Исследовательская работа "Каким должно быть портфолио ученика"
творческая работа учащихся (5 класс) на тему
Работа раскрывает значение портфолио и подробно описывает виды и схему составления портфолио ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Портфолио ученика. Для чего оно необходимо? Как его оформить? | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
IX районная научно-исследовательская конференция учащихся
Каким должно быть портфолио ученика
Автор: Кокшарова Ирина,
5 класс,
МКОУ «Родниковская СОШ».
Руководитель:
Лихачева Анастасия Николаевна,
кл. руководитель,
педагог-психолог 1 кв. кат.
МКОУ «Родниковская СОШ»
2013 год.
Содержание
Введение……………………………………………………………3
1. Основная часть………………………………………………….4-9
1.1 Теоретические аспекты изучаемой проблемы……………….4-6
1.2 Опытно-экспериментальная работа………………………….7-9
Заключение…………………………………………………………10
Список использованной литературы……………………………..11
Приложения…………………………………………………………12-15
Введение
В современных школах всё более популярной становится идея создания портфолио. Появились они в наших школах несколько лет назад, но до конца не понятно, что оно должно представлять, кто его должен вести, есть ли определённая структура и может ли электронное портфолио быть лучше и удобнее обычного?!
Поэтому тема нашего исследования формулируется как «Каким должно быть портфолио ученика».
Цель исследовательской работы: изучить особенности создания и ведения портфолио (в том числе электронного).
Задачи:
- Изучить литературу по данной проблеме.
- Рассмотреть понятие и историю возникновения, структуру и особенности портфолио.
- Создать электронное портфолио ученика, внедрить его в систему работы с классом.
- Развивать познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться дополнительной литературой, расширять кругозор и практические умения.
Объектом нашего исследования является особенности ведения портфолио ученика.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме;
- Опрос;
3. Практическая работа;
4. Методы арифметической и математической обработки информации.
Основная часть
1.1 Теоретические аспекты изучаемой проблемы.
Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV-XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента. В настоящее время в сфере бизнеса «портфолио» применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиям [4].
Портфолио (от франц. Porter – излагать, формулировать, нести, и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений [5].
Согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений», портфолио может представлять собой:
- Визитную карточку, т.е. совокупность сведений о человеке, организации и т.д.
- Досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста [5].
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединённых Штатах Америки. В конце прошлого века идея применения «портфолио» в школе становится популярной во всём мире, в том числе и в России [4].
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях [2].
В настоящее время выделяют следующие типы портфолио:
«Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
Преимущества: действенный механизм определения образовательного рейтинга ученика.
Недостатки: дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.
«Портфолио работ» - собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а так же описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, спортивных, художественных достижений и др.:
• Исследовательские работы и рефераты
• Проектные работы
• Техническое творчество
• Работы по искусству
• Элективные курсы и факультативы
• Различные практики
• Занятия в учреждениях дополнительного образования
• Участие в олимпиадах, конкурсах
• Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях
• Спортивные достижения
Преимущества данного варианта: дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов.
Ограничение: качественная оценка дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.
«Портфолио отзывов» - включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками и т.д., письменный анализ своей конкретной деятельности и её результатов:
• Заключение о качестве выполненной работы
• Рецензия на статью, опубликованную в СМИ
• Отзыв о работе в творческом коллективе, о выступлении на научно-практической конференции
• Резюме с оценкой собственных учебных достижений
• Эссе
• Рекомендательное письмо
Преимущества: возможность включить механизмы самооценки ученика.
Недостатки: сложность формализации и учёта собранной информации.
На основание предложенных вариантов портфолио предлагается конструировать и апробировать либо «комплексные», либо «простые» модели портфолио. [1]
Обязательными правилами ведения и заполнения портфолио являются:
1. Портфолио выдается каждому учащемуся
2. Записи в блоках А и Б производятся педагогами, заверяются их подписями и подтверждаются грамотами, сертификатами и другими документами.
3. Обучающийся хранит портфолио весь срок обучения
4. Портфолио с приложениями является основой для получения рекомендаций для различного рода поощрений [3].
На титульном листе портфолио обязательно указываются сведения о владельце: фото; фамилия; имя; отчество; дата рождения; место жительства; класс; школа; классный руководитель; директор школы.
Таким образом, использование различных типов портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности.
- Опытно-экспериментальная работа.
