Эссе "Я - учитель"
материал по теме

Фролова Людмила Анатольевна

размышления о своей профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

 

Эссе Я - учитель

Учитель это не просто профессия – это образ жизни.

Понятие «учитель» держится на «пяти китах»:

Учитель – личность

Учитель – профессионал

Учитель – ученик (постоянно учится сам)

Учитель – исследователь

Учитель – гражданин.

Учитель – это мой образ жизни, это то, что  я ощущаю ежедневно и ежечасно.

            Что такое для меня учитель?

            Во-первых, это личность. Считаю, что одно из основных требований к личности учителя это гуманизм. Особенно актуально данное качество в работе с необычными детьми, требующими к себе индивидуального подхода. Это дети с особыми образовательными потребностями и именно с данной категорией учащихся я работаю ежедневно. В настоящее время происходит переход к инклюзивному образованию. На мой взгляд, цель инклюзии – придание уверенности в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. В связи с этим мне хочется вспомнить слова Яна Амоса Каменского: «Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает». Успешность обучения ребят с особыми образовательными потребностями, комфортность их пребывания в образовательном учреждении зависит от нас – учителей. Для того чтобы всем детям было комфортно рядом с нами, учитель должен обладать такими качествами, как гуманизм, толерантность, а также должен изучать особенности личности своих воспитанников, чтобы найти правильный профессиональный подход ко всем детям.

В современных условиях новые технологии предоставляют широкие возможности в работе с учащимися, в т.ч. с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Среди технологий, предложенных нам временем, мне хочется выделить ИКТ.  «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями. Но для того, чтобы ИКТ производили эффект, необходимо их грамотное применение с учетом особенностей детей.

На мой взгляд, важными качествами личности учителя являются гуманизм, толерантность, активная жизненная позиция, педагогический такт и оптимизм; современность педагога – стремление быть в курсе событий, происходящих во всех сферах жизни и изучение, внедрение в работу положительных новинок современного мира. Учитель, не идущий в ногу со временем, не интересен ученикам.

            Во-вторых, учитель это профессионал. Профессионал должен дать шанс раскрыться каждому ребенку; не давить, не делить на слабых и сильных, а помочь. Ведь каждый из наших учеников – маленькая звездочка, и мы должны стараться помочь каждой звездочке стать яркой звездой. Настоящий профессионал с вниманием и уважением относится к каждому ребенку.

Сложность образовательной работы, процесса преподавания и учения в современных условиях требует более полного понимания и более широкого кругозора со стороны учителей, если они настроены на адекватное выполнение своих функций.

Сложности сопутствует сомнение. Профессионал тот, кто знает, как работать в такой обстановке, кто умеет справиться с сомнениями, обладает опытом и смелостью принимать ответственные решения на основе имеющихся фактов и может, используя свое мастерство, эффективно реализовать принятые решения или восстановить ситуацию в прежнем положении, если первоначальные решения оказались неправильными, нежелательными или недейственными.
Профессионализм по своей природе отличается многоплановостью и не предполагает однозначных ответов «правильно» или «неправильно». Профессионал выступает в роли мастера-практика, который, отставив формулы, предписания и алгоритмы, оценивает сложные ситуации и использует свое видение, интуицию и здравый смысл, чтобы вынести правильное суждение и принять адекватные меры в сложившихся педагогических ситуациях.

Я горжусь своей профессией педагога. Я всегда открыта для дальнейшего повышения уровня своей компетенции. Я чувствую ответственность за результаты своей работы и работы всей школы, в которой работаю.

            В-третьих, учитель это ученик. Чтобы учить других, нужно постоянно учиться самому.

Подготовка педагога в профессиональном плане - это постоянное профессиональное совершенствование. Учитель должен всю жизнь считать себя студентом педагогики, должен быть постоянно готов к переменам в соответствии с требованиями современной динамичной жизни.

В настоящее время непрерывному повышению уровня профессионализма способствуют современные технологии, в частности, ИКТ. В сети Интернет существует огромное количество педагогических порталов, сетевых предметных сообществ и т.д. Мои любимые профессиональные сайты  - «Сеть творческих учителей» и «ИнтерГУру».

               В-четвертых, учитель это исследователь. На мой взгляд, смысл педагогических исследований состоит не в поиске частных нововведений косметического характера, не в замене одной «плохой» технологии на другую «хорошую», а в стремлении к глубинному, сущностному изменению образования, прежде всего через постоянное переосмысление своих собственных ценностей, изменение ценностных ориентаций.

Сложившиеся ценностные ориентации образуют ось сознания, вокруг которой учитель решает многие профессиональные и жизненно важные вопросы. Учитель-исследователь постоянно находится в процессе осмысления через самопознание, самооценку и самопрогнозирование. Творческая активность и вдохновение являются «спусковым механизмом» в становлении учителя – исследователя.

Постоянно развивающийся, стремящийся к самоанализу педагог становится педагогом самореализующимся.
          Пятая составляющая понятия «учитель» для меня это учитель – гражданин. Придумывай, твори и пробуй, но помни, что все это для детей, для школы, в которой ты работаешь, для общества, в котором выступаешь как публичная личность.

Учитель-гражданин должен не только сам совершенствоваться в профессиональном плане, но и помогать развиваться своим коллегам, делиться накопленным опытом.

Стаж моей работы учителем более двадцати пяти  лет. Всегда рада поделиться накопленным опытом и научиться чему-то новому от коллег, как при непосредственном общении, так и пользуясь возможностями сети Интернет.

            Таким образом, могу сказать, что для меня учитель это не просто профессия – это образ жизни. Стараюсь в своей жизни и работе не забывать о пять составляющих понятия "учитель": личность, профессионал, ученик, исследователь и гражданин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...