Программа туристическо-краеведческого клуба
материал по теме

Колембекова Ольга Викторовна

 

    Программа включает теоретическую и практическую части, предназначена для педагогов-руководителей туристических клубов школ и учреждений дополнительного образования. 

Основные цели и задачи программы:

- дать знания, умения и навыки по основам туристско – краеведческой деятельности (навыки подбора личного и группового снаряжения, организация привалов и ночлегов, укладки рюкзака, техники преодоления естественных препятствий, ориентирование на местности и т.п.);

- сформировать представления о правилах поведения на природе, во время походов, прогулок, экскурсий;

- привить интерес к занятиям туризмом и краеведением как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности;

- способствовать развитию коллектива в группе, созданию обстановки доброжелательности, психологического комфорта, удовлетворению потребности детей в общении;

- развить инициативу и индивидуальные способности воспитанников.

Общая концепция программы – «Каждому человеку должен  быть доступен туризм как основа физического и нравственного развития».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_turklub.doc363.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации муниципального образования

Ленинградский район

Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им. З.Я. Лавровского станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

Колембекова Ольга Викторовна

Авторская программа

школьного туристско-краеведческого  клуба

ст. Ленинградская

2010 год


Аннотация

   Программа школьного туристического клуба «Компас здоровья» представляет собой авторский вариант программы туристско-краеведческой работы в школе. Программа предназначена для педагогов-руководителей туристических клубов школ и учреждений дополнительного образования. Туристический клуб школы создан на базе классного коллектива, в котором автор программы является классным руководителем. Клуб открыт для всех любителей туризма                      Пояснительная записка.

Туристско-краеведческую деятельность можно отнести к традиционным методам воспитания, обучения и оздоровления детей.  Школьный туризм и краеведение имеют комплексный, интегративный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала ребенка, уровня знаний и умений, удовлетворении потребностей детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой. Туристско – краеведческая деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации.         Основные цели и задачи программы:

- дать знания, умения и навыки по основам туристско – краеведческой деятельности (навыки подбора личного и группового снаряжения, организация привалов и ночлегов, укладки рюкзака, техники преодоления естественных препятствий, ориентирование на местности и т.п.);

- сформировать представления о правилах поведения на природе, во время походов, прогулок, экскурсий;

- привить интерес к занятиям туризмом и краеведением как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности;

- способствовать развитию коллектива в группе, созданию обстановки доброжелательности, психологического комфорта, удовлетворению потребности детей в общении;

- развить инициативу и индивидуальные способности воспитанников.

Программа занятий туристско-краеведческого клуба рассчитана на учеников 5-6 классов общеобразовательных школ. При желании руководителя клуба и учеников программа может быть доработана и деятельность клуба может быть продолжена еще на несколько лет (до окончания учениками школы). Программа занятий клуба, рассчитанная на 2 часа в неделю на протяжении всего учебного года (68 часов в год), включает теоретические (примерно 1/3) и практические (примерно 2/3) занятия. Такое соотношение теоретических и практических занятий является наиболее оптимальным для учеников, их возрастных особенностей, позволяет избавиться от однообразности занятий. Кроме того, клубная форма работы даёт возможность одновременно заниматься  детям разных возрастов и даже разных школ, помогает проявить свою самостоятельность и свои способности в большей степени, чем при кружковой форме работы с ее однообразными занятиями в помещении, строгим выполнением программы и т.д. Всё это позволяет привлечь к занятиям большее количество учеников, которые интересуются туризмом и краеведением. Структура занятий состоит из заседаний клуба (теоретической подготовки) и практической части (походов, экскурсий, краеведческих мероприятий).Теоретическая подготовка представляет собой лекции, беседы или семинарские занятия, которые проводятся руководителем клуба в помещении школы или в местах проведения экскурсий.  Теоретическая подготовка дает представление об истории, целях и задачах деятельности клуба; знакомит с историей своей школы и населенного пункта, историческими, культурными и природными особенностями своего региона, страны или места путешествия; дает основы необходимой туристской подготовки.

Практические занятия проводятся в форме однодневных или многодневных походов и экскурсий, которые несут в себе и познавательные, и воспитательные цели. Проведение краеведческого вечера или выполнение краеведческих заданий дает возможность ученикам попробовать свои силы и закрепить полученные знания в их практическом применении.

Программа учитывает особенности школьного учебно-воспитательного процесса и возрастные особенности учеников, поэтому большинство однодневных походов и экскурсий приходится на осеннее и весеннее время, а многодневные походы и экскурсии проводятся во время осенних, весенних и летних каникул. Программа рассчитана таким образом, чтобы каждый месяц кроме теоретических занятий проводились и туристско-краеведческие мероприятия. Это позволяет сделать занятия более разнообразными, что вызывает интерес учеников к ним.

Общая концепция программы – «Каждому человеку должен  быть доступен туризм как основа физического и нравственного развития».

Новизна программы

              Системный подход к содержанию материала. Инновационный характер изучения кубановедения. Развитие межпредметных связей: элементы программы легко интегрируются с такими предметами как география, история, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, экология. Практическая разработка туристических маршрутов своего населенного пункта.

