Главные вкладки

    Рабочая программа по природоведению 5 класс
    рабочая программа (5 класс) по теме

    Воротнёва Наталья Андреевна

    Рабочая программа

    по природоведению

     5 класс

    Воротневой Натальи Андреевны                            

                                                                                                                                                                             

     

                                                                                                                                                                               Принято на заседании педагогического совета

                                                                                                                                                                                       протокол №1 от «29 » августа 2013 г.

     

     

    2013 – 2014 учебный год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа “Природоведение. Природа. Неживая и живая» для 5 класса – соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Программа предназначена для изучения основ естествознания  и является пропедевтическим курсом для систематических курсов физики, химии, биологии, географии, готовит учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на последующих этапах обучения. Разработана на основе примерной  программы по природоведению для общеобразовательных учреждений. (Издательский центр «Дрофа» для общеобразовательных учреждений, разработана под редакцией  В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой.).

    Рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение природоведения в объеме 2 часа в неделю.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природа. Неживая и живая» авторов В.М.Пакулова, Н.В.Иванова  класс 5. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009.

    В основе программы – формирование знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку как уникальному и неповторимому. Кроме того, рекомендуемые программой темы  «Растения- посредники между небом и Землей» и «Животные – братья наши меньшие» позволят расширить знания о растениях и животных, научат ухаживать за ними  в домашних условиях. 

    Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной биологической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. В основной школе биологическое образование направлено на освоение знаний о живой природе, воспитание позитивного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны растительного и  животного мира.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_prirodovedeniyu_5_klass.docx28.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рассмотрено:                                                                                 Согласовано:                                                                            Утверждено:

    Руководитель МО естественно-                               Заместитель директора по УВР филиала                                Директор МОУ «Ерышовская сош

    научного цикла                                                           МОУ «Ерышовская сош                                                           Ртищевского района

    ________/Воротнева Н.А./                                         Ртищевского района Саратовской                                           Саратовской области»

    Протокол №1 от « 28  » августа 2013 г.                       области» в с.Каменка                                                                    __________/Березкина Л.А./

                                                                                           ________/Степанова Г.Н./                                                          Приказ №  

                                                                                           от «  30 »   августа  2013 г.                                                                от «31»  августа  2013г.          

            

     Рабочая программа

    по природоведению

     5 класс

    Воротневой Натальи Андреевны                           

                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                               Принято на заседании педагогического совета

                                                                                                                                                                                       протокол №1 от «29 » августа 2013 г.

    2013 – 2014 учебный год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа “Природоведение. Природа. Неживая и живая» для 5 класса – соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Программа предназначена для изучения основ естествознания  и является пропедевтическим курсом для систематических курсов физики, химии, биологии, географии, готовит учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на последующих этапах обучения. Разработана на основе примерной  программы по природоведению для общеобразовательных учреждений. (Издательский центр «Дрофа» для общеобразовательных учреждений, разработана под редакцией  В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой.).

    Рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение природоведения в объеме 2 часа в неделю.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природа. Неживая и живая» авторов В.М.Пакулова, Н.В.Иванова  класс 5. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009.

    В основе программы – формирование знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку как уникальному и неповторимому. Кроме того, рекомендуемые программой темы  «Растения- посредники между небом и Землей» и «Животные – братья наши меньшие» позволят расширить знания о растениях и животных, научат ухаживать за ними  в домашних условиях.  

    Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной биологической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. В основной школе биологическое образование направлено на освоение знаний о живой природе, воспитание позитивного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны растительного и  животного мира.

    Учебно-тематическое планирование

    №п/п

                    Тема

    Кол-во часов

    1

    Введение

    2

    2

    Вселенная

    6

    3

     Строение и свойства вещества

    11

    4

     Воздух

    9

    5

    Вода

    6

    6

    Электрические явления

    3

    7

    Горные породы

    4

    8

    Почва – особое тело Земли.

    6

    9

    Организмы

    6

    10

    Растенияпосредники между небом и Землей.

    7

    11

    Грибы.

    2

    12

    Животные – братья наши меньшие.

    6

    Всего

    68

    Содержание тем учебного курса

    Введение.(2ч.)

    Комплекс наук о природе, тела и явления природы, методы их изучения, роль и место человека в природе.

    Вселенная. (6ч.)

    Строение Вселенной, различные взгляды на модель Вселенной, современная модель Вселенной, состав Солнечной системы, планеты и их спутники, звёздное небо, многообразие мира звёзд, созвездия положение звёзд на небе, Полярная звезда, созвездия Большой и Малой Медведицы.

