прогресса, но только не в плане объективных вкладов в развитие науки и техники, а в основном в плане умственного развития личности.

Конечно, умственное развитие школьника происходит, не только когда он решает

творческие задачи, но и в других видах  учебной - познавательной деятельности

( решение стандартных задач и упражнений, логических задач и т. д.).

Умственное развитие учащихся наряду с развитием творческого мышления включает в себя и другие компоненты познавательной и практической деятельности: развитие памяти, логического мышления, интеллектуальных навыков и умений. Воспроизводящая деятельность может количественно обогащать ученика знаниями и вырабатывать у него умение решать познавательные задачи только в том случае, когда она систематически побуждает ребёнка к проявлению собственной познавательной активности.

Высокий уровень познавательной активности и самостоятельности ученика проявляется в ходе выполнения им творческих - самостоятельных работ, где предполагается уже непосредственное участие школьника в производстве принципиально новых для него знаний, ценностей материальной и духовной культуры. Задания во всех творческих работах содержат условия ,стимулирующие возникновение особых проблемных ситуаций , которые можно создать на уроке различными способами :

а)  путем четной постановки проблемы самим учителем ;

б)  путем предъявлением таких условий , анализируя которые учащийся сам должен понять и сформулировать содержащиеся в них проблемы;

в)  путем постановки более или менее обозначенные проблемы ( предусмотренные при конструировании проблемной ситуации );

г)  наконец , путем постановки такой задачи , в ходе решения которой учащийся самостоятельно обнаруживает новую проблему ,которая не предусматривалась при конструируемой проблемной ситуации .

Деятельность учителя при решении подобных задач постепенно освобождается от готовых образцов, шаблонов, сложившихся установок и приобретает гибкий поисковый характер . Она складывается из таких умственных и практических действий , которые в реальном процессе  мышления учащегося выступает как совокупность суждений , умозаключений и практических операций , при  подготовке , нахождений и разработке существенно новых принципов и планов решений задач , при выявлении и постановке новых проблем , при высказывание, новых оценочных суждений и т.д.

Психология установила , что условиями и источниками психической активности ученика является сложная система потребностей, мотивов, интересов, желаний стремлений, которые воспитываются под влиянием среды на основе имеющихся качеств и задатков. Считается, что « мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять » С. Л. Рубинштейн.

Потребность же по мнению С. Л. Рубинштейна, возникает тогда, когда человек не знает, как осуществить действие при условии, что он вообще хочет его осуществить. Задача современного педагога найти мотивы, побуждающие ребёнка к получению новых знаний к созданию комфортных условий для формирования здоровой, творческой всесторонне развитой личности.

 

                            КОНСПЕКТ УРОКА

Необходимо выделить четыре главных условия успешности  уроков с элементами проблемного обучения:

  • обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
  • обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
  • значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого;
  • необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.

Главные педагогические цели данного урока:

  • развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
  • усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
  • воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;

Урок - деловая игра (ДИ) представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности.
В деловой игре учащиеся выполняют  деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. В контекстном обучении знания усваиваются не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия учащегося в реальном процессе деловой игры. Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную компетенцию - навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, ДИ воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации. Но эта "серьезная" профессиональная деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально "раскрепоститься", проявлять творческую инициативу.
Деловая игра реализуется на имитационной модели как совместная деятельность по постановке и решению игровых учебных задач, подготовке и применению индивидуальных и совместных решений.

Урок- деловая игра. Изучение простых геометрических тел.

                                         

Цели урока: 

- Дать основные знания о прямоугольных проекций геометрических тел.

- Ознакомить с правилами выполнения чертежей геометрических тел,   установленными   государственными  стандартами.

- Способствовать развитию пространственного мышления.

- Развить умение правильно организовывать рабочее место, работать с

  чертёжными  инструментами, соблюдать аккуратность и точность в работе.

- Научить самостоятельно, работать с наглядными и справочными пособиями.

Задачи урока:

- Дать основные знания о простых геометрических телах

- Научить видеть форму предмета, преобразовав её в простые

  геометрические тела.

