Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме

Воротнёва Наталья Андреевна

Рабочая программа

по природоведению

 5 класс

Воротневой Натальи Андреевны                            

                                                                                                                                                                         

 

                                                                                                                                                                           Принято на заседании педагогического совета

                                                                                                                                                                                   протокол №1 от «29 » августа 2013 г.

 

 

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа “Природоведение. Природа. Неживая и живая» для 5 класса – соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Программа предназначена для изучения основ естествознания  и является пропедевтическим курсом для систематических курсов физики, химии, биологии, географии, готовит учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на последующих этапах обучения. Разработана на основе примерной  программы по природоведению для общеобразовательных учреждений. (Издательский центр «Дрофа» для общеобразовательных учреждений, разработана под редакцией  В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой.).

Рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение природоведения в объеме 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природа. Неживая и живая» авторов В.М.Пакулова, Н.В.Иванова  класс 5. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009.

В основе программы – формирование знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку как уникальному и неповторимому. Кроме того, рекомендуемые программой темы  «Растения- посредники между небом и Землей» и «Животные – братья наши меньшие» позволят расширить знания о растениях и животных, научат ухаживать за ними  в домашних условиях. 

Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной биологической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. В основной школе биологическое образование направлено на освоение знаний о живой природе, воспитание позитивного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны растительного и  животного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_prirodovedeniyu_5_klass.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:                                                                                 Согласовано:                                                                            Утверждено:

Руководитель МО естественно-                               Заместитель директора по УВР филиала                                Директор МОУ «Ерышовская сош

научного цикла                                                           МОУ «Ерышовская сош                                                           Ртищевского района

________/Воротнева Н.А./                                         Ртищевского района Саратовской                                           Саратовской области»

Протокол №1 от « 28  » августа 2013 г.                       области» в с.Каменка                                                                    __________/Березкина Л.А./

                                                                                       ________/Степанова Г.Н./                                                          Приказ №  

                                                                                       от «  30 »   августа  2013 г.                                                                от «31»  августа  2013г.          

        

 Рабочая программа

по природоведению

 5 класс

Воротневой Натальи Андреевны                           

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                           Принято на заседании педагогического совета

                                                                                                                                                                                   протокол №1 от «29 » августа 2013 г.

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа “Природоведение. Природа. Неживая и живая» для 5 класса – соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Программа предназначена для изучения основ естествознания  и является пропедевтическим курсом для систематических курсов физики, химии, биологии, географии, готовит учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на последующих этапах обучения. Разработана на основе примерной  программы по природоведению для общеобразовательных учреждений. (Издательский центр «Дрофа» для общеобразовательных учреждений, разработана под редакцией  В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой.).

Рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение природоведения в объеме 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природа. Неживая и живая» авторов В.М.Пакулова, Н.В.Иванова  класс 5. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009.

В основе программы – формирование знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку как уникальному и неповторимому. Кроме того, рекомендуемые программой темы  «Растения- посредники между небом и Землей» и «Животные – братья наши меньшие» позволят расширить знания о растениях и животных, научат ухаживать за ними  в домашних условиях.  

Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной биологической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. В основной школе биологическое образование направлено на освоение знаний о живой природе, воспитание позитивного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны растительного и  животного мира.

Учебно-тематическое планирование

№п/п

                Тема

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Вселенная

6

3

 Строение и свойства вещества

11

4

 Воздух

9

5

Вода

6

6

Электрические явления

3

7

Горные породы

4

8

Почва – особое тело Земли.

6

9

Организмы

6

10

Растенияпосредники между небом и Землей.

7

11

Грибы.

2

12

Животные – братья наши меньшие.

6

Всего

68

Содержание тем учебного курса

Введение.(2ч.)

Комплекс наук о природе, тела и явления природы, методы их изучения, роль и место человека в природе.

Вселенная. (6ч.)

