Программа для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с умеренной умственной отсталостью ( F71 )
рабочая программа по теме

За последние два десятилетия резко увеличился состав учащихся специальных коррекционных учреждений  VIII вида. В эти школы принимаются не только дети с легкой  (F  - 70) умственной отсталостью, но   также с умеренной    (F  - 71) умственной отсталостью. Учащиеся с данным диагнозом  (F – 71) не в состоянии освоить программу школы, поэтому целесообразно обучать их по специальной программе.

        Происходят значительные преобразования в организации, содержании обучения и воспитания умственно отсталых детей.  В зависимости от школьных условий дети  с умеренной умственной отсталостью могут обучаться в отдельных классах.

                        Цель программы:

-             Социальная адаптация детей;

-             Коррекция и компенсация нарушений  развития;

-             Доступное образование и воспитание;

-             Общее и физическое развитие в соответствии  с  их    состоянием и возможностями;

-             Доступная трудовая подготовка

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma.zip39.47 КБ

Предварительный просмотр:

          УТВЕРЖДАЮ

Протокол №1                                                             УТВЕРЖДЕНО

                                                                                    на методическом совете

                                                                                    28.08.10 г

     

государственного специального  (коррекционного)  образовательного учреждения   для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

                 «Специальная ( коррекционная) образовательная              школа – интернат  №6  VIII вида» г.Благодарный

для учащихся класса с умеренной                                                                                                  умственной   отсталостью                                          (разновозрастной состав).

 Составитель                                                                учитель класса  с умеренной  умственной отсталостью                                                         Горбатенко  Надежда Васильевна  

                                              г. Благодарный 2010г.

                 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

За последние два десятилетия резко увеличился состав учащихся специальных коррекционных учреждений  VIII вида. В эти школы принимаются не только дети с легкой  (F  - 70) умственной отсталостью, но   также с умеренной    (F  - 71) умственной отсталостью. Учащиеся с данным диагнозом  (F – 71) не в состоянии освоить программу школы, поэтому целесообразно обучать их по специальной программе.

        Происходят значительные преобразования в организации, содержании обучения и воспитания умственно отсталых детей.  В зависимости от школьных условий дети  с умеренной умственной отсталостью могут обучаться в отдельных классах.

                        Цель программы:

  • Социальная адаптация детей;
  • Коррекция и компенсация нарушений  развития;
  • Доступное образование и воспитание;
  • Общее и физическое развитие в соответствии  с  их                 состоянием и возможностями;
  • Доступная трудовая подготовка

   Пояснительная записка                                                              к программе государственного специального  (коррекционного)  образовательного учреждения   для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

                 «Специальная ( коррекционная) образовательная    школа – интернат  №6  VIII вида» г.Благодарный

для учащихся класса с умеренной                                                                                                     умственной   отсталостью

   

Организуемое обучение и воспитание должно готовить этих детей к жизни и работе в специальных поддерживающих условиях.

Содержание образования для этих детей носит качественно иной характер по сравнению с детьми с умеренной умственной отсталостью и требует создания особых условий.

Приоритетными в содержании образования детей с тяжелой степенью умственной отсталости являются социальные и воспитательные цели обучения, выработка адаптивных навыков.

На первый план выступают следующие задачи обучения:

-   формирование социального поведения; коммуникативных умений: расширение социальных контактов, умение  адекватно общаться,  обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия;

-   формирование и развитие коммуникативной функции речи;

-   отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости;

-   включение учащихся в домашний, хозяйственный труд; мотивация на помощь другому, а не только ожидание помощи себе;

-   эмоциональное развитие, чувство уверенности, положительное отношение к самому себе и окружающим;

-   развитие умения занять себя в свободное время;

  • развитие   умения   участвовать   в   совместной   игровой   и   досуговой  деятельности.

     Позволяется использовать для компенсации нарушений развития следующие возможности процесса обучения: определение объема доступного учебного материала на каждом уроке, многократное повторение одного и того же учебного материала, перенос знаний, полученных на одном уроке, в учебные ситуации других  уроков, увеличение времени на непрерывное повторение одного и того же учебного материала; обеспечение    вариативности    связной речи (использование одного и того же словаря в разных ситуациях) поддержание интереса к обучению; создание ситуации успешности; снижение энергозатрат на усвоение нового материала; поддержание психологического комфорта.

