Главные вкладки

    Исследовательская работа "Каким должно быть портфолио ученика"
    творческая работа учащихся (5 класс) на тему

    Лихачёва Анастасия Николаевна

    Работа раскрывает значение портфолио и подробно описывает виды и схему составления портфолио ученика.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    IX районная научно-исследовательская конференция учащихся

                                    

    Каким должно быть портфолио ученика

    Автор:   Кокшарова Ирина, 

    5 класс,  

     МКОУ «Родниковская СОШ».

    Руководитель:

    Лихачева Анастасия Николаевна,

    кл. руководитель,

    педагог-психолог 1 кв. кат.

    МКОУ «Родниковская СОШ»

    2013 год.


    Содержание

             Введение……………………………………………………………3

            1. Основная часть………………………………………………….4-9

            1.1 Теоретические аспекты изучаемой проблемы……………….4-6                                              

            1.2  Опытно-экспериментальная работа………………………….7-9

            Заключение…………………………………………………………10

       

            Список использованной литературы……………………………..11

            Приложения…………………………………………………………12-15

     


    Введение

            В современных школах всё более популярной становится идея создания портфолио. Появились они в наших  школах несколько лет назад,  но до конца не понятно, что оно должно представлять, кто его должен вести, есть ли определённая структура и может ли электронное портфолио быть лучше и удобнее обычного?!

      Поэтому тема нашего исследования формулируется как  «Каким должно быть портфолио ученика».

             Цель исследовательской работы:  изучить особенности создания и ведения портфолио (в том числе электронного).

        Задачи:

    • Изучить  литературу по данной проблеме.
    • Рассмотреть понятие и историю возникновения, структуру и особенности  портфолио.
    • Создать электронное портфолио ученика, внедрить его в систему работы с классом.
    • Развивать познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться дополнительной литературой, расширять кругозор и практические умения.

      Объектом нашего исследования является  особенности ведения портфолио ученика.

    Методы исследования:

    1.  Анализ литературы по проблеме;

    1. Опрос;

    3.  Практическая работа;

    4.  Методы арифметической и математической обработки информации.


    Основная часть

    1.1 Теоретические аспекты изучаемой проблемы.

    Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV-XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли заказчику  составить впечатление о профессиональных качествах претендента. В настоящее время в сфере бизнеса «портфолио» применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиям [4].

    Портфолио (от франц. Porter – излагать, формулировать, нести, и folio – лист,  страница) – досье, собрание достижений [5].

    Согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений», портфолио может представлять собой:

    • Визитную карточку, т.е. совокупность сведений о человеке, организации и т.д.
    • Досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста [5].

    Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединённых Штатах Америки. В конце прошлого века идея применения «портфолио» в школе становится популярной во всём мире, в том числе и в России [4].

    Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях [2].

    В настоящее время выделяют следующие типы портфолио:

    «Портфолио документов»  - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

    Преимущества: действенный механизм определения образовательного рейтинга ученика.

    Недостатки:  дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

    «Портфолио работ» - собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а так же описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, спортивных, художественных достижений и др.:

    •        Исследовательские работы и рефераты

    •        Проектные работы

    •        Техническое творчество

    •        Работы по искусству

    •        Элективные курсы и факультативы

    •        Различные практики

    •        Занятия в учреждениях дополнительного образования

    •        Участие в олимпиадах, конкурсах

    •        Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях

    •        Спортивные достижения

     Преимущества данного варианта: дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов.

     Ограничение:  качественная оценка дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

     «Портфолио отзывов» - включает в себя  характеристики отношения школьника  к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками и т.д., письменный анализ своей конкретной деятельности и её результатов:

    •        Заключение о качестве выполненной работы

    •        Рецензия на статью, опубликованную в СМИ

    •        Отзыв о работе в творческом коллективе, о выступлении на научно-практической конференции

    •        Резюме с оценкой собственных учебных достижений

    •        Эссе

    •        Рекомендательное письмо

    Преимущества: возможность включить механизмы самооценки ученика.

    Недостатки: сложность формализации и учёта собранной информации.

    На основание предложенных вариантов портфолио предлагается конструировать и апробировать либо «комплексные», либо «простые» модели портфолио. [1]

    Обязательными правилами ведения  и заполнения портфолио являются:

    1.        Портфолио выдается каждому учащемуся

    2.        Записи в блоках А и Б производятся педагогами, заверяются их подписями и подтверждаются грамотами, сертификатами и другими документами.

    3.        Обучающийся хранит портфолио весь срок обучения

    4.        Портфолио с приложениями является основой для получения рекомендаций для различного рода поощрений [3].

    На титульном листе портфолио обязательно указываются сведения о владельце: фото; фамилия; имя; отчество; дата рождения; место жительства; класс; школа; классный руководитель; директор школы.

