Патриотическое воспитание суворовцев
статья (11 класс) по теме

Сикиринова Юлия Владимировна

     Одной из целей воспитания в процессе изучения естественнонаучного цикла дисциплин является воспитание патриотизма. Патриотизм - интегративное качество личности, характеризующее высшую степень его духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к своему Отечеству, его истории и культуре, и готовности к активно - деятельностной самореализации на благо Родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание суворовцев.

     Одной из целей воспитания в процессе изучения естественнонаучного цикла дисциплин является воспитание патриотизма. Патриотизм - интегративное качество личности, характеризующее высшую степень его духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к своему Отечеству, его истории и культуре, и готовности к активно - деятельностной самореализации на благо Родины, которая выражается в каждодневном высокопрофессиональном труде, выполнении своего гражданского долга и готовности к самопожертвованию во имя интересов Отечества. Лишая урок или классный час его главной воспитательной цели – воспитание гражданина и патриота Отечества, мы, во-первых теряем возможность целенаправленно и регулярно воздействовать на личность ребенка, во-вторых превращаем изучение предмета в способ приобретения знаний, умений и навыков, неизвестно для чего предназначенных.

     Каким же требованиям должен отвечать современный урок, классный час,  чтобы действительно способствовать воспитанию патриотических чувств у суворовцев?

     Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Данные вопросы освещаются в трудах В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, и др.

     Считается, что “…воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма, стимулированием их активности по выработке у себя этого морального качества”.

     Важную роль в процессе воспитания патриотизма играет формирование и развитие у суворовцев потребностей и положительных мотивов. Потребность в совершенствовании возникает у человека тогда, когда он под влиянием внешних воздействий или внутренних побуждений переживает противоречия между тем какой он есть и каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем развития личности.

     Таким образом, суть учебно-воспитательной работы, в данном случае, должна состоять в том, чтобы создать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у суворовцев этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. Для этих целей воспитатели используют самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной работы.       Рассказывая о научных трудах и открытиях ученых, воспитатель дает характеристику эпохи, экономического развития страны, обязательно останавливается на поступках, характеризующих их как личность.

     Каждый год суворовцы МсСВУ посещают разнообразные музеи, слушают истории жизни людей, патриотов своей Родины. Положительные эмоции и переживания побуждают суворовцев к активному участию в познавательной и практической деятельности и способствуют развитию патриотизма. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь определенную внутреннюю логику.

     Классный час значительно выигрывает, если слова воспитателя подтверждаются иллюстративным материалом. Сегодня в качестве иллюстрации используются видеофильмы, позволяющие наблюдать быстропротекающие процессы (взрыв, выстрел, удар и т.д.). Видеоматериалы заставляют мыслить, задавать вопросы, ставить проблемы. Видеофильмы связаны с военно-профессиональной направленностью обучения, позволяют воспитателю познакомить суворовцев с требованиями к моральным качествам военных специалистов, определить зависимость успешности выполнения обязанностей по ним от знания естественнонаучных закономерностей. Важно, чтобы при отработке каждой темы, материал, даваемый воспитателем, отвечал бы на вопрос: “Где это применяется в военном деле? Как это пригодится для будущей профессии военного?”

     Использование наглядности позволяет включить в познавательный процесс различные органы восприятия. К.Д. Ушинский писал: “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются и легче потом вспоминаются”.

      Процесс выработки нравственных представлений в области патриотизма требует умелого учета возрастных особенностей воспитанника. В системе обучения, внеклассной работе следует акцентировать внимание суворовцев на формировании у них представлений об огромном вкладе России в развитие науки, техники, различных отраслей производства. Этот вклад связан с именами таких выдающихся людей, как М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев и другие.

      Но устойчивость и степень зрелости морального сознания достигается только тогда, когда знания суворовцев по вопросам патриотизма приобретают форму личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения. Многое зависит от того, в какой мере эти знания приобретают для человека личностный смысл, прошли через его эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы (мотивы) его действий и поступков. В личном плане эти принципы или мотивы деятельности приобретают форму взглядов и убеждений, формирование которых и составляет задачу воспитания у суворовцев патриотизма.