После того, как нами были изучены некоторые моменты по проблеме исследования, нам захотелось узнать, какой информацией владеют окружающие: педагоги, ученики, родители. (в таблицах мы отразили наиболее популярные ответы всех участников образовательного процесса).
- Что такое портфолио?
Педагоги | Учащиеся | Родители |
1.Документ, отражающий достижения учащихся | 1.Папка с грамотами и дипломами | 1. «Хранилище» для грамот и работ ребёнка |
- Для чего необходимо портфолио?
Педагоги | Учащиеся | Родители |
1. Отражать достижения учащегося в различных областях деятельности | 1. Чтобы показать успехи в учёбе и внеучебной работе | 1. Чтобы показать учебные и внеучебные успехи |
- Кто должен оформлять и вести портфолио?
Педагоги | Учащиеся | Родители |
1. Все участники образовательного процесса сообща | 1. Учитель | 1. Все понемногу |
- Сколько по времени необходимо вести портфолио?
Педагоги | Учащиеся | Родители |
1. На всём протяжении обучения | 1. Всегда | 1. Всё время до конца обучения |
- Какие типы портфолио Вам известны?
Педагоги | Учащиеся | Родители |
| 1. Для грамот и документов | 1. Затрудняюсь ответить |
По результатам опроса можно сделать следующие выводы:
- Все участники образовательного процесса имеют представление о портфолио и необходимости его использования;
- Но не все осознают свою роль в оформлении и ведении портфолио;
- К тому же никто не смог дать полного ответа о типах портфолио.
Мы решили на личном примере показать, каким должно быть портфолио, чтобы более полно раскрывать все направления деятельности ученика.
Структура выбранного нами смешанного типа портфолио такова:
• Общая информация
(немного о себе + характеристики разного рода)
• Мои учебные успехи
• Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах
• Моя общественная деятельность
• Мои спортивные достижения
• Мои творческие достижения
• Моя исследовательская деятельность
• Мои интересы и увлечения
• Мои друзья
• Мои планы на будущее
• Мои секреты успеха
Приложение (грамоты, дипломы, сертификаты и прочее).
(портфолио представлено отдельным приложением).
Одной из задач исследования является создание электронного портфолио ученика и внедрение его в практику.
На данном этапе опытно-экспериментальной работы для создания электронного портфолио нами была проведена большая работа по сбору материала в электронном виде (печать, сканирование, набор текста, составление презентации в программе Microsoft PowerPoint).
Получившееся портфолио мы внедрили в наш класс, оказав реальную помощь ребятам в оформлении портфолио.
(электронное портфолио представлено отдельным приложением, презентацией в программе Microsoft PowerPoint).
Таким образом, нами были изучены вопросы из истории возникновения портфолио, проведён опрос по выявлению знаний о ведении портфолио, и создано электронное портфолио.
Заключение.
Как и предполагалось, тема, затронутая нами, оказалась очень интересна как в практическом плане, так и в теоретическом.
Популярность использования портфолио в школах обуславливает более детальную проработку этого вопроса и оригинальность нашего исследования.
К тому же на личном примере использования портфолио есть возможность помочь другим учащимся при его оформлении и ведении.
Список используемой литературы
- Ильина И.В., Белова С.Н. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников/ Научно-практический журнал Завуч. Управление современной школой 2006, №8, с. 136.
- Кирдянкина С.В. Положение о портфолио ученика// Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе 2007, №4, с.112).
- Литвинова Т.В. Портфолио личных достижений школьника/ Научно-практический журнал Завуч. Управление современной школой 2008, №1, с. 76.
- Презентация портфолио. Представление методических, научно-методических, опытно-экспериментальных разработок// Научно-практический журнал Завуч. Управление современной школой 2005, №4, с. 100.
- Школьный словарь иностранных слов/ В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолицкая и др.; под ред. В.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2006
Приложение 1.
Пример заполнения основных разделов портфолио
Титульный лист:
сведения о владельце:
фото;
фамилия, имя, отчество;
дата рождения;
место жительства;
класс; школа;
классный руководитель;
директор школы.