    Основные понятия:  Солнце, планеты, естественные спутники, астероиды, метеориты, кометы, кратеры, фазы Луны, оболочки Земли.

    Лабораторная работа: Определение экваторов, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий.

    Строение и свойства вещества. (11 ч.)

    Тела и вещества. Строение твёрдых, жидких и газообразных тел. Свойства  жидких и газообразных тел.

    Молекулы. Взаимодействие молекул в телах. Диффузия.

    Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

    Явления природы. Физические и химические явления.

    Основные понятия: тела природы, диффузия, вещество, молекула, атом, элемент, смеси, явления природы.

    Лабораторная работа: Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел.

    Воздух  ( 9ч.)

    Состав воздуха и его физические свойства. Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

    Барометры. Химические свойства воздуха. Горение. Дыхание. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды.

    Погода. Предсказание погоды. Охрана воздуха.  

    Основные понятия: свойства воздуха, барометр, температура воздуха, влажность воздуха, атмосферное давление, облачность.

    Лабораторная работа: Определение местонахождения гор и их высот.  

    Вода. (6ч.)

    Три состояния воды. Состав воды. Физические свойства воды. Температура плавления льда и кипения воды. Изменение объёма воды при нагревании.

    Вода- растворитель. Растворы в природе.

    Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий.

    Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

    Основные понятия: состояние воды, теплопроводность, раствор, взвеси, пещера.

    Электрические явления. (3ч.)

    Электрические явления. Электризация тел. Электрический заряд. Электрические разряды  в природе. Электрический ток. Управление электрическим током. Электростанции.

    Горные породы. ( 4ч.)

    Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы и их использование человеком.

    Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы и их использование человеком. Охрана недр.

    Основные понятия:  внутреннее строение Земли(ядро, мантия, земная кора), горные породы, выветривание, обломочные горные породы, полезные ископаемые, свойства металлов(ковкость, тягучесть, теплопроводность, блеск)

    Лабораторная работа: Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

    Почва – особое тело Земли.( 6ч.)

    Почва, её образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

    Состав и свойства почвы. Плодородность почвы, её обработка.

    Эрозия почв, её виды. Охрана почв.

    Основные понятия: структурные и бесструктурные почвы, горизонт почвы, состав почвы, плодородие, разнообразие почв, эрозия почв.

    Организмы    (6ч)

    Организм. Свойства живых организмов. Условия жизни организмов.

    Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

    Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

    Основные понятия: тела живой природы, орган, ткань, клетка, оболочка, цитоплазма, ядро, свойства организмов, среда обитания, факторы живой и неживой природы, лупа, микроскоп.

    Растения– посредники между небом и Землей. ( 7ч.)

    Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые.

    Цветковые растения и их органы. Дикорастущие и культурные растения.

    Многообразие дикорастущих растений, значение их в природе и жизни человека.

    Охрана растений, растения Красной книги.

    Основные понятия: хлорофилл, фотосинтез, корень, лист, стебель, цветок, плод, семя.

    Лабораторная работа: Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах.

     1.Сообщения о дикорастущих лекарственных растениях нашего края.

    2.Сообщения о редких и исчезающих видах растений и животных.

    3.Сообщение «Многообразие культурных растений, значение для человека».

    Грибы. (2ч.)

    Разнообразие грибов, значение в природе.

    Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

    Основные понятия: грибница, плодовое тело гриба, шляпка, пенёк.

    Животные – братья наши меньшие.(6ч.)

    Характерные признаки животных, их сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

    Дикие животные, условия их жизни. Многообразие диких животных, их значение  в природе и жизни человека. Охрана диких животных.

    Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

    Основные понятия: среда обитания, отрасли животноводства.

    Календарно – тематическое планирование

    №п/п

    Наименование раздела, темы

    Кол-во часов

    Дата

    Оборудование, технические средства

    план

    факт

    Введение.

    2

    1.

    Природа. Живая и неживая природа.

    1

    Дом.комнатные раст.,муляж.плодов,грибов

    2.

    Как изучают природу. Экскурсия «Природа неживая и живая»

    1

     

    Компасы, гербарные папки, ручки, блокноты

    Глава  1. Вселенная.

    6

    3.

    Звезды на небе.

    Лр.р «Определение на звездной карте созвездий»

    1

    Карта звездного неба

    4.

    Земля – наш общий дом.

    Лр.р «Определение на глобусе экватора, полюсов, полушарий»

    1

    Глобус

    5.

    Оболочки Земли.

    1

    6.

    Луна – естественный спутник Земли.

