Внеклассные мероприятия
материал по теме
Внеклассные мероприятия
Советы родителям
Рекомендации социального педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие | 69.31 КБ |
Программа семейного воспитания | 132.62 КБ |
Рекомендации социального педагога | 13.11 КБ |
Советы родителям | 11.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по правовому воспитанию
на тему «Знакомимся со своими правами»
Цели: формирование представления об основных правовых документах: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка».
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка;
- на примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции;
- показать единство прав и обязанностей;
- расширять правовые знания воспитанников, развивать умение применять их на практике;
- воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.
Оборудование: брошюры — «Декларация», «Конвенция», «Конституция»; плакаты для оформления зала; карточки с определениями, презентации статей, правовой и сказочной викторины; аудиозапись и костюмы для театрализованного представления.
Ход занятия
I Знакомство с новым материалом
1. Постановка цели занятия.
— Ребята, сегодня на нашем мероприятии вы познакомитесь со своими правами. Вы познакомитесь с новыми понятиями и постараетесь вспомнить все, что уже знаете по этой теме.
2. Вступительная беседа.
— Подумайте и скажите, что означает слово «право»? (дети высказываются).
ПРАВО — есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми (на доску вывешивается определение).
— Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.
Права человека — это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
— Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка.
— Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).
— Конечно же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это директор, завуч, социальный педагог, воспитатели и многие др.
— Но о детях также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
Наиболее авторитетной среди них является Организация Объединенных Наций — ООН (вывешивается определение).
— Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы многих стран решили объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций (ООН).
— В результате, 10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека. (Показ документа).
— Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства, так как по-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, аварии, стихийные бедствия, эпидемии, совершаются преступления, в результате которых страдают и дети.
(Карточка) — Именно поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка». (Показ документа).
— Конвенция — это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии».
Наше государство, Республика Казахстан, так же подписала этот документ.
20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка (карточка). И так как на нашей встрече разговор пойдет о детях, а детство — это самая весёлая и беззаботная часть жизни, ребята из нашего отряда споют для вас весёлую песню.
В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.
3. Театрализованное представление.
На сцене появляются Баба Яга и Ивашка).
Баба Яга. А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату!
Ивашка. Зачем это?
Баба Яга. Как это зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть!
Ивашка. Ой-ей-ей! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручайте!
Воспитатель. Не беспокойся милый Ивашка, выручим обязательно! Вот, прочитай Статью 37: «Ни один ребенок не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению»! Вам все понятно, Баба Яга?
Баба Яга. Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав!
(Уходит).
Ивашка. Вот спасибо, люди добрые! Думал все, мне конец, съест Баба Яга!
Воспитатель. Пойдем-ка, дружок, будем с тобой изучать Конвенцию прав ребенка!
Ивашка. С удовольствием! (Уходят под музыку).
(Под музыку из сказки выбегает Красная Шапочка, навстречу ей — волк).
Волк. Здравствуй, Красная Шапочка!
Красная Шапочка. Здравствуйте, господин Волк!
Волк. Куда ты идешь?
Красная Шапочка. К бабушке.
Волк. А где живет твоя бабушка?
Красная Шапочка. Надо идти вон по той дороге!
Волк. Понятно! Ну, все, удачи тебе, Красная Шапочка, а я побежал! У меня дела! (Поглаживает свой живот, злорадно смеется и убегает).
Воспитатель. Что же ты наделала, деточка? Зачем показала Волку дорогу? Он же может съесть твою бабушку, а затем тебя, и тем самым нарушит твои права и права бабушки.
Красная Шапочка. А что же делать?
Воспитатель. Для начала послушай Статью 6! Каждый ребенок имеет право на жизнь!
Красная Шапочка. Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель. Пойдем, Красная Шапочка, Волка догоним и постараемся его образумить!
Красная Шапочка. Спасибо Вам большое! Пойдемте!
На стульчике сидит Золушка и что-то шьёт.
Голос. Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди!
Появляются сёстры.
1-я сестра. Золушка! Ты слышала? Нас пригласили на бал принца.
2-я сестра. Помоги нам поправить наряды. (Золушка помогает).
1-я сестра. А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?
Золушка. Что вы, сестрицы? Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках?
Мачеха (дочерям) Красавицы мои, вы собрались?
2-я сестра. Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копается, никак нас не оденет.
Золушка. Матушка, можно я тоже поеду. Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц?
Мачеха. И думать забудь! Не хватало ещё, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну, если управишься, то можешь потом приехать на бал.
Золушка. Я и за три дня не смогу всё это переделать!
Воспитатель. Не расстраивайся, Золушка, послушай, что я тебе скажу. Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг. И никто не может лишить тебя этого права, даже эта злая мачеха. Иди, собирайся на бал!
Золушка. Большое спасибо!
Воспитатель. Да, дорогие ребята, каждый из вас имеет право на отдых, досуг, на занятие любимым делом. И сейчас ребята из танцевального кружка исполнят для вас танец.
4. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка.
— Какие еще права детей вы можете назвать? (Отвечают дети).
— В Конвенции 54 статьи о правах ребенка. С некоторыми статьями Конвенции мы познакомимся подробнее. