Формирование компетенций обучающихся средствами современных педагогических технологий
статья на тему

Котенко Елена Юрьевна

В данной статье подробно описывается опыт работы преподавателя специальной дисциплины по профессии "Продавец, контролер-кассир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_obmen_opytom.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1, тема

Формирование компетенций обучающихся средствами современных педагогических технологий

      На сегодняшнем этапе формирования новой образовательной среды пришло чёткое понимание понятия компетентностного подхода, заложенного в основу ФГОС. Данный подход позволяет определить соответствие молодого специалиста требованиям современного производства. Умения, необходимые для самостоятельного решения проблемы составляют сущность компетенции. И это именно та проблема, которую  педагог решает каждый день – научить обучающегося действовать не только в учебной, но и иных сферах деятельности.

        Применение инновационных технологий позволяет найти пути решения данной проблемы. Что значит применять современные технологии – это значит искать пути эффективного взаимодействия  педагога и обучающегося, создавать учебную ситуацию, при которой обучающийся вовлекается в учебную деятельность и начинает действовать…. Слайд 2 Это магия, это перевоплощение, это формирование компетенций.

        Из множества существующих технологий приходится выбирать те, которые можно адаптировать на данных учеников, в данном месте, в данное время. И тогда технология становится совокупностью психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.

        В своей работе использую ряд педагогических технологий: метод проектов Слайд 3. Он позволяет воплотить какую-либо идею или план во внешнюю форму, например, изготовить наглядное пособие, изделие. Слайд 4, создать рекламный буклет…(В маркировке товарный знак, наименование фирмы, изделия) Эта индивидуальная или групповая форма работы Слайд 5 позволяет ребятам воплощать самые разнообразные идеи, желания, позволяет сосредоточиться на себе или наоборот мыслить коллективно, что тоже интересно, и приносит конкретные результаты. Слайд 6

        Проблемное обучение применяется практически систематически, т.к. данная профессия позволяет ставить перед обучающимися маленькие и большие проблемы. Для их решения составляется алгоритм работы или перечень вопросов, позволяющих последовательно и самостоятельно подойти к решению проблемы, создать продукт, изделие или вынести решение с последующими предложениями. Слайд 7,8 Как выставить товар на торговом оборудовании, чтобы покупатель не прошел мимо.

        Исследовательское обучение. Эта технология даёт возможность углубиться в суть вопроса или проблемы и расширить круг знаний,  увидеть реальные возможности реального сектора рынка, затем проанализировать и адаптировать к существующим возможностям или перспективному развитию заведения или самого себя («Когда я стану предпринимателем…»; виртуальные экскурсии по торговым предприятиям; посещение магазинов с последующим обсуждением выкладки товаров, ассортимента; Слайд 9 определение качества товаров).

        ИКТ на занятиях применяется при изучении нового материала Слайд 10, контроле знаний (тестирование), при показе приемов работы Слайд 11, при подготовке обучающимися внеаудиторных работ (презентации по темам программы). Слайд 12

 Игровые технологии используются не так часто, но очень эффективно (определение исчезнувшего товара, определение качественных показателей товаров на ощупь). Слайд 13

        Любая компетенция, как правило, формируется не усвоением содержания дисциплины, а организацией работы обучающихся. Она будет формироваться в результате осознанной деятельности. Сейчас хотелось бы остановиться на педагогической технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.

          В системе профессионального обучения практические занятия и лабораторные работы занимают большую часть времени. Именно они закладывают и формируют основы квалификации специалиста заданного профиля. Содержание этих занятий и методика их проведения  обеспечивают развитие профессиональной и творческой активности личности, развивают  мышление и речь обучающихся, позволяют проверить их знания. Слайд 14 Итогом выполнения является овладение обучающимися общими и профессиональными компетенциями. Теоретические знания по общепрофессиональному и  профессиональному циклам хорошо усваиваются, т.к. с изучаемыми группами товаров обучающиеся сталкиваются не только на занятиях, но и в реальной жизни, поскольку  мы все являемся еще  и потребителями, покупателями.