    1

    7.

    Солнце. Солнечная система.

    Лр.р «Наблюдение за изменением высоты

    полуденного солнца».

    1

    Линейка, карандаш, тетрадь

    ПК

    8.

    Обобщающий урок по теме «Вселенная».

    1

     

    ПК

    Глава 2. Строение и свойства вещества.

    11

    9.

    Тела и вещества

    1

    Д.изделий из стекла

    10.

    Свойства твердых тел, жидкостей и газов

    Лр.р «Определение физических свойств твердых, жидких и газообр. тел».

    1

    Вода, железо,кубик льда, стакан, ластик, пластилин, воздушный шарик.

    11.

    Вещества и смеси

    1

    12.

    Молекулы. Атомы. Элементы.

    1

    Д.смесь серы,железа,песка и опилок, магнит

    13

    Движение частиц вещества.

    1

    14

    Взаимодействие частиц

    1

    15

    Разнообразие веществ.

    1

    Модели шариков

    16

    Физические явления.

    1

    Молоко, простакваша, вода, лед

    17

    Химические явления. Горение.

    1

    Пробирки, спиртовка

    18

    Окисление.

    1

    Железный гвоздь

    19

    Обобщающий урок по теме «Строение вещества»

    1

     

    ПК

    Глава 3. Воздух

    9

    20

    Состав воздуха

    1

    Таблица «Состав воздуха»

    21

    Свойства воздуха

    1

    Рис стр. 75

    22

    Вес воздуха и атмосферное давление

    1

    Весы, шарик, песок, линейка, лист бумаги

    23

    Изменение давления воздуха с высотой

    1

    Барометр - анероид

    24

    Нагревание воздуха от поверхности Земли

    1

    25

    Изменение температуры воздуха с высотой.

    Лр.р  «Определение местонахожд. гор со снежными вершинами»

    1

    Атлас, карта

    26

     Ветер.

    1

    27

    Погода. Предсказание погоды..

    1

    28

    Обобщающий урок по теме «Воздух»

    1

     

    Атлас, карта

    Глава 4. Вода

    6

    29

    Три состояния воды

    1

    30

    Свойства воды.

    1

    31

    Вода – растворитель.

    Лаб.раб. «Вода – растворитель.»

    1

    Песок, соль, вода.

    32

    Работа воды в природе.

    1

    ПК  

    33

    Охрана воды.

    1

    34

    Обобщающий урок по теме «Вода»

    1

    Глава 5. «Электрические явления».

    3

    35

    Электризация тел. Электрические заряды.

    1

    Расческа, кусочки бумаги, шарик, стеклянная палочка

    36

    Электрический разряд. Молния.

    1

    37

    Электрический ток.

    1

    Глава 6. «Горные породы»

    4

    38

    Внутреннее строение Земли. Горные породы. Лаб.раб. «Определение свойств минералов и горных пород»

    1

    Коллекция минералов и горных пород. ПК

    39

    Разрушение горных пород. Лаб.раб. «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами»

    1

    Песок, глина, гравий.

    40

    Полезные ископаемые. Металлы.

    1

    Коллекция металлов

    41

    Обобщающий урок по темам «Электрические явления», «Горные породы»

    1

     

    Коллекция минералов и горных пород. ПК

    Глава 7. Почва – особое тело Земли.

    6

    42

    Образование почв и их разнообразие.

    1

    Коллекция почвы.

    43

    Состав и свойства почвы.

    1

    Коллекция почвы.

    44

    Уход за почвой.

    1

    45

    Влияние растений на почву.

    1

    46

    Разрушение почв.

    1

    47

    Повторно – обобщающий урок по теме «Почва»

    1

    Коллекция почвы.

     Глава 8. Организмы.

    6

    48

    Организм и его свойства.

    1

    Таб. Грибы, растения, животные, бактерии.

    49

    Где живут организмы?

    1

    Таб. Грибы, растения, животные, бактерии.

    50

    Экскурсия «Разнообразие организмов, их относительная приспособленность к условиям среды».

    1

     

    51

    Увеличительные приборы.

    1

    Микроскоп, лупа, таб. «Клетка»

    52

    Строение организмов.

    1

    таб. «Клетка»

    53

    Обобщающий урок по теме «Организмы»

    1

     

    таб. «Клетка» ПК

    Глава 9. Растения – посредники между небом и Землей.

    7

    54

    Признаки растений.

     Лаб.раб. «Распознавание органов цветковых растений»

    1

    Таб. «Растения»

    55

    Разнообразие растительного мира.

