Письменная аннотация на вокально – хоровое произведение
материал по теме

Савина Нина Семеновна

Составление методических рекомендаций по составлению аннотации к вокально-хоровому произведению.Разучивание школьной песни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство Образования Республики Мордовия

ГБОУ РМ СПО  (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж»

Методическая разработка

«Письменная аннотация на вокально – хоровое произведение»

                                                                 Составила: преподаватель ВКК Савина Н.С.

                                    Зубова Поляна, 2013г.

Пояснительная записка.

Одной из форм аналитической работы будущего учителя музыки (начальных классов) является письменная аннотация на вокально-хоровое произведение. Данная работа актуальна тем, что большое  место в творческой деятельности учителя занимает вокально-хоровая работа (учащиеся  с удовольствием занимаются данным видом музыкальной деятельности). При составлении плана-конспекта урока учитель много внимания уделяет первому этапу работы над песней – подготовительному. Именно на подготовительном этапе учитель проводит вокально – хоровой анализ музыкального произведения, учитывая вокальные произведения  с точки зрения их образности, доступности содержания, последовательности формирования вокально-хоровых умений  и навыков, намечая конкретные методы и приемы над произведением.

Для осуществления художественно-исполнительской задачи будущему специалисту необходимо владеть различными методами постижения музыкального и поэтического материала: анализом, сравнением, сопоставлением, обобщением и др., которые действуют в тесной взаимосвязи. В процессе выполнения аннотации используются вышеперечисленные методы, способствующие формированию  самообразовательных умений и навыков. Методическая разработка создавалась в опоре на научные труды хоровых дирижеров, теоретиков:  Е. Дыгановой, Л.Безбородовой, П.Чеснокова, Б.Тевлина и др.

 Аннотацию можно считать одной из форм студенческой научной работы, в которой обобщаются результаты исследования проблемы, а также содержатся элементы суждений и выводов.

Цель аннотации: подготовка студента к самостоятельной хормейстерской работе.

В процессе написания работы решаются следующие задачи:

-  приобретение самообразовательных умений и навыков самостоятельной работы с литературой, анализа сопоставления и систематизации фактов, обобщения  и выводы;

- освоение профессиональной терминологии;

- формирование  профессионального кругозора;

- подготовка студентов к самостоятельной хормейстерской работе.

Данная работа состоит из двух разделов:  первый раздел - «Рекомендации по составлению аннотации  к песне школьного репертуара. Разучивание школьной песни»; второй раздел - «Рекомендации по составлению  аннотации к хоровым произведениям школьного репертуара» (младшие и старшие классы).

       

  1. Раздел «Рекомендации  по составлению аннотации к песне школьного репертуара.  Разучивание школьной  песни».

Первой формой самостоятельной письменной работы студентов являются краткие письменные аннотации на произведения, входящие в школьный репертуар. Такая профессионально-ориентированная  аналитическая работа  осуществляется по следующему  плану:

 1.Выявление и определение:

-эмоционально-смыслового содержания произведения и средств выразительности;

-выявление особенностей и трудностей;

-учебных задач: воспитательной, образовательной, развивающей, формирующей.

2. «Разучивание школьной песни» и включает следующее:

-конспект  вступительной беседы (сведения об авторах песни, содержание, анализ характера музыки), который выполняется в форме повествования с включением доступных учащимся вопросов и предлагаемых ответов;

- репетиционный план охватывает  все элементы разучивания после показа песни и беседы.

Например:

-послушайте первую фразу (исполнение голосом и на инструменте); повторите первую фразу вместе со мной;

-поем как один человек (достижение унисона звучания);

-произнесем слова в ритме ( работа над дикцией);

-прослушайте вторую фразу и определите, есть ли в ней сходство с первой (развитие музыкальной памяти) и т.п.

Исполнительский план отражает темповые, динамические изменения в разных куплетах песни, фразировку, частные и общие кульминации, характер звуковедения  (штрихи), акценты, паузы, логически ударные слова и т.д.

 При написании аннотации, для более глубокого изучения музыкального произведения можно использовать следующую схему:

