Использование информационных технологий на уроках истории
статья по теме

Материал данной статьи будет полезен для учителей истории, которые используют ИКТ при прведении уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx40.87 КБ
Файл statya.docx19.58 КБ
Файл statya.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

              Евроислам как новое религиозное явление

Мусульманские общины Европы составляют — за исключением относительно небольшого числа обращенных в ислам европейцев — диаспоральные общины, поддерживающие различные типы связей со странами происхождения и сходными общинами других европейских стран. Социальная, экономическая и политическая ситуация этих общин значительно отличается от ситуации их собратьев по вере в мусульманских странах. В повседневной жизни они сталкиваются с целым рядом проблем, которые требуют от ислама новых ответов и решений. К тому же принимающие общества обеспечивают разные ограничения и возможности для развития мусульманских институтов, исламской мысли и практики. Развитие европейских форм ислама, основанных на местном, «приобретенном» знании, становится неизбежным.

Идея синтеза ислама и европейской цивилизации,  нашла свое выражение в виде исламского либерализма, или евроислама,  то  есть  либерального,  проникнутого  европейской культурой ислама.  Претендующий  на  синтез исламских и европейских ценностей, евроислам пропагандирует такие либеральные идеи, как свобода мысли, открытость к восприятию других ценностей, развитие личности, индивидуализм (человеку не нужно посредника в общении с Аллахом), толерантность.

Авторами двух наиболее популярных концепций европейского ислама являются  Тарик Рамадан и Бассам Тиби –– известные ученые, публицисты и общественные деятели. Они представляют либеральное направление в евроисламе. Оба автора  убеждены в том, что мусульмане Европы должны получать европейское образование и активно участвовать в европейской общественно-политической жизни, чтобы безболезненно интегрироваться в принимающее общество.  Радикальное  направление в евроисламе представлено  Абу Хамзой Аль-Масри  и  Абу  Катадой.  Они  настаивают на применении  радикальных мер по  отношению к европейскому обществу, пропагандируя  насилие и  вооруженные действия. Например, Абу Хамза Аль-Масри –– один из духовных лидеров  мусульман  в  Евросоюзе  получил образование в Великобритании, а после 1979 года стал настоятелем мечети Финнсбери-Парк в Лондоне, которая стала  неофициальным отделением «Аль-Каиды»,  а исламский  проповедник  Абу Катада считается одним из самых влиятельных мусульманских богословов в Европе,  поддерживающих идею джихада.

Проблема модернизации общества и вовлечение в этот процесс религии  всегда была актуальной. На рубеже ХХ–ХХI веков эта проблема для мусульманского общества приобрела еще большую значимость.  Сегодня одним из важнейших факторов, определяющих жизнь современного мусульманского сообщества, является острое осознание той ситуации, в которой оно оказалось.

Исламская цивилизация, занимавшая некогда лидирующее положение в мире, превратилась в отсталый регион. Причин тому много. Это  и  внешние факторы, связанные с многочисленными войнами,  созданием  колониальной системы и т.д.  Среди  внутренних факторов  сегодня чаще называют моральный и духовный упадок самих мусульманских обществ, угасание исламской интеллектуальной силы и творческой мысли в теологии, философии и науке, неприятие научных и технологических достижений Запада. Поэтому современному мусульманину приходится жить в мучительном разрыве со своим славным прошлым и требованиями современной жизни. Он задается вопросом: возможно ли возродить прошлое в совершенно новых условиях и как это сделать? Не находя ответа на этот вопрос, мусульманин вынужден жить двойственной жизнью: сохранять верность традициям, но одновременно не следовать все принципам, которые диктует такая верность. По сути дела, религия и повседневность вступают в противоречие друг с другом. В этой связи обращение современных мусульманских деятелей к проблеме модернизации мусульманского общества и реформирования самого ислама является вполне объяснимым. Одной из форм интеллектуальных поисков в этой сфере и является «евроислам», получивший довольно широкую огласку на страницах средств массовой информации в последнее десятилетие. Это понятие вызвало ожесточенные споры, появились его ярые противники и сторонники. Правда, предмет  спора также  не был обозначен четко. Каждый вкладывал в это понятие свой смысл. В частности в Европе это явление связано с именем Тарика  Рамадана,  в Иране  с Абдолкаримом  Сорушем ― иранским философом и реформатором, в России  с Рафаэлем Хакимовым  ― татарским историком и общественным деятелем.