    Таким образом, использование различных типов портфолио позволяет  учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности.

    1. Опытно-экспериментальная работа.

    После того, как нами были изучены некоторые моменты по проблеме исследования, нам захотелось узнать, какой информацией владеют окружающие: педагоги, ученики, родители. (в таблицах мы отразили наиболее популярные ответы всех участников образовательного процесса).

    1. Что такое портфолио?

    Педагоги

    Учащиеся

    Родители

    1.Документ, отражающий достижения учащихся

    1.Папка с грамотами и дипломами

    1.  «Хранилище» для грамот и работ ребёнка

    1. Для чего необходимо портфолио?

    Педагоги

    Учащиеся

    Родители

    1. Отражать достижения учащегося в различных областях деятельности

    1. Чтобы показать успехи в учёбе и внеучебной работе

    1.  Чтобы показать учебные и внеучебные успехи

    1. Кто должен оформлять и вести портфолио?

    Педагоги

    Учащиеся

    Родители

    1. Все участники образовательного процесса сообща

    1. Учитель

    1.  Все понемногу

    1. Сколько по времени необходимо вести портфолио?

    Педагоги

    Учащиеся

    Родители

    1. На всём протяжении обучения

    1. Всегда

    1.  Всё время до конца обучения

    1. Какие типы портфолио Вам известны?

    Педагоги

    Учащиеся

    Родители

    1. Портфолио документов
    2. Портфолио работ
    3. «Комплексные» портфолио

    1. Для грамот и документов

    1.  Затрудняюсь ответить

    По результатам опроса можно сделать следующие выводы:

    • Все участники образовательного процесса имеют представление о портфолио и необходимости его использования;
    • Но не все осознают свою роль в оформлении и ведении портфолио;
    • К тому же  никто не смог дать полного ответа о типах портфолио.

    Мы решили на личном примере показать, каким должно быть портфолио, чтобы более полно раскрывать все направления деятельности ученика.

    Структура выбранного нами смешанного типа портфолио такова:

    •        Общая информация

     (немного о себе + характеристики разного рода)

    •        Мои учебные успехи

    •        Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах

    •        Моя общественная деятельность

    •        Мои спортивные достижения

    •        Мои творческие достижения

    •        Моя исследовательская деятельность

    •        Мои интересы и увлечения

    •        Мои друзья

    •        Мои планы на будущее

    •        Мои секреты успеха

    Приложение (грамоты, дипломы, сертификаты и прочее).

    (портфолио представлено отдельным приложением).

    Одной из задач исследования является создание электронного портфолио ученика и  внедрение его в практику.

    На данном этапе опытно-экспериментальной работы для создания электронного портфолио нами была проведена большая работа по сбору материала в электронном виде (печать, сканирование, набор текста, составление презентации в программе Microsoft PowerPoint).

    Получившееся портфолио мы внедрили в наш класс, оказав реальную помощь ребятам в оформлении портфолио.

    (электронное портфолио представлено отдельным приложением, презентацией в программе Microsoft PowerPoint).

    Таким образом, нами были изучены вопросы из истории возникновения портфолио, проведён опрос по выявлению знаний о ведении портфолио, и создано электронное портфолио.


    Заключение.

    Как и предполагалось, тема, затронутая нами, оказалась очень интересна как в практическом плане, так и в теоретическом.

    Популярность использования портфолио в школах обуславливает более детальную проработку этого вопроса  и оригинальность нашего исследования.

    К тому же на личном примере использования портфолио есть возможность помочь другим учащимся при его оформлении и ведении.

                               


    Список используемой  литературы

    1. Ильина И.В., Белова С.Н. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников/ Научно-практический журнал Завуч. Управление современной школой 2006, №8, с. 136.
    2. Кирдянкина С.В. Положение о портфолио ученика// Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе 2007, №4, с.112).
    3. Литвинова Т.В. Портфолио личных достижений школьника/ Научно-практический журнал Завуч. Управление современной школой 2008, №1, с. 76.
    4. Презентация портфолио. Представление методических, научно-методических, опытно-экспериментальных разработок// Научно-практический журнал Завуч. Управление современной школой 2005, №4, с. 100.
    5. Школьный словарь иностранных слов/ В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолицкая и др.; под ред. В.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2006

    Приложение 1.

    Пример заполнения основных разделов портфолио

    Титульный  лист:

    сведения о владельце:

    фото;

    фамилия, имя,  отчество;

    дата рождения;

    место жительства;

    класс; школа;

    классный руководитель;

    директор школы.

    Общая информация:

     (немного о себе + характеристики разного рода)

    Мои учебные успехи:

    Предмет

    1 четверть

    2 четверть

    3 четверть

    4 четверть

    Годовая

    Жду

    Есть

    Жду

    Есть

    Жду

    Есть

    Жду

    Есть

    Жду

    Есть

    Русский язык

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах:

    № п/п

    Предмет

    Уровень (школьный, районный, областной  и т.д.)

    Результат

    Дата участия

    Ф.И.О., подпись лица, сделавшего запись

    Моя общественная деятельность:

    № п/п

    Название мероприятия

    Достижение (грамота, сертификат, диплом и др.)

    Дата участия

    Ф.И.О., подпись лица, сделавшего запись

    Мои спортивные достижения:

    № п/п

    Дата

    Уровень (школьный, районный, областной и т.д.)

    Вид соревнований

    Результат, место

    Мои творческие достижения:

    № п/п

    Дата

    Уровень (школьный, районный, областной  и т.д.)

    Суть выступления

    Результат, место

    Моя исследовательская деятельность:

    № п/п

    Дата

    Уровень (школьный, районный, областной  и т.д.)

    Название работы

    Суть выступления

    Результат, место

    Мои интересы и увлечения:

    После школы  я люблю __________________________________

    Мой любимый вид спорта__________________________________

    Мои любимые игры ______________________________________

    Мои любимые книги______________________________________

    Мои любимые сайты ______________________________________

    Мои любимые телепередачи________________________________

    Моя компьютерная грамотность ____________________________

    (и прочие вопросы анкеты)

    Мои друзья:

    Я думаю, что дружба это __________________________________

    Мне кажется, что настоящий друг это ________________________

    Ради дружбы я могу _______________________________________

    Мои лучшие друзья _________________________________________

    (и прочие вопросы анкеты)

    Мои планы на будущее:

    Мои секреты успеха:

    1

    2

    Приложение

    (грамоты, дипломы, сертификаты и прочее).

    Приложение 2.

    Образовательный рейтинг школьника

    Оценка портфолио

    Блок А

    № п/п

    Компоненты

    Уровень

    Результат

    Баллы

    Инд. Накопительный балл по портфолио

    1

    Конкурсы, конференции, выставки, соревнования и пр.

    Школьный

    Городской

    Окружной

    Всероссийский

    Призер

    Участник

    Призер

    Участник

    Призер

    Участник

    Призер

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    2

    Олимпиады

    Школьный

    Городской

    Окружной

    Всероссийский

    Призер

    Участник

    Призер

    Участник

    Призер

    Участник

    Призер

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    3

    Факультативные, элективные курсы

    Зачет

    Проект

    1

    2

    4

    Экзамены

    Обязательные

    По выбору

    5

    4

    3

    5

    4

    3

    3

    2

    1

    3

    2

    1

    Блок Б

    5

    За каждую творческую работу

    1

    Блок В

    6

    За каждый отзыв

    1

    Итоговый балл портфолио

    Приложение 3.

    Ссылки на графические объекты, используемые в электронной  презентации

    1.http://allday.ru/uploads/posts/2008-10/1224167253_det_2-copy.jpg

    2.http://www.karusel-toys.ru/images/catalog/image_b.php?namephoto=s_52077.jpg

    3.http://babyhome.ck.ua/pictures/525504-AG.jpg

    4.http://www.rutoys.ru/data/home/goods_items/photo/L8355.JPG

    5.http://www.toys-south.ru/catalog/products_pictures/medvezhata_sladkay_para_00.jpg

    6.http://www.strana-ru.ru/cache/pics/str_012/1235662179_00574c1c_1_bg.jpg

    7.http://officeimages.microsoft.com/i/0000/MB/j0438/j0438714.gif


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Прививка любви к физической культуре должна быть сделана в школе (роль учителя физической культуры)

    Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно...

    Интегрированный урок по теме " В человеке должно быть все прекрасно"

    Разработка урока по теме " В человеке должно быть все прекрасно" может также использоваться и на классном  часе, и на внеклассном мероприятии....

    «В человеке должно быть все прекрасно…» (урок в 10 классе)

    «В человеке должно быть все прекрасно…»...

    статья «Образование XXI века. Каким оно должно быть?»: итоги 2008-2009 учебного года, перспективы развития

    Каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан? Эти и многие вопросы ...

    Урок татарской литературы. 8-класс. Мамы не должны быть одинокими.

    Урок татарской литературы для 8-класса по произведению А.Еники "Әйтелмәгән васыять". Предоставляется презентация к уроку....

    Внеклассное мероприятие «У КАЖДОГО МАМА ДОЛЖНА БЫТЬ СВОЯ»

    ·         освоение учащимися христианской позиции по отношению к матери·         формирование у детей понятий семейные ц...

    Какими должны быть пятиклассники? Критерии готовности к обучению в средней школе

    Для родителей , воспитателей, классных руководителей, учителей предметников пятиклассников...