Программа летнего лагеря для трудных детей
рабочая программа по теме

Прижимова Анна ивановна

 

Ежегодно с 2008г. на базе ГОУ «Детский дом №4» г. Усинска реализуется программа летнего лагеря для воспитанников детского дома группы риска «ШИК».

Педагог-психолог выделяет следующие группы факторов риска:

  • медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);
  • социально-экономические (бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);
  • психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
  • педагогические (темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Прижимова А.И. под понятием дети «группы риска» подразумевает следующие категории детей:

  1. дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  2. дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
  3. дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lagerya_s_vospitannikami_gruppy_riska.doc322 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом №4» г. Усинска

РЕКОМЕНДОВАНА                                                                            УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом                                                                         Директор

Протокол № 1                                                                           ГОУ «Детский дом №4» г. Усинска

От 08.10. 2008 года                                                                                           _________ Лунгу С.В.

                                                                                                                   

Программа  летнего лагеря для воспитанников детского дома группы риска

«ШИК»

(Штаб инициативных коллективов)

                                                                                                                              Составители:

                                                                                                 Усманова Мария Анатольевна

                                                                                                 заместитель директора по УВР

                                                                                                 высшая квалификационная категория

                                                                                                 стаж педагогической работы – 14 лет

                                                                                                 ул. Молодежная д. 20, 8 82144 46206

                                                                                                 02.02.1975

                                                                                                   Сысоева Анна Ивановна

                                                                                                   педагог – психолог

                                                                                                   вторая квалификационная категория

                                                                                                   стаж педагогической работы –  11 лет

                                                                                                   ул. Молодежная д. 20, 8 82144 46206

                                                                                                   08.08.1980

г. Усинск

2008 год

СОДЕРЖАНИЕ:

А. Пояснительная записка:

- Социально – педагогическое обоснование программы;

- Цели и задачи;

- Способы решения поставленных задач;

- Вид программы;

- Научно – методическое обоснование программы;

- Форма педагогической деятельности;

- Возрастная адаптированность;

- Сроки и этапы реализации;

- Прогнозируемые результаты;

- Результативность по основным направлениям программы;

- Оценка эффективности;

- Список использованной литературы;

В. Приложение:

1. Основное содержание деятельности лагеря

2. Структура программы:

- перспективный план воспитательной работы лагеря

3. Механизм реализации программы

4. Логика развития лагеря с воспитанниками группы риска:

- концепция отрядной работы;

- закономерности возрастного развития детей

5. Методики работы с группой в разный период:

- методика работы с группой в организационный период;

- малые формы работы;

- методика работы с группой в специальный период

6. Формы анализа

7. Основной и заключительный периоды лагеря

8. Возможные решения педагогических ситуаций в лагере

9. Приложение в схемах

10. Заключение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социально-педагогическое обоснование программы

Сегодня в сознании педагогической общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону воспитания подрастающего поколения способно преодолеть многие негативные тенденции, осложняющие жизнь общества. В настоящее время органы законодательной и исполнительной власти всех уровней стали уделять больше внимания вопросам воспитания, гражданского становления детей и молодежи, сохранения и развития уникальной системы дополнительного образования детей.

Однако общеизвестно и то, что в молодежной среде процветает бездуховность, социальная апатия, пьянство, наркомания, беспризорность. Поэтому так необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле, а так же с детьми группы риска (особенными). Она особенно необходима в период летних каникул. В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие детские дома находятся в сложных экономических и социальных условиях. Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня - это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.

Наш лагерь предполагает работу с детьми группы риска. Чаще всего именно они остаются в каникулярное время за пределами школы - на улице. А кому как не им нужна профессиональная помощь педагогов и детский коллектив для восстановления утраченной веры в себя. И мы, работая в лагере, готовы сделать жизнь детей более насыщенной, полной событий и встреч. Мы готовы дать этим детям то, чего им так не хватает в жизни – внимания, заботы, поддержки. Для этого нам необходимо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят с взрослыми и между собой. Досуг, игры в лагере должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.

Данная программа лагеря была апробирована в 2007-2008 учебном году на базе школы с детьми группы риска. Получила много положительных отзывов от детей и педагогов. Заняла в городском конкурсе профильных программ по организации  летнего отдыха – 2 место. В связи с этим была взята за основу при разработке программы по организации летнего отдыха воспитанников,  усовершенствована и адаптирована для воспитанников детского дома группы риска.

Цели и задачи программы

Цель - организация летнего отдыха воспитанников детского дома из группы риска   в летний   период, создание условий для реализации их творческого потенциала.

Задачи:

  1. Организация общественно-полезной занятости несовершеннолетних  в  каникулярный период.
  2. Создание условий для развития физической культуры и спорта воспитанников.
  3. Включение воспитанников в разнообразные виды деятельности.
  4. Развитие лидерских качеств воспитанника.
  5. Создание условий для самопознания, самоопределения и  самосовершенствования  воспитанников.
  6. Профилактика детской безнадзорности в каникулярное время.
  7. Развитие и укрепление связей детского дома, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха, занятости подростков группы риска.
  8. Методическое обеспечение разнообразных форм отдыха и оздоровления детей в каникулярный  период.

Способы решения, поставленных задач:

  1. Создание в плане смены творческих дел, проводимых самими детьми. Это могут быть отдельные выступления отрядов или группы участников.  
  2. Создание праздничного убранства лагеря.  
  3. Создание музейных экспозиций, газет и т.д., посвященных отрядам и лагерю, для чего необходимо дать предварительные задания.
  4. Создание памятного альбома лагеря «ШИК».

Вид программы: авторская

Научно – методическое обоснование программы:

        В настоящее время в мире происходит много перемен, прежде всего это изменение установки «ребенок для детского дома» на установку «детский дом для ребенка». Каким бы «нестандартным» ни казался ребенок, какого рода трудности он бы не испытывал, он должен иметь возможность реализовать свои потенциальные возможности в обучении, причем обучении успешном, укрепляющем веру в свои силы, стимулирующим интерес к знаниям, к умственному труду, к творчеству.

        С одной стороны, необходима большая работа над содержанием учебно-воспитательных  программ, обязательного образовательного стандарта, вариативных форм обучения и воспитания, для того чтобы дать каждому ребенку подходящий вариант обучения, соответствующий его потенциальным возможностям и индивидуальным особенностям. С другой стороны, для того чтобы найти подход к каждому ребенку, каким бы трудным он ни казался, очень важно понимать причины дезадаптации в обществе, особенности нарушения у него учебной деятельности и поведения.

        Данная программа может помочь «нестандартным» детям лучше понять себя, раскрыть свой внутренний потенциал, научиться жить в согласии с самим собой и окружающими его людьми, путем самопознания, самоанализа, рефлексии.

Методика проведения лагерной смены построена так,  что позволяет интенсивным образом  участникам лагеря пройти школу по социальному становлению личности и усвоению социальных нормативов через макро-сюжетно-ролевую игру, с одновременным усвоением теории о положительных качествах человека, созданию позитивных лидерских качеств и формированию у подростков взгляда на себя как на человека, позитивно влияющего на окружающий мир, руководствующегося его мнением и вызывающим его интерес.

Особую роль в данном лагере играют неформальные лидеры, которые выдвигаются в процессе самоорганизации подростковых групп. Обстоятельства соревнований, игр и тренингов могут позволить им закалить лидерские качества характеров, отточить навыки управления группой, приобрести знания в различных областях гуманитарных технологий необходимых в дальнейшем учебно-воспитательном процессе.         

Хочется подчеркнуть, что за столь короткое время удается передать ребятам осознание ответственности при принятии того или иного решения за его последствия, вариативности обсуждаемых путей развития тех или иных событий, оперирования категориями “ВЗРОСЛОГО” мира, навыков моделирования общественных процессов и проблемных ситуаций.

Педагогический аспект программы лагеря связан непосредственно с организацией воспитательного процесса и его развивающей направленностью. Это позволяет:

  • развивать личность ребенка с учетом его возможностей, потребностей, интересов;
  • создавать условия для социального роста детей, для их саморазвития,  

        самосовершенствования, самопознания и самоопределения.

Взятые за основу организации социально-адаптационного процесса в лагере современные психологические аспекты общения, позволяют успешно управлять деятельностью ребенка. При этом общение рассматривается как совместная деятельность воспитателя и воспитанника, при которой он  приобретает новые неизвестные ему знания, умения и качества личности, а воспитатель помогает ему в этом, управляет целенаправленно его деятельностью.

Методы и приемы работы воспитателя в лагере, прежде всего, должны быть направлены на включение детей в успешную и осознанную деятельность, на развитие их личности и умение работать в коллективе, с коллективом, на индивидуализацию социальных требований через диалогические формы занятий. Но наиболее приемлемо для детей данного возраста – диалог, однако, используются и такие формы работы:

  • групповые формы работы;
  • рейды (название выбирается в зависимости от того, что необходимо проверить);
  • работа групп актива;
  • разнообразные творческие работы воспитанников;
  • уроки творчества;
  • совместная (с активом) подготовка, проведение и анализ мероприятий;
  • создание ситуации выбора (многовариантность заданий и действий);
  • ролевые игры;
  • интеллектуальные марафоны;
  • экскурсии, поездки, походы;
  • организация выставок воспитанников;
  • конкурсы стенгазет, посвященные правилам дорожного движения, противопожарной безопасности, «Скажи «Нет» наркотикам и табакокурению».