Впервые термин «евроислам»  был использован в  публикациях профессора политологии  Геттингенского университета Б. Тиби в середине 1990-х годов. По мнению Б. Тиби, «евроислам» ― это либеральное течение в исламе, проникнутое европейской культурой, которое вполне может уживаться с демократическим государственным устройством, и приводить повседневный уклад жизни мусульман в соответствие со стандартами своих европейских христианских соседей. Поэтому  неудивительно, что многие мусульмане изначально отвергли это понятие, считая, что оно противоречит основным положениям традиционного  ислама.  Эту точку зрения четко сформулировал Мехмет Сейхун,  представитель  турецко-исламского  союза  религиозных учреждений в  Германии: «Ислам очень динамичен. Конечно, суры Корана неизменны, но их толкование и интерпретация постоянно развиваются. Поэтому я опасаюсь, что если мы начнем вводить региональные различия, например, «евроислам», то это ограничит развитие. Я предлагаю отказаться от понятия «евроислам», оно ничего не дает ни исламу, ни европейцам»[1]. Фарук  Сен,  директор  Центра по изучению   Турции в Германии свои сомнения в целесообразности использования этого понятия сформулировал следующим образом: «Если «евроислам» уже существует или сложится в будущем, то основными его характеристиками будут отказ от законов шариата, верность конституции страны проживания и признание прав человека и демократических норм. Поэтому, не теряется ли смысл использования этого понятия, если он приобретает светское содержание и, по сути дела, отказывается от законов шариата?»[2]. Нельзя не отметить, что организация повседневной жизни мусульман в Европе, представляющих другую, по сравнению с европейской, культуру, настоятельно требует своевременного  решения самоидентификации мусульман на всем европейском континенте. Однако  представителям научного сообщества и политическим деятелям опыт таковой в интерпретации «евроислама»  не представляется удачным. Более того,  сам термин «евроислам» они считают некорректным, поскольку ислам, в концептуальном осмыслении — универсален и един. Не может быть ни европейского, ни азиатского, ни американского, ни русского, ни какого-либо другого, особенного, хотя бы и по очевидным географическим признакам распространения. Поэтому многие мусульманские лидеры в Европе и отдельные европейские  исследователи  отвергают понятие «евроислам» как искусственное предпочитая говорить о «мусульманах Европы», «исламе на европейской почве», «мусульманских обществах» или просто об «иммигрантском сообществе». Давно идущие дискуссии по поводу различных трактовок понятия евроислам не являются отражением исключительно богословских или интеллектуальных исканий. Они — ответ современного общества  на требования, поставленные самой жизнью. Ведь наша эпоха — эпоха глобализации —  требует от христиан и мусульман, европейцев и неевропейцев все более глубокого вовлечения в единый «европейский мир». Между тем восприятие ислама в Европе всегда было двойственным. С одной стороны, в западноевропейском общественном сознании всегда существовала тенденция отмежеваться от ислама, который ассоциировался с Востоком — с его косными и застывшими социальными и политическими системами, столь отличными от динамично развивающегося «просвещенного» Запада.  С другой стороны, многие в Европе склонны были рассматривать ислам как часть собственной истории и культуры. Так, известный английский исламовед, автор классического труда «Влияние ислама на средневековую Европу»,  Уильям Монтгомери  Уотт  писал: «Порой мы преуменьшаем размеры и роль мусульманского влияния в нашем культурном наследии, а порой и просто забываем о нем. Наши  добрые  отношения с  арабами и другими мусульманскими народами требуют, чтобы мы до конца осознали, в какой мере являемся их должниками  —  было бы ложной гордостью скрывать или отрицать этот факт»[3]. В наши  дни, когда  представления  об исламе в Европе  сильно отличается от распространенных в прошлом упрощенных взглядов на эту религию, отношение  европейцев к набирающему силу исламу неоднозначно. Есть определенные радикальные круги, которые видят единственный путь — сдерживание  ислама в Европе путем ужесточения отношения к представителям «чуждого» вероисповедания. Однако есть также и более конструктивные силы, которые подчеркивают, что нельзя даже допустить мысль о каком-либо конфликте или войне между вероисповеданиями. Отсюда — попытки сформировать евроислам, как преимущественно умеренное религиозное течение, отличное от своего «восточного» аналога. Результатом этих усилий может стать не какой-то специфический евроислам, а ислам, исповедуемый людьми, причастными к определенной культуре. Какая из тенденций  развития  Европы  возобладает,  во многом зависит от признания ислама частью европейского наследия. Когда говорят о таком наследии, имеется в виду европейское христианское, гуманистическое наследие, которое однозначно исключает ислам. Поэтому Западу важно напомнить, что все три монотеистические религии зародились на Ближнем Востоке и, таким образом, христианство впитало в себя не меньше элементов восточного мышления, чем ислам. Но и западным  мусульманам  следует понять и донести до европейского общественного мнения идею о том, что ислам не просто присутствует в Западной Европе, но является, равно как и христианство, органической частью культуры этих стран.