Образовательная  область включает в себя предметы: Чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, ИЗО, физкультура.

Трудовая подготовка включает в себя: ручной труд, самообслуживающий труд, домашний труд.

Коррекционная подготовка включает : ритмику, игротерапию, логопедию, коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Образовательная область «Общение и окружающий мир» представлена  предметом «Развитие речи   на основе изучения    предметов и явлений окружающей действительности».

  «Развитие речи   на основе изучения    предметов и явлений окружающей действительности»  и является   необходимым условием для решения задач по  формированию социального поведения и коммуникативных умений. Освоение знаний о себе, об окружающих предметах и мире, о природе, о других людях, о   микросоциуме позволяют расширить количество социальных контактов; интегрировать в ближайший социум и включить учащихся в домашний и доступный общественный труд. В учебном плане для детей с умеренной  степенью умственной отсталости на данную образовательную область выделяется самое большое количество часов в неделю с первого до последнего года обучения. 

                 Образовательная область «Русский язык» представлена предметами «Чтение и развитие речи» и «Письмо и развитие речи».

      Чтение  и развитие речи.  Нарушения развития детей с умеренной  умственной отсталостью не позволяют сформировать навыка самостоятельного чтения. Работа на уроках чтения тесно увязывается с тематикой урока «Развитие речи   на основе изучения    предметов и явлений окружающей действительности» .

 Поэтому, последовательность изучения звуков и букв, усвоение основных слоговых структур, чтение слов, предложений, коротких текстов носит нетрадиционный характер и включает элементы глобального чтения.

    К концу обучения  в школе дети осваивают чтение всех букв алфавита, усваивают чтение простых слоговых структур, чтение слов, предложений; коротких текстов. Обучение чтению проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся.

   Обучение чтению один из самых трудных учебных процессов. Навык чтения легко утрачивается без   постоянного подкрепления.

 При работе на всех предметах, как составная часть урока, дублируется методика урока чтения.

    На условно называемых уроках чтения в классе, прежде всего, проводится работа над звуковой стороной языка, нарушение которой у умственно отсталых детей широко распространено. У них наблюдаются дефекты звукопроизношения, как отдельных звуков, так и нескольких групп. Для овладения правильным звукопроизношением важным направлением работы является развитие у детей слухового внимания и способности к звукоподражанию.

                Над правильным звукопроизношением следует работать со всеми детьми и индивидуально на логопедических занятиях с теми,  у кого эти нарушения выражены в более грубой форме. Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.

Письмо и развитие речи. Письмо используется для закрепления навыка чтения. Самостоятельного письма у детей с умеренной   степенью

умственной отсталости не формируется. Работа заключается в работе по обводке, списывании печатных или письменных букв, слоговых структур, слов. На занятиях, условно называемых письмо, решаются задачи подготовки учащихся к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием,   т. е. развивается  и  корригируется моторика мелких мышц руки.

Для обучения чтению и письму важно запомнить образы букв (печатных, прописных, заглавных), отличать данную букву от других, основываясь на признаках сходства и различия. Эта трудная аналитико-синтетическая деятельность, в основе которой лежит зрительное восприятие, не может успешно осуществляться, если дети не будут к ней подготовлены.Для решения данной задачи на занятиях могут быть использованы специальные упражнения, которые рекомендуется проводить в виде дидактических игр.

               Материал для занятий:  дидактические игры, игрушки, мозаика, предметные картинки; счетный материал (цветные палочки, елочки, грибочки, яблочки и др.);  природный материал (засушенные листья, цветы, желуди, шишки и др.); геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники); полоски бумаги.

             Используемый для занятий материал должен быть разного цвета  

(черный, синий, зеленый, красный, желтый, белый) и размера. Первые

упражнения рекомендуется проводить с игрушками и природным материалом, которые затем заменяются геометрическими формами, геометрическими фигурами, а затем полосками бумаги или счетными палочками.

