Главные вкладки

    Москва в моей судьбе
    статья на тему

    Корпачёв Вячеслав Викторович

    Эссе о Москве, о роли образования и культуры

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Москва в моей судьбе38 КБ

    Предварительный просмотр:

                                    Москва в моей судьбе

         Огромный город – Москва. Древний город, город великой истории, великих свершений и – великих трагедий, город великих научных открытий и гениальных художественных озарений, город тружеников, город-рабочий, город-интеллигент, город-учёный и – город-художник. Москва – сама по себе целый мир, мир очень разный, постоянно меняющийся, иногда – совершенно непредсказуемый, но всегда – очаровательный, затягивающий в себя, заколдовывающий, зовущий к чему-то неведомому, может быть, пугающему, но – неотразимому. Москва – город-монстр и город-красавица, город-храм и город-балаган, разнородный, многоцветный и разношёрстный, как на праздничных полотнах Лентулова и Кустодиева. Город-протей, постоянно изменяющийся и переливающийся красками, город, в котором постоянно только одно – изменения. В Москве есть всё – даже многое кое-что лишнее. Москва – непознанный и постоянно познаваемый мир, целая вселенная в одном городе.

        Я – историк, учитель истории в обыкновенной окраинной московской школе, в районе Марьино. Для меня Москва – мой родной город, я родился в Москве, хотя и живу в пригороде столицы. Для меня Москва – это открытая книга, в которой я читаю её историю, историю моей страны, невероятную тысячелетнюю историю величайшей и самой парадоксальной страны в мире, страны, которую иные так называемые доморощенные либералы не считают «цивилизованной», но которая спасла себя и весь мир от крайнего - и подлинного! – выражения этой хвалёной европейской «цивилизованности» (основанной на сознании и чувстве расового и культурного превосходства) – фашизма. Москва выстояла в 1941 году, Россия выстояла – и удержала мир. Может быть – и наверное – мы безалаберный и не привязанный к комфорту и богатству народ, не чета немцам и образцовому германскому порядку, квинтэссенции западной упорядоченности и «правильности», но именно это нас и спасало – спонтанность и непредсказуемость, изобретательность и интуиция, здравый смысл и неприхотливость.

        Какой народ был способен покинуть свою древнюю столицу и обречь её на сожжение, но не сдаться врагу «цивилизованно», принеся ему на блюдечке ключи от города? Сливки «цивилизации», французы, шли в «дикую Скифию», а, к своему изумлению, обнаружили огромный благоустроенный город, со множеством прекрасных дворцов и усадеб, которые, как писал Стендаль в своих письмах на родину, не уступали прекраснейшим итальянским ренессансным палаццо. Наполеон, по легенде, был так очарован красотой одной из московских церквей, храма Успения на Покровке, что пожелал разобрать её и перевезти в Париж. И это Наполеон, варварски приказавший взорвать Кремль и храм Василия Блаженного – как ребёнок, (писал Лев Николаевич Толстой) который  плачет и бьёт косяк двери, об который он ударился. Москва, чудный, замечательный город, сколько ты пережил в своей судьбе, и как ты выжил – и живёшь?

        История Москвы – это живая история, это – всегда длящаяся история, и пока она продолжается – продолжается история России, история русского народа, трагическая и героическая история тысячелетней нации. История – в памяти, в культурной памяти народа, в его традициях, обычаях, в том, что принято называть новомодным словечком «менталитет». История России – это родовая история, семейная история, история поколений. Ведь само слово «традиция» и переводится с латыни как «передача» Из рода в род передаётся память, как сказано в Священном писании, и пока жива память, пока она жива живой жизнью, а не мёртвым музейным экспонатом, не каменной замшелой глыбой на чердаке национального достояния, вынимаемой по редким случаям для демонстрации прошлого величия.

          Как замечательны старые московские уголки – в районе той же Покровки, Чистых прудов, Сретенки. Идёшь по Бульварному кольцу – и вдруг перед тобой – римские развалины! Что это? А это стена Рождественского монастыря, древней обители XVI века. Вот уж воистину – «Москва – третий Рим»! Кажется, что историческое сознание просто воплощается в явь.  Как жаль, что таких уголков в Москве остаётся всё меньше! Вот и прекрасная церковь на Покровке, так поразившая Наполеона, была варварски уничтожена «прогрессивной» Советской властью в 1930-е года, в эпоху социалистической коренной реконструкции столицы. А ведь на фасаде этого чудного храма было написано: «Входящий, удивись – дело рук человеческих». Зачастую «родное» варварство – хуже чужеземного, ибо – больнее, обиднее, что ли. Иногда думаешь – не была бы Москва столицей, и больше бы в ней сохранилось старины. Конечно, жаль, что Москва – уже не такая идиллия, как на моей любимой картине – полотне Василия Поленова «Московский дворик»: лето, жара, старая усадьба, церквушка, Божья благодать…Да, может быть, Москва и не была никогда такой идиллией, а такой её сделала на этом полотне великая «волшебная сила искусства»?..Но и судьба у Москвы, как и у нашего Отечества, – отнюдь не идиллическая. Судьба Москвы – это судьба столицы великой державы, а не пресловутого  благополучного (правда, только в последние лет двести) Люксембурга.