По мнению психологов, ориентацию на успех необходимо формировать с детства. (Как правило, именно эта ситуация отсутствует у воспитанников детского дома). Позитивный психологический настрой, вера в себя, умение правильно реагировать на неудачу, целеустремленность и другие качества - все это составляющие успеха и этому необходимо учиться. Именно с этой целью мы и решили открыть лагерь по работе с воспитанниками детского дома группы риска в летний период.

Данная программа – это один из этапов работы с воспитанниами группы риска, который проводится в течение учебного года многими специалистами, как школ, так и детского дома.  С той лишь разницей, что его можно назвать «отработка практических навыков самопознания и себя как личности». Именно в лагере дети могут сами планировать, составлять, выступать, анализировать всю свою работу, работу взрослых и сверстников. Хоть летний лагерь и является небольшим (по продолжительности) периодом работы с детьми группы риска, но по объему и качеству практических занятий он не уступает всему учебному году.

Для реализации программы необходимо использовать:

а) набор психологических методик: “Автопортрет”, “Несуществующее животное”, “Опросник Басса - Дарки”, ДДО, тест описания поведения К.Томаса, методика "Личностный дифференциал", методика диагностики межличностных отношений Т.Лири, тест Люшера, тест выявления структуры темперамента В.М. Русалова, тест на целеустремленность М.Вудкока и Д. Френсиса, методика Рокича изучения ценностных ориентаций личности.

б) компьютерные варианты тестов (компьютерный класс детского дома);

в) методические пособия для проведения игр и упражнений, разработанные психологической службой детского дома;

г) фонотеку музыкальных записей, используемых на занятиях.

Методики используются для составления личностного профиля ребенка, контроля межличностных отношений в группе, контроля изменений в личности ребенка и групповой динамики.

Форма педагогической деятельности:  комплексная

Возрастная адаптированность:  воспитанники 11 – 15 лет (дети группы риска)

Сроки и этапы реализации: программа рассчитана на 21 календарный день 

с 01.06.2009 по 22.06.2009 (с учетом выходного 12.06.09)

Организационный период: 3 дня

Основной период:15 дней

  1. Учеба актива: 10 дней
  2. Показательная работа актива: 5 дней

Итоговый период: 3 дня

Прогнозируемые  результаты:

Общелагерные:

  • Задействованность широких слоев подрастающего поколения в реализации программы по развитию самоуправления в детском доме, с учетом интересов детей;
  • Реализация программы преемственности между различными возрастными группами детского дома (в лагере формируются отряды с детьми разных возрастных категорий – с 5 по 9 класс);
  • Подготовка кадров для работы в различных общественных  объединениях лагеря.

Психолого - педагогический эффект работы лагеря с воспитанниками  группы риска (личностные) выражается в:

  • Готовности ребенка видеть себя и свои отношения с людьми более точно и реалистично;
  •  Появлении или усилении интереса к осознанию и раскрытию своей индивидуальности;
  • Получении навыков преодоления сложных житейских ситуаций;
  • Раскрытии нравственных резервов личности;
  • Укреплении здоровья подрастающего поколения;
  • Получении знаний и умений в организации своей жизни и самовоспитания, самообразования, самоопределения.

Результативность по основным направлениям программы

Для того чтобы реализовать нашу программу, нам необходимо составить содержание деятельности лагеря и тематический план, которые бы включали в себя образовательные, досуговые, спортивные, тренинговые и другие мероприятия позволяющие получить знания, умения и навыки. (см. Приложение)

  1. Организационный период: 3 дня 

Цель: создание условий для адаптации воспитанника в коллективе (отряде) и лагере в целом.

Задачи: помочь воспитаннику раскрыться, познакомиться с возможностями лагеря,  друг с другом.

  1. Создание благоприятного настроя на лагерь
  2. Предъявление единых требований, условий пребывания в  лагере.
  3. Обеспечение апробирования воспитанниками различных видов деятельности
  4. Изучение индивидуальных особенностей воспитанника, его интересов
  5. Обеспечение формирования творческого отношения к делам и установки на самостоятельность
  6. Оформление отряда,  формирование органов самоуправления в отряде
  7. Знакомство воспитанников с идеей работы в лагере, содержанием, включение в игровую модель лагеря.

Результат:  

  • Формирование отношения «я – отряд», «мы – лагерь»
  • Формирование представления о лагере
  • Организация структуры отряда
  1. Первый этап:

Цель: Закрепление основных навыков, традиций, законов организационного периода, знакомство (и включение) с различными видами творческой деятельности

   Задачи:

1.Планирование деятельности в отряде

2. Включение ребенка (воспитанника) в систему самоуправления в отряде и лагере

3. Отработка навыков взаимодействия в первичном коллективе

На первом этапе (первые 10 дней) большое внимание уделяется практическим коммуникативным упражнениям, ролевым играм и диагностике. Проводятся индивидуальные беседы и групповые дискуссии, где дети учатся выражать словами свои чувства и переживания литературным русским языком. В психологических играх и упражнениях у детей формируется новый опыт общения с людьми из разных ролевых позиций, отрабатываются навыки легкого вступления в социальные контакты.

Психодиагностика позволяет заметить начальный уровень свойств характера, самооценки, самоотношения и коммуникативной эффективности детей. Для психодиагностики используются методики:

  • Тест «Лидер ли я?»;
  • Тест «Оптимист ли вы?»;
  • Тест «Как вы относитесь к критике?»
  • Тест «Уверены ли вы в себе?»
  • Тест «Границы вашей решительности»;
  • Методика исследования стилевых характеристик.

Всего первый этап программы рассчитан на 10 часов.

В результате освоения детьми первого этапа программы они получат представление о структуре человеческой личности, об основах психологии общения, об основных законах, действующих во время конфликтов и о способах преодоления этих конфликтов. Научатся применять полученные знания на практике, смогут повысить свою самооценку и приобрести уверенность, смогут самостоятельно решать свои личные социально-психологические проблемы с воспитателями, сверстниками.

  1. Второй этап: 15 дней (10+5)

Цель: создание условий для реализации творческого потенциала ребенка. Выполнение поставленных перед лагерем задач, реализация содержания лагеря.

Задачи:

  1. Дальнейшее формирование временного детского коллектива
  2. Поддержание положительного климата в отряде
  3. Включение детей (воспитанников) в разнообразные виды деятельности
  4. Развитие позитивных лидерских качеств детей
  5. Создание условий для самопознания ребенка
  6. Оздоровление детей

Учеба актива: 10 дней

На втором этапе (вторая половина работы лагеря) акцент делается на работу детей в отрядах: они учатся управлять детским коллективом (проводить физическую  зарядку, помогать организаторам в подготовке, проведении и анализе ранее запланированных мероприятий в отряде, проводят с коллективом игры и т.д.), учатся проводить общие мероприятия, линейки, рейды, делать анализ пройденного дня.

Всего второй этап программы рассчитан на 10 часов. На втором этапе программы дети могут на практике освоить большинство навыков и умений в области коммуникативной компетентности, сформируют широкий набор коммуникативных программ, приобретут устойчивую высокую самооценку, смогут овладеть навыками экспресс и более длительного снятия стресса, будут способны легко включаться в общение с другими людьми и применять полученные социально-психологические знания в будущей жизни. Могут научиться планировать свои и групповые  дела на день, выступать на сцене, делать анализ.

На втором этапе работы воспитатели оценивают работу детей (на заранее приготовленном «Экране успешности». Выполнения своих обязанностей отмечаются цветом:

  • красным (с обязанностями справился «успешно»);
  • синим (с обязанностями справился «хорошо»);
  • зеленым (с обязанностями справился «удовлетворительно»).

Обычно дети справляются с возложенными на них обязанностями, и поэтому на экране не должно быть цветов, которые бы обозначали плохое выполнение работы. Заполняется этот экран в течение всей второй половины работы лагеря на каждого ребенка в отдельности, это дает шанс каждому ребенку продемонстрировать все свои возможности, а воспитателям раскрыть ранее не замеченные способности у детей.

В конце работы лагеря подсчитываются цвета и дети, которые набрали больше красного цвета, выходят в финальную игру «ШИК» – она является экзаменом для детей прошедших программу  лагеря  (количество детей не ограничено, но должно быть больше 3). По правилам этой игры дети должны пройти тестирование подтверждающее наличие комплекса лидерских качеств у детей, провести зачетное открытое мероприятие (любая форма), участвовать в интеллектуальном марафоне.

Оценивает игру почетное жюри (воспитатели).

Результатами всей программы является стимуляция саморазвития детей, которая поможет им сформировать способность управлять текущими событиями, выстраивать хорошие и открытые отношения с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды, воспринимать жизнь во всей своей красе.