     При самостоятельной работе с несколькими источниками, суворовцы сравнивают освещение одних и тех же вопросов в различных источниках, делают выводы и обобщения на основе анализа различных точек зрения, составляют планы, конспекты докладов и рефератов. Выступления суворовцев на классном часу способствуют развитию монологической речи, умению подбирать и анализировать научные факты, формировать и доказывать собственную точку зрения.

      Не менее важно использовать информационные технологии. Все обучающие, развивающие, контролирующие программы имеют военно-профессиональную направленность, тесты содержат вопросы военно-прикладного характера. Таким образом, в познавательном аспекте эффективность патриотического воспитания определяется уровнем патриотических и профессиональных знаний.

Основными условиями развития военно-профессиональных интересов являются:

  • Активность и напряженность на занятиях, возможность действовать самостоятельно, решать определенные учебные задачи, на практике применять приобретаемые знания, умения и навыки;
  • Яркость и новизна изучаемого материала, проблемный характер его изложения, творческое решение учебных задач;
  • Обеспечение положительных результатов в учебной деятельности суворовцев, что вызывает у них удовлетворенность своей учебой (каждодневный высокопрофессиональный труд);
  • Постановка перед каждым суворовцем в ходе учебы более сложных задач, требующих самостоятельности и активности;
  • Внедрение элементов состязательности.

     Высокая целеустремленность – один из характерных признаков суворовца с развитой волей, а это означает, что он умеет ставить перед собой четкие общественно - значимые цели, проявлять настойчивость, организованность, собранность в деятельности по их достижению, подчинять этим целям все свои действия и поступки.

     А это те профессиональные качества, которые необходимо иметь будущим военным специалистам для успешного выполнения учебно-боевых задач:

1. Качества, необходимые для принятия решения:

Умение принимать решение в соответствии со сложившейся обстановкой;

Способность быстро ориентироваться в обстановке и принимать решение в нестандартных ситуациях;

Хорошее запоминание материала, имеющего внутреннюю логическую связь;

Умение оперировать представлениями с целью предвидения результатов;

Склонность анализировать ситуацию на практике;

Способность анализировать ситуации, принимать решения на основе наглядных образов;

Умение действовать нешаблонно, быстро принимать новые решения.

2. Организаторские качества:

Уважительное, требовательное, заботливое отношение к людям;

Умение правильно оценить окружающих людей;

Способность побуждать людей к активной деятельности.

3. Волевые качества:

Высокая эмоциональная устойчивость;

Умение сохранять работоспособность в аварийных ситуациях;

Умение сохранять активность и работоспособность в условиях утомления.

4. Познавательные психические процессы:

Внимание;

Мышление.

5. Моральные качества:

Дисциплинированность;

Высокий уровень ответственности;

Умение брать на себя ответственность за принятые решения и действия.

6. Деловые качества:

Трудолюбие;

Интерес к технике, управлению механизмами;

Аккуратность в работе;

Способность побуждать людей к активной деятельности.

     Иногда воспитатель ощущает эффект своего воздействия непосредственно, но “чаще всего от посева до урожая проходит значительный срок: ведь сев проводится по весне человеческой, а урожай снимается летом и осенью жизни человеческой, когда он взрослее и складывается как личность”. Пример тому – наши выпускники, которые выполняют свой гражданский долг и показывают высшую степень духовного развития и самосознания, выражающуюся в готовности к самопожертвованию во имя интересов Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Патриотическое воспитание суворовцев на уроках химии"

Доклад на научно-практической конференции "Развитие личности суворовца в условиях современного суворовского училища", 2011 г....

НОВЫЕ ПОДХОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ В СВЕТЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В данной методической разработке ключевым звеном является модель выпускника училища. Предполагается, что результатом воспитательной системы на компетентностной основе будет не просто функционально - г...

«Патриотическое воспитание» План и тематика мероприятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса.

Патриотическое воспитание. План и тематика занятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса....

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Формирование патриотических чувств суворовцев на уроках изобразительного искусства

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнен...

Особенности воинского воспитания суворовцев

В последние годы в обществе отмечается повышенное внимание к проблемам образования молодёжи. На этом фоне наибольшую динамику приобрели кадетское образование и воспитание.В данной статье автор рассмат...

Военно-патриотическое воспитание суворовцев на уроках литературы

 «Любовь к Отчизне и любовь к людям – это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма», - писал В. А. Сухомлинский.    Воспиты...