         Но не будь Москва столицей – и не было бы у неё такой прекрасной, великой, героической и трагической судьбы, судьбы, которую она разделила со своим народом, своей страной. Судьбы, которая остаётся в памяти – памяти стен, памяти улиц, памяти ног, как когда-то обронил Евгений Евтушенко.  

        А живая память, живая культура передаётся замечательным тысячелетним институтом социальной жизни человечества -  школой, образованием, обучением, институтом формирования человека, личности, гражданина. Школа – стержень национальной памяти, стержень народного самосознания, исток и сущность национальной идентичности. Где, как не в школе, создаётся, созидается  страна, нация, будущее страны, величие и независимость государства, развитая, полноценная, свободная и ответственная и национально ориентированная личность.

          Именно в Москве началась история современного русского, российского образования. Именно в Москве греки Лихуды основали на закате «Бунташного века», в 1687 году, первое русское высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию, выпустившего из своих стен нашего Леонардо да Винчи – Михаила Васильевича Ломоносова. И наш помор - универсальный гений основал и первый в России университет (университет в Петербурге при Академии наук, основанный ранее, быстро захирел). Так Москва стала центром русского просвещения, то есть, по сути, центром русской культуры, центром, очагом и питательным источником национального самосознания русского народа. Николай Новиков в екатерининское время начал именно  в Москве широкое издание просветительской и обучающей литературы, в век Просвещения просвещая, воспитывая и образовывая своих сограждан – не слишком образованных тогда, по правде говоря. Именно в Москве в начале XVIII века, в ходе реформ Петра Великого, началась история российского технического, научного образования – с создания Навигацкой школы, размещавшийся первоначально в Сухаревой башне. Это первоначально было чисто прикладное, даже – военно-прикладное, образование, но именно из прикладных дисциплин выросло величественное дерево русской науки XVIII – XX веков: замечательная московская математическая школа, физическая школа Петра Николаевича Лебедева, блестящая московская инженерная школа. Уже в XIX веке сложилась великая московская историческая школа благодаря усилиям выдающихся историков Сергея Михайловича Соловьёва и Василия Осиповича Ключевского.

       Вся история Москвы  –  это история русской культуры, история русского образования, русской школы. Московская школа – это особый мир, это более двух тысяч школ и других образовательных учреждений, это – почти миллион учащихся и десятки тысяч учителей. Московское образование всегда ценилось, было качественным, особым, основательным, фундаментальным.  Но учиться и учить в огромном современном мегаполисе – трудно. Агрессивная городская среда, так называемые эффекты толпы, психологические стрессы, информационное половодье, «соблазны» и пороки большого города, современной потребительской цивилизации с её культом комфорта и вседозволенности – как же возможно противостоять всему этому? Как совместить историю, память Москвы, древнюю Москву  и Москву современную, вечно спешащую, кричащую, гудящую, отвлекающую от мысли, отвлекающую человека от самого себя? Как закалить, укрепить душевный стержень человека, особенно человека молодого, подростка, школьника? Кажется, что все эти вопросы – риторические. Но ведь это не так! Самые главные вопросы человеческой жизни всегда кажутся риторические, потому что ответ на них представляется очевидным или же – ответа вовсе нет (таким кажется и вопрос о смысле жизни). Но учитель и призван отвечать на эти вопросы – ведь для детей эти вопросы – не риторические, а самые что ни на есть живые, животрепещущие, волнующие, вопросы самые практические. Да и для всех людей эти вопросы – практические, жизненные. Один только интерес к эти вопросам говорит о личности неординарной, мыслящей, пытающейся найти себя, определиться в своей судьбе, выстроить свою жизнь. Школа не может ответить на все вопросы, но её задача – научить думать, научить задавать вопросы о жизни, научить, я бы сказал, быть всегда на острие мысли, не терять любви и интереса к жизни, к людям, к миру.

         Есть замечательная фраза об образовании, приписываемая разным великим и остроумным людям: «Образование – это то, что остаётся у вас в голове после того, как вы забыли всё, чему вас учили». Образование – это приобретённая способность мышления (есть ещё и врождённая способность мышления и творчества – но это уже талант), это – способность к новому образованию, к обучению, это – углубление извилин в мозгах.  Замечательная же это работа – землекопа этих извилин, этих окопов мысли и памяти! Вот она – работа учителя: углубляй мозги, проводи каналы мысли, удлиняй извилины, заставляй думать, тормоши своих учеников, убаюканных комфортом и праздностью современной потребительской цивилизации или оглушённых и ослеплённых шумом и огнями большого города.

