Эссе.Моя педагогическая философия. "Вечные вопросы"
материал на тему

 Кузнецова Людмила Михайловна

Домашнее задание для участия в конкурсе "Учитель года". Для творческих учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_kuznetsovoy_l.m.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова Л.М.

Моя педагогическая философия.

Эссе

«Вечные вопросы».

Я помогаю вам, вы помогаете мне.

Древнекитайская мудрость.

Сколько помнит себя человечество, столько и пытается ответить на вечные вопросы – о смысле человеческой жизни, смерти и бессмертии человека, его уникальности, о надежде на будущее. Эти вопросы и я  задаю себе. Первый из них:

- Кто я?

- Я - учитель. И не потому, что я работаю в школе учителем. Потому, что я живу  как учитель и, прежде всего, сельский учитель, который всегда – в школе, дома, в гостях, на улице – на виду у всех. Учитель для меня – это не только и не столько работа, а образ мыслей и образ жизни, то есть сама жизнь.

Моя мама всю жизнь проработала в школе – целых 43 года. Она была учительницей начальных классов и директором школы. Но не только ее профессия определили мой выбор. Прежде всего, характер – чуткий, скромный и святой. Я бы так определила ее основные достоинства. Был период, когда я хотела стать стюардессой. Затем, прочитав книгу А. Кутуя «Белые цветы», я решила поступать в медицинский. Однако вовремя поняла, что мое место в школе – рядом с детьми, и никогда об этом не пожалела!

- Я - мама. Мои дети не пошли по моим стопам. Причина здесь в том, что  учитель у нас в стране не «поставлен на такую высоту, на которой он стоит в буржуазном обществе». Имеется в виду материальная сторона вопроса. Однако, безусловно, национальный проект «Образование», в том числе конкурс «Учитель года», призваны изменить эту ситуацию к лучшему. Я же буду в школе даже тогда, когда эта часть моей жизни не будет оцениваться в денежном эквиваленте.

- Я – член общества, который способен изменить окружающую жизнь.

- Я – личность, которая следует принципу «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Второй вопрос:

- Зачем я?

Зачем любить и ненавидеть,

Растить цветы и звезды видеть,

Зачем искать, зачем терять,

Зачем былое вспоминать?

Зачем живые все живут?

В чем смысл жизни заключен,

В чем заключен ее закон?

И не дает покоя мне,

Моей усталой голове

Один мучительный вопрос:

Зачем родился я и рос?

Н. Заболоцкий

 Человек проектирует свою жизнь. Он сознает ее нужной и оправданной. Смысл жизни не начало или конец, а процесс, долгий путь преодоления трудностей, где присутствуют боль и радость, успехи и потери. Каждый отрезок жизни имеет свой смысл, дающий человеку ощущение счастья. Есть огромное множество толкований понятию «счастье», но, по моему глубокому убеждению, «счастье – это когда тебя понимают». Вот этим пониманием и должен обладать учитель. Расстроен малыш, бегают его глазки, значит, не стоит его спрашивать, поговорю после урока. Идет урок, и пошел первый в этом году снег – белый, пушистый, медленно падающий на землю. Ребята отвлеклись от темы. Не страшно. Подойдем к окну, полюбуемся дивной красотой природы и продолжим. Юноша делится со мной своим секретом. Каким? Секрет! Разве можно нарушить хрупкую грань.

Итак,

  • я затем, чтобы понимать;
  • я затем, чтобы принимать детей такими, какими они есть;
  • я затем, чтобы объяснить, что мир бесконечно разный;
  • я затем, чтобы получать душевное тепло, которое идет от каждого ученика;
  • я затем, чтобы они обрели уверенность в себе;
  • я затем, чтобы внутренне развиваться, учиться, искать, то есть быть интересным себе и детям;
  • я затем, чтобы не было «мучительно больно за» бесполезно проведенный урок;
  • я затем, чтобы учащиеся поняли, что знание возникает в результате практической деятельности. Самому важному нельзя обучить, можно только научиться;
  • я затем, чтобы скучать по родителям выпускников;
  • я затем, чтобы выслушивать проблемы самих выпускников;
  • я затем, чтобы услышать голос студента из юридической академии за много километров от меня со словами благодарности: «Спасибо Вам, Учитель, за то, что научили делать выводы. У меня единственная пятерка по истории в нашей группе!»

И последний вопрос:

- Что будет после меня?

- Оборотной стороной вечного вопроса о цели и смысле жизни является вопрос о смысле смерти. Вне жизни смерть не существует, а значит, не имеет смысла. Человек телесен, поэтому неизбежна его биологическая, природная смерть. Но человек в то же время и существо духовное – думающее, переживающее, радующееся и огорчающееся. Стоит задуматься над смыслом слов А.С. Пушкина «Нет, весь я не умру…». Я уверенна, что эти сказаны и обо мне……….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в МОУ «Серебряно-Прудская общеобразовательная школа им. В. И. Чуйкова»».

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности....

Обобщение опыта по теме Организация деятельности педагогического коллектива по вопросу адаптации пятиклассников

Для того чтобы процесс адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на ступень основного общего образования прошел успешно, необходимо создать определенные условия. Тема пед...

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз

Публичное представление  инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны.    Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деяте...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе «Моя педагогическая философия»

У каждого человека свой путь – путь, который мы выбираем и идём по нему всю свою жизнь. Мой жизненный путь –  быть учителем....