Конкурсы для учащихся - одно из направлений работы учителя-словесника
методическая разработка на тему

Зачем учащимся участвовать в различных конкурсах? Данная работа поможет ответить на этот вопрос. Опыт работы по теме был представлен на методическом объединении учителей русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursy_dlya_uchashchihsya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсы для учащихся – одно из направлений внеклассной работы учителя-словесника

        Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус.

Учеников привлекают разнообразные формы этой работы, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, а иногда и дарования. Глубже познакомиться с произведениями художественной литературы, искусства, почерпнуть знания в области языкознания и лингвистики.

Участие учащихся в конкурсах – одно из направлений внеклассной работы учителя-словесника.

Я не буду давать учителям методические советы по внеурочной деятельности с учащимися, а опишу лишь свой опыт и надеюсь, что этот опыт может быть творчески использован преподавателями русского языка и литературы в их повседневной работе с учащимися.

Школа, в которой я работаю, основная, маленькая, всего 37 учеников. Особо одаренных учащихся у нас нет, но есть успешные, способные ребята. Мы участвуем во всех районных конкурсах не только по нашему предмету, но и по всем остальным. В конкурсах на уровне школы принимают участие не только способные, но и слабоуспевающие учащиеся. Бесталантных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя. А когда ребята успешно выступают, занимают призовые места, получают грамоты, подарки, у них появляется желание участвовать в следующем конкурсе, готовиться к нему.

Успех -  важный  стимул  положительного  отношения  учащихся  к деятельности. «Если ребенок не видит успеха в своем труде, огонек жажды знаний гаснет... Успех в учении - источник внутренних сил, рождающих энергию преодоления трудностей, желания учиться», - писал В.А. Сухомлинский.

Когда я слышу от своих учеников «А когда будет конкурс?», «Я тоже хочу участвовать», «Дайте мне стихотворение», «Пойдемте репетировать», для меня это лучшая награда.

В каких же конкурсах мы участвуем?

Каждый год около 50 % учащихся участвуют в международном конкурсе-игре «Русский медвежонок». Эта игра развивает у детей интерес к русскому языку и предоставляет возможность соревноваться в масштабе, выходящем за рамки региона, не выезжая из него.

Ежегодно команда из трех учащихся принимает участие в районных литературных краеведческих чтениях (районная встреча юных краеведов-книголюбов) и занимает призовые места. Мероприятие состоит из трех конкурсов: представление команды (презентация жизни и творчества местного поэта или писателя), конкурс знатоков вятской литературы (викторина по произведениям вятских авторов), конкурс чтецов (читаем наизусть произведения вятских авторов). Готовимся к литературным чтениям по областному положению. В октябре - начале ноября проходит это мероприятия.

В нашей школе есть  музей писателя-земляка Олега Михайловича Куваева, где мы организуем поисковую, просветительскую, краеведческую работу, принимаем участие со своими воспитанниками в смотрах-конкурсах, конференциях, олимпиадах,  добиваясь тем самым у обучающихся уважения и любви к родному краю, к родной литературе.

2014 год особенный для нашей школы и вообще для Свечинской земли. 12 августа мы отмечали 80-летний юбилей О.М. Куваева. А в марте проходил районный литературный конкурс «Уроки Куваева», где наша команда рассказывала о нравственных уроках произведений Куваева. Также к юбилею Куваева мы представили рисунки по произведениям писателя-земляка на конкурс, который проводила Свечинская районная библиотека им. О.М.Куваева. Мы участвовали в празднике, посвященном юбилею писателя.

Мы также участвуем в районной олимпиаде по краеведению, где есть вопросы, касающиеся культуры, литературы Вятского края.

Мы с ребятами занимается проектной, исследовательской деятельностью. В 2012 г. наш проект «Сам я юмский уроженец» (о жизни и творчестве поэта-земляка Ю.В. Шашмурина) занял 1 место в районном конкурсе исследовательских работ по краеведению в номинации «Жизнь и деятельность наших земляков», в 2013 г. проект «История нашей школы» -   2 место в этом же конкурсе в номинации «Историческое краеведение».

 Мы с ребятами три года назад начали  заниматься созданием видеофильмов краеведческой направленности, которым на районном конкурсе видеофильмов присуждаются призовые места. Так в 2012 г. фильм «Забытый юбилей» (к 200-летию юмской церкви) занял 1 место, а в 2014 г. фильм «Наша школа» - 3 место.

Впервые в прошлом учебном году шестиклассники участвовали в районном этапе всероссийского конкурса  «Живая классика», где читались наизусть отрывки из произведений, которые не входят в школьную программу. Задача этого конкурса – расширение читательского кругозора детей и повышение у них интереса к современной русской литературе.