- Научить выполнять проекции простых геометрических тел.

- Научить находить соответствие между наглядным изображением и чертежом.

- Закрепить знания о прямоугольном проецировании и плоскостях проекций.

- Закрепить навыки работы с чертёжными инструментами.

- Воспитать аккуратность и точность при выполнение чертежей.

- Выработать умение воссоздать по проекциям цельный образ предмета.

- Развить творческий потенциал учащихся, и поднять уровень познавательной

  активности.

Оборудование для учителя:

Наглядные модели геометрических тел, модель трёхгранного угла с обозначением плоскостей проекций, плакаты с изображением геометрических тел на трёх плоскостях проекций, конверты с заданиями для каждой команды, таблица результатов для команд.

Оборудование для учащихся:

Чертёжные принадлежности, лист формата А4, учебник.

Для того чтобы провести игру « Изучение простых геометрических тел» необходимо предварительно подготовить учащихся.

Прочитать краткую обзорную лекцию «  Проекции простых  геометрических тел».

Учитель читает обзорную лекцию проблемного характера (предшествующую игре)

ЛЕЦИЯ.

 «  Проекции простых геометрических тел».

Итак, вы уже знаете, что форма большинства предметов представляет собой сочетание различных геометрических тел или их частей. Следовательно для чтения и выполнения чертежей нужно знать как изображаются геометрические тела на чертежах.

Для того чтобы спроецировать тело на три плоскости проекции необходимо выполнить следующее условие. 

1  Для получения наиболее простого изображения при проецирование  геометрические тела расположить его так, чтобы  длина, ширина и высота данного тела были  параллельны основным плоскостям проекции.

2  Спроецировать тело на каждую плоскость проекции с помощью проецирующих лучей, способом прямоугольного проецирования.

Самыми простыми из геометрических тел являются куб и шар.

Давайте представим что эти тела освещаются солнцем, какую тень мы увидим на плоскости доски, пола и стены справа? Ответ: Для куба квадрат, для шара круг.

А если мы возьмём и перепутаем эти проекции, изменится ли геометрическое тело?  Ответ: «Все три  проекции у куба и у шара одинаковы, тела не изменятся ».

И так, для того чтобы понять форму любого предмета нам необходимо начертить три проекции детали. Каждая проекция имеет своё место на чертеже. Давайте вспомним как  располагаются проекции? ( показать модель трехгранного угла)

Фронтальная

проекция

Профильная

проекция

Горизонтальная

проекция

Теперь попробуем спроецировать спичечный коробок.

Какое геометрическое тело напоминает нам его форма? ( призма рис № 1)

                   

                                                                                                            Рис № 1  

         

Посмотрите на цилиндр( рис № 2). Какие проекции получаться на чертеже данного геометрического тела? Можно ли перепутать проекции цилиндра так, чтобы не изменилась форма этого предмета?                                  Что из этого получится?

                    рис № 2

Разминка перед игрой.                                                                                                           

Давайте выполним небольшое упражнение. Учащимся раздаются карточки с изображением разных предметов.

Задание:  Какие геометрические тела составляют форму данных предмета?

( образец задания  в приложении)

                    Геометрические тела, используемые в игре.

1. куб

2. призмы, в основание которой, лежат правильные многогранники

  четырёхугольник, треугольник, шестиугольник                                                              ( в вертикальном и горизонтальном положении).

3. конус, усечённый конус (в вертикальном и горизонтальном положении)

4. цилиндр (в вертикальном и горизонтальном положении)

5. пирамиды  ( в основании треугольник, четырёхугольник, шестиугольник)

                                                                                                  Всего 15 штук.

Результатом изучения этой темы должно быть:

- умение распознать геометрические тела, знать их название;

- умение построить три проекции (фронтальную, горизонтальную и профильную) ;

- умение правильно расположить виды на чертеже, используя проекционную связь.

При выполнении задания ученики получают элементарные, конкретные знания ЭКЗ.