Строение Вселенной, различные взгляды на модель Вселенной, современная модель Вселенной, состав Солнечной системы, планеты и их спутники, звёздное небо, многообразие мира звёзд, созвездия положение звёзд на небе, Полярная звезда, созвездия Большой и Малой Медведицы.

Основные понятия:  Солнце, планеты, естественные спутники, астероиды, метеориты, кометы, кратеры, фазы Луны, оболочки Земли.

Лабораторная работа: Определение экваторов, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий.

Строение и свойства вещества. (11 ч.)

Тела и вещества. Строение твёрдых, жидких и газообразных тел. Свойства  жидких и газообразных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические и химические явления.

Основные понятия: тела природы, диффузия, вещество, молекула, атом, элемент, смеси, явления природы.

Лабораторная работа: Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел.

Воздух  ( 9ч.)

Состав воздуха и его физические свойства. Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Барометры. Химические свойства воздуха. Горение. Дыхание. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды.

Погода. Предсказание погоды. Охрана воздуха.  

Основные понятия: свойства воздуха, барометр, температура воздуха, влажность воздуха, атмосферное давление, облачность.

Лабораторная работа: Определение местонахождения гор и их высот.  

Вода. (6ч.)

Три состояния воды. Состав воды. Физические свойства воды. Температура плавления льда и кипения воды. Изменение объёма воды при нагревании.

Вода- растворитель. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий.

Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

Основные понятия: состояние воды, теплопроводность, раствор, взвеси, пещера.

Электрические явления. (3ч.)

Электрические явления. Электризация тел. Электрический заряд. Электрические разряды  в природе. Электрический ток. Управление электрическим током. Электростанции.

Горные породы. ( 4ч.)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы и их использование человеком.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы и их использование человеком. Охрана недр.

Основные понятия:  внутреннее строение Земли(ядро, мантия, земная кора), горные породы, выветривание, обломочные горные породы, полезные ископаемые, свойства металлов(ковкость, тягучесть, теплопроводность, блеск)

Лабораторная работа: Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

Почва – особое тело Земли.( 6ч.)

Почва, её образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

Состав и свойства почвы. Плодородность почвы, её обработка.

Эрозия почв, её виды. Охрана почв.

Основные понятия: структурные и бесструктурные почвы, горизонт почвы, состав почвы, плодородие, разнообразие почв, эрозия почв.

Организмы    (6ч)

Организм. Свойства живых организмов. Условия жизни организмов.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Основные понятия: тела живой природы, орган, ткань, клетка, оболочка, цитоплазма, ядро, свойства организмов, среда обитания, факторы живой и неживой природы, лупа, микроскоп.

Растения– посредники между небом и Землей. ( 7ч.)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые.

Цветковые растения и их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Многообразие дикорастущих растений, значение их в природе и жизни человека.

Охрана растений, растения Красной книги.

Основные понятия: хлорофилл, фотосинтез, корень, лист, стебель, цветок, плод, семя.

Лабораторная работа: Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах.

 1.Сообщения о дикорастущих лекарственных растениях нашего края.

2.Сообщения о редких и исчезающих видах растений и животных.

3.Сообщение «Многообразие культурных растений, значение для человека».

Грибы. (2ч.)

Разнообразие грибов, значение в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Основные понятия: грибница, плодовое тело гриба, шляпка, пенёк.

Животные – братья наши меньшие.(6ч.)

Характерные признаки животных, их сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Дикие животные, условия их жизни. Многообразие диких животных, их значение  в природе и жизни человека. Охрана диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Основные понятия: среда обитания, отрасли животноводства.

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Оборудование, технические средства

план

факт

Введение.

2

1.

Природа. Живая и неживая природа.

1

Дом.комнатные раст.,муляж.плодов,грибов

2.

Как изучают природу. Экскурсия «Природа неживая и живая»

1

 

Компасы, гербарные папки, ручки, блокноты

Глава  1. Вселенная.

6

3.

Звезды на небе.

Лр.р «Определение на звездной карте созвездий»

1

Карта звездного неба

4.

Земля – наш общий дом.