Конкретным результатом осуществляемой программы может быть “взрослость” человека так, а именно как целостность личности, не имеющей функциональной определенности и функциональных ожиданий по отношению к другим людям, а имеющей только потребность в отношениях с ними, причем распространяющееся и на всех взрослых независимо от того, как и что они ему сделали. Такая сверхзадача, конечно, невозможна без активного участия самого ребенка.

Показательная работа актива: 5 дней

  1. Итоговый период: 3 дня

Цель: создание условий для закрепления  ЗУНов, приобретенных в течение нахождения в лагере, подведение итогов работы и определение перспектив на дальнейшую деятельность.

Задачи:

  1. Подведение итогов работы системы личностного роста
  2. Создание личного банка опыта  и идей, приобретенных в лагере
  3. Диагностика приобретенных во время пребывания в лагере  ЗУНов .

Оценка эффективности:

Программа работы лагеря с воспитанниками детского дома группы риска предоставляет возможность повысить индивидуальные коммуникативные умения, увеличить набор альтернативных видов поведения, научиться чуткости к собственным и чужим потребностям, укрепить свою самоидентичность и наметить направление будущего развития, повысить свою самооценку и чувство собственного достоинства. Все эти возможности способствуют адаптации и более “мягкому” прохождению этапов социализации воспитанниками.

Являясь моделью реальных социальных отношений, группа, в которой работают участники программы, создает условия, в которых взаимодействие участников друг с другом оказывает такое же воздействие на индивидуальные установки и поведение каждого, какое можно наблюдать и в повседневной жизни. А вновь приобретенные умения, опыт переживаний, полученные в искусственно созданной ситуации, могут легко и естественно переноситься потом как в школьный, так и во внешний мир.

В игровом пространстве процессы являются обратимыми, а само оно в целом - более контролируемым и управляемым, чем пространство реальной жизни, что предоставляет детям широкие возможности для эксперимента и выработки оптимальной стратегии поведения в каждом конкретном случае.

Еще одним преимуществом такой формы работы является возможность получения каждым участником обратной связи. Человек получает широкий спектр мнений, что само по себе уже является важным фактором в развитии личности. Значимые реакции других оказывают влияние на его оценку своих установок и поведения, облегчают разрешение межличностных конфликтов вне группы.

Психодиагностика, используемая для определения эффективности нашей работы, позволяет заметить начальный уровень свойств характера, самооценки, самоотношения и коммуникативной эффективности детей и на завершающем этапе. Для психодиагностики используются методики:

  • Тест «Лидер ли я?»;
  • Тест «Оптимист ли вы?»;
  • Тест «Как вы относитесь к критике?»
  • Тест «Уверены ли вы в себе?»
  • Тест «Границы вашей решительности»;
  • Методика исследования стилевых характеристик.

Одним из важнейших критериев, позволяющих определить эффективность работы лагеря, является уровень развития временно созданного коллектива и отношений всех участников лагеря, его социально-психологический климат.

Список использованной литературы:

  1. Бочкарев В., Опалихин В. Школьное самоуправление в вопросах и ответах // Воспитание школьников. – 1995. - № 3, 4

  1. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или Несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами: Книга для старшеклассников. – М., 1991 г.

  1. Жирякова А.А. Несколько слов об ученическом совете.// Классный руководитель – 2001 г. - № 2.

  1. Крайг Г. Психология развития (7-е международное издание). СПб. «ПИТЕР». 2000 г.

  1. Пишумов Я. «Это улица моя», «Детская литература», 1971 г.

  1. Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе - М.,  центр «Педагогический поиск», 2000 г.

  1. Серяков И. «Законы улиц и дорог», Москва, ДОСААФ, 1971 г.

  1. Серяков И. «Дорожная грамота», Саратов, 1971 г.

  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Москва «Владос». 1996 г.

  1. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения /под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколова. Пед. общество России, М., 1999 г.

Основное содержание деятельности лагеря

        Детский  лагерь  «ШИК»  по работе с воспитанниками детского дома группы риска предполагается проводить в период летних каникул в течение 21 дня.

Для того чтобы реализовать нашу программу, нам необходимо составить содержание деятельности лагеря и тематический план, которые бы включали в себя образовательные, досуговые, спортивные, тренинговые и другие мероприятия позволяющие получить знания, умения и навыки.

Программа строится по принципу блоков.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ - организация бесед, встреч, групповых и индивидуальных исследований, психотехнологии. Детям в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей транслируется информация о творческом потенциале человека.

Режим работы лагеря предположительно должен быть следующим:

РЕЖИМ РАБОТЫ

лагеря с воспитанниками детского дома

при государственном образовательном учреждении

«Детский дом №4 г. Усинска»

с 01.06.2009 года по 21.06.2009 года

Время

Девиз режима работы

Режим работы

8.00 - 8.10

Солнышко встает спать ребятам не дает

Прием детей

8.10 - 8.25

Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку

Утренняя зарядка

8.30 - 9.00

Что ты ходишь такой грустный? Ждешь в столовой завтрак вкусный!

Завтрак

9.00 - 12.00

Лишь заслышим зов игры, быстро  на улицу выбежим мы. Ждет нас много забав интересных, соревнований, тренингов чудесных

Тренинговые занятия

12.00-12.30

Нас столовая зовет, суп отличный и компот!!!

Обед

12.30-14.00

Если ты час посвятишь, сей отряду, будут все рады!

Воспитательный час /спортивный час (по плану)

14.00

За день мы устали очень, скажем всем: «До скорой встречи!»

Завершение дня

Учебно-тематический план работы актива

Тема

Цели

Основное содержание

Количество часов

Всего (практика)

1

Знакомство детей друг с другом

Цель:

1.Выявление лидерских способностей;

2.Определение уровня адаптируемости детей в разновозрастном коллективе.

Тест «Лидер ли я?»

Психологическая игра «Адаптация»

Игры на выявление лидера

Методика исследования стилевых характеристик.

Стиль лидера.

3

2.

Формиро-вание детского коллектива

Цель:

  1. создание социально-педагогических условий для формирования умения работать бесконфликтно в новом коллективе;
  2. формирование творческой позиции ребенка, посредством освоения модели жизни, основанной на творчестве и сотворении себя с помощью работы в коллективе и через коллектив

Работа с группой.

Игры для создания команд, коллективов.

Конфликт и как себя вести.

Организуй себя сам.

Чемодан лидера (комплекс ролевых упражнений)

Как провести беседу. Как говорить. Как слушать.

Тесты «Оптимист ли вы?», «Как вы относитесь к критике?», « Уверены ли вы в себе?»

Чемодан лидера (комплекс ролевых упражнений)

Микроигра «Киностудия»

Как подготовить выступление.

Стресс и борьба с ним.

Психологическая игра «Зеркало», «Скульптор и глина»

Игры «Телеграмма», «Ты - мое зеркало»;

Чемодан лидера (комплекс ролевых упражнений)

10

3

Закрепле-ние пройден-ного материала

Цель:

  1. выявить уровень интереса к осознанию и раскрытию своей индивидуальности;
  2. оценить уровень полученных знаний и умений в организации своей жизни и самовоспитания

Самостоятельные занятия:

  • Расскажи о своем отряде

а) с помощью слов;

б) с помощью мимики;

в) с помощью жестов.

  • Найди по описанию человека:

а) где указаны только черты характера;

б) пол;

в) рост;

г) внешние данные

  • Проведи игру
  • Проведение релаксации

4

4

Финальная игра «ШИК»

Цель:

  1. определить готовность ребенка видеть себя и свои отношения с людьми более точно и реалистично;

определение меры ответственности ребенка за организацию жизнедеятельности своего коллектива

Игра «ШИК»

1

Всего

18

МОДЕЛЬНО-ИГРОВОЙ - организация практико-значимых дел, которые не только имитируют модели творческого поиска и процесса, но и создают условия для освоения новых социальных ролей, статусов, позиций. Через игровую деятельность апробируется приобретенная и усвоенная ребенком информация. Игровая деятельность позволяет адекватно соотносить в практике каждого дня поставленные цели и средства их осуществления и сформировать личностную готовность к творческой реформации.

АНАЛИТИКО-ПРОЕКТИРУЮЩИЙ - организация линеек по анализу дел и личностного участия в делах, изменений потребностной, мотивационной и ценностной сфер личности. Самоанализ, вопросы, выдвигаемые перед самим собой, создают участнику программы возможность выявить базис моделей активной творческой жизнедеятельности.

Структура программы

  1. Организационный период: 3 дня 

Цель: создание условий для адаптации воспитанника в коллективе (отряде) и лагере в целом.

Задачи: помочь воспитаннику раскрыться, познакомиться с возможностями лагеря,  друг с другом.

  1. Создание благоприятного настроя на работу в лагере
  2. Предъявление единых требований, условий пребывания в  лагере.
  3. Обеспечение апробирования воспитанниками различных видов деятельности
  4. Изучение индивидуальных особенностей воспитанника, его интересов
  5. Обеспечение формирования творческого отношения к делам и установки на самостоятельность
  6. Оформление отряда,  формирование органов самоуправления в отряде
  7. Знакомство воспитанников с идеей работы лагеря, содержанием, включение в игровую модель лагеря.