Особенности содержания курса

  Дает представление о туризме как способе познания окружающего мира. Развивает физическую активность, укрепляет здоровье. Обучает навыкам решения разнообразных практических задач. Поддерживает сознательный творческий уровень усвоения других школьных дисциплин. Спецификой программы является отсутствие разбивки тем по годам обучения.           Такая структура программы дает возможность наиболее творчески подойти к разработке учебно-тематического годового плана.

Рекомендации по методике преподавания

Подача материала ориентирована не только на усвоение специальных знаний, но и на нравственные аспекты воспитания личности. Активность учащихся на занятиях поддерживается подбором увлекательных форм работы, организацией игр, использованием различных материалов, диалоговой формы общения с учащимися, решением практических задач, в том числе, на местности.

Формы отслеживания результатов

 Этапами проверки достигнутых результатов являются однодневные походы и многодневные экскурсии, совершаемые в течение всего учебного года в каникулярное время, подготовка и составление отчетов по походам и путешествиям, а также участие в туристско краеведческих конкурсах и соревнованиях

Прогнозируемые результаты

Для учащихся.  Увлечение туризмом Расширение кругозора и повышение общей культуры. Более полное овладение курсами кубановедения, ОБЖ, географии. Укрепление здоровья

Для учителя. Повышение профессионального уровня. Разработка методического обеспечения курса: подбор и разработка туристических маршрутов, отработка методики проведения занятий и контроля отдельных разделов курса, формирование набора практических заданий. Выработка принципов взаимодействия с учителями смежных предметов.

Требования к знаниям и умениям учащихся

 Учащиеся должны знать: основу  теории туризма при совершении путешествияй малой длительности, технику преодоления естественных препятствий, ориентирование на местности, правила поведения в природе.

 Учащиеся должны понимать: значение коллектива для решения туристско-краеведческих задач, необходимость и возможность развития своих способностей для формирования творческой личности при использовании клубной деятельности.

 Учащиеся должны уметь: подбирать  личное  и групповое снаряжение, организовывать привалы и  ночлеги, укладывать рюкзак, разрабатывать простейшие маршруты выходного дня.

Программа помогает сформировать у учащихся компетентности

(по А.В. Хуторскому):

Учебно-познавательные компетентности, которые предполагают овладение умениями:

- ставить цель задачи и выдвигать гипотезы и организовывать их достижение, уметь пояснить свою цель;

- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности.

Социокультурные компетентности, которые предполагают овладение умениями:

владения элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.

Коммуникативные компетентности, которые предполагают овладение умениями:

- владения способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступления с устным сообщением, умения задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

- владения способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.

Информационные компетентности, которые предполагают овладение умениями:

- владения навыками работы с различными источниками информации;

- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.

Учебно-тематический план

п.п.

Тема

Количество часов

1

Введение.  Значение краеведческой работы

2

2

Основы туристической подготовки, оказание первой помощи

4

3

Правила поведения в природе, фотоохота.

4

4

История школы

4

5

История своего населенного пункта

4

6

Краеведение: туристические возможности Кубани, ее история, природа, культура.

8

7

Практические занятия: маршруты выходного дня, экскурсии, путешествия, фоторабота, составление краеведческой тропы своего населенного пункта,  рефераты, отчеты.

42

Объем курса:

68часов

                                                      Содержание программы

- Введение.  Организационное заседание клуба. Особенности работы клуба. Выработка плана работы на учебный год.  Знакомство со Статутом клуба, отдельными страницами его истории, условиями приема в число деятельных друзей клуба.

Практические занятия: торжественное открытие клуба

 - Значение краеведческой работы как средства более глубокого познания Родины, ее особенностей. Методы проведения краеведческой работы, ее виды.

Практические занятия: Составление картосхемы наиболее интересных туристических объектов своего населенного пункта, краеведческой тропы станицы Уманской - Ленинградской .

-  Основы туристической подготовки учеников. Особенности пешеходного туризма. Туристическое снаряжение. Режим дня в походе. Порядок движения группы туристов во время похода. Туристический лагерь и туристический быт. Личная гигиена туриста. Оказание первой помощи в походе.  

Практические занятия: Правила укладки рюкзака. Виды костров. Туристическое меню. Правила установки палатки и организации туристического лагеря.

-  Правила поведения в природе.  Составление памяток для любителей отдыха на природе. 

- Фотоохота. Фотоаппарат – постоянный спутник туриста-краеведа. Основы фотографирования.  Понятие об экспозиции, плане фотоснимка, ракурсах объектов.

Практическое занятие: Проба фотографирования туристических объектов и анализ фотоснимков учеников.

- Знакомство с историей школы. Изучение истории своей школы, знакомство с ее достижениями.

Практические занятия.  Экскурсия в музей школы.  Определение характера необходимой для школы или школьного музея краеведческой работы. Выполнение краеведческих заданий (этнографических, поисковых, исследовательских и т.д.).

            - Знакомство с историей своей станицы, ее архитектурные, исторические и культурные памятники. Туристические объекты  станицы.

 Практические занятия: Составление маршрута и плана пешеходной экскурсии по историческому центру станицы .