Евроислам — это мост между культурами, показывающий молодым верующим, как, живя в чужеродном окружении, можно сохранить уважение к унаследованным традициям. Успех или неуспех интеграции европейских мусульман в новую для них цивилизацию будет зависеть от того, сумеют ли они избрать такую форму ислама, которая включала бы политические ценности Запада — такие как  плюрализм, терпимость, свобода вероисповедания, уважение прав личности.

         

              

           

                                           

Литература

Армур Р. Ислам и христианство. Непростая история. / Пер. с англ. М.: Издательство: ББИ, 2004. 336 с.

Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / Пер. с англ. М.: Логос, 2003. 350 с.

Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада / М.: ACT , 2003. 444с.

Гассиев  А.А. Ислам и конституция. М.: Прогресс, 1992. 312 с.

Гордон-Полонская Л. Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана. М.: Прогресс, 1963. 180 с .

Грюнебаум  Г. Э. фон. Основные черты арабо -мусульманской культуры / Пер. с англ. М.: Наука,1981. 203 с.

Деминцева Е. Быть «арабом» во Франции. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 120 с.

Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 1991. 216 с.

Игнатенко А.А. Ислам и политика/Сб. ст. М.: Институт религии и политики, 2004. 256 с.

Игнатенко А.А. Халифы без халифата. М.: Наука, 1988. 278 с.

Игнатенко А.А. Самоопределение исламского мира. М.: ООО «Издательство  АСТ», 2001. 632 с.

Излученко Т.В. Евроислам: направления и проблемы в начале XXI в. //Молодежь и наука XXI века. 2009. №3. С. 30-36.

Кепель Ж. Джихад. Экспансия и Закат исламизма / Пер. с франц. М.: Ладомир, 2004. 468 с.

Красиков А.А. Религиозный фактор в европейской и российской политике: (исторический аспект). М.: Вече, 2000. 217 с.

Ланда Р. Социология современного Востока.  М.: Восточный университет, 2008. 235 с.

Левин З. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). М.:Дрофа, 2001.  671 с.

Льюис Б. Ислам и Запад / Пер. с англ. М.: Вече, 2003. 320 с.

Льюис Б. Что не так? / Пер. с англ. М.: ОЛИМП – Бизнес, 2003. 224 с.

Малашенко А. Выстраивая отношения с мусульманским миром. М.: Вече, 2011. 379 с.

Мешлок Т.Р. Мусульманские меньшинства в странах Западной Европы во второй половине ХХ века. Автореф. дис. … д-ра ист. наук. Краснодар, 2007.

Монтгомери  Уотт У. Влияние ислама на средневековую Европу/ Пер. с англ. М.: Наука, 1967. 315 с.

Нетесова Ю. Политика стран Европы и радикализация мусульманских общин/Ю. Нетесова//Космополис. 2008. №3(22).  C.104-116.

Пинюгина Е.В. Новые подходы к интеграции М.: ИД Марджани, 2009. 333 с.

Пиотровский М.Б. Исторические предания Корана. Слово и образ.  СПб.: Лениздат, 1991. 400 с.

Понамарева А.М., Татунц С.А. Интеграция мусульманских общин в европейские общество и внешнеполитический фактор//Социология и политология. 2008.  №8. С. 16-27.

Примаков  Е. М. Восток после краха колониальной системы.  М.: ГРВЛ, 1982. 319 с.

Рыжов К.В. Кто есть кто в мире религий. М.: Вече, 2008.704 с.

Семененко И.С. Интеграция инокультурных сообществ в развитых странах // Сб. ст. «Управление государством: Проблемы и тенденции развития. Политическая наука: Ежегодник 2007». М.: РОССПЭН, 2008. С. 18-35.