Общая информация:
(немного о себе + характеристики разного рода)
Мои учебные успехи:
Предмет | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Годовая | |||||
Жду | Есть | Жду | Есть | Жду | Есть | Жду | Есть | Жду | Есть | |
Русский язык | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах:
№ п/п | Предмет | Уровень (школьный, районный, областной и т.д.) | Результат | Дата участия | Ф.И.О., подпись лица, сделавшего запись |
Моя общественная деятельность:
№ п/п | Название мероприятия | Достижение (грамота, сертификат, диплом и др.) | Дата участия | Ф.И.О., подпись лица, сделавшего запись |
Мои спортивные достижения:
№ п/п | Дата | Уровень (школьный, районный, областной и т.д.) | Вид соревнований | Результат, место |
Мои творческие достижения:
№ п/п | Дата | Уровень (школьный, районный, областной и т.д.) | Суть выступления | Результат, место |
Моя исследовательская деятельность:
№ п/п | Дата | Уровень (школьный, районный, областной и т.д.) | Название работы | Суть выступления | Результат, место |
Мои интересы и увлечения:
После школы я люблю __________________________________
Мой любимый вид спорта__________________________________
Мои любимые игры ______________________________________
Мои любимые книги______________________________________
Мои любимые сайты ______________________________________
Мои любимые телепередачи________________________________
Моя компьютерная грамотность ____________________________
(и прочие вопросы анкеты)
Мои друзья:
Я думаю, что дружба это __________________________________
Мне кажется, что настоящий друг это ________________________
Ради дружбы я могу _______________________________________
Мои лучшие друзья _________________________________________
(и прочие вопросы анкеты)
Мои планы на будущее:
Мои секреты успеха:
1
2
…
Приложение
(грамоты, дипломы, сертификаты и прочее).
Приложение 2.
Образовательный рейтинг школьника
Оценка портфолио
Блок А | |||||
№ п/п | Компоненты | Уровень | Результат | Баллы | Инд. Накопительный балл по портфолио |
1 | Конкурсы, конференции, выставки, соревнования и пр. | Школьный Городской Окружной Всероссийский | Призер Участник Призер Участник Призер Участник Призер | 1 2 3 4 5 6 7 | |
2 | Олимпиады | Школьный Городской Окружной Всероссийский | Призер Участник Призер Участник Призер Участник Призер | 1 2 3 4 5 6 7 | |
3 | Факультативные, элективные курсы | Зачет Проект | 1 2 | ||
4 | Экзамены | Обязательные По выбору | 5 4 3 5 4 3 | 3 2 1 3 2 1 | |
Блок Б | |||||
5 | За каждую творческую работу | 1 | |||
Блок В | |||||
6 | За каждый отзыв | 1 | |||
Итоговый балл портфолио |
Приложение 3.
Ссылки на графические объекты, используемые в электронной презентации
1.http://allday.ru/uploads/posts/2008-10/1224167253_det_2-copy.jpg
2.http://www.karusel-toys.ru/images/catalog/image_b.php?namephoto=s_52077.jpg
3.http://babyhome.ck.ua/pictures/525504-AG.jpg
4.http://www.rutoys.ru/data/home/goods_items/photo/L8355.JPG
5.http://www.toys-south.ru/catalog/products_pictures/medvezhata_sladkay_para_00.jpg
6.http://www.strana-ru.ru/cache/pics/str_012/1235662179_00574c1c_1_bg.jpg
7.http://officeimages.microsoft.com/i/0000/MB/j0438/j0438714.gif
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прививка любви к физической культуре должна быть сделана в школе (роль учителя физической культуры)
Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно...
Интегрированный урок по теме " В человеке должно быть все прекрасно"
Разработка урока по теме " В человеке должно быть все прекрасно" может также использоваться и на классном часе, и на внеклассном мероприятии....
«В человеке должно быть все прекрасно…» (урок в 10 классе)
«В человеке должно быть все прекрасно…»...
статья «Образование XXI века. Каким оно должно быть?»: итоги 2008-2009 учебного года, перспективы развития
Каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан? Эти и многие вопросы ...
Урок татарской литературы. 8-класс. Мамы не должны быть одинокими.
Урок татарской литературы для 8-класса по произведению А.Еники "Әйтелмәгән васыять". Предоставляется презентация к уроку....
Внеклассное мероприятие «У КАЖДОГО МАМА ДОЛЖНА БЫТЬ СВОЯ»
· освоение учащимися христианской позиции по отношению к матери· формирование у детей понятий семейные ц...
Какими должны быть пятиклассники? Критерии готовности к обучению в средней школе
Для родителей , воспитателей, классных руководителей, учителей предметников пятиклассников...