Главные вкладки

    ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ
    методическая разработка по экономике по теме

    Тренюшева Тамара Муратовна

    Деловые игры – дело вовсе не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьёзных и взрослых людей. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт. Кроме того, с помощью деловых игр можно тренировать такие важные качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться  в сложной, быстро меняющейся ситуации.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Деловые игры на уроках экономики.

    Тренюшева Т.М., учитель экономики

    МОУ «Кувакинская гимназия»

            Деловые игры создавались для оказания помощи руководителям в принятии наиболее рациональных решений на производстве. В игре имитируется рабочая обстановка, приближенная к действительности, при этом ставится проблемная ситуация. В ходе игры среди участников распределяются роли. Различие ролевых целей и наличие общей задачи игрового коллектива помогает создавать атмосферу реальных отношений между коллегами и ту обстановку, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам.

            На данном этапе деловые игры получили очень широкое распространение в обучении учащихся в школе, так как являются педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и даёт возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении деловых игр происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию учебного предмета, активизирует их самостоятельную деятельность, помогает формировать и закреплять практические навыки. Широкое применение мною в практике преподавания экономики деловых игр направлено на решение комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных

    умений, дают возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

            Деловая игра как форма деятельности в условных ситуациях направлена  на воссоздание и усвоение общественного и социального опыта, она помогает осваивать социально-значимые (социально-коммуникативные) способности личности: способность сотрудничества и взаимодействия; умение работать в малой группе; способность эффективно разрешать конфликты. Поэтому деловую игру на уроках экономики следует выбирать для реализации следующих педагогических задач:

    - приобретение как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;

    - развитие экономического, теоретического и практического мышления;

    - создание познавательной мотивации.

             На уроках экономики я провожу деловые игры как перед лекционными занятиями, так и после прочтения цикла лекций.  В первом случае деловая игра опирается только на личный опыт играющих и должна обнаружить  проблемы в знаниях, восполнение которых будет происходить в процессе слушания лекций по данному разделу, что вызовет к ним дополнительный интерес. Во втором случае деловая игра опирается на знания, полученные в процессе лекционных занятий, происходит их закрепление.

          При организации деловой игры на уроках экономики я обязательно придерживаюсь следующих положений:

    • правила игры должны быть простыми и хорошо отработанными;
    • формулировка заданий в игре предельно доступна пониманию учащихся;
    • действует  принцип «играют все»;
    • учёт результатов игры должен быть открытым;
    • игра заканчивается на уроке с обязательным получением результатов.

           Желательно, чтобы учитель прошел специальную курсовую подготовку, что значительно облегчило бы ему работу. Мне повезло, я принимала участие в работе семинаров, организованных Международным Центром Экономического и Бизнес Образования и Национальным Советом по Экономическому Образованию США. В ходе работы этих семинаров учителя имели возможность побывать в роли учеников, стать участниками деловых игр, приобретая неоценимый опыт. В случае, если у учителя отсутствует подобная возможность, то поможет большое количество пособий по проведению экономических деловых игр, которые были изданы в последнее время – Л.Б.Азимов и др. «Преподавание экономики в школе», Ю.Н.Корлюгова и др. «Деловые игры по экономике», Ю.А.Гущев «Экспресс-аренда», А.В.Мунтян «Увлекательно об экономике», Ю.В.Геронимус «Игра, модель, экономика»,МОУ «Экономическая школа» г. Бердск, учебно-методическое пособие по организации деловых игр экономической тематики «Поиграем в экономику»… . При этом важно отметить, что игры – довольно гибкий инструмент, который можно использовать как полностью, так и частями, приспосабливая к возрасту учащихся и целям обучения, а также дополнять и творчески развивать практически любую игру.

             При подготовке и проведении деловых игр каждый учитель сталкивается с трудностями, которые никоим образом не должны его останавливать, так как они все решаемы. Так, например, большие затраты времени при подготовке к  игре. Важно отметить, что это только на первых порах. К тому же имеется возможность привлечь учащихся уже к этому этапу работы. Наличие материальных затрат вполне объяснимо –  приобретение всего необходимого для проведения игры, к тому же дети нуждаются в  стимуле. В данном случае можно найти спонсоров (ими могут быть и родители), можно приобретать более дешёвые принадлежности (бумага для заметок на  игру «Бумажная фабрика»). А прекрасным стимулом для ученика может послужить и оценка, которая напрямую зависит от производительности участия в игре. Для сельских школ проблемой может стать и малая накопляемость в классах. Здесь можно посоветовать проводить в случае необходимости игру, объединяя  два класса (например, 10 и 11 классы).

            Деловые игры – дело вовсе не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьёзных и взрослых людей. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт. Кроме того, с помощью деловых игр можно тренировать такие важные качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться  в сложной, быстро меняющейся ситуации.

           Насколько это всё нужно в школе? Я считаю, что необходимо. Ведь основной задачей современной школы считается не просто обучение – получение и накопление знаний, а приобретение умения наиболее успешно использовать всё то, что накоплено: знания, особенности характера, личностные качества. То есть воспитание успешного человека. Поэтому мы играем!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деловые игры. Конспект урока:"Жизнь на Унылом озере".

    Данная разработка относится к урокам, деловым играм. В ней помещены краткая аннотация уроков деловых игр, самоанализ таких уроков. Данный урок имеет экологическую направленность, относится к урокам пр...

    «Деловые игры на уроках обществознания – обучение через перевоплощение»

    Какая практическая польза для ребенка от участия в деловых играх?Во-первых, это конечно же профориентация. Участие в разных играх помогает сориентироваться в мире современных професий и сделать более ...

    Деловые игры на уроках черчения

    Разрабатывая данный нестандартный урок я,  как учитель черчения ставлю перед собой задачу заинтересовать учащихся этой наукой, и в короткий срок, отведённый нам в школьной программе, уложит...

    Деловые игры на уроках экономики

    Деловые игры применяются в качестве метода и средства практического обучения экономике, бизнесу, средством познания норм экономического поведения, освоения процессов принятия экономических реше...

    Деловая игра РЫНОК ТРУДА. Экономика 10 класс

    Разработка урока в форме ролевой игры на тему Рынок труда....

    Деловые игры на уроках обществознания по теме «Экономика». 8 класс.

    Представлены деловые игры, которые могут использоваться на разных этапах урока по экономике...