Представление опыта работы : "Между детством и математикой"
статья по теме

Коряго Людмила Юрьевна

Представление опыта работы: "Между детством и математикой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhdu_detstvom_i_matematikoypredstavlenie_opyta.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Малиновская основная общеобразовательная школа»

                                                       Представление опыта работы на конкурсе  «Учитель года»

Коряго Л.Ю.

Между детством и математикой.

Как должны мы обучать наших детей, чтобы помочь им стать компетентными, продуктивными членами современного общества?

Я работаю учителем Математики в 5-9 классах, т.е. на том периоде жизни, когда детство уже почти позади, но профессиональное  использование математики ещё невозможно. Этот период, по-видимому, является критическим для успеха или не успеха в строгом абстрактном мышлении: одни получают призы на олимпиадах, других математика только пугает и пугает.

Немало школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой. А слабый интерес ( а иногда и отсутствие всякого интереса) к предмету - одна из основных причин плохой успеваемости. Задача учителя математики – с первого урока, «не теряя, ни минутки», пробуждать и поддерживать интерес к предмету.

Заинтересованный ученик не только внимательно воспринимает учебную информацию, но и самостоятельно выполнять учебные упражнения , решает проблемные задачи.

Лёгких путей в науку нет. И овладеть математикой «легко и счастливо» не так просто. Необходимо использовать все возможности для того, чтобы ребята учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей в преодоление трудностей!

Большое внимание на своих уроках уделяю игровым технологиям, как виду преобразующей творческой деятельности, в тесной связи с другими видами учебной работы.

Мы должны помочь ребёнку поверить в собственные силы, мотивировать его на учёбу.

В  целях выполнения этой задачи я и  использую игры.

Ещё Л.С. Выготский отмечал, что игра сама по себе – «источник развития и создает зону ближайшего развития»

На начальном этапе, при введении в практику урока дидактических игр, я применяю игры, не требующие глубокого знания и даже понимания текущего материала. В этом случае назначение дидактических игр – в развитие познавательного интереса, способствующего накоплению учебных знаний, умений и навыков.

В придание уроку более неформального характера, в привлечении внимания учащихся к проводящейся работе.

 Например: Игра « Запомни числа»

Цель игры: развитие внимания, памяти учащихся и коммуникативных способностей.

Условия игры: Я называю какое – либо число, первый ученик повторяет это число и называет своё, каждый следующий повторяет ранее названые числа и называет своё. Интерес игры в её соревновательном характере; кто сможет больше запомнит  цифр. Игра продолжается до первой ошибки.

Эту игру хорошо использовать в начале урока, так как она помогает ученикам настроится на рабочий лад, создать хорошее настроение.

 Игра «Пропусти число».

Цель игры: развитие внимания учащихся и оценка знаний, полученных на предыдущих уроках.

Условие  игры: Я предлагаю учащимся по очереди назвать  вслух в порядке возрастания  числа, начиная с 1, причём числа, содержащие 3  или кратные 3,следует пропускать. Ученик, назвавший запрещённое число, выбывает.

В данной игре условия я меняю в зависимости от темы, например, при счёте пропускать простые числа, или число кратное 5 и 10 и т.д.

Игра «Исправляем ошибки»

Цель игры: развитие критичного мышления, самоконтроля внимания, умение обосновать свою точку зрения.

Эту игру хорошо проводить при проведении повторительно – обобщающих уроков.

Например:

 Перед вами пример на умножение десятичных дробей

Найдите ошибки:

1)0,0027*1000=0,27; 4,5*55=247,5; 0,24 :1,2=2,88

2)Незнайку попросили, не умножая, определить, сколько получится цифр в произведении 0,54*21,4*11,8 справа от запятой. Ответ Незнайки - три цифры. Прав - ли он?

Не всегда использование игры полностью целесообразно. Это может быть связано, например, с большим количеством времени, которое требуется на проведение всей игры. В этом случае я использую игровые моменты или занимательные задачи.