Практические занятия по любой учебной дисциплине - это коллективные занятия. И хотя в овладении теоретическим материалом большую и важную роль играет индивидуальная работа (человек не может научиться, если он не будет думать сам, а умение думать - основа овладения любой дисциплиной), тем не менее, большое значение при обучении имеют занятия, опирающиеся на групповое мышление.  Часто на занятиях применяются групповые виды работ (соревнования пар, параллельная работа в группах по одной теме с последующей защитой результатов). Слайд 15 Они дают значительный положительный эффект, если в ходе их царит атмосфера доброжелательности и взаимного доверия. Слайд 16

             В связи с внедрением новых Федеральных Образовательных Государственных Стандартов внесены большие изменения в содержание рабочих профессиональных программ, а также уменьшено количество  часов на учебную  и производственную практику. Поэтому основные практические навыки наши обучающиеся получают, в том числе, именно на лабораторных и практических занятиях. Изучая любую из тем междисциплинарного курса, особое внимание обращается на органолептический метод (определение ассортиментной группы товара, оценка его качества при помощи органов чувств). Например: Слайд 17 определение ассортиментной группы текстильных, Слайд 18 швейных и трикотажных, Слайд 19 обувных, Слайд 20 ювелирных  товаров; Слайд 21 определение качества игрушек, Слайд 22 электробытовых товаров.

               Планируя лабораторное или практическое занятие, необходимо понимать разницу между этими понятиями: практическое занятие – это выполнение заданий по алгоритму Слайд 23 (определение каких либо параметров товаров по маркировке), а лабораторная работа Слайд 24 – исследование (определение качества товаров)

Так на практических и лабораторных занятиях большую помощь оказывает Слайд 25, 26 наличие широкого ассортимента образцов товаров, Слайд 27 контрольно-кассового и весоизмерительного оборудования учебного магазина, Слайд 28 карты-задания или плана выполнения упражнений и работ, Слайд 29 учётно-отчётной Слайд 30 и торговой документации, наличие системы мультимедиа,  Слайд 31 связь предмета с реальной жизнью, конкретными ситуациями, и, конечно, Слайд 32 мастерство преподавателя в проведении занятий и общении с обучающимися.

Активная работа на уроке, интерес к профессии и творчество приводят к высоким результатам в лицейских, районных и областных мероприятиях (Слайд 33 конкурсы профессионального мастерства, Слайд 34 сельскохозяйственные ярмарки, выставки-ярмарки, Слайд 35 открытые мастер-классы). Слайд 36 Всё это способствует Слайд 37 формированию общих и профессиональных компетенций. Слайд 38 

«ВСЕ, ЧТО Я ИЗУЧАЮ, ПРИГОДИТСЯ МНЕ В МОЕЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, Я СМОГУ РЕАЛИЗОВАТЬ СЕБЯ»

Слайд 39

Выпускники при освоении профессиональных программ должны обладать общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Продажа непродовольственных товаров.

ПК 1.1. Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров.

ПК 1.2. Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании.

ПК 1.3. Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации.

ПК 1.4. Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.

Продажа продовольственных товаров.

ПК 2.1. Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.

ПК 2.2. Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку.

ПК 2.3. Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.

ПК 2.4. Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов.

ПК 2.5. Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.

ПК 2.6. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.

ПК 2.7. Изучать спрос покупателей.

Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями.

ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

ПК 3.2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

ПК 3.3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям.

ПК 3.5. Осуществлять      контроль    сохранности    товарно-материальных ценностей.

Я хочу остановиться на профессиональном модуле ПМ.01 Продажа непродовольственных товаров

Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь.

На данных занятиях обучающиеся осваивают культуру не путём простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.

Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика.        Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика.  Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения.

Направлены на развитие познавательной активности - инициативного, действенного отношения к усвоению знаний, а также проявления интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении

Главные методы активизации познавательной деятельности:

- Проблемного обучения

- Алгоритмизированного обучения

- Исследовательского обучения

Формы работы на уроках и во внеурочное время –( конкурсы мастерства в том числе) на примерах.

Раздаточный материал

Создание презентации, например реклама, товарная марка.

Условия реализации показать: оборудование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей среды как средство формирования УУД на уроках. Современные педагогические технологии.

Создание развивающей среды как средство формирования УУД на уроках. Современные педагогические технологии.Учитель химии ГБОУ гимназии 343 Невского района Санкт-Петербурга Куцапкина Людмила Васильевна....

Методическая тема "Формирование учебно-познавательных компенсаций средствами современных педагогических технологий в рамках учебной дисциплины Химия"

Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь. И процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В ин...

Современные педагогические технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Антуан Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Современное человеческое  общество невозможно представить без живого общения. Акт общения – это связь ...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами современных образовательных технологий

•Духовность – ценностная характеристика сознания•Нравственность – совокупность общих принципов поведения•Духовно-нравственное воспитание в Концепции определено как «педагогически организованный процес...

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

Формирование навыков социального поведения у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами современных педагогических технологий

Многие дети с умственной отсталостью плохо приспосабливаются к самостоятельной жизни, нуждаются в опеке со стороны взрослого. Однако при создании специальных условий они становятся  трудоспособны...