Все занятия рекомендуется разделить на несколько этапов, а упражнения выполнять по трем направлениям:

-    по показу («Сделай точно так, как я. Сравни, правильно ли сделал»);

-    по памяти после предварительного анализа («Запомни. Сделай так же. Сравни»);

-    по словесной инструкции.

Важно к концу, каждого этапа добиваться большей самостоятельности при выполнении предложенного задания:

-    выделение предметов из группы данных;

-    выделение предметов из группы однородных (не более трех предметов);

-    группировка предметов по основным признакам (цвету, форме, величине);

-    выбор и группировка изображенных на рисунках предметов (листья, желуди, шишки, яблоки, огурцы, помидоры и др.);

                       -    выбор и группировка геометрических форм;

           В этом классе не предполагается обучение чтению и письму. В то же время, если отдельные ученики готовы к овладению грамотой, можно сделать попытки обучать их по программе начала 1 класса.  

         Образовательная область «Математика» представлена предметом «Математика».

Математика .Ограниченные возможности интеллектуального развития детей с умеренной  степенью умственной отсталости, при низком темпе усвоения учебного материала, позволяет сформировать только элементарные  знания  и умения по счету и счетным операциям. Уроки носят практический характер с опорой на наглядный материал и содержат незначительный объем нового материала.  В качестве примера конкретных предметов, с которыми манипулируют дети, осваивая элементарные математические знания, можно назвать: одна рука, руки, предметы бытового назначения, учебные  и личные вещи, календарь, денежные знаки т.п.

  Образовательная область «Трудовое обучение» представлена предметами «Самообслуживание» ,«Домашний труд» и «Ручной труд».

Все необходимые и доступные знания  умения и навыки, которые предусматриваются содержанием трудового обучения, носят практический, жизненно необходимый характер: обучение только тому, что дети могут использовать в настоящей и дальнейшей жизни.

Трудовое обучение предусматривает реализацию следующих приоритетных задач содержания образования детей с умеренной  степенью умственной отсталости, а именно:

  • отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости;
  • включение учащихся в домашний, хозяйственный труд;
  • мотивация на помощь другому, а не только ожидай помощи себе;
  • эмоциональное развитие, чувство уверенности, положительное отношение к самому себе и окружающим;
  • развитие умения участвовать в совместной трудовой деятельности.

                                           

                                                ПРОГРАММА

«Развитие речи   на основе изучения    предметов и явлений окружающей действительности» ( 4 часа в неделю)

           Этот предмет является основой для получения всех необходимых и доступных знаний, умений и навыков по всем остальным предметам учебного плана.

Вся работа по развитию речи проход форме совместной деятельности учителя, учащихся.

Как учебный предмет, данная образовательная область  имеет определенную тематику:«Предметы вокруг нас», «Мир за твоим окном», «Растения» , «Животные», «Человек», «ОБЖ». « Семья»,

 

  • Дорога в школу и домой. Правила дорожного движения.
  • Наша школа. Что изменилось? Правила поведения в школе. Режим дня в школе.
  • Классная комната. Дежурные в классе. Обязанности дежурных.
  • Учебные принадлежности и их значение.
  • Сезонные изменения в природе.
  • Птицы . Зимующие, перелетные.
  • Жизнь птиц в зимнее время.
  • Фрукты (груша, яблоко) их вкус и запах. Употребление фруктов в пищу. Их польза.
  • Овощи (помидор, огурец, морковь). Употребление овощей.
  • Огород. Работа в огороде (сезонные работы). Труд людей в разные времена года.
  • Виды одежды. Сезонная одежда. Уход за одеждой и обувью.
  • Игрушки (для мальчиков и девочек)
  • Игрушки и учебные принадлежности.
  • Комнатные растения и уход за ними.
  • Значение комнатных растений в жизни человека.  ОБЖ.
  • Игры детей зимой. Жизнь детей в зимнее время.
  • Охрана здоровья. Поведение детей на улице.
  • Зима в родном городе.
  • Новый год. Традиции в школе и семье.
  • Зимние забавы
  • Травматизм в зимнее время
  • Правила движения в зимнее время.
  • Дикие и домашние животные .