Игровые моменты несут те же функции, что и игры, но требуют меньше времени на подготовку и проведение. Они являются элементами игры, не требующими обучению правилам. К тому же использование игровых моментов и занимательных задач полностью согласуется  с принципом, которого мы придерживаемся в своей работе, -разнообразие видов деятельности: смена вида деятельности -  лучший отдых.

Например:

Игровой момент №1

На столе лежат карточки, на которых написаны числа. Я вызываю к доске первого ученика и прошу его за некоторое время отобрать карточки, на которых написаны десятичные дроби. Второй ученик раскладывает отобранные карточки в порядке возрастания. Третий отбирает из оставшихся карточек те, на которых написаны дроби, которые можно  перевести в десятичные дроби.

Игровой момент №2

Прошу первого ученика назвать  любое число в виде десятичной дроби, другого – меньше первого числа, третьего  - число, которое заключено между первым и вторым. Задание повторяется несколько раз.

Иногда предлагаю учащимся отвлечься от работы и решить занимательные задачки на развитие познавательных способностей. Например: Задача 1

Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину , картонку и маленькую собачонку.

Сколько предметов дама сдала в багаж?

Задача2.(На развитие пространственного воображения)

Покажите    на рисунке: Один треугольник и два четырёхугольника

Ещё одна форма работы, которая очень нравиться ученикам – это тесты. Цель использования тестов: развитие критичности мышления, самоконтроля, внимания.

Например ( на слайде)

Следующий приём – математический диктант- одна из форм контроля знаний. Математические диктанты на слух позволяют учить слышать и понимать язык математики. При этой форме хорошо использовать метод «закрытой доски» когда, после выполнения задания доска открывается, и ученики проверяют свою работу и могут сами её оценить.

Как часто дети на уроках задают вопрос «Почему?» Я думаю не часто. Они не задают этот вопрос до тех пор, пока мы не поможем им, не создадим такую ситуацию, при которой ученики вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, даже используя для этого дополнительную литературу. Целью исследовательских работ является освоение и пути получения знаний посредством формирования познавательной деятельности ученика и развитие его творческих способностей. При выполнении исследовательских работ дети учаться ставить вопросы и находить на них ответы, сотрудничать с другими учениками, одновременно сохраняя свою индивидуальность, выходить из нестандартных ситуаций и многое другое.

Разные творческие задания позволяют расшевелить самого равнодушного, пассивного ученика. Какие только «художества» не проявляют мои шестиклассники, когда получают задание при изучение темы «Координатная плоскость» составить графический рисунок любимого животного или персонажа любимой сказки, мультфильма.

С великим удовольствием ребята составляют ребусы к основным понятиям при изучение различных тем.

Ну, а когда учащиеся слышат чарующее слово «сказка»,то их глаза зажигаются особенным светом, они полны счастья. Это ли не активизация познавательной деятельности.

Сказки нужны в 5-6-х классах. На уроках где есть сказка, всегда царит хорошие настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка изгоняет скуку. Благодаря сказке на уроке присутствует юмор, фантазия, выдумка, творчество. А главное ученики учатся математике.

Нельзя забывать  и про оценивание, чем чаще проверяется и оценивается  работа школьника, тем интереснее ему работать.

Вывешивание лучших работ на стенд в кабинете – это и признание заслуг ученика учителем и одноклассниками.

Интерес – вот один из инструментов, побуждающих учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающих их способности.

Заканчиваю своё выступление словами А.Колмагорова «Математические сведения могут применяться умело и с пользой только в том случае, если они усвоены творчески…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".

По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю  опыт работы, результаты деятел...

Методические рекомендации заместителя начальника МсСВУ по учебной работе Ереминой И.А. по представлению опыта работы преподавателя на конкурсе "Педагог года"

Материал содержит рекомендации по структуре создания и описания педагогического опыта преподавателя на конкурсе "Педагог года"....

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....

Представление опыта работы. «Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»

Представление опыта работы.«Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....