Результат:  

  • Формирование отношения «я – отряд», «мы – лагерь»
  • Формирование представления о лагере
  • Организация структуры отряда

Основные мероприятия данного этапа:

  • Регистрация, анкетирование
  • Знакомство в отряде – (игра «Кто ты мой  друг?», игры – знакомства)
  • Выбор органов самоуправления, планирование, общий сбор
  • Учеба подростков
  • Линейка
  1. Первый этап:

Цель: Закрепление основных навыков, традиций, законов организационного периода, знакомство (и включение) с различными видами творческой деятельности.

   Задачи:

1.Планирование деятельности в отряде

2. Включение ребенка (воспитанника) в систему самоуправления в отряде и лагере

3. Отработка навыков взаимодействия в первичном коллективе

На первом этапе (первые 10 дней) большое внимание уделяется практическим коммуникативным упражнениям, ролевым играм и диагностике. Проводятся индивидуальные беседы и групповые дискуссии, где дети учатся выражать словами свои чувства и переживания литературным русским языком. В психологических играх и упражнениях у детей формируется новый опыт общения с людьми из разных ролевых позиций, отрабатываются навыки легкого вступления в социальные контакты.

Психодиагностика позволяет заметить начальный уровень свойств характера, самооценки, самоотношения и коммуникативной эффективности детей. Для психодиагностики используются методики:

  • Тест «Лидер ли я?»;
  • Тест «Оптимист ли вы?»;
  • Тест «Как вы относитесь к критике?»
  • Тест «Уверены ли вы в себе?»
  • Тест «Границы вашей решительности»;
  • Методика исследования стилевых характеристик.

Всего первый этап программы рассчитан на 10 часов.

В результате освоения детьми первого этапа программы они получат представление о структуре человеческой личности, об основах психологии общения, об основных законах, действующих во время конфликтов и о способах преодоления этих конфликтов. Научатся применять полученные знания на практике, смогут повысить свою самооценку и приобрести уверенность, смогут самостоятельно решать свои личные социально-психологические проблемы с воспитателями, сверстниками.

  1. Второй этап: 15 дней (10+5)

Цель: создание условий для реализации творческого потенциала ребенка. Выполнение поставленных перед лагерем задач, реализация содержания лагеря.

Задачи:

  1. Дальнейшее формирование временного детского коллектива
  2. Поддержание положительного климата в отряде
  3. Включение детей (воспитанников) в разнообразные виды деятельности
  4. Развитие позитивных лидерских качеств детей
  5. Создание условий для самопознания ребенка
  6. Оздоровление детей

Учеба актива: 10 дней

На втором этапе (вторая половина работы лагеря) акцент делается на работу детей в отрядах: они учатся управлять детским коллективом (проводить физическую  зарядку, помогать организаторам в подготовке, проведении и анализе ранее запланированных мероприятий в отряде, проводят с коллективом игры и т.д.), учатся проводить общие мероприятия, линейки, рейды, делать анализ пройденного дня.

Всего второй этап программы рассчитан на 10 часов. На втором этапе программы дети могут на практике освоить большинство навыков и умений в области коммуникативной компетентности, сформируют широкий набор коммуникативных программ, приобретут устойчивую высокую самооценку, смогут овладеть навыками экспресс и более длительного снятия стресса, будут способны легко включаться в общение с другими людьми и применять полученные социально-психологические знания в будущей жизни. Могут научиться планировать свои и групповые  дела на день, выступать на сцене, делать анализ.

На втором этапе работы воспитатели оценивают работу детей (на заранее приготовленном «Экране успешности». Выполнения своих обязанностей отмечаются цветом:

  • красным (с обязанностями справился «успешно»);
  • синим (с обязанностями справился «хорошо»);
  • зеленым (с обязанностями справился «удовлетворительно»).

Обычно дети справляются с возложенными на них обязанностями, и поэтому на экране не должно быть цветов, которые бы обозначали плохое выполнение работы. Заполняется этот экран в течение всей второй половины работы в лагере на каждого ребенка в отдельности, это дает шанс каждому ребенку продемонстрировать все свои возможности, а воспитателям раскрыть ранее не замеченные способности у детей.

В конце смены подсчитываются цвета и дети, которые набрали больше красного цвета, выходят в финальную игру «ШИК» – она является экзаменом для детей прошедших программу  лагеря  (количество детей не ограничено, но должно быть больше 3). По правилам этой игры дети должны пройти тестирование подтверждающее наличие комплекса лидерских качеств у детей, провести зачетное открытое мероприятие (любая форма), участвовать в интеллектуальном марафоне.

Оценивает игру почетное жюри (воспитатели).

Результатами всей программы является стимуляция саморазвития детей, которая поможет им сформировать способность управлять текущими событиями, выстраивать хорошие и открытые отношения с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды, воспринимать жизнь во всей своей красе.

Основные мероприятия данного этапа:

  • Организация органов самоуправления
  • Тестирование и анкетирование
  • Работа отрядов
  • Интеллектуальные игры
  • Подвижные игры
  • Поход в лес, спортивные состязания, беседы о здоровье
  • Занятия с подростками
  • Линейки

Конкретным результатом осуществляемой программы может быть “взрослость” человека так, а именно как целостность личности, не имеющей функциональной определенности и функциональных ожиданий по отношению к другим людям, а имеющей только потребность в отношениях с ними, причем распространяющееся и на всех взрослых независимо от того, как и что они ему сделали. Такая сверхзадача, конечно, невозможна без активного участия самого ребенка.

Показательная работа актива: 5 дней

  • КТД
  • Конкурс рисунков (в зависимости от тематики)
  • Спортивные мероприятия, проводимые воспитателями и детьми
  • Выездные экскурсии (организация воспитателями и детьми игр на свежем воздухе и в автобусе).
  • Тематические беседы, экскурсии
  • Линейки

  1. Итоговый период: 3 дня

Цель: создание условий для закрепления  ЗУНов, приобретенных в течение нахождения в лагере, подведение итогов работы и определение перспектив на дальнейшую деятельность.

Задачи:

  1. Подведение итогов работы системы личностного роста
  2. Создание личного банка опыта  и идей, приобретенных в лагере
  3. Диагностика приобретенных во время пребывания в лагере ЗУНов .

 Основные мероприятия данного этапа:

  • КТД «День правды», «День фотографии»
  • Совместное оформление альбома
  • Линейки
  • Закрытие лагерной смены

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ «Детский дом №4» г. Усинска

_________С.В.Лунгу

___________2009 год

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

воспитательной работы

лагеря

при ГОУ «Детский дом №4» г. Усинска

Цель - организация летнего отдыха воспитанников детского дома  группы риска   в летний   период, создание условий для реализации их творческого потенциала.

Задачи:

  1. Организация общественно-полезной занятости несовершеннолетних  в каникулярный период.
  2. Создание условий для развития физической культуры и спорта воспитанников.
  3. Включение воспитанников в разнообразные виды деятельности.
  4. Развитие лидерских качеств воспитанника.
  5. Создание условий для самопознания, самоопределения и  самосовершенствования  воспитанников.
  6. Профилактика детской безнадзорности в каникулярное время.
  7. Развитие и укрепление связей детского дома, общественности, учреждений дополнительного  образования детей, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха, занятости подростков группы риска.
  8. Методическое обеспечение разнообразных форм отдыха и оздоровления детей в каникулярный   период.

Дата

Девиз недели

Мероприятие

Цель

Ответствен-ные

01.06.08

«Дружить всегда,

Дружить везде.

Дружить с улыбкой на лице!

  • Общегородское мероприятие посвященное  «Дню защиты детей»
  • Тренинг: «А давайте познакомимся!»
  • Линейка
  • Анализ дня

Организационный период

  1. Регистрация, анкетирование детей
  2. Знакомство с режимом дня
  3. Организовать работу клубов

(на неделю)

  1. Выбор органов самоуправления, провести планирование работы на неделю.
  2. Провести учебу  актива
  3. Проведение (ежедневно) линейки

городское мероприятие

Воспитатели

Педагог-организатор

02.06.09

  • Медосмотр
  • Отрядное дело (название отряда, девиз, эмблема)
  • Посещение бассейна.
  •  «Дорожный марафон»
  • Линейка
  • Учеба актива
  • Анализ дня

Мед.работник

Воспитатели,

Инструктор по физ-ре

Педагог-организатор

Педагог-организатор

Педагог-организатор

03.06.09

  • Подготовка к открытию лагеря (в отрядах)
  • Пешеходная экскурсия по городу. Тема «Город, который мы любим»
  • Интеллектуальный марафон «Коми Земля»
  • Линейка
  • Учеба актива
  • Анализ дня

Воспитатели

Воспитатели

Педагог-организатор

Педагог-организатор

04.06.09

-      «Зажигай» – открытие  смены.