  1. Место и значение песни в теме урока (четверти).
  2. Вступительное слово (история песни, сведения об авторах, смежные виды искусства).
  3. Советы по поводу исполнения песни.
  4. Вопросы для выяснения впечатлений:  какое воздействие оказывает музыка, какой музыкальный образ, что выражает музыка?
  5. Наблюдение за развитием музыки  и  определение ее  кульминации.
  6. Подбор  соответствующих музыкальных  инструментов  для аккомпанемента.
  7.  Определение формы ( почему такое построение?).
  8. Какие виды смежных искусств  можно использовать?
  9. Составление  исполнительского план.
  10. Указание на трудности в произведении и приемы их преодоления.
  11.  Взаимосвязь  между мелодией и аккомпанементом?
  12.  Выявление средств музыкальной выразительности?
  13.  Определение задач (воспитательная, обучающая, развивающая).
  14.  Домашнее задание  в связи с данным произведением.
  15.  Определение связи  музыки с жизнью?
  16.  Перечисление  произведений этих авторов?
  17. Почему так называется произведение и  к какой сфере можно ее отнести?
  18. В чем современность этого произведения?
  19.   Какие музыкальные способности, умения, навыки учащихся способствуют  восприятию  данного  произведения?
  20. В каком классе целесообразнее изучение этого музыкального материала?
  21. Какие факторы из жизни композитора, относящиеся к периоду создания этого произведения, можно использовать  с целью  заинтересованности  учащихся и тем саамы обеспечение более глубокого восприятия  данного произведения?

Примером могут служить следующие аннотации студентов.

Аннотация на романс  Э.Грига «Заход солнца».

«Знакомство с романсом  норвежского композитора Э.Грига  «Заход солнца» происходит при изучении темы «Музыка народов мира».  В данном произведении выражается глубокая любовь композитора к родной природе.

Произведение написано в куплетной форме, но в тоже время при изучении темы «Построение (формы) музыки»  внимание детей можно обратить на то, что в куплете  сопоставление мажора в первой части с минором во второй части, позволяет отчетливо воспринимать этот романс как двухчастную форму. При работе над чистотой интонирования следует обратить внимание на трудность исполнения музыкального произведения и она  заключается в том, что очень много скачков в мелодии ( чистая кварта, чистая квинта, малая секста, малая септима и т.д.),  особого внимания требует интервальный состав из больших и малых секунд. Ритм – простой,с чередованием не более трех длительностей. Голосоведение  при этом должно быть естественным и ясным. Диапазон – не более октавы. Размер произведения 12/8, что придает музыке плавный, вальсообразный  характер. Мажорный лад (си мажор) в первой части  куплета придает музыке более светлый, нежный характер – словно луч солнца, стремящийся вырваться сквозь тучи. Особую мягкость, нежность, воодушевленность придает минорный лад второй  части. Именно в данной части приходится кульминация этого произведения на слово « сынам..»;  словно  композитор поет «колыбельную»  засыпающей природе и всему живому на земле. Для того, чтобы более глубоко передать образ музыкального произведения,  слова следующей фразы во второй части «чуть шепчутся березы.. К сынам земли приходят сны….»  желательно  спеть на цепном дыхании. А слова текста «Скоро солнце пропадет за алой полосою»  и следующее за тем инструментальное заключение, замечательно завершают эту картину.

 Разучивание  романса  Э. Грига  «Заход солнца».


У. На этом уроке мы продолжим знакомиться с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига.

Какие произведения вы помните этого композитора? (ответы детей)

(Под запись отрывка произведения «Утро»рассказ)

На живописном берегу в тиши расположилась усадьба Трольхаузэн. в тиши и уединении вблизи к прекрасной и суровой природе, провел большую жизнь норвежский композитор Э.Григ, первый классик норвежской музыки, основоположник национальной норвежской музыки. 

Более 100 лет его музыка покоряет слушателей своей поэтичностью, непосредственностью.

Норвегия страна сильных и отважных людей. В середине 19 века пышным цветом расцвела национальная норвежская культура.

Э.Григ родился 1843 году в крупном приморском городе Бергене. В семье Грига царило горячее увлечение музыкой. Его мама была пианисткой, которая часто выступала на городских концертах, старший брат Джон играл на виолончели.

С детства Григ любил музыку и норвежскую природу, которую позже образно и поэтично воспевал в своих произведениях. Он часто бродил по лесам и деревням, вслушиваясь в звуки природы и народное пение, ритмы и интонации, которых составили основу его музыки.

После окончания школы он едет в Германию в город Лейпциг. Получив образование в Германии, вернувшись в Норвегию, он все силы отдает развитию национальной норвежской культуры.

Слава Эдварда Грига как композитора, пианиста и дирижера быстро росла. Он много концертирует, знакомится с русским композитором П.И.Чайковским, который позже стал его другом.

Музыку П.И.Чайковского и Эдварда Грига объединяла красота, задушевность, поэтичность и любовь к природе.

Их называли «певцами» родной природы. Хотя Чайковский не знал норвежского языка, а Эдвард Григ русского, они общались на языке музыки, который не требует перевода



Слушание музыки и рассказа.



Сегодня  я предлагаю  прослушать, а затем и разучить одно их произведений Э.Грига (название не озвучивается).

«Заход солнца»- слушание.

Беседа о прослушанном произведении.

- Знакомо ли вам это произведение?

- Какому композитору оно принадлежит?

- О чем  рассказывает нам  это произведении?

