Церковное краеведение как одно из направлений работы учителя ОПК
статья по теме

Андреева Елена Сергеевна

Статья рассказывает о опыте работы учителя ОПК в изучении церковного краеведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Церковное краеведение как одно из направлений работы учителя ОПК

             В последние десятилетие историко-церковное краеведение заявило о себе как одно из наиболее эффективных направлений общественной деятельности в освоении и сохранении исторического опыта, возвращении в память Отечества объективного знания об истории Церкви, ее роли в духовной и культурно - общественной жизни народа, взаимоотношениях Церкви и государства.

 «Важным вопросом является активизация православного краеведения в епархиях Русской Православной Церкви. Местные жители должны знать истоки Православия и Святыни своего Родного края. Нужно приобщать людей к Святыням и воспитывать в них дух патриотизма. Нужно знать свои Святыни; иначе мы будем Иванами, не помнящими своего родства». Из выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Международных Рождественских образовательных чтениях.

Любовь к родному краю является одним из проявлений духовно-нравственной культуры человека. Культура России на протяжении ее истории  созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Культура России является видимым отражением духовной жизни ее народа. Стержнем духовности народа являлось православное христианство. Именно оно играло ведущую роль в истории русской культуры и государственности. Христианство учило людей уважительному отношению к человеку, бескорыстной помощи, сочувствию.

Историко-церковная тема в настоящее время привлекает  внимание ребят, пытающихся понять историческое прошлое своей семьи, своего рода, своего народа. Обращение к фактам и событиям, происходившим на территории родного края, к изучению биографий тех, кого знали и помнят сегодня, и тех, имена которых оказались вычеркнутыми из исторической памяти народа в годы репрессий и войн, позволяет глубже разобраться в истоках и причинах, в духовных смыслах исторического прошлого. Ведь они отражают взаимодействие Церкви, общества и государства.

Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самого учителя об истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках истории, краеведения, ОПК, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы.

Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа.

Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.

Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения). Это и участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительной работе.

Необходимо на основе накопленных знаний нескольких поколений работу по изучению истории Храмов, судеб служивших в них священников, клириков, прихожан. Развитие историко - церковного краеведения позволит более полно воссоздать прошлое, выявить имена неявленных подвижников.

В нашей школе в течение ряда лет ведется работа в этом направлении. Учащиеся научного общества школьников «Поиск» выполнили ряд научно-исследовательских работ. Была изучена история военного духовенства, в частности, подвиг о.Василия Васильковского в бою под Малоярославцем. Изучили историю Храма в честь Казанской иконы Божией Матери и судьбу последних священников перед закрытием собора, ставших Новомучениками и Исповедниками Российскими о.Романа Медведя и о.Зосимы Трубачева.

В настоящее время ребята содействуют восстановлению памяти ссыльных игуменьи Елены Коноваловой и сестер Красностокского Рождество-Богородичного монастыря.

Ребятам важно поделиться своими знаниями со сверстниками, поэтому они выступают с результатами своих изысканий на школьной научно практической конференции, Всероссийской школьной научно-практической конференции «Мой род – мой народ», областной научно-практической конференция «Молодость - науке» памяти Александра Чижевского, ежегодных научно практических чтениях памяти А.Н.Радищева, Всероссийский конкурс юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению и  других конкурсах и конференциях.

Чтобы узнать истину, ребятам надо проделать колоссальную работу, люди не знают своего недавнего прошлого. Не знают тех, кто пронес веру через тернии страданий, кто прошел свой земной путь в вечность, оставаясь верен евангельским заповедям…». 

Историко-церковное краеведение возвращает народ к его истокам обретению утраченных идеалов и является уникальным способом освоения исторического опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы фольклорной группы «Ульгэр»

Одним из ключевых направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей.Поэтому актуальной стала работа с одаренными детьми.С 1998 года в ...

Формирование у школьников готовности к осознанному выбору и профессиональному самоопределению как одно из направлений деятельности учителя биологии и классного руководителя

В тексте описываются приемы, используемые на уроках биологии и в деятельности классного руководителя для работы с учащимися по их дальнейшему профессиональному самоопределению. Так же представлены цел...

Краеведение как одно из направлений повышения познавательной деятельности учащихся.

Из опыта работы руковоиетлем краеведческого кружка  в школе. ...

"Обследование как одно из важнейших направлений работы учителя-логопеда"

В данном документе содержится:схема деятельности логопедической службысхема  "Обследование как одно из важнейших направлений работа учителя-логопеда"схема речевого дыханияправила речи...

Конкурсы для учащихся - одно из направлений работы учителя-словесника

Зачем учащимся участвовать в различных конкурсах? Данная работа поможет ответить на этот вопрос. Опыт работы по теме был представлен на методическом объединении учителей русского языка и литературы....

Логоритмика - одно из эффективных направлений работы учителя с обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью

В данной статье раскрывается использование логоритмики в работе с обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями в развити...