- Экскурсия по историческому центру станицы  (практические занятия). Знакомство с местом основания станицы, ее древней планировкой. Архитектурные памятники. Границы станицы в разные периоды его истории. Места, связанные с жизнью известных людей.

-  Экскурсия в историко-краеведческий музей станицы  (практическое занятие). Обсуждение экскурсии.

 - Поход выходного дня. Порядок проведения похода. Рассказ о районе проведения похода, его исторических или природных особенностях. Правила безопасности при проведении похода. Правила организации временного туристического лагеря.

Практические занятия: Пешие переходы от автобусной остановки до места организации лагеря и назад. Знакомство с историческими или природными объектами. Организация временного туристического лагеря, разведение костра. Туристско-спортивные мероприятия (спортивные игры, туристические игры, соревнования, викторины и т.д.). Сворачивание временного лагеря, приведение территории в порядок. Анализ проведенного похода.

 - Туристические возможности Кубани. Развитие туристического дела на Кубани. Основные виды туризма: пешеходный, водный, экскурсионный, агротуризм, экологический.

Практические занятия: Разработка туристического маршрута для группы школьников по одному из видов туризма.

             - Экскурсия выходного дня  в одно из интересных  мест Кубани.  Изучение его исторического и культурного наследия.

Практические занятия: Знакомство с экспозицией местного музея краеведческого направления. Изучение архитектурных и других памятников  населенного пункта. Подготовка сообщений и рефератов о месте проведения экскурсии.

-  Двухдневное туристическое путешествие в один из городов Кубани. Разработка плана двухдневного путешествия. Исторические сведения о городе. Туристические объекты города. Правила проведения двухдневного путешествия.

Практические занятия: Знакомство с историческими и культурными памятниками города. Экскурсии в музеи города.  Осмотр строений, знакомство с парками и природными объектами города, его культурными учреждениями.

-  Краткий обзор истории Кубани. Становление Краснодарского края.

Практические занятия: Подготовка рефератов об известных людях Кубани

- Особенности природы Кубани.  Растительный и животный мир края. Современные проблемы экологии и охраны природы, пути их решения.

Практические занятия: Составление проекта охраны одного из природных объектов Краснодарского края.

- Наша наследие:  культура Кубани. Этапы формирования культуры. Сохранившиеся культурные памятники: литературные, исторические, религиозные, фольклорные. Знаменитые деятели кубанской культуры – гордость нации.

Практическое занятие: Подготовка сообщений об известных  деятелях культуры Кубани.

- Туристско-краеведческий вечер клуба (практические занятия): Разработка плана проведение вечера в школе. Подготовка к вечеру. Проведение вечера.      

           -  Зимний поход в окрестностях станицы. Порядок проведения похода. Правила безопасности в зимний период. Характеристика района проведения похода.

Практические занятия: Правила передвижения группы во время зимнего похода. Способы ориентирования в зимнее время. Приемы разведения костра. Оказание первой помощи при несчастных случаях.

- Трехдневное путешествие. Изучение района проведения путешествия, определение туристических объектов. Разработка плана путешествия. Правила проведения трехдневного путешествия. Правила пребывания на туристических базах. Исторические сведения о городах.

Практические занятия: Знакомство с историческими и культурными памятниками города. Осмотр архитектурных памятников города. Экскурсии в музеи города. Знакомство с природными объектами города и культурными учреждениями.

- Двух - трехдневный туристический поход. Характеристика района проведения похода. Разработка маршрута и порядка проведения похода.

Практические занятия: Приведение в порядок туристического снаряжения, приобретение необходимых продовольственных продуктов. Движение группы во время проведения похода. Организация постоянного туристического лагеря. Налаживание туристического быта. Знакомство с районом проведения похода, изучение природных и исторических объектов. Организация туристско-спортивных мероприятий. Возвращение группы в станицу.

- Заключительное заседание клуба. Подведение результатов работы за учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа военно-патриотического клуба ПАТРИОТ

Авторская программа военно-патриотического клуба ПАТРИОТ...

Сценарий игровой программы. День рождения клуба «Рукодельница».

Игра дает возможность педагогу увидеть взаимоотношения внутри группы, умение детей обсуждать и решать поставленные задачи. Она поможет выявить положение детей в группе; детей, готовых брать на с...

Календарно – тематическое планирование клуба «Славяне» + рабочая программа военно - патриотического клуба "Славяне"

Программа по  патриотическому воспитанию старшеклассниковКалендарно – тематическое планирование  клуба «Славяне»...

Проект детского оздоровительно туристическо-краеведческого лагеря с дневным пребыванием

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможнос...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИГРОВОГО КОМПЬЮТЕРНОГО КЛУБА "МАЯК" (рабочая программа) "GAMEER"

Главными педагогическими целями изучения данной образовательной программы являются:формирование у детей основ научного мировоззрения;развитие логического мышления;подготовка учащихся к практической де...

ПРОГРАММА ТУРИСТИЧЕСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ «ЗАПОВЕДНЫЕ ТРОПЫ АЛТАЯ»

Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю.   Зачастую любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученных от встреч с природой во время походов, прогулок, прослу...