Поэтому при разработке игры каждый элемент конкретного знания располагается на отдельной карточке. Каждая правильно выполненная карточка это один бал или одно очко. Таким образом ЭКЗ здесь является:

  1. наименование геометрического тела
  2. изображение фронтальной проекции
  3. изображение горизонтальной проекции
  4. изображение профильной проекции
  5. наглядное изображение геометрического тела.

       

             

     ПРИЗМА

Например:

 Расставить в классе столы, так чтобы учащиеся организовали группы

                                                  по 4 человека.

     

1

3

5

   

2

4

6

  1 ряд             2 ряд         3 ряд

                                                                 

                                                           Образовались  шесть  команд.

                                   

                                    Ход игры.

В заранее разделённом на команды классе, игра начинается с того что из каждой команды один человек берёт со стола учителя первый набор карточек. Наборы карточек у всех команд разные, но содержат одно и тоже задание.

Первый конверт - состоит из карточек с названием геометрических тел.

Вместе с первым набором командам выдаются по 4 конверта.

В каждом конверте находятся различные задания.

Второй конверт - содержит наглядные изображения геометрических тел                                                                     ( до 6 изображений).

Третий конверт - фронтальные проекции геометрических тел.

Четвёртый конверт - горизонтальные проекции.

Пятый конверт – профильные проекции геометрических тел.

 

Задача учителя укомплектовать первый конверт  и набор с названиями тел так, чтобы при сопоставлении названии и наглядных изображений получилось четыре правильных решения. А в задачу ученика входит: к данным названиям выбрать все варианты решений. И так получается, что команда может получить максимум 4 задания. Если допускается ошибка, то команда теряет дополнительные решения и баллы, влияющие в дальнейшем на оценку. Кроме правильных решений в конвертах находятся и не верные решения, а также пустые карточки для верных изображений.

Например:                           Первый конверт.

2

          КОНУС

ПРИЗМА

           КУБ

ПРИЗМА

4

1

3

Этот этап в игре выполняется всей командой. После того как учащиеся выбирают из конверта все геометрические тела, подходящие под карточку с названиями, каждый член команды берёт себе одно из  изображений и в дальнейшем выполняет все последующие этапы игры только для данного тела. После чего команда переходит к другому этапу, выполняя задания из конверта №3.

В конверте находятся различные фронтальные проекции геометрических тел.

Необходимо подобрать к наглядному изображению фронтальную проекцию тела.

Если в конверте  обнаруживается отсутствие данной проекции, то школьник должен сам изобразить её на чистой карточке, которые вложены во все конверты.

Подошла очередь открыть конверт № 4 .

В нем находятся горизонтальные проекции. В наборе также есть верные и не  верные решения. Задания в конверты необходимо собрать  так, чтобы каждому из четырёх человек команды нужно было сделать одну из трёх проекций, которой не достаёт. После того как учащиеся подберут необходимую проекцию, перед ними на столе должен лежать следующий набор.

                                   

          КОНУС

     

В пятом конверте находятся профильные проекции. Набор проекций также как и в остальных конвертах содержит правильные и не правильные варианты. В последнем конверте не хватает изображений для 2 человек из команды.

Аналогично проводится подбор для профильной проекции.  

По окончанию игры, выигрывает та команда, которая верно выберет весь максимум наглядных изображений из конверта №1. Верно, разложит три проекции данного тела и правильно выполнит чертёж недостающей проекции. За каждую правильно выбранную карточку  ученик получает один бал. Сумма набранных баллов  всей командой также влияет на победу ребят. За правильностью хода игры следит арбитр

В лице учителя и знатоки  (командиры) выбранные внутри команды. Прежде чем команда закончит игру, все члены команды должны проверить правильность выполнения всех заданий. На заключительном этапе арбитр подходит к каждой команде и на разложенных проекциях тел проставляет точки.

Учащиеся должны найти их на всех трёх проекциях. За каждую правильно найденную точку команда получает дополнительные баллы. Желательно

поставить точки на телах вращений.

Все действия команд фиксируются капитанами команд в специально подготовленных бланках – таблицах.