  • « Лес музыкальных талантов» – поход в лес.
  • Отчет о проделанной работе за прошедшую неделю
  • Анализ дня

Основной период

Учеба актива

  1. Организация органов самоуправления
  2. Провести тестирование и анкетирование детей
  3. Организовать работу клубов
  4. Проведение занятий с детьми
  5. Проведение детьми зарядки

Педагог-организатор

Воспитатели

Руководитель лагеря

05.06.09

«Тот, кто курит или пьет, с нами дружно не живет»

  • Конкурс рисунков «Мы против табакокурения!!!»
  • «Как тебе живется, друг?» (конкурс рисунков)
  • « Под громкие аплодисменты…» Игра, направленная на выявление талантов у детей.
  • Линейка  
  • Учеба актива
  • Анализ дня

  1. Научить детей анализировать свою и коллективную работу за определенный период (день, неделя и т.д.)
  2. Организация

интеллектуальных, спортивных, подвижных игр,

  1. Организация похода в лес.
  2. Организация и проведение тематических бесед
  3. Проведение занятий с детьми

Педагог-организатор, Воспитатели

Педагог-организатор

Педагог-организатор

06.06.09

  • Посещение бассейна
  • « Нотаискатели»
  • Линейка
  • Учеба актива
  • Анализ дня

Инструктор по физ-ре

Педагог-организатор

08.06.09

  • «Угадай мелодию»
  • «Помоги себе сам: вредным привычкам скажем «НЕТ»
  • Линейка
  • Учеба актива
  • Анализ дня

Педагог-организатор

Воспитатели

Педагог-организатор

09.06.09

  • Посещение бассейна
  • «Оранжевый день»
  • Помоги себе – узнай себя! (Тренинговые занятие)
  • Линейка
  • Учеба актива
  • Анализ дня

Инструктор по физ-ре

Педагог-организатор Воспитатели

Педагог-организатор

Педагог-организатор

10.06.09

11.06.09

  • Беседа «Скажи «Нет» наркотикам»
  • «Мы за здоровый образ жизни» (спортивные соревнования)
  • Беседа с социальным педагогом
  • Линейка
  • Работа актива
  • Анализ дня

Воспитатели

Педагог-организатор

Соц. педагог

Педагог-организатор

  • «Я – гражданин России»
  • Линейка
  • Работа актива
  • Отчет о проделанной работе за прошедшую неделю

Педагог-организатор

Руководитель лагеря

13.06.09

Если не поленимся сейчас, будет праздник лучше всех у нас. Вместе с отрядом сил не жалей: пой, тан-цуй и клей»

  • Посещение бассейна
  •  «Любовь с первого взгляда»
  • Линейка
  • Работа актива
  • Анализ дня

Инструктор по физ-ре

Педагог-организатор

Воспитатели

Педагог-организатор

15.06.09

  • «День рождение Дома»
  • Линейка
  • Работа актива
  • Анализ дня

Педагог-организатор

16.06.09

  • Посещение бассейна
  • «Миски»
  • Линейка  
  • Работа актива
  • Анализ дня

Инструктор по физ-ре

Педагог-организатор Воспитатели

Педагог-организатор

17.06.09

  •  « Воспитатель + воспитанник»
  •  «Что ты хочешь от жизни?» (учеба актива)
  • Линейка  
  • Работа актива
  • Анализ дня

Основной период

Показательная работа актива

  1. Организация и проведение совместно с детьми КТД, конкурсов рисунков (согласно ранее заданной тематике)
  2. Помощь в разработке и проведении детьми спортивных мероприятий
  3. Организация выездных экскурсий (организация воспитателями и детьми игр на свежем воздухе и в автобусе).
  4. Организация и проведение тематических бесед,
  5. Проведение детьми зарядки и линейки

Педагог-организатор

  •  «Поиски зарытых тайн» (Поиски клада)
  • «Научись расслабляться» (Тренинговые занятия)
  •  Отчет о проделанной работе за прошедшую неделю

Педагог-организатор

Воспитатели

Педагог-организатор

Руководитель лагеря

18.06.09

  •  Экскурсия в с.Колва
  • Линейка
  • Работа актива
  • Анализ дня

Руководитель лагеря

Педагог-организатор

19.06.09

  • Посещение бассейна

  • Линейка
  • Работа актива
  • Анализ дня

Инструктор по физ-ре

 Педагог-организатор

  • «А ну-ка, малыши» (спортивные соревнования для самых маленьких ребят)
  • «Мисс лето-2009»
  • Анализ дня

Педагог-организатор, Воспитатели

Педагог-организатор

20.06.09

  • Подготовка к закрытию лагеря
  • «А вам слабо?» (результаты мед.осмотра детей)
  • «День ужасов»
  •  «Чем мы можем поделиться с другими лагерями?» (подведение итогов)
  • Линейка
  • Работа актива
  •  «Слет друзей» – закрытие сезона
  • Линейка
  • Работа актива
  • Анализ дня

Итоговый период:    

  1. Организация, проведение и анализ самими детьми  КТД «День ужасов», «День бантиков», «Слет друзей»
  2. Совместно с детьми оформить альбом лагерной смены
  3. Проведение детьми зарядки и линейки
  4. Проведение беседы «Что было интересно, и что бы ты предложил еще?»

Воспитатели

Мед. работник

Педагог-организатор

Воспитатели

Руководитель лагеря, Педагог-организатор

Педагог-организатор

Руководитель лагеря;

Педагог-организатор

22.06.09

  • «День бантиков»
  • Игра «ШИК»
  • Награждение лучших ребят.
  • Оформление альбома.

Педагог организатор

Воспитатели

Механизм реализации программы

  1. Подготовительный этап:

Общелагерный:

  • Формирование предварительных списков участников лагеря (по заявлению социального педагога, педагога-психолога)
  • Выбор помещения для проведения лагеря, подбор руководителей, программ, специалистов и заключение с ними договоров по реализации основных направлений деятельности;
  • Подготовка помещения  лагеря по санитарно-гигиеническим требованиям;
  • Подготовка материальной базы (места нахождения) в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;
  • Проведение противопожарных мероприятий;
  • Разработка программы лагеря;
  • Формирование детских отрядов.

Педагогический:

  • Разрабатывает все направления деятельности, продумывает, каким образом максимально быстро включить воспитанников в жизнь лагеря, игровую ситуацию;
  • Продумывает систему стимулирования, учитывая возрастные, индивидуальные и коллективные усилия участников и т.д.;
  • Через работу органов самоуправления, творческих групп определяет правила игр, конкурсов и т.д., ритуалы награждения;
  • Продумывает систему диагностики подростков и анализа собственной деятельности,
  1. Реализация программы
  • Проведение лагерной смены в соответствии с режимом дня;
  • Общелагерные дела (1 половина дня);
  • Отрядные дела (2 половина дня);
  • Питание (двухразовое);
  • Подготовка аналитических материалов по итогам завершения работы;
  • Корректировка программы для будущих смен с учетом результатов аналитической деятельности.

Обеспечение программы.

1. Методическое обеспечение.

Для реализации программы необходимо использовать:

а) набор психологических методик: “Автопортрет”, “Несуществующее животное”, “Опросник Басса - Дарки”, ДДО, тест описания поведения К.Томаса, методика "Личностный дифференциал", методика диагностики межличностных отношений Т.Лири, тест Люшера, тест выявления структуры темперамента В.М. Русалова, тест на целеустремленность М.Вудкока и Д. Френсиса, методика Рокича изучения ценностных ориентаций личности.

б) компьютерные варианты тестов;

в) методические пособия для проведения игр и упражнений, разработанные психологической службой школы;

г) фонотеку музыкальных записей, используемых на занятиях.

Методики используются для составления личностного профиля ребенка, контроля межличностных отношений в группе, контроля изменений в личности ребенка и групповой динамики.

Рекомендуемые мероприятия:

  • «Зажигай!» – открытие лагерной смены;
  • «Под громкие аплодисменты…» (игра, направленная на выявление определенных лидерских способностей у детей);
  • Конкурс на самый веселый отряд (выявление коммуникативных способностей у детей);
  •  «Поиски зарытых тайн» (проводит педагог – организатор)
  • «День ужасов» (помимо развлекательных моментов, мероприятие направлено на борьбу со  стереотипом нечистой силы);
  • «Игра «ШИК» (цель данной игры - выявить уровень подготовки актива по программе лагеря за период с 1 по 22 июня);
  • «Слет друзей» (закрытие лагеря, подведение итогов работы актива, награждение победителей).

Материально - техническое обеспечение.

Учеба актива будет проходить успешно при наличии:

а) зала размером не менее 25 м. кв.; б) в зале должен быть палас, мягкие стулья, настенная доска для записей,  комбинированное освещение, которым можно было бы управлять по желанию тренера; г) музыкальный центр с дистанционным управлением – 1 шт.; д) компьютер 1 шт; е) аудио - и видеокассеты – 10 шт.; ж) цветные карандаши  - 30 кор., краски  - 20 кор.,  фломастеры – 20 кор., ручки шариковые – 60 шт., простые карандаши – 60 шт.,  ножницы – 10 шт., клей 30 шт.,  кисточки – 60 шт; з) бумага формата А-1  - 1 уп., А-4 – 15 шт, тетради ученические – 60 шт; и) телевизор с видеомагнитофоном – 1 шт.; к) призы – (100 шт); л) спортивный инвентарь

Кадровое обеспечение

Руководитель (начальник лагеря)  - 1

Педагог-организатор – 1

Воспитатели  – 6

Инструктор  по физической культуре - 1

Функциональные обязанности педагогического состава лагеря

Руководитель (начальник) лагеря:

  1. организует сферу быта лагеря;
  2. осуществляет контроль за качеством питания и обслуживания в столовой, за соблюдением оздоровительного режима с учетом необходимости пребывания детей на открытом воздухе;
  3. создает условия необходимые для активных занятий в объединениях, оздоровительной работы;
  4. совместно с воспитателями проводит работу по созданию благоприятной, доброжелательной атмосферы;
  5. проводит инструктированные совещания – планерки с воспитателями.
  6. осуществляет связь со всеми службами лагеря, следит за выполнением правил внутреннего распорядка, несет ответственность за жизнь и безопасность детей.