-  Какое время суток изобразил композитор?

- Какие чувство выражены в этом произведении? ( природа готовится ко сну, поэтому и  музыка выражает соответствующие  чувства и  настроения человека - чувство спокойствия, нежности, умиротворения ( и только здесь озвучивается название произведения).

У.Прекрасное природное явление – закат очень  любимо многим художникам. И за всю историю мировой живописи были написаны тысячи картин с изображением вечернего заката.

Анализ по картине  И. И. Левитана «Летний вечер»

У.Посмотрите на  картину русского художника И.Левитана.

Какое время суток изобразил художник? Почему вы так думаете? Какие цвета преобладают на этой картине?

Что  изображено на переднем плане? (пустынная деревенская околица огороженная забором из неровных жердей, а дальше большое поле и полоска леса)

Что изображено на среднем плане? (солнечный лес притягивает, манит к себе и хочется вырваться из холодной тени сумерек, чтобы бежать туда)

Куда ведет эта дорога? ( может быть  она – как путь в неизвестный прекрасный мир или «дорога в вечность»).

У.Что делает закат прекрасным? Наверное, не только то, что позволяет наблюдать картины потрясающей красоты. Время — вот что еще важно! Мы наблюдаем закат в конце дня. Каким был день? Принес он нам радость или печаль? Мы сами сделали доброе дело на благо других или, наоборот, совершили дурной поступок, огорчили кого-то? Такие мысли не приходят утром: оно для надежд, планов. День проносится в заботах, занят делами. Когда солнце заходит за горизонт, подводят итоги. Это пора размышлений о жизни, о красоте и вечности природы, о нашем месте в ней. Недаром это время суток тесно связано с тем настроением души, которое вдохновляло поэтов и художников. Лирическими поэмами называют волжские картины И. Левитана. На многих из них воспроизведены моменты, когда отсветы заходящего солнца окрашивают небо и тихую гладь воды («Вечер. Золотой плес»), строения монастыря и их отражение в воде («Вечерний звон»), багряную осеннюю листву («Летний вечер»).  

(Анализ по картине сделан для более глубокого восприятия музыкального произведения)

У.   А сейчас мы еще раз прослушаем это произведение, и попробуем еще раз прочувствовать  настроение этой картины и  чувства выраженные в музыке, а также запомнить мелодию этого романса.

Повторное слушание музыкального произведения.

Разучивание романса

Разучиваю романс   по фразам с многократными повторениями и новыми заданиями. Особое внимание уделяю точному интонированию мелодии, артикуляции, дикции, звукообразованию, дыханию и т.д. ( сложность разучивания  указывается в аннотации произведения). Всю работу по разучиванию музыкального произведения связываю с образом музыкального произведения.

Вот как может протекать работа над выразительностью романса  Э.Грига «Заход солнца»: «Вечером тень длинная, а у вас она коротенькая. Вы ее уронили, мне не хочется на такую тень любоваться. Сделайте ее помягче, распойте.

После второй фразы: «На землю» - мало получилось земли, здесь распев, а вы его не исполнили. «Завеса»- «а» -глубоко распеть, чтобы окутать темнотой всю землю.

После разучивания первого куплета можно поразмышлять:

Среди полночной тишины

Чуть шепчутся березы,

К сынам земли приходят сны,

Над миром веют грезы.

У вас нет тишины.  «И»- распеть , а «ш»- спеть чуть слышно. Гласных должно быть много, а согласных – чуть-чуть…   «К сынам» - смотрите, как любит людей Э.Григ. «А» - опять глубоко, «веют грезы» - мягко, как на волнах. Вы слышите, какими чувствами делится с нами композитор, вот и постарайтесь спеть так, как это переживал Григ. Передайте эту красоту природы, глубину чувств.

Освоение детьми способов выражения своей индивидуальности в исполнительской деятельности должно проходить в процессе накопления и «проживания» ими разнообразных эмоциональных состояний,  постоянная «тренировка» которых дает новое качество – развитие их как творческой культурной  и духовной личности.

  1. Раздел «Рекомендации по составлению аннотации к хоровому произведению школьного репертуара.

Репертуар младшего  хора более сложный наряду с куплетной формой. Учащиеся знакомятся  с многообразными жанрами хоровой музыки:

-  народные песни (канон, унисон пение а саррелла,  двухголосное пение);

- песни разных народов мира;

- песни композиторов родного края;

- песни композиторов – классиков;

-  патриотические песни;

- тематические песни.

В старших классах постепенно  с накоплением опыта хорового исполнения репертуар усложняется. Здесь идет работа над стилем исполнения произведений отдельных композиторов и музыкального языка различных эпох, развитие многоголосия.

