Аннотация хорового произведения «Утро» Музыка П.И. Чайковский. Обработка для хора А.В. Свешникова. Слова А. Машистова.
учебно-методический материал по музыке

Вирюкина Любовь Павловна

Аннотация хорового произведения «УТРО»

Музыка П.И. Чайковский. Обработка для хора А.В. Свешникова.

Слова А. Машистова. 

Содержание:

1. Общий историко-стилистический анализ произведения.

2. Музыкально-теоритический анализ произведения.

3. Вокально-хоровой анализ произведения.

    Вывод.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Аннотация хорового произведения  

«УТРО»

Музыка П.И. Чайковский.

 Обработка для хора А.В. Свешникова.

Слова А. Машистова.

Выполнила:

Музыкальный руководитель

Вирюкина Любовь Павловна

г.  Брянск

C:\Users\USER\Documents\Люба\БГУ\2016-02-15\Scan3.JPG

Содержание:

1. Общий историко-стилистический анализ произведения.

2. Музыкально-теоритический анализ произведения.

3. Вокально-хоровой анализ произведения.

    Вывод.

Аннотация хорового произведения  «Утро».

  Обработка  для хора  А. Свешникова.  В оригинале – пьеса для фортепиано из «Детского альбома» П.И. Чайковский «Утренняя молитва».

1.Общий историко-стилистический анализ произведения.

Чайковский Петр Ильич (1840 — 1893) — великий русский композитор, дирижер, педагог. Его музыкальная одаренность проявилась рано, однако, когда ему исполнилось 10 лет, родители отдали его в Петербургское училище правоведения. Уже будучи чиновником министерства юстиции, Чайковский в 1861 г. начал посещать основанные А. Рубинштейном Музыкальные классы, а в 1862 г. поступил в незадолго до этого открывшуюся консерваторию. Окончив ее через 3 года, он переехал в Москву, где стал профессором консерватории. Занятия с учениками сочетались с напряженной творческой работой. Одна за другой возникали оперы, симфонии, камерные сочинения. Лирика Первой симфонии и оперы «Кузнец Вакула» (2-я редакция — «Черевички»), стихия народной песни и танца Второй симфонии и Первого фортепианного концерта характеризуют начальный период его творчества. Программные симфонические произведения («Ромео и Джульетта», «Буря», «Франческа да Римини») наметили драматическую линию, которая отчетливо выявилась в ряде последующих произведений. Расцвет его творчества ознаменовали Четвертая симфония и опера «Евгений Онегин». В зрелый период, наступивший в 80-е гг., он создал такие крупные произведения, как оперы «Орлеанская дева», «Мазепа», «Чародейка», Пятую симфонию и программную симфонию «Манфред». К последнему периоду жизни композитора (1887—93) относится создание как наиболее трагических произведений (опера «Пиковая дама», Шестая симфония), так и самых светлых, жизнерадостных (балет «Спящая красавица», опера «Иоланта» и др.).

Вдохновенный мастер и великий труженик, Чайковский оставил большое и разнообразное по жанрам творческое наследие. Чайковский был признан выдающимся композитором уже его современниками. С 1887 г. он регулярно выступал как дирижер, исполняя главным образом свои произведения: в 1888—89 гг. давал концерты в странах Европы, в 1891 г.— в США. Он был избран членом Института Франции и почетным доктором Кембриджского университета Англии. Оперное творчество Чайковского в значительной мере предопределило развитие русского оперного театра; его симфонии предстали как волнующие психологические драмы, насыщенные глубоким содержанием; симфонизм стал ведущим началом его балетов. Широкая напевность, мелодическое богатство, искренность, теплота высказывания снискали музыке Чайковского любовь миллионов людей во всем мире. «Имя Чайковского стало эпохой в мировом развитии музыки, ценнейшим русским вкладом в нее, одним из проявлений неистощимой художественной одаренности великого народа и его человечнейшей культуры», — писал Б. Асафьев.

Основные произведения:

10 опер

3 балета

6 симфоний

4 сюиты для симфонического оркестра

3 струнных квартета

1 скрипичный и 3 фортепианных концерта

Более 100 пьес для фортепиано

Свыше 100 романсов

Итальянское каприччио

Увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», «Гамлет», увертюру «1812 год», симфонические фантазии «Буря», «Франческа да Римини», Серенаду для струнного оркестра, кантату «Москва» и секстет «Воспоминание о Флоренции», фортепианное трио «Памяти великого художника» (посв. Н. Рубинштейну)

«Детский альбом» ор. 39 написан в мае 1878 года. История его создания неразрывно связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева, излюбленном месте творчества и отдыха композитора. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны.

Многое в «Детском альбоме» связано с атмосферой дома Давыдовых. Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец семейной жизни. Счастливее людей трудно было себе представить, и Петр Ильич был охвачен таким умилением и радостью при виде этого, что надолго связал представление о жизни кайенских жителей с воплощением земного благоденствия.

Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил Володе Давыдову, одному из многочисленных детей Льва Васильевича и Александры Ильиничны. Племяннику композитора в ту пору было шесть с половиной лет. На заглавном листе значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».

В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

Цикл из 24 пьес связан единой тематикой. В нем представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. Он делится на микроциклы. Первый из них можно назвать «утренним».

Одна из пьес  утреннего цикла – это «Утренняя молитва».

«Утренняя молитва»

Господи Боже! Спаси, обогрей:
  Сделай нас лучше, сделай добрей.
 Господи Боже! Спаси, сохрани!
 Силу любви своей нам подари.

На музыку этой пьесы  Александр Васильевич Свешников сделал  обработку для хора. Слова А. Машистова «Утро».

Алекса́ндр Васи́льевич Све́шников (1890—1980) — советский дирижёр, хормейстер, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1956). Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Член ВКП(б) с 1950 года.

Творческий путь

А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года (по другим источникам - 12 сентября) в Коломне (ныне Московская область).

В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне — ГИТИС), где занимался у А. Н. Корещенко и В. С. Калинникова. Учился также в Народной консерватории у Б. Л. Яворского.

С 1909 года работал регентом и преподавал пение в московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов — один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.

В 19281936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 19361937 — художественный руководитель Государственного хора СССР. В 19371941 — художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР.

В 1944 организовал Московское хоровое училище (впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства.

В 19441974 годах преподавал в МГК имени П. И. Чайковского (в 19441948 годах декан дирижёрско-хорового факультета; с 1946 года профессор, в 19481975 годах ректор).

Главный дирижёр ряда Московских праздников песни. Организатор и председатель (до 1964) Всероссийского хорового общества. Был членом жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского по разделу вокального искусства (1966, 1970, 1974).

А. В. Свешников умер 3 января 1980 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

2. Музыкально-теоритический анализ произведения.

Это хоровое произведение обработка для хора  А.В. Свешникова одной из пьес П.И. Чайковского из утреннего цикла – «Утренняя молитва». Слова А. Машистова.

Утро.

День чуть светлеет, всюду покой;

Вьются туманы над сонной рекой.

Утро несёт нам свой первый привет,

Блистая красою идёт к нам рассвет, идёт к нам рассвет – 2 р.

В небе высоком зорька зажглась;

В поле сверкает роса, как алмаз.

Свежим дыханьем подул ветерок.

Пора в путь дорогу, наш путь так далёк, наш путь так далёк. – 2 р.

Тональный план.

Основная тональность произведения G-dur. Тональные краски – важный фактор эмоциональной выразительности в музыке Чайковского. Произведение насыщено отклонениями. Уже с 3-го такта вводится отклонение в параллельную тональность e-moll через вводный к ней аккорд D-dur. В 5-ом такте – отклонение во вторую ступень A-dur через аккорд шестой ступени E-dur и в этом же такте двойная доминанта, которая готовит отклонение в доминанту. В 6-м такте – отклонение в доминанту.  Далее, после возврата в основную тональность, в 8-м такте  снова идёт отклонение в доминанту D-dur. Таким образом первый период завершается модуляцией в доминанту.

Второй период начинается в основной тональности, но уже в 11-м такте вводится отклонение в субдоминанту  C-dur, а затем, в следующих двух тактах, отклонение в VII-ю ступень. Второй период завершается возвращением в основную тональность.

Заключительный период, с17-ого по 24-й такты, построен на чередовании тоники и субдоминанты.

Музыкальная форма.

Форма этой хоровой миниатюры – простая трёхчастная.1-я часть – период, состоит из двух чётко ограниченных предложений. 2-я часть начинается с частичного повторения первого предложения первого периода, а затем следует разработка. По размеру не отличается от крайних частей.3-я часть заключительная. Состоит из двух предложений, которые повторяются по два раза с небольшими изменениями.

Размер 3/4; схема – трёхдольная.

Темп – moderato.

Фактура изложения хоровых голосов – гомофонно-гармоническая с элнмнтами полифонии.

Динамика.

Основной динамический нюанс хора – piano. Встречаются динамические расширения. В  кульминации звучность достигает forte. В конце произведения происходит постепенное уменьшение звучности, и заканчивается хор на ppp. Все динамические средства направлены на как можно большее слияние с поэтическим текстом.

Ритмические особенности.

Ритмический рисунок не постоянный. Характерно появление четверти сточкой на вторых долях такта. Мелодическая линия партий хора в целом несколько раз прерывается, но не более чем на восьмую паузу.  Ритмический строй и гармонический ансамбль в произведении тесно взаимосвязаны.

3. Вокально-хоровой анализ произведения.

Хоровое произведение «Утро» относится к жанру пейзажной лирики. Написан в свободной строфической форме. Развитие мелодии, глубоколиричной, светлой, неразрывно связано с поэтическим текстом произведения.

Характер произведения требует мягкого, плавного голосоведения, несмотря на скачки в партиях. Поэтому следует следить за тем, чтобы не было крикливого, форсированного звука. Он должен быть округлым, плотным, в хорошей вокальной позиции, атака звука – мягкая.

В мелодии есть распевание гласных на несколько звуков. Эти распевания украшают, обогащают мелодию, однако составляют определённую трудность для певцов.

Большую роль в создании музыкального образа играет ньюансировка. Гибкая фразировка, которая достигается с помощью волнообразного нарастания и спада динамики,  требует от певцов чуткости, тонкости исполнения.

Динамика произведения очень разнообразна (от piano до forte. Pianissimo) она помогает передать ощущение ещё дремлющей природы, предрассветной тиши. на словах «утро несёт нам своё первый привет» начинается постепенное crescendo, которое передаёт пробуждение природы, постепенное нарастание динамики подводит к кульминации произведения «блистая красою идёт к нам рассвет»

Гармония произведения красочна и разнообразна: кроме  Т, S и D , композитор использует аккорды II, III, VI  и VII ступеней.

Изложение – смешанное, эпизодически применяется однородный (мужской) хор. Склад письма – гомофонно-гармонический.

Основная тональность соль-мажор.

Произведение написано в размере 3/4, который не меняется.

Темп умеренный.

Это произведение написано для четырёхголосного смешанного хора a cappella, в 15-м такте и в коде  встречается пятиголосие.

Диапазон всего хора три октавы: соль большой октавы – соль второй октавы.

Диапазоны хоровых партий:

Сопрано – си(м) – соль(2)

Альт – соль(м) – до(2)

Тенор – фа(м) – соль(1)

Бас- соль (б) – ля-диез(м)

Диапазоны партий широки, используется весь рабочий диапазон. Некоторую трудность представляет собой довольно частое использование высокой тесситурыпартии теноров и сопрано, поэтому нужно следить, чтобы небыло форсированного, крикливого звука.

Другими вокально-хоровыми трудностями являются скачки, распевание, о чём уже говорилось.

В плане интонации некоторые затруднения возникают в связи с изобилием полутоновых ходов, которые встречаются во всех партиях. В этих эпизодах трудности для хористов составляет как вертикальный, так и горизонтальный строй. От чистоты интонирования, от умения хористов слушать себя и друг друга зависит и ансамбль хора.

Вывод.

Исходя из анализа хорового произведения «Утро», напрашивается вывод, что оно может быть исполнено только профессиональным хором. Только такое исполнение может передать всю глубину замысла автора.

Рекомендуемые репетиционные приёмы: пропевание трудных мест в замедленном темпе, ритмическое дробление длительностей на более мелкие, произвольные остановки на отдельных аккордах, изменение вокального штриха, утрированное произнесение текста в быстром темпе. Разбирать произведение нужно небольшими частями, относительно законченными построениями. На первом этапе разучивания особого внимания требует интонационная и метроритмическая точность исполнения. Необходимо ощущение опорных точек, к которым устремляется мелодическое движение. Работая над отдельными фрагментами, важно помнить о целостности произведения.

Разучивание хорового произведения  «Утро» расширяет музыкальный кругозор исполнителей и слушателей. Преодоление различных вокально-хоровых исполнительских трудностей в процессе работы над произведением повышает профессиональное мастерство участников хора и дирижёра,  помогает приобрести многие умения и навыки, необходимые для дальнейшего совершенствования своего мастерства. Для управления хором при исполнении этого произведения дирижёр должен владеть достаточно гибкой техникой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais

Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais   22.03.2011 г. Открытый урок Л.А. Сопиной, преподавателя вокально-хорового отде...

Выразительные средства при исполнении хоровых произведений

Конспект открытого урока на тему: Выразительные средства при исполнении хоровых произведений....

Партитура хорового произведения

1. Анализ хоровой партитуры, как начальный этап работы над ней.2. Раскрытие художественного образа с помощью средств  музыкальной выразительности  при изучении хоровой партитуры3. Зада...

Некоторые аспекты подготовки хормейстера к разучиванию хорового произведения

ВступлениеИзучение поэтического текстаВокально-хоровой анализОсновные вокально-хоровые трудности произведенияРабота над мелодическим и гармоническим строемСоздание целостного художественного образа...

Письменная аннотация на вокально – хоровое произведение

Составление методических рекомендаций по составлению аннотации к вокально-хоровому произведению.Разучивание школьной песни...

Методическая разработка "Формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора"

Тема «Формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора» актуальна в настоящее время.В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. Эт...

Аннотация хорового произведения «Ивушка» Русская народная песня Обработка для хора М. Солодковой

Аннотация хорового произведения «ИВУШКА»Русская народная песня Обработка для хора М. СолодковойСодержание:1. Общий историко-стилистический анализ произведения.2. Музыкально-теори...