Старченков Г.И. Рост исламской диаспоры в странах Запада. М.: ООО Издательство АСТ, 2001. 150 с.

Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986. 459 с.

Токвиль А. де . Демократия в Америке/ Пер. с франц. М.: Прогресс, 1992. 554 с.

Уолцер М. О терпимости / Пер с англ. М.: Идея-Пресс, 2000. 168 с.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. 603 с.

Хоффман М.  Дневник немецкого мусульманина/ Пер. с  нем. М.: АСТ, 1997.  576 с.

Четверикова О. Ислам в современной Европе: стратегия «добровольного гетто» против политики интеграции // Россия XXI. 2005. № 1. С.20-36.


[1] Излученко Т.В. Евроислам: направления и проблемы в начале XXI в. //Молодежь и наука XXI века.  2009. №3. С. 25.

[2]Наумкин В.В. Мусульманская диаспора на Западе: дифференциация, конвергенция, гибридизация?//Международные процессы.  2010.  №2.  С. 4.

[3] Монгомери Уотт У.   Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976. С. 82-83.



Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий на уроках  истории

 В данной статье идет речь о примнении ИКТ в прцессе изучения истории, с целю моделированияразных исторических ситуаций и построения социально-экономических моделей, связанных с обществееным развитием на каждом этапе исторического периода

      Современное общество вступило в новую фазу развития, которая характеризуется созданием глобального информационного пространства

обеспечивающего эффективное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

      Поэтому компьютерные технологии в образовании являются составной частью образовательной культуры и внедрять эти технологии в современной школе необходимо, но  сможем ли мы развить информационную культуру, если  одимы высокая прфессиональная грамотность и  постоянное повашени собственной информационной компетентности.

       В нашей школе, как и большинстве школ города, кабинеты оснащены компьютерами с мульти-медиа, объединенные с локальной сетью с подключением к Интернету.

Также есть компьютерные комплекты с полным набором сопутствующих устройств(принтер, сканер и т.п.), в кабинете математикиучитель работает на интерактивной доске).

     Важность использования мультимедийных технологий, заключается в том, что они стимулируют  мыслительную деятельность и обеспечивают высокую эффективность усвоени я материала благодаря интерактивности. Они позволяют моделировать и визуализировать процессы, сложные для

демонстрации в реальности(например, моделированиеэкономических моделей).ИКТ позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но позволяют организовывать дистанционное обучение, не только в целях  экстернатного обучения, но и для учеников, пропуска

ющих занятия по болезни. Ученики посредством информационной деятельности могут  самостоятельного осуществлять поиск материалов,

опубликованных в Интернете для подготовки докладов и рефератов, а также могут публиковать собственные разработки и творческие проекты (например, на сайте социальной сети работников образования есть специальный раздел, куда мы выкладывем творческие разработки наших учеников).

     История как наука характерна тем, что в ней преобладают методы прямогонаблюдения и классификации фактов. Тем не менее, та статичнаяинформация, которая получается в результате использ

ования таких методов, не может в полной мере восстановить и реконструир

овать определенную часть исторического процесса. А это в свою очередь не

дает возможность отделить случайное от закономерного, субъективное от об

ъективного в ходе развития исторического явления.

     Имитационная компьютерная модель (которая, например, имитирует обще-

ственно-экономический процесс или военные действия) помогает: реконс

труировать и детализировать материал исследуемого  исто рического

явления; провести тщательный анализ  исторической информации, которая

относится к исследуемому периоду; имитировать развитие историч

еского процесса по годам, подсчитать коэффициенты (доходы, расходы, запасы), которые характеризуют экономическое положение каждого слоя населения, на протяжении исследуемого исторического периода; глубже понять смысл и значение некоторых политических событий; спрогнозир

овать события эконо-мического и политического характера.[1]

    Одним из наиболее эффективных методов усовершенствования общеобразовательного процесса в кон тексте преподавания истории и обществознания в школе есть использования учебных мультимедиа продуктов, а также доступ к информации благодаря использованию глобальных компьютерных сетей, и в первую очередь сети Интернет.


[1] Информационная деятельность-поиск, запись, сбор, анализ, организация, представление, передача информации, проектирование и моделирование, осуществляемые человеком; информация при этом представляется в виде взаимосвязанной системы текстов, числовыхданных, программных кодов, изображений, звуков и т.д.



Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий на уроках  истории

 В данной статье идет речь о примнении ИКТ в прцессе изучения истории, с целю моделированияразных исторических ситуаций и построения социально-экономических моделей, связанных с обществееным развитием на каждом этапе исторического периода

      Современное общество вступило в новую фазу развития, которая характеризуется созданием глобального информационного пространства

обеспечивающего эффективное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

      Поэтому компьютерные технологии в образовании являются составной частью образовательной культуры и внедрять эти технологии в современной школе необходимо, но  сможем ли мы развить информационную культуру, если  одимы высокая прфессиональная грамотность и  постоянное повашени собственной информационной компетентности.

       В нашей школе, как и большинстве школ города, кабинеты оснащены компьютерами с мульти-медиа, объединенные с локальной сетью с подключением к Интернету.

Также есть компьютерные комплекты с полным набором сопутствующих устройств(принтер, сканер и т.п.), в кабинете математикиучитель работает на интерактивной доске).

     Важность использования мультимедийных технологий, заключается в том, что они стимулируют  мыслительную деятельность и обеспечивают высокую эффективность усвоени я материала благодаря интерактивности. Они позволяют моделировать и визуализировать процессы, сложные для

демонстрации в реальности(например, моделированиеэкономических моделей).ИКТ позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но позволяют организовывать дистанционное обучение, не только в целях  экстернатного обучения, но и для учеников, пропуска

ющих занятия по болезни. Ученики посредством информационной деятельности могут  самостоятельного осуществлять поиск материалов,

опубликованных в Интернете для подготовки докладов и рефератов, а также могут публиковать собственные разработки и творческие проекты (например, на сайте социальной сети работников образования есть специальный раздел, куда мы выкладывем творческие разработки наших учеников).

     История как наука характерна тем, что в ней преобладают методы прямогонаблюдения и классификации фактов. Тем не менее, та статичнаяинформация, которая получается в результате использ

ования таких методов, не может в полной мере восстановить и реконструир

овать определенную часть исторического процесса. А это в свою очередь не

дает возможность отделить случайное от закономерного, субъективное от об

ъективного в ходе развития исторического явления.

     Имитационная компьютерная модель (которая, например, имитирует обще-

ственно-экономический процесс или военные действия) помогает: реконс

труировать и детализировать материал исследуемого  исто рического

явления; провести тщательный анализ  исторической информации, которая

относится к исследуемому периоду; имитировать развитие историч

еского процесса по годам, подсчитать коэффициенты (доходы, расходы, запасы), которые характеризуют экономическое положение каждого слоя населения, на протяжении исследуемого исторического периода; глубже понять смысл и значение некоторых политических событий; спрогнозир

овать события эконо-мического и политического характера.[1]

    Одним из наиболее эффективных методов усовершенствования общеобразовательного процесса в кон тексте преподавания истории и обществознания в школе есть использования учебных мультимедиа продуктов, а также доступ к информации благодаря использованию глобальных компьютерных сетей, и в первую очередь сети Интернет.


[1] Информационная деятельность-поиск, запись, сбор, анализ, организация, представление, передача информации, проектирование и моделирование, осуществляемые человеком; информация при этом представляется в виде взаимосвязанной системы текстов, числовыхданных, программных кодов, изображений, звуков и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ

Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.Использование информационно-коммуникационных техноло...

«Использование информационных технологий на уроках истории»

Главная задача образования сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки и...

Статья «Использование информационных технологий на уроках истории»

Главная задача образования сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки и...

Статья "Все плюсы использование информационных технологий на уроках истории "

Статья о роли информационных технологий в обучении.И как развить познавательный  интерес к истории через компьютерные средства обучения.В статье рассказывается о методах и средствах обучения испо...

Статья "Все плюсы использование информационных технологий на уроках истории "

Статья о роли информационных технологий в обучении.И как развить познавательный  интерес к истории через компьютерные средства обучения.В статье рассказывается о методах и средствах обучения испо...

выступление "Повышение качества знаний через использование информационных технологии на уроках истории"

в данной статье описывается опыт использования информационнных технологии на уроках истории и повышение качества образования через использование ИТ-технологии....

Использование информационных технологий на уроке истории (на примере урока в 8 классе «Отечественная война 1812 г.)

Данный урок истории показывает практическое использование информационных технологий на различных этапах урока. Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода. В разработке подробно описаны...