Педагог-организатор:

  1. несет ответственность за жизнь и безопасность детей;
  2. разрабатывает и проводит воспитательные мероприятия с учетом возраста детей, специфики направления;
  3. проводит индивидуальную работу с детьми, углубляет их практические знания, максимально использует естественные факторы природы для оздоровления детей;
  4. в содружестве и в сотворчестве руководит органами детского самоуправления.

Воспитатель:

  1. несет ответственность за жизнь и здоровье детей;
  2. разрабатывает и проводит внутреотрядные дела с учетом возраста детей, специфики направления;
  3. совместно с детьми организует конкурсы, выставки;
  4. принимает участие во всех ранее запланированных  общелагерных мероприятиях;
  5. проводит индивидуальную работу с детьми своего отряда, углубляет их практические знания, максимально использует естественные факторы природы для оздоровления детей;
  6. в содружестве и в сотворчестве руководит органами  самоуправления.

Инструктор  по физической культуре:

  1. всесторонне укрепляет здоровье, физически развивает и закаливает детей;
  2. проводит ежедневные зарядки, разнообразные спортивные мероприятия, организует походы;
  3. несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

Вы должны кем – то стать прежде, чем

сможете что – то сделать, и что – то сделать

прежде, чем сможете что – то получить.

                                                З. Зиглар

Логика развития лагеря с воспитанниками группы риска

Концепция отрядной работы.

Структура отрядной работы:

  1. Цель - что Вы хотите воспитать и развить в конкретном ребенке?
  2. Задачи
  • Диагностическая
  • Научить ребенка
  • Возможности для реализации…
  • Перспектива (где может применить в дальнейшем)
  1. Предполагаемый результат.
  2. Игровая модель отряда.
  3. Система самоуправления в отряде
  4. Система стимулирования в отряде и личностного роста ребенка.
  5. Система анализа: диагностики в соответствии с целями, структуры анализов дня.
  6. Оформленный организационный период (формы работы с детьми в развернутом виде)
  7. Отрядные дела в соответствии с планом.

Закономерности возрастного развития ребенка.

Развитие детей среднего возраста (11 лет):

Характерные особенности –

  • Стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек;
  • Энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны;
  • Нуждаются в постоянной деятельности, любят коллективные игры;
  • Вспыльчивы, эмоциональны, шумны, спорят;
  • Боятся поражений, чувствительны к критике;
  • Интересы постоянно меняются;
  • Мнение группы более важно и значимо, чем мнение взрослых;
  • В контакт вступают легко, но склонны к конфликтам со сверстниками, взрослыми;
  • Стремятся испытать себя в активной деятельности;
  • Выполняют легко и охотно поручения
  • Не увлекают далекие цели, перспективы, неконкретные поручения, отвлеченные беседы
  • Неудача вызывает резкую потерю интереса к делу.

Советы воспитателю –

  • Поощрять детей и хвалить
  • Организовывать коллективные, подвижные игры, занятия по интересам
  • Пробуждать интерес к делу
  • Стремиться обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей.

Развитие подростков (12-14 лет):

Характерные особенности -

  • Испытывают внутреннее беспокойство
  • Антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга
  • Мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых
  • Дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета
  • Стремятся к соревновательности
  • Подчиняют свои интересы мнению команды
  • Сопротивляются критике
  • Появляется интерес к «заработку»
  • Отчуждение от взрослых
  • Стремление утвердить свою самостоятельность
  • Остро ощущается потребность в активной деятельности
  • Горячий энтузиазм, но быстро гаснет, если не подкреплять конкретными действиями, не претворится в какое-либо действие
  • Формируется собственная точка зрения на взаимоотношения с людьми, на моральные требования и оценки
  • Развивается самооценка, стремление определить свое место среди сверстников
  • Не принимают на веру все, что слышат от взрослых
  • Способны противостоять влиянию окружающих, воздействовать на сверстников.

Советы воспитателю –

  • Проводить коллективные игры, стремиться помочь воплотить детские идеи в жизнь
  • Использовать общий энтузиазм при выполнении порученных заданий
  • Воздействовать опосредованно - через друзей, неформальных лидеров, рассказ о своих проблемах, демонстрацию различных вариантов поведения и его результатов.  

Развитие старших  подростков (15 лет):

Характерные особенности –

  • Ориентация на мир взрослых
  • Достижение личностного самоопределения
  • Стремление утвердится в мире взрослых индивидуально
  • Желание поставить себя в позицию взрослого
  • Стремление проявлять мужество, смелость
  • Наблюдается беспокойство о своей внешности
  • Растет социальная активность
  • Появляется стремление к достижению независимости
  • Происходит выбор будущей профессии
  • Появляются крайности в поведении («Я знаю все», «Я ничего не умею»)
  • Возникают интимные, эмоциональные отношения между юношами и девушками
  • Проявляется желание понять себя, отвечать за себя, общее дело
  • Проявляется сознательное желание принести благо другим людям

Советы воспитателю –

  • Оказывать помощь подросткам в принятии их своими сверстниками
  • Построить руководство коллективом так, чтобы оно было без лишнего вмешательства и давления со стороны взрослого
  • Создавать необходимые условия для самореализации подростков
  • Вовлекать в активную деятельность

Избегать панибратства – сохранять педагогическую позицию

Методики работы с группой в организационный период:

  • Игровая деятельность.

Игра – это специально созданная ситуация для достижения определенных целей.

Выделяют классификацию игр:

  1. Игры на знакомство
  2. Игры с залом
  3. «Энерджайзеры»
  4. Игры на взаимодействие – (тактильный контакт, экстремальные ситуации), сплочение
  5. Тихие игры
  6. Ролевые игры
  7. Интеллектуальные игры
  8. Спортивные игры
  9. Игры на выявление лидеров, интересов.

Этапы проведения игры:

  • Цель
  • Легенда игры  - история, отвечающая на вопрос «Зачем нужно выполнять следующие действия?»
  • Четко предъявить правила игры
  • Игровые действия постоянно сопровождаются комментариями ведущего
  •  Подведение итогов
  • Анализ игры

  • Хозяйственный сбор (Хоз. Сбор)

Цель: предъявление обязательных  бытовых и хозяйственных требований.

Задачи:

  1. Включение детей в деятельность, которая способствует закреплению хозяйственных и бытовых требований
  2. Принятие детьми норм и требований пребывания в лагере
  3. Выбор «совета хозяев»

Этапы:

Ритуал встречи

Рассказ о месте проживания в детском доме

Предъявление норм жизнедеятельности в творческой форме:

А) о дежурстве в отрядных комнатах; о ежедневной чистоте помещений

Б) каждый несет персональную ответственность за имущество

В) о чистоте территории, помещения

правила посещения столовой

Д) рассказать о режиме дня

Е) знакомство с каждой службой лагеря

Принятие данных законов и правил быта.

Малые формы работы (МФР) 

– организация деятельности в отряде, с небольшой группой человек.

Цель – создание условий для сплочения коллектива, диагностики определенных знаний, умений, навыков ребят.

«МФР – малая форма работы с детьми - необычные дела, где ярко проявляются творческие натуры, лидеры. Эти дела помогают ребятам самоутвердиться»  

Выделяют  классификацию МФР:

  1. Художественно-эстетические
  2. Социально-значимые (направлены на поиск решения социально-значимых проблем)

Особенности МФР:

  1. Обязательно должен присутствовать ритуал открытия.
  2. Участники делятся  на группы. Группы должны быть разнополыми, приемы деления на группы разнообразны:
  • «пазлы»;
  •  по цвету;
  • по дням рождения;
  • лидеры сами набирают команды (спортивный);
  • организатор сам разбивает ребят на группы;
  •  др.
  1. Определяется минимум времени на подготовку задания (до 7 минут).
  2. Принцип эстафеты.
  3. Импровизация и фантазия.
  4. Поддержание веселой, непринужденной атмосферы.

Технология проведения МФР:

  • постановка задач
  • подготовительный этап: общая сюжетная линия, содержание, оформление, продумать   разбивку на микрогруппы, стартовую беседу, итог, роль помощников;
  • ритуал открытия, разбивка на группы;
  • раздача творческих заданий;
  • демонстрация заданий;
  • итоги и награждение;
  • анализ и последствия.