      Домашние животные (кошка, собака, корова, коза).  Дикие животные ( лиса, волк еж, медведь).  

  • Приметы, пословицы и загадки о временах года.
  •  Цветы весны.
  • Весна. Признаки весны.
  • Растения и деревья весной.
  • Насекомые весной (муравей, муха)
  • Охрана окружающей среды
  • Правила дорожного движения.
  • Половое различие. Гигиена мальчиков и девочек.
  • Труд в быту мальчиков и девочек.
  • Значение правил личной гигиены.(Уход за телом, руками, ногтями, зубами.)

Экскурсии:

  • Сезонные изменения в природе. Деревья и растения нашего края.
  • Труд людей в осенний период.
  • Сезонные изменения в природе. Деревья Поздняя осень.
  • Сезонные изменения в природе. Зима.
  • Жизнь птиц в зимнее время.
  • Правила движения в зимнее время.
  • Сезонные изменения в природе.  Весна.
  • «Весенний город».
  • «Мы пешеходы».

Должны знать:

     

Предметы вокруг нас - живые и неживые объекты, окружающие ребенка дома и в школе. Мир за твоим окном - живые и неживые объекты ближайшего социума.

Растения - сведения о растениях, произрастающих по месту проживания и в доме значение растений в жизни человека.

Животные - сведения о животных места проживания, дома и в природе, значение животных в жизни человека.

ОБЖ - сведения, обеспечивающие безопасные условия жизни при повседневных контактах с предметами, растениями, животными, людьми.

Человек - сведения о строении и значении органов человека, санитарно-гигиенические требования для поддержания и сохранения здоровья.

              Выбор тем и последовательность их изучения, продиктованы степенью доступности для детей с умеренной  степенью умственной отсталости и практической значимостью для дальнейшей жизни. 

Должны уметь:

 Для детей с умеренной степенью умственной   отсталости работа направлена на развитие следующих умений:

  • повторить вслед за учителем слова, короткие
  • предложения; использовать усвоенный словарь для образования

новых форм слов (множественное число, уменьшительно- ласкательная форма и т.д.) по пройденным темам;

  • составить простое предложение с пользованием
  • предлогов (в, на, за, под, на к, по);
  • ответить на вопрос учителя;
  • описать действие по сюжетной картинке, по картинному плану;                              
  • пересказать доступный пониманию читаемый учителем текст (сказку, рассказ);      
  • ответить на вопросы по тексту с помощью учителя,
  • выразить свое отношение происходящему.

                                ПРОГРАММА

              Чтение и развитие речи ( 2 часа в неделю)

                           

  • Режим дня. Перемены в школе. Их назначение.
  • Порядок в классе. Дежурные и их обязанности.
  • Я и моя семья.
  • Игрушки и школьные вещи.

  • РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков, топанье детских ножек, хлопанье ладошек и др.).

Кто и как подает голос? (Корова, лошадь, кошка и др.)

Игры детей с движениями, направленные на подведение к

восприятию звуков речи (самолет летит» рокочет мотор: р-р-р).

  • Предложение. Составление предложений по практическим действиям и по картинке..
  • Предложение. Составление предложения на тему «Утро школьника», «Труд и отдых детей» ,«Огород», «Сад»
  • Русские сказки «Колобок» ,«Репка».
  • Составление предложений по картинкам  «Репка», «Колобок».
  • Звуки и буквы а,о,у,м,с и т.д..
  •  Выделение звуков   в словах.
  • Чтение  обратных и прямых ( закрытых и открытых)слогов с изучаемыми буквами.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

-   названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их

среди других предметов и на картинках;                                                            

-   название основных цветов, форму и размер предметов

 (большой, маленький);        

-   названия дней: вчера, сегодня, завтра;

-   названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;

-   свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, ближайших  

родственников;                                                                                           

-   свой адрес, проезд к дому и к школе;                                                           

-   2 - 3 коротких стихотворения или четверостишия, сказки;

- буквы а, у, о, о, м, с

Учащиеся должны уметь: 

- отвечать на вопрос простой фразой;

-   составлять предложение по несложной ситуативной картинке;

-  связно высказываться по несложной сюжетной картинке;

-  правильно произносить все поставленные звуки, стараться

употреблять  их в речи;

-  выделять первый звук в слове, слышать нужный звук;

- сливать  буквы в слоги, короткие слова.