Лр.р «Определение на глобусе экватора, полюсов, полушарий»

1

Глобус

5.

Оболочки Земли.

1

6.

Луна – естественный спутник Земли.

1

7.

Солнце. Солнечная система.

Лр.р «Наблюдение за изменением высоты

полуденного солнца».

1

Линейка, карандаш, тетрадь

ПК

8.

Обобщающий урок по теме «Вселенная».

1

 

ПК

Глава 2. Строение и свойства вещества.

11

9.

Тела и вещества

1

Д.изделий из стекла

10.

Свойства твердых тел, жидкостей и газов

Лр.р «Определение физических свойств твердых, жидких и газообр. тел».

1

Вода, железо,кубик льда, стакан, ластик, пластилин, воздушный шарик.

11.

Вещества и смеси

1

12.

Молекулы. Атомы. Элементы.

1

Д.смесь серы,железа,песка и опилок, магнит

13

Движение частиц вещества.

1

14

Взаимодействие частиц

1

15

Разнообразие веществ.

1

Модели шариков

16

Физические явления.

1

Молоко, простакваша, вода, лед

17

Химические явления. Горение.

1

Пробирки, спиртовка

18

Окисление.

1

Железный гвоздь

19

Обобщающий урок по теме «Строение вещества»

1

 

ПК

Глава 3. Воздух

9

20

Состав воздуха

1

Таблица «Состав воздуха»

21

Свойства воздуха

1

Рис стр. 75

22

Вес воздуха и атмосферное давление

1

Весы, шарик, песок, линейка, лист бумаги

23

Изменение давления воздуха с высотой

1

Барометр - анероид

24

Нагревание воздуха от поверхности Земли

1

25

Изменение температуры воздуха с высотой.

Лр.р  «Определение местонахожд. гор со снежными вершинами»

1

Атлас, карта

26

 Ветер.

1

27

Погода. Предсказание погоды..

1

28

Обобщающий урок по теме «Воздух»

1

 

Атлас, карта

Глава 4. Вода

6

29

Три состояния воды

1

30

Свойства воды.

1

31

Вода – растворитель.

Лаб.раб. «Вода – растворитель.»

1

Песок, соль, вода.

32

Работа воды в природе.

1

ПК  

33

Охрана воды.

1

34

Обобщающий урок по теме «Вода»

1

Глава 5. «Электрические явления».

3

35

Электризация тел. Электрические заряды.

1

Расческа, кусочки бумаги, шарик, стеклянная палочка

36

Электрический разряд. Молния.

1

37

Электрический ток.

1

Глава 6. «Горные породы»

4

38

Внутреннее строение Земли. Горные породы. Лаб.раб. «Определение свойств минералов и горных пород»

1

Коллекция минералов и горных пород. ПК

39

Разрушение горных пород. Лаб.раб. «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами»

1

Песок, глина, гравий.

40

Полезные ископаемые. Металлы.

1

Коллекция металлов

41

Обобщающий урок по темам «Электрические явления», «Горные породы»

1

 

Коллекция минералов и горных пород. ПК

Глава 7. Почва – особое тело Земли.

6

42

Образование почв и их разнообразие.

1

Коллекция почвы.

43

Состав и свойства почвы.

1

Коллекция почвы.

44

Уход за почвой.

1

45

Влияние растений на почву.

1

46

Разрушение почв.

1

47

Повторно – обобщающий урок по теме «Почва»

1

Коллекция почвы.

 Глава 8. Организмы.

6

48

Организм и его свойства.

1

Таб. Грибы, растения, животные, бактерии.

49

Где живут организмы?

1

Таб. Грибы, растения, животные, бактерии.

50

Экскурсия «Разнообразие организмов, их относительная приспособленность к условиям среды».

1

 

51

Увеличительные приборы.

1

Микроскоп, лупа, таб. «Клетка»

52

Строение организмов.

1

таб. «Клетка»

53

Обобщающий урок по теме «Организмы»

1

 

таб. «Клетка» ПК

Глава 9. Растения – посредники между небом и Землей.