Я уделяю большое внимание  духовно-нравственному воспитанию учащихся не только на уроках литературы, но и во внеклассной деятельности. Со своими учащимися  занимаюсь в  воскресной школе Покровского молитвенного дома с. Юма.  Наши выступления  можно увидеть на всех районных рождественских и пасхальных фестивалях. Заранее к Рождеству и Пасхе мы с ребятами подбираем сценарии, дорабатываем их, распределяем роли, готовим костюмы, репетируем, а также участвуем в конкурсе стихов, посвященных этим праздникам. Каждый ребенок  вносит свой посильный вклад.

В июле мы приняли участие в третьем  фестивале исторической реконструкции «Ратники святой Руси», где также нам пришлось рисовать рисунки и писать сочинения на военную тему.

Я перечислила несколько основных районных мероприятий, конкурсов, в которых наши учащиеся ежегодно с огромным желанием принимают участие.

Также мы проводим и школьные литературные конкурсы. Традиционными стали конкурсы рисунков, сочинений, литературные викторины.  А самым любимым мероприятием всех учащихся стал конкурс стихов, который мы проводим раз в четверть. В апреле к дню памяти Куваева читаем наизусть стихотворения, посвященные писателю-земляку, а в мае – стихи о Великой Отечественной войне. От конкурса к конкурсу всё больше ребят желают выучить наизусть стихотворение и прочитать его перед всей школой. Это привело к тому, что в мае стихи о войне декламировали все учащиеся школы, от мала до велика. На просьбу ребёнка «И мне дайте стихотворение», «Можно я попробую рассказать» ни один учитель не сможет отказать. Такие поэтические конкурсы мы проводим или в фойе, где висит портрет Куваева, или в музее Куваева, где собирается вся школа. Наблюдая за лицами детей, за тем, как они воспринимают стихотворение (у некоторых на глазах появляются слезы), не остаются равнодушными, я вспоминаю  слова «И стоило жить, и работать стоило». Моя задача – сохранить детскую чистую душу.  И эту работу надо продолжать, пока горит огонек желания у ребят что-то делать, где-то участвовать. Это желание надо поддерживать.

Участвуя в различных конкурсах, мероприятиях, у нас есть определенные успехи, победы. С теми, кто принимал участие в конкурсе, мы потом анализируем ход мероприятия: говорим о том, что удалось, а что и не получилось, над чем ещё надо поработать.

Зачем школьнику участвовать в конкурсах?

  1. Развивается интерес к изучению предмета.
  2. Развиваются и совершенствуются психологические качества личности учеников: любознательность, инициативность, трудолюбие, воля,  настойчивость.
  3. Воспитывается вера в свои силы.
  4. Развиваются творческие индивидуальные способности ученика.
  5. Воспитывается чувство ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.
  6. Участие в конкурсах – это способ самореализации. Ребенок хочет увидеть свою востребованность окружающими, получить от них моральную поддержку. Ещё ему важно сравнить свои достижения с успехами других, ощутить дух соревнования. Участвуя в конкурсах, дети приобретают новый опыт, получают возможность реализации своих способностей, шанс получить общественное признание своим талантам. Само участие в конкурсах, проверка собственных сил добавляет энергии и азарта.

Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, быть успешным – к этому стремлюсь я на протяжении всей моей педагогической деятельности.

             Подготовка детей к конкурсам ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности, находит все новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности его учеников.

Если ученики видят, что педагог заинтересован, любит свою работу и зажигает окружающих своим энтузиазмом, то можно быть уверенным в успехе своих начинаний и можно смело рассчитывать на поддержку детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы фольклорной группы «Ульгэр»

Одним из ключевых направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей.Поэтому актуальной стала работа с одаренными детьми.С 1998 года в ...

Интеграционные технологии в работе учителя – словесника при изучении творчества А.Н.Островского

Статья из сборника Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании русской словесности"....

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы лицея с одаренными детьми

В статье представлен опыт работы МОУ "Лицей №1 пос. Львовский" по направлению "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА КАК ОДНО ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ

В статье освещена система работы учителя-словесника по использованию краеведческого материала с целью воспитания нравственных качеств учащихся...

Система работы учителя-словесника по подготовке учащихся к ГИА (из опыта работы)

В настоящее время в процессе обучения в школе делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными.  Инструментом качес...

Организация и проведение досугово-развивающих мероприятий как одно из направлений работы по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся творческого объединения «Клавишный синтезатор»

Индивидуальный педагогический проект «Организация и проведение досугово-развивающих мероприятий как одно из направлений работы по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся творче...

Некоторые приемы развития речи учащихся средней школы (из опыта работы учителя-словесника)

В работе представлены некоторые приемы работы по развитию речи учащихся средней школы....