         Большой город – возможность, но и соблазн. Иными словами, большой город, это – проблема, это кризис личности. Кризис – в том китайском понимании иероглифа этого слова, которое обозначает и риск, но и возможность. Огромный город – это кризис, который нужно преодолеть, использовав его возможности и минимизировав риски (вот он, нынешний птичий язык!). Москва – город-кризис, город-риск, город-возможность.
         Я работаю в школе на юго-востоке Москвы. Юго-восток Москвы – это и знаменитое Лефортово, названное так в честь сподвижника Петра Великого, это – легендарная Немецкая слобода, в которой на исходе XVIII века родился Пушкин. И как греет душу сознание того, что ты – не только соотечественник, но и земляк Пушкина! По сути, в нашем районе началась новая история России – с Петра I, и история русской классической культуры, великой и святой (по слову Томаса Манна) русской литературы, нашего величайшего достояния. Где же, как не у нас, на юго-востоке Москвы, в колыбели русской культуры и просвещения, быть учителем, педагогом!

          Моя школа находится в сравнительно молодом районе Москвы, в Марьино. Может быть, не так богато Марьино историческими памятниками, как другие, древние исторические части Москвы (в том числе и другие районы Юго-Восточного округа Москвы), но и этот район – часть живой истории страны и её столицы, часть памяти, частица жизни русского народа. Историки считают, что селение Марьино получило своё название ещё в XV веке по имени великой княгини Марии Ярославны, матери великого князя московского Ивана III, которая и основала это поселение. Таким образом,  история этой  неприметной  деревни восходит к истокам основания Русского  централизованного государства, к истокам России как единого могучего государства. Ведь и Москва – баснословные 800 лет назад – была такой же деревушкой на окраине владимирской Руси, в глухом сосновом бору. Так мы и выходим – из глухого бора незнания, невежества и предрассудков на светлую и солнечную поляну знания и понимания, как выходили наши предки из сосновых лесов на благословенное и плодородное суздальское ополье.

         Вся Москва – в общем и целом – сложена из таких деревень, как Марьино, из окрестных сёл - как огромная капля, в которую влились сотни маленьких капель. Эти капли могут быть самой разной плотности, цвета, даже вязкости, но они создают многоцветный живой  ковёр-котёл большого города, в котором все мы – плаваем, ходим, скользим? В общем – живём. Где-то полегче, где-то – потяжелее, то – веселее, то – грустнее, но нас всех объединяет Москва, наш родной город.

        Быть учителем в таком городе, как Москва, это всё равно, что быть лоцманом в огромном бушующем океане, лоцманом, ведущем детские души к безопасной гавани, в порт знания и  этики, пристань добра и истины. И уж тем более историк – настоящий лоцман, лоцман в тысячелетней толще истории своего народа, своей страны. Соединить историю семьи с историей страны – вот задача историка, учителя истории. Дать  вживую почувствовать ученику  память народа, память малой родины, неотъемлемой части великой Родины – вот задача школы.

       Я очень люблю старое французское выражение: «Делай, что должно - и пусть будет, что будет». Есть некоторая толика фатализма в этой фразе, но и большая доля определённого экзистенциального оптимизма. Человек, свободный разумный человек, отвечает за то, что он делает, но – не только. Свободный гражданин отвечает за свою страну, за свой город, за будущее своего народа. Это и есть долг, дело учителя – отвечать за будущее. Мы делаем будущее.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Афганистан в моей судьбе

    материал посвящен выпускникам школы участвовавшим в Афганской войне...

    Урок мужества: « Афганистан - боль в моей судьбе»

    Цель: - расширить знания учащихся о войне в Афганистане....

    Исследовательская работа "Судьба моей семьи в судьбе города"

    Сегодня жизненно важно стало сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе.Сохраняя традиции и преемственность п...

    Конспект Всекубанского классного часа "Судьба страны в судьбе моей семьи"

    Конспект Всекубанского классного часа "Судьба страны в судьбе моей семьи". УРОК- ПРОЕКТ. Презентацию к уроку учащиеся выполнили самостоятельно...

    Устный журнал "Афганистан - боль в моей судьбе"

    В нашей школе стало доброй традицией проводить общешкольное мероприятие, приуроченное ко Дню памяти воинов - интернационалистов....

    Афганистан живёт в моей судьбе

    Этот классный час посвящен 30-летию вывода войск из Афганистана....

    Судьба человека в судьбе моего города

    О деятельности необыкновенного пианиста Владимира Овчинникова....