Таблицу результатов заполняет знаток в каждой команде. За каждую правильно выбранную карточку присуждается один бал. В таблицу записывается сумма баллов полученных за каждое задание.

                      Таблица результатов для одной  команды.

  Фамилия имя  игрока

 Савельева

Голева

 

Краснов

Иванов

          КОНВЕРТ № 1

 названия   геометрических

                тел  

   куб

призма

конус

призма

          Конверт № 2

  наглядные  изображения    

  геометрических тел

      1

     1

      1

     1

          КОНВЕРТ № 3

 фронтальные проекции

      1

     1

      1

     1

          КОНВЕРТ № 4

горизонтальные проекции

      1

      -

      1

     1

          КОНВЕРТ № 5  

профильные проекции

      1

     1

      1

      -

      Нахождение точек

      1

     

     1

      1

      1

          Сумма балов

       5

      4

      5

      4

Выигрывает та команда, которая наиболее быстро справится с поставленными задачами , наберёт наибольшее количество баллов и покажет правильные результаты. Учитель во время игры следит за порядком в классе и правильностью проведения урока.

К данному уроку прилагаю ряд составленных заданий для каждой команды.

( см приложение)

                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведённый урок показал хорошие результаты. 

Учащиеся были полностью заинтересованы изучаемой темой. Необычная обстановка подталкивала их работать достаточно продуктивно. Сравнивая уровень знаний по данной теме в 8б классе, где был проведён обычный урок с 8а в котором был проведён урок- деловая игра, можно с уверенностью сказать что показатели намного были улучшены.

класс

Количество

учащихся

          5

           

          4

          3

        8 А

        21

          5              

          11

           5

        8 Б

        20

         10

           8

          2

Были и недостатки. Не следует в начале урока сообщать учащимся, что на уроке будет проведена игра. Дети остаются детьми и чрезмерная активность ребят привела к небольшому шуму в классе. Правила игры иногда нарушались. Это было связано с желанием ребят помочь друг другу, а у некоторых просто желание списать. Необходимо продумать урок так чтобы полностью убрать элементы списывания.

При проведение урока, учитывая уровень подготовленности класса, нужно внести ещё ряд заданий с повышенным уровнем сложности, для дифференцированного подхода и полной занятости тех учащихся которые быстро справляются с заданиями.

В данный урок можно смело включить задания с анализом формы предметов и чтением чертежа.

 Думаю, что данные замечания будут учтены и исправлены в дальнейшем. В целом урок  получился интересным как учащимся ,так и учителю.  

                                 Литература:

1 Ильницкая И. А.  « Проблемная ситуация и пути её создания».

2 Махмутова М. И. «Проблемное обучение».

                                  « Теория и практика проблемного обучения»./ Казань 72г.

3 Матюшкин А. М.  « Проблемные ситуации в мышлении и обучении». / М. 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ

Деловые игры – дело вовсе не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьёзных и взрослых людей. Участие в деловых играх может дать не только ...

Деловые игры. Конспект урока:"Жизнь на Унылом озере".

Данная разработка относится к урокам, деловым играм. В ней помещены краткая аннотация уроков деловых игр, самоанализ таких уроков. Данный урок имеет экологическую направленность, относится к урокам пр...

«Деловые игры на уроках обществознания – обучение через перевоплощение»

Какая практическая польза для ребенка от участия в деловых играх?Во-первых, это конечно же профориентация. Участие в разных играх помогает сориентироваться в мире современных професий и сделать более ...

Из опыта работы по теме "Деловая игра на уроке математики как средство повышения учебной и познавательной мотиваций"

Выступление на МО учителей физико-математического цикла учителя математики МОУ Сергеихинская СОШ Секушенко А.Е....

Деловые игры на уроках экономики

Деловые игры применяются в качестве метода и средства практического обучения экономике, бизнесу, средством познания норм экономического поведения, освоения процессов принятия экономических реше...

Деловая игра.Тема урока "Генетика и медицина"

Цель урока формирование у обучающихся знаний о значении генетики для медицины....