7

54

Признаки растений.

 Лаб.раб. «Распознавание органов цветковых растений»

1

Таб. «Растения»

55

Разнообразие растительного мира.

1

Таб. Цветковые растения

56

Строение цветковых растений.

1

Таб. Цветковые растения

57

Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека».

1

Лекарственные растения

58

Красная книга растений.

1

Красная книга

59

Многообразие культурных растений.

1

60

Обобщающий урок по теме «Растения»

1

 

Глава 10. Грибы

2

61

Разнообразие грибов

Муляжи грибов, таб.

62

Шляпочные грибы

Муляжи грибов, таб.

Глава  11. Животные – братья наши меньшие.

6

63

Признаки животных

1

Таб. Растения, разнообразные животные.

64

Условия жизни и многообразие диких животных.

1

Дид. матер.

65

Значение диких животных и их охрана.

1

Красная книга ПК

66

Домашние животные.

1

67

Связи живого и неживого.

1

68

Контрольно – обобщающий урок.

1

 

ПК

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать: 

 – строение и состав Солнечной системы;
– основные типы звёзд, созвездия неба Северного полушария;
– внутреннее строение Земли и её внешние оболочки;

- частицы (атомы, молекулы) из которых состоят тела;

- процесс диффузии частиц, взаимодействующих между собой и постоянно движущихся;

- свойства твёрдых, газообразных тел;

- о местных полезных ископаемых, об их физических свойствах;

– основные крупнейшие подразделения живых организмов: (простейшие, растения, грибы, животные) ;
– элементарные сведения о клетке, как основе строения и жизнедеятельности организмов;

– о строении  шляпочных грибов;
– о роли грибов в природе и жизни человека;
– основное правило сбора грибов: не собирать неизвестные грибы;

– о биосферной роли зеленых растений и фотосинтеза;
– основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;
– о минеральном питании растений и роли удобрений для возделывания культурных растений;
–– основные органы цветкового растения;
– важнейшие группы культурных растений на примере своей местности;
– ядовитые растения своей местности;
– важнейшие охраняемые растения своей местности;
– о значении разнообразия растений в природе и в жизни человека, о мерах по сохранению биологического разнообразия.

–– характерные животные своей местности;
– об охране животных;

- о разнообразии комнатных растений и домашних животных, правилах ухода за ними.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Учебник по природоведению  для 5 класса «Природа. Неживая и живая». В.М.Пакулова, Н.В.Иванова  - М.:Дрофа, 2010г.

2. Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, Н.И.Сонин «Природоведение.5 класс».Метод.пособие М.: Дрофа, Москва, 2001г.

3. Н.В.Иванова, В.М.Пакулова «Природа. Неживая и живая.».Поурочное планирование. М.:  Дрофа, Москва, 2001г.

4. Рабочая тетрадь «Природа. Неживая и живая.» для  5 класса под редакцией В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой. М.: Дрофа, Москва.

5. Н.Н.Дроздов, А.К.Макеев «Рассказы о животных».Энциклопедия «Я познаю мир»,изд. «Астрель»

Список электронных   пособий

1.Биология 6-9классы

   Министерство образования РФ, «Кирилл и Мефодий», 2008г.

2.Биология 6-11кл.Лабораторный практикум

   Республиканский мультимедиа центр, 2006г.

3.Интернет-ресурсы.

Приложение

Список сообщений и презентаций

1. Значение Солнца для жизни растений, животных, человека.

2. Местные признаки погоды

3. Работа воды в природе.

4. Минеральные и полезные ископаемые, добываемые в нашей стране

5. Сообщения о дикорастущих лекарственных растениях нашего края

6. Сообщения о редких и исчезающих видах растений и животных.

7. Сообщение «Многообразие культурных растений, значение для человека».

8. Сообщение  о приспособленности к жизни в любой среде обитания какого-либо животного.

9. Связи живого и неживого.

10. Цепи питания. Пищевые сети.

11. Природа – наш друг. Охрана природы.

12. Правила поведения в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...