Пример разработки МФР:

      1.        Постановка задачи – выявление  интересов группы, лидеров группы, сплочение  коллектива;

      2. Рассказ,  разыгрывание легенды.

      3.  Деление на группы с использованием приема «пазлы»;

        4. Раздача творческих заданий - поиск записок с испытаниями, где обосновывается действие каждого испытания – зачем это нужно делать?

- построить памятник, отражающий название и отличительные особенности своей группы;

- «путаница»;

- «зоопарк»;

- «танцы - минус»;

- «прорыв»;

- «комплименты»;

- «тодес»

     5.          Подведение итогов и награждение;                                                                                                                                                                                      

Анализ МФР воспитателями и детьми.

  • «Огонек»

- форма аналитической деятельности,  подведения итогов,  используется как форма тренинга.

Выделяют разновидности огоньков:

  • Огонек знакомств
  • Огонек орг. периода
  • Огонек анализ дела
  • Тематический огонек
  • Прощальный огонек
  • Огонек анализ дня

Огонек знакомств.

Цель – создание условий для формирования у ребенка представления об отряде и о себе в этом отряде.

Задачи:

  • Создание атмосферы доверия
  • Сплочение отряда
  • Выявление  индивидуальных особенностей детей

Особенности огонька знакомств:

  • Легенда
  • Творческая форма проведения огонька
  • Обязательное художественное и музыкальное оформление
  • Традиции и/или ритуалы (свечка, фонарик, какое-либо действие, направленное на создание атмосферы доверия на огоньке)
  • Прощальная песня и/или речевка
  • Сюрпризы
  • Правила огонька:
  • Поднятая рука
  • Никого нельзя заставит говорить, никого нельзя заставит молчать
  • Критикуешь, предлагай
  • Говори только искренне
  • Конфидециальность (не выноситься сказанное внутри круга за его пределы)
  • Внимание к говорящему

Формы огонька знакомств:

  • «Расскажи мне о себе»
  • «Карта жизни»
  • «Конверт дружеских вопросов»
  • «Мой портрет в лучах солнца»
  • Незаконченное предложение
  • Афоризмы великих людей
  • Дружеский шарж и др.

Этапы огонька знакомств:

1. Ритуал открытия

2. Легенда огонька, правила, традиции огонька (традиции могут рождаться в течение огоньков)

3. Творческая форма огонька (внимательно слушай  и старайся комментировать высказывания  участников, акцентируй внимание на правила огонька)

4. Подведение итогов, сюрпризы, песня, речевка и т.д.

5. Ритуал закрытия

Анализ огонька.

Организационный сбор – «День Рождения дома»

Цель: Определение норм и правил совместной жизнедеятельности отряда

Этапы:

  1. Ритуал встречи
  2. Объяснить, для чего орг. сбор, создание торжественной, серьезной обстановки.
  3. Предъявление правил сбора:

А) правило «3 веселых хлопка»

Б) правило «свободного микрофона»

В) поднятой правой руки

Г) блокнота и ручки (мысль не записанная – мысль утерянная)

Д) правило идей

  1. Принятие и оформление законов и традиций отряда.
  2. Выбор органов самоуправления (структурное оформление отряда)
  3. Оформление «ЧТТП» - чередование традиционных творческих поручений групп отряда, таких как «Настроение», «Дизайнеры», «Служба порядка» и т.д. Поздравление с Днем Рождения – ритуал
  4. Анализ воспитателями, обеспечение дальнейшей деятельности отряда в соответствии с орг. сбором.

Методики работы с группой в специальный период

Сбор –планирование

Цель: Определение перспектив жизнедеятельности отряда  с учетом ее особенностей и специфики.

Задачи:

  1. Создание условий для поиска и выбора интересных дел в определенный период ;
  2. Разработка плана дел

 Этапы:

  • знакомство со спецификой лагеря
  • знакомство с планом
  • планирование отрядной деятельности в соответствии с планом  и спецификой лагеря, распределение отрядных дел
  • оформление принятых решений, настрой на дальнейшую работу.

Требования:

  • соответствие плана отрядной деятельности задачам лагеря
  • общественно-полезная направленность общих дел
  • учет возрастных особенностей детей
  • использование приемов творческого мышления

Огонек анализ дня

 – форма работы с малой группой для создания условий анализа деятельности участниками группы.

Для того чтобы провести анализ необходимо:

  • Выделить предмет анализа (дело, ситуация, день, поступок и т.д.)
  • Задать параметр, рамки обсуждения, вопрос
  • Дать возможность каждому ребенку высказать свое мнение.

Формы анализа:

  1. Дискуссии, конференции, ток-шоу….
  2. Дневнички
  3. Формы, основанные на восприятии цвета:
  • «Дерево» - за основу берется дерево без листьев. Ребятам предлагается выбрать листик определенного цвета (воспитателем заранее должны быть заготовлены набор листиков разных цветов) соответствующего своему настроению и прикрепить на дерево, ответив на вопрос «Почему такое настроение?».
  •  «Цветные кирпичики» - утром каждый ребенок выбирает себе один цветной кирпичик, соответствующий своему настроению и оставляет у воспитателя. Днем вновь предлагается выбрать кирпичик по настроению. Воспитатель выдает «утренние» кирпичики. Проанализировать изменение цвета, почему, что нужно сделать, чтобы цвет изменился и т.д. В заключение  можно сделать из всех кирпичей общую картину и тем самым оценить состояние всего отряда.

Интерпретация цвета:

Красный – восторженное настроение

Оранжевый – радостное, теплое

Желтый – светлое, приятное

Зеленый – спокойное, уравновешенное

Синий – неудовлетворенное, грустное

Черный – полный упадок, уныние

  1. Основанные на сравнении, ассоциации с чем-либо:
  • «Цветная, черно-белая фотография» - детям предлагается представить (сравнить) день с фотопленкой, в ней могли быть как цветные (яркие, положительные), так и черно-белые (негативные, отрицательные) кадры. Каждому нужно выбрать один самый яркий цветной кадр и один черно-белый и рассказать о них.
  • «Кто я?» Вы предлагаете ребенку сравнить себя в сегодняшнем дне, с каким - нибудь сказочным, мультяшным героем, героем из фильма или книги, а может быть из жизни и рассказать о нем.
  • «Я – цветок» Какой вы цветок сегодня, как менялись в течение дня. Также можно сравнивать свое настроение, состояние и ощущение с погодой, животным, историческим событием и т.п. (важно, чтобы ребенок ответил на вопрос почему).
  1. Другие:
  • «Оценка» Предлагается каждому оценить себя по, например, 5-ти бальной шкале и обьяснить, почему именно эта оценка.
  • «Незаконченное предложение».  Продолжить фразу, например: «Мой сегодняшний день удался/не удался потому что…» или «Если бы  я мог изменить сегодняшний день…» и т.п.
  • «Солнышко откровений» На каждом его луче пишутся ощущения по дню.

В зависимости от педагогических задач и особенностей детей можно придумывать новые интересные и творческие формы анализа.

Основной и заключительный периоды лагеря.

В данные периоды работы лагеря  используются практически все методики работы с группой, изученные ранее. Специфичным в основном периоде является проведение тематического огонька (не отрицается его проведение в ранние периоды, в зависимости от сложившейся ситуации).

Данный вид огонька проводится при необходимости обсуждения конкретного мероприятия, поступка ребенка в лагере и отряде, ситуации, на которой необходимо заострить внимание, конфликта в отряде.

Методика способствует развитию умения ребенка анализировать свои поступки и действия окружающих (как по отношению к себе, так и к другим людям),  помогает по другому посмотреть на сложившуюся ситуацию, сформировать новые  жизненные ценности.

Огонек анализ дела:

Цель – научить ребенка видеть причины успеха и  неудач,  привить навыки самоанализа, анализа коллектива.

Примерный план:

1. Выступление ответственных людей за  дело

  • отмечают положительные моменты
  • отрицательные моменты

2. Оценка идей

3. Оценка дела

4. Заключительное слово ответственных людей

5. Благодарность со стороны воспитателей

Прощальный огонек:

Цель-создание условий для закрепления положительного восприятия собственной деятельности в отряде и лагере в целом.

Особенности:

  • легенда
  • форма огонька («Расскажи мне обо мне», «Летопись интересных событий, дел», «Записка в бутылку» и т.д., возможно использовать формы «Огонька знакомства»)
  • Кому сказать спасибо
  • Сюрпризы
  • Любимые песни, речевки, традиции.

Возможные решения педагогических ситуаций в лагере:

Прогнозируемые

ситуации

Возрастные особенности

Варианты решения

Возраст 11-15 лет

 Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости 

Половое созревание 

Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения 

Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление «взрослого лексикона», использование косметики, украшений.

Внешнее проявление взрослости 

Проводить  разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих    кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня.

Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры 

Стремление к самостоятельности 

Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними 

Появление тайн укромные уголки Озорство, шалости 

Неуёмная фантазия 

Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать.   Организовывать интересные игры с элементами романтики 

Конфликтность как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых 

Самоутверждение 

Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними 

Замкнутость, агрессивность. Отсутствие навыков общения, лёгкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя» 

Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний 

Тактично, целомудренно раскрыть подросткам красоту настоящей любви 

Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли 

Стремление к независимости, агрессивность,   вызывающее поведение 

Стремление к самостоятельности

Пытаться понять подростков, осознать причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло.

