Диспут «Мир как осуществление красоты»
план-конспект занятия (9 класс) по теме

Жерлицына Инна Васильевна

Диспут «Мир как осуществление красоты»

Цели задачи:

·                  позволить ученикам через активные формы общения определить для себя понятие «красота» и «красивость», их отличие;

·                  познакомиться с трудами философа Николая Лосского, посвященными философии красоты;

·                  определить место красоты в православной религии;

·                  прививать эстетический вкус и противодействовать безобразию и безвкусице…

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disput.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Диспут «Мир как осуществление красоты»

Цели задачи:

  • позволить ученикам через активные формы общения определить для себя понятие «красота» и «красивость», их отличие;
  • познакомиться с трудами философа Николая Лосского, посвященными философии красоты;
  • определить место красоты в православной религии;
  • прививать эстетический вкус и противодействовать безобразию и безвкусице…

Вводная часть.

Приветствие и представление участников диспута

- Отец Петр, настоятель Храма Феодора Печерского, село Лавы

- Участница ансамбля «Рябинушка»,  Колесникова А.С.

- Библиотекарь филиала «Колосковская библиотека», Жерлицына Н.Ф.

- Учитель Православной культуры, Жерлицына И.В.

- Учащиеся МОУ «Колосковская СОШ»,  ученики 11 класса

Знакомство с правилами диспута

  • каждый участник диспута должен высказать свое мнение
  • нет правильного и неправильного мнения
  • когда один говорит, другие слушают
  • можно задавать вопросы

Основная часть.

  1. Высказывания участников диспута по вопросам:

Эпиграф диспута стихотворение Заболоцкого

  • Что такое «красота»
  • Каково ее предназначение в нашем мире?

2. Знакомство с книгой философа Николая Лосского «Мир как осуществление красоты»

Николай Онуфриевич Лосский – великий русский философ, создавший оригинальную систему эстетики, предмета, который входит в программу подготовки всех специалистов высшей школы.

Вы познакомитесь с мыслями этого человека, которые он высказывает по поводы красоты в мире.

Эстетика – есть наука о мире, поскольку он прекрасен, говорил философ 19 века Глокнер. Исходным пунктом всей системы эстетики есть учение об идеале красоты. Что же такое  красота? Это  -   ценность, имеющая положительное значение для всех личностей, способных ее воспринимать, созданная силой добра.

Автор исходит из того, что весь мир, созданный Богом пронизан добром, поскольку само добро и есть воплощение красоты, но в нашем материальном мире красота неполна, она ущербна, поэтому он предполагает, что наряду с красотой с другой стороны присутствует – безобразие.  Красота и безобразие не равно распределены в мире, т.к безобразие всегда несет в себе частичку положительного воплощения, красоте принадлежит перевес.

Красота несовершенна или неполна, если к ней хотя бы в малой мере примешано безобразие. Приведем пример: как бы ни был красив человек, если в его характере есть какой-либо  изъян, то красота его кажется несовершенной.

Красота никогда не существует сама по себе, без других положительных ценностей, она является как бы их надстройкой, тогда как безобразие есть надстройка над другими отрицательными качествами.

Красота любит, что бы ее видели, но не любит, что бы на нее указывали.

Такое сложное явление как красота, существует в мире во множестве видоизменений

Самая высшая ее категория – это  прекрасное, то, что имеет высшую область духовной значимости. Это иконы, это произведения разных жанров искусства, отмеченные многими поколениями, это захватывающая дух красота природы – звездное небо, закат, бушующее море . .., величественные архитектурные сооружения.

То в чем есть гармония и другое положительное содержание, но нет высших духовных проявлений, можно обозначить словами «красивость», «миловидность», например, в  природе это шалости котят.

Мы, земные люди мало имеем средств, что бы увидеть настоящую красоту, существенную помощь в деле постижения красоты оказывают поэты, писатели, художники всех видов искусства, которые строго придерживаются закона «Нет искусства ради искусства»

Внутреннюю жизнь человека музыка выражает сильнее всех остальных искусств.

Эстетически прекрасное  лишь то, что ведет  к реальному улучшению действительности.

Чтобы приблизиться к красоте, необходимо окружить себя ею: совершать нравственно оправданные  поступки, искать смысл жизни, истину и  тогда вспомнив Достоевского «Красота  спасет мир».

3. Выставка  произведений  художественной  литературы

4. Отец Петр (ответы на вопросы)

Заключительная часть.

Подведение итогов.

Говорящий лист (анкетирование)

Вопросы:

Правда ли, что одной из причин того, что Русь  стала православной, была следующая: князь Владимир и его приближенные были привлечены красотой церковных обрядов.

Есть ли в Православной вере свои каноны красоты.

Запрещает ли Православная Церковь косметические пластические операции?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы. 7 класс . Тема: «От красоты окружающего мира к красоте души»

Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения...

ПРОЕКТ ВОСПИТАНИЕ КРАСОТОЙ (КРАСОТА РОЖДАЕТ ДОБРОТУ)

Актуальность проблемы Прекрасное!.. Оно везде - в окружающей нас природе, наших поступках, в творениях человека, в искусстве. Только всегда ли мы замечаем эту красоту? Особенно сейчас, когд...

"Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества"

Урок музыки в 6 классе по программе Д.Кабалевского, четвертая четверть ("В чем сила музыки")....

"Целый мир от красоты". Любовь и красота в лирике А.Фета

Урок посвящен теме красоты в творчестве Фета. Сторонник "чистого искусства", Фет никогда не писал стихи на злобу дня, вся его поэзия о вечном.....

Урок развития речи в 8 классе "Красота истинная и красота ложная"

Урок развития речи (сочинение в жанре эссе)...

Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цель урока:  знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,  комплексный анализ стихотворения...