                              ПРОГРАММА

              Письмо и развитие речи ( 2 часа в неделю)

 

  • Гигиенические правила письма
  • Выяснение знаний  учащихся по теме «Цвет», «Форма».
  • Обведение по шаблону или трафарету знакомых детям предметов. Их раскрашивание.
  • Правила штриховки. Обведение фигур по трафарету. Штриховка (игрушки, школьные вещи, животные)
  • Группировка по основным признакам (цвет, величина, форма).
  • Рисование линий, отличающихся цветом, длиной.
  • Знакомство с тетрадью. Рабочая строка.
  • Короткие, длинные наклонные палочки. Короткие, длинные наклонные палочки с закруглением вправо. Короткие, длинные наклонные палочки с закруглением влево. Длинная палочка  с петлей внизу.
  • Письмо букв по образцу ( по точкам, контуру, самостоятельно).
  • Строчные и прописные буквы  .
  • Письмо слогов с изученными буквами.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Должны уметь:

Противопоставлять  пальцы одной руки пальцам другой;            

Сжимать  пальцы в кулачок и разжимать,«крючки», «щелчки»и т.д.

 выполнять специальные упражнения для держания карандаша;                            

правильно  держать  карандаш  или ручку.

Выполнять следующие упражнения:

  • обведение по шаблону или трафарету знакомых детям предметов (яблоко, груша, огурец, морковь, помидор или др.); раскрашивание;
  • рисование знакомых предметов и их раскрашивание;

обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур

(круга,квадрата, прямоугольника, треугольника, овала);

рисование геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов и раскрашивание: круг — мяч, шар, яблоко, помидор, солнце и др.; квадрат — флажок;   треугольник   —  елочка;   овал  —   морковь,   банан;   квадрат   и Треугольник — домик и др.; рисование геометрических фигур по линейке (по ориентировочным точкам и линиям);

  • обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно;

составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание

их одним цветом, разным цветом;

  • рисование по линейкам: линии, палочки (прямые, наклонные по

ориентирам);

  •   соединение палочек в разных сочетаниях;
  •   орнамент из палочек, их сочетаний;
  •   орнамент из геометрических фигур.

   Подготовка к написанию букв (элементы букв):

  •   наклонные палочки короткие и длинные;
  •  палочки с закруглением внизу и вверху (крючки);
  •  овал (о); полуовалы;
  •   петелька вверху и внизу;
  • пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть         

     орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв,             

     соблюдая строчки.

        Написание элементов может сопровождаться рисованием предметов, в изображения которых входят данные элементы

                         ПРОГРАММА

              Математика ( 2 часа в неделю)

                   

  • Один-много
  • Большой – маленький – равные
  • Порядок следования первый – последний.
  • Много – мало.
  • Высокий – низкий.
  • Длинный – короткий.
  • Широкий - узкий
  • Геометрические фигуры  ( круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)
  • Орнамент из геометрических фигур
  • Работа по линейке, по ориентирам, по точкам.
  • Орнамент из палочек, их сочетания.
  • Право – лево
  • Выше – ниже
  • Числа и цифра
  • Письмо цифр
  • Соотношение числа и количества
  • Впереди – сзади
  • Вверху – внизу
  • Много – мало – столько же
  • Денежные знаки

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

-    цвет, величину, массу, размеры, форму предметов;

-    положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга; слова, их обозначающие;

-    части суток, порядок их следования; дни: вчера, сегодня, завтра;

-    количественные, порядковые числительные, цифры .

  Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать предметы по величине, размеру, наложением, приложением;
  • оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях «на

глаз», путем установления взаимно однозначного соответствия,

выделять лишние, недостающие;               

  • увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности,

объяснять эти изменения;

  • определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение;
  • устанавливать и называть порядок следования предметов;
  • узнавать и называть, классифицировать геометрические фигуры;
  • определять форму знакомых предметов;
  • писать цифры 1, 2,3; соотносить количество предметов с

соответствующим числительным, цифрой;

  • пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух- трех предметов без пересчитывания;

                                       ПРОГРАММА

               

                Самообслуживание ( 1 час  в неделю)

Я и мое лицо. Внешний вид. Уход.

Мое тело. Части тела.

  • Наши глаза и уход за ними.
  • Уши. Уход за ушами.
  • Нос и носовой платок.
  • Волосы и уход за ними.
  • Зубы и уход за ними
  • Уход за телом.
  • Руки и уход за ними.
  • Руки и уход за ними.
  • Ноги и уход за ними
  • Наше питание. Влияние питания на внешний вид.

Одежда. Виды одежды ( мальчики, девочки)

  • Назначение одежды и уход за ней.
  • Уход и хранение одежды.
  • Застегивание молний, пуговиц.

Обувь. Виды обуви. Уход за обувью.

  • Назначение обуви.
  • Уход и хранение  обуви.
  • Застегивание молний, шнуровки, липучки.

Самообслуживающий труд  в столовой.

Должны знать:

  • Внешний вид человека.
  • Правила и способы ухода за телом.
  • Влияние питания на внешний вид.
  • Назначение гигиенических средств.
  • Одежду, обувь.  
  • Уход и хранение одежды и обуви.

Должны уметь:

  • Пользоваться гигиеническими средствами                                          по уходу за телом.
  • Ухаживать за одеждой и обувью

                   

                                                           ПРОГРАММА

                          Домашний труд  ( 2 часа в неделю)

  • Игрушки. Виды игрушек. Уход и хранение игрушек.
  • Посуда. Виды посуды. Уход и  хранение посуды.
  • Уборка помещения ( влажная уборка).
  • Наш двор.
  • Работа на садовом участке.
  • Мое рабочее место.
  • Мебель. Виды мебели. Назначение мебели. Уход за мебелью.
  • Одежда. Виды одежды (школьная, домашняя ). Уход за одеждой.
  • Нижнее белье. Назначение и уход за нижним бельем.
  • Стирка одежды. Прачечная и ее назначение.
  • Обувь. Виды обуви. Уход за обувью. Хранение.
  • Спальня. Ее назначение. Уход за спальней. Спальные принадлежности. Места хранения спальных принадлежностей.
  • Комнатные растения. Виды комнатных растений. Значение. Уход за ними.
  • Электрические приборы. Назначение. Техника безопасности.
  • Работа на приусадебном участке. Посадка растений и уход за ними.

Экскурсии:

  • Магазин  «Обувь»
  • Магазин  «Одежда»
  • Школьные спальни»
  • Мы идем  в магазин «Хозяйственные товары».

Практическая работа:

  • Уборка помещения ( влажная уборка)
  • Работа на садовом, приусадебном   участке
  • «Одежда. Уход за одеждой»
  • «Обувь. Уход за обувью»
  • «Спальня. Уход за спальней»
  • «Комнатные растения»

Должны знать:

  • Назначение предметов. Их виды.
  • Правильное использование этих предметов.
  • Места хранения и способы ухода за ними.
  • Способы ухода за различными помещениями.
  • Технику безопасности.
  • Комнатные растения и способы ухода за ними.

Должны уметь:

  •   Уметь классифицировать предметы;
  •    Пользоваться этими предметами.
  •    Обслуживать себя в столовой, спальне, классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ МСКОУ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VII ВИДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

АНАЛИЗ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКАХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬ...

Программа "Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

Программа “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ н...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...

Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...

Портфолио учителя математики специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Настоящее портфолио разработано в соответствии с методическими рекомендациями для представления материалов и документов при оценке результатов профессиональной деятельности педагогического работника д...

Вопросы взаимозависимости умственного и речевого развития, недоразвития фонематических процессов и связанных с ними нарушений чтения и письма у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

У детей с нарушенным фонематическим восприятием наблюдаются нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или...