    1

    Таб. Цветковые растения

    56

    Строение цветковых растений.

    1

    Таб. Цветковые растения

    57

    Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека».

    1

    Лекарственные растения

    58

    Красная книга растений.

    1

    Красная книга

    59

    Многообразие культурных растений.

    1

    60

    Обобщающий урок по теме «Растения»

    1

     

    Глава 10. Грибы

    2

    61

    Разнообразие грибов

    Муляжи грибов, таб.

    62

    Шляпочные грибы

    Муляжи грибов, таб.

    Глава  11. Животные – братья наши меньшие.

    6

    63

    Признаки животных

    1

    Таб. Растения, разнообразные животные.

    64

    Условия жизни и многообразие диких животных.

    1

    Дид. матер.

    65

    Значение диких животных и их охрана.

    1

    Красная книга ПК

    66

    Домашние животные.

    1

    67

    Связи живого и неживого.

    1

    68

    Контрольно – обобщающий урок.

    1

     

    ПК

    Требования к уровню подготовки учащихся

    Учащиеся должны знать: 

     – строение и состав Солнечной системы;
    – основные типы звёзд, созвездия неба Северного полушария;
    – внутреннее строение Земли и её внешние оболочки;

    - частицы (атомы, молекулы) из которых состоят тела;

    - процесс диффузии частиц, взаимодействующих между собой и постоянно движущихся;

    - свойства твёрдых, газообразных тел;

    - о местных полезных ископаемых, об их физических свойствах;

    – основные крупнейшие подразделения живых организмов: (простейшие, растения, грибы, животные) ;
    – элементарные сведения о клетке, как основе строения и жизнедеятельности организмов;

    – о строении  шляпочных грибов;
    – о роли грибов в природе и жизни человека;
    – основное правило сбора грибов: не собирать неизвестные грибы;

    – о биосферной роли зеленых растений и фотосинтеза;
    – основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;
    – о минеральном питании растений и роли удобрений для возделывания культурных растений;
    –– основные органы цветкового растения;
    – важнейшие группы культурных растений на примере своей местности;
    – ядовитые растения своей местности;
    – важнейшие охраняемые растения своей местности;
    – о значении разнообразия растений в природе и в жизни человека, о мерах по сохранению биологического разнообразия.

    –– характерные животные своей местности;
    – об охране животных;

    - о разнообразии комнатных растений и домашних животных, правилах ухода за ними.

    Перечень учебно-методического обеспечения

    1. Учебник по природоведению  для 5 класса «Природа. Неживая и живая». В.М.Пакулова, Н.В.Иванова  - М.:Дрофа, 2010г.

    2. Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, Н.И.Сонин «Природоведение.5 класс».Метод.пособие М.: Дрофа, Москва, 2001г.

    3. Н.В.Иванова, В.М.Пакулова «Природа. Неживая и живая.».Поурочное планирование. М.:  Дрофа, Москва, 2001г.

    4. Рабочая тетрадь «Природа. Неживая и живая.» для  5 класса под редакцией В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой. М.: Дрофа, Москва.

    5. Н.Н.Дроздов, А.К.Макеев «Рассказы о животных».Энциклопедия «Я познаю мир»,изд. «Астрель»

    Список электронных   пособий

    1.Биология 6-9классы

       Министерство образования РФ, «Кирилл и Мефодий», 2008г.

    2.Биология 6-11кл.Лабораторный практикум

       Республиканский мультимедиа центр, 2006г.

    3.Интернет-ресурсы.

    Приложение

    Список сообщений и презентаций

    1. Значение Солнца для жизни растений, животных, человека.

    2. Местные признаки погоды

    3. Работа воды в природе.

    4. Минеральные и полезные ископаемые, добываемые в нашей стране

    5. Сообщения о дикорастущих лекарственных растениях нашего края

    6. Сообщения о редких и исчезающих видах растений и животных.

    7. Сообщение «Многообразие культурных растений, значение для человека».

    8. Сообщение  о приспособленности к жизни в любой среде обитания какого-либо животного.

    9. Связи живого и неживого.

    10. Цепи питания. Пищевые сети.

    11. Природа – наш друг. Охрана природы.

    12. Правила поведения в природе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по природоведению 5 класс

    Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

    Рабочая программа по природоведению, 5 класс

    Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

    Рабочая программа по природоведению 5 класс

    Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

    Рабочая программа по природоведению 5 класс

    Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

    рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

     Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

    Рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой "Природоведение. Природа. Неживая и живая", 2 часа в неделю

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование, темы практических и лабораторных работ....

    Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

    Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...