 Вникать в интересы

детей, сотрудничать с ними

Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе 

Специфические  особенности внешнего вида (прыщики, полнота, жирные волосы и т.д.) 

В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе — находить у такого подростка лучшие качества и подчёркивать их 

Для повышения эффективности собственной деятельности воспитателю,   чтобы избежать ошибок, сделать правильные выборы, необходимо:

  • научиться избавляться от негативных эмоций в общении с детьми и взрослыми
  • постоянно вести наблюдение за  деятельностью и поведением детей (рекомендую вести записи)
  • искать ответы на вопросы «Почему  мне это нравится или не нравится? Как сделать, чтобы было лучше? Что мне сделать иначе?»
  • внимательно слушать критику и делать выводы
  • понимать, что сегодня реальная действительность не всегда совпадает с нашими ожиданиями              

Анализ дня работы воспитателя самим же воспитателем

Минусы

Выход из ситуации.

  1. Не смогла сконцентрировать внимание детей. Поэтому некоторые  были не внимательны.

Активнее себя вести, добиваться внимания какими-нибудь жестами, спрашивать что-то.

  1. Не сообразила, как убедить девочек более старшего возраста, что им эта игра тоже не чужда и упустила этот момент.

В следующий раз, заметив какое-либо недовольство, акцентировать на этом внимание и прописать это до начала МФР.

  1. Время для заданий не засекала – забыла.

Надо быть более внимательной.

  1. «внутренний мячик» исчез быстро. Хотя лично мне до конца было интересно проводить МФР.

Нужно следить за своим настроением и во время поднимать его.

  1. Ноутбук очень сильно отвлекал детей.

Больше не приносить что-то непривычное для детей.

  1. Оставила детей одних на конкурсе танцев. И они готовились отдельно от меня, пока Надежда не сказала, что так делать нельзя.

Учесть и больше не оставлять детей.

  1. Не было продумано, кто что говорит, поэтому говорила почти всегда я.

Обговорить роли до начала МФР

  1. Не акцентировала внимание на том, что они – команда. Когда я об этом говорила, дети меня не слышали.

Надо привлекать внимание детей и доходчиво им это говорить, определив критерии доходчивости до начал МФР.

Приложение в схемах

ЗАПОВЕДИ ШИКовцев:

  • Наш лагерь  самый лучший, потому что он наш.
  • Делай то, что тебе интересно, что полезно тебе и людям.
  • Не знаешь - научись, научился сам - научи другого.
  • Твой непорядочный поступок - позор всего коллектива.
  • В лагере  все равны, вне зависимости от возраста, расы и вероисповедания.
  • Оставь свой след – тебя, вспомнят потомки.

ПРАВА:

  • Добровольно выбирать направление деятельности летней организации, принимать участие во всех мероприятиях, проводимых ШИКом.
  • Получать информацию о деятельности летней организации.
  • На поддержку общественно - полезных инициатив и предложений, вносить предложения и делать замечания.
  • Выйти из летней организации по личной инициативе.

ОБЯЗАННОСТИ:

  • Вносить вклад в деятельность летней организации, активно участвовать в делах ШИКа.
  • Заботиться об авторитете ШИКа, подчиняться решениям Совета данной организации, добросовестно относиться к своим поручениям.

Структура.

         Структура органов данной организации должна быть:

  • гибкой и вариативной;  
  • необходимо вести периодическую отчетность;
  • работа должна быть непрерывной и систематичной;
  • необходимо ввести традиции в жизнь каждого конкретного отряда;
  • воспитателям необходимо строго следить за этапами развития детского коллектива.

         Исходя из возможных потребностей и интересов «нестандартных» детей, мы определили цели и задачи деятельности коллектива, перспективы его работы

(см. ниже).

        Исходя из всего вышесказанного, мы создали свою структуру летнего лагеря и назвали ее – ШИК (Штаб инициативных коллективов)

        Высшим органом в ней является Совет Дела, куда входят:

  • Начальник лагерной смены;
  • Педагог-организатор;
  • Воспитатели;
  • Члены советов (по 1 от каждого отряда).

Структура

Органы самоуправления летнего лагеря ШИК.

Совет Дела

Высшим органом является Совет Дела. Он формируется на выборной основе (в состав Совета Дела воспитанниками  избирается по одному представителю от отряда). Созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю и решает вопросы организации жизни и деятельности коллектива на следующую неделю. Совет Дела формируется сроком на 21 день (всю смену). Совет координирует план работы, сосредоточивает внимание воспитателей, воспитанников  на основных направлениях деятельности лагеря, рассматривает спорные вопросы, противоречия, выносит конкретные рекомендации в адрес работы отрядов, проводит и анализирует проведенную работу.

Совет отрядов

Исполнительным органом являются советы отрядов и отрядные органы управления. В состав совета отрядов входят по одному - двум представителям от отряда. Собираются они не реже одного раза в неделю. Совет формируется сроком на одну неделю. Совет отрядов является главным помощником при подготовке КТД

Отрядный орган управления

Отрядный орган управления – это временный исполнительный орган, который состоит из представителей от каждого отряда, но который подчиняется совету конкретного отряда. Он избирается в отряде на период проведения конкретного мероприятия. Особенность данного отрядного органа состоит в том, что в течение всего периода лагерной смены, каждый ребенок может принять участие в подготовке, проведении и анализе любого мероприятия, т.е. мы, можем создать ситуацию успеха для каждого ребенка нашего лагеря.

Например, будет проходить мероприятие ««НЕТ» привычке – убегать». Как должна работать данная система сейчас покажем.

1. Собирается Совет Дела и выясняет, какие отряды, что смогут провести по данному мероприятию.

Схема работы органов самоуправления в летнем лагере ШИК

А

После этого, каждый представитель от отряда доводит до сведения своих «подчиненных» (Совета отрядов), что запланировано, и какая роль им отведена.

1 отряд – готовят рекламу;

2 отряд – являются игроками (2 команды по 7 чел.);

3 отряд - являются тренерами команд.

Схема работы органов самоуправления в летнем лагере ШИК

Б

Совет отрядов доводит до сведения своих остальных членов отряда о намеченном мероприятии, сроках проведения и их роли. Выбирается, отрядный орган управления, и он непосредственно реализует порученную ему работу.

Схема работы органов самоуправления в летнем лагере ШИК

В

             

Таким образом, все органы управления вступают во взаимосвязь друг с другом.

Высшим органом управления в отряде является «Честный час», который проводится один раза в неделю. На «Честном часу» принимаются решения по вопросам деятельности отрядного коллектива, определяется структура самоуправления, заслушивается информация о решениях органов самоуправления, намечаются пути их выполнения.

Формы, методы, приемы работы самоуправления, соединяющие обучение и воспитание в едином процессе:

Основная форма – это игра, однако, мы используем и такие формы работы:

  • групповые формы работы;
  • тренинги;
  • КТД;
  • проведение «Честных часов»
  • деловые игры;
  • КВН;
  • работа групп актива;
  • разнообразные творческие работы воспитанников;
  • уроки творчества;
  • совместная (с активом воспитанников) подготовка, проведение и анализ мероприятий;
  • создание ситуации выбора (многовариантность заданий и действий);
  • ролевые игры;
  • экскурсии, поездки, походы;
  • организация выставок учеников;
  • отрядные часы, посвященные правилам дорожного движения, противопожарной безопасности, «Скажи «Нет» наркотикам и табакокурению»

Взаимодействие с воспитателями

Взаимодействие с воспитателями происходит на уровне:

  • Совета Дела;
  • Отрядных коллективов (воспитатели помогают ребятам в подготовке и проведении мероприятий, тренинговых занятий  и многое другое.

Заключение:

        Итак, данная программа нацеливает воспитанников на возможность более полного раскрытия личностных качеств подростка группы риска путем создания  ситуации успеха для каждого ребенка, которая ему   необходима. Ведь по большому счету мы сможем воспитать хозяев страны, субъектов своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, уверуют, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия. Такое сознание у малолетних граждан может и должна воспитать наша воспитательная система лагеря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего лагеря "Дети солнца - 2014"

программа летнего лагеря "Дети солнца - 2014"...

Проект отряда с изучением английского языка при летнем лагере дневного пребывания детей

Разработка программы изучения английского языка в летнем лагере дневного пребывания детей...

«В шахматном королевстве» Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей

laquo;Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры»В.А. Сухомлинск...

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Радуга"

В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей....

ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Тайна острова ОПЛОТ» (оздоровительный патриотический лагерь ответственных тазовчан)

Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Тайна острова ОПЛОТ». Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленнос...

ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков естественно-научной направленности «Лаборатория профессора Чудакова»

Увлекательная программа «Лаборатория профессора Чудакова» написана по мотивам мультсериала «Фиксики». В лаборатории профессора Чудакова всякое может случиться. Здесь ...

Программа летнего лагеря дневного пребывания детей «Летнее ассорти»

Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-н...