 Поэтому составление аннотации на хоровое произведение школьного репертуара, это более сложный этап самостоятельной работы студента т.к. необходим навык всестороннего изучения хоровой партитуры.  При составлении аннотации можно предложить следующую   схему:

1. Краткие сведения об авторе музыки. Его основные произведения.

 2. Краткие сведения об авторе текста. Анализ текста.

3. Основные произведения  этого композитора для детского хора.

4. Общие сведения о  произведении: полное название произведения,  год (период) написания  музыки и автора текста, состав исполнителей.

5. Характеристика хорового жанра, это может быть: хоровая миниатюра, хоровая песня, хоровой романс, обработка или переложение народной песни и т.д. В случае  если музыкальное произведение является обработкой народной песни или переложением вокального произведения, необходимо дать характеристику произведения в первоначальном виде, проанализировать степень изменения хорового сочинения с оригиналом.

6. Разбор произведения: содержание, основной характер. Части     произведения (форма),  характер каждой части. Взаимосвязь литературного текста и музыкальной формы.

7. Выразительные средства произведения: характер мелодии,                       тональность, темп.  

8. Особенности  гармонического  языка, тональные отклонения, модуляции. Особенности ритмического строения мелодии, аккомпанемента.

9. Тип и вид хора, характеристика фактуры, характер мелодической линии каждой партии. Диапазон всего хора и хоровых  партий в отдельности.

10. Определение возможностей использования произведения в работе с хором конкретных классов школы с учетом степени «подвинутости»  хора.

11. Интонационные, ритмические, дикционные, вокальные и другие трудности, с которыми может встретится  хор данного школьного возраста при разучивании произведения. Пути преодоления этих трудностей.

12. Вокально-хоровые навыки, приобретаемые хором в результате работы над произведением.

-13. Исполнительский анализ (направлен на обоснование собственной трактовки музыкального произведения).

При работе над хоровым произведением  можно рекомендовать следующие методы разучивания:

  1. Деление произведения на небольшие, имеющие относительную законченность отрезки и изучение  их с каждой хоровой партией в отдельности, а также в различных сочетаниях партий;
  2. Соединение выученных отрезков  в заключенные построения в пении как отдельных партий. Так и всего хора;
  3. Работа над вокально-хоровыми навыками – культура звука, дикция, ансамбль, мелодический и гармонический строй (активное прослушивание произведения с помощью внутреннего слуха, сольфеджирование, вокализация, пение на различные слоги, пение в разных тональностях, пение с сопровождением и без сопровождения, пение с закрытым ртом, пе6ние гармонических последовательностей партитуры вне ритма);
  4. Применение специальных вокальных и музыкально – слуховых упражнений при разучивании трудных мест;
  5. Использование музыкального инструмента в работе с хором;
  6. Работа над художественным исполнением произведения: фразировка, нюансировка, нахождение нужного темпа, эмоциональная подача словесного текста. Ознакомление хорового коллектива с исполнительским планом.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интегративных связей в работе над музыкальным произведением (на примере вокально-хоровой и фортепианно-исполнительской деятельности.

В данной статье, исходя из определения понятия интеграция, анализа общих предпосылок, описывается возможность интегративных связей вокально-хоровой и фортепианно-исполнительской деятельности. На каждо...

Разработка открытого урока по хору "Игровые моменты в вокально-хоровой работе над произведениями в хоре 1 класса,развитие музыкальных способностей".

В данной разработке представлены различные игровые формы и методы  вокально-хоровой работы  над музыкальным произведением в хоре....

Конспект учебного занятия вокальной группы «Жемчужины» «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в исполняемом произведении» (3-й год обучения)

Представленный мной конспект занятия по вокалу рассчитан для работы с ансамблем среднего звена (9-11лет).Тема занятия: «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в...

Аннотация хорового произведения «Ивушка» Русская народная песня Обработка для хора М. Солодковой

Аннотация хорового произведения «ИВУШКА»Русская народная песня Обработка для хора М. СолодковойСодержание:1. Общий историко-стилистический анализ произведения.2. Музыкально-теори...

Аннотация хорового произведения «Утро» Музыка П.И. Чайковский. Обработка для хора А.В. Свешникова. Слова А. Машистова.

Аннотация хорового произведения «УТРО»Музыка П.И. Чайковский. Обработка для хора А.В. Свешникова.Слова А. Машистова. Содержание:1. Общий историко-стилистический анализ произведен...

Теория и методика работы над вокально-хоровым произведением

Теория и методика работы над вокально-хоровым произведением...

Вокально-хоровой комплекс, подготавливающий певческий аппарат к работе над вокальным произведением.

Представлен вокально-хоровой комплекс, подготавливающий певческий аппарат к дальнейшей работе над вокальным произведением. Все упражнения выстроены по принципу от простого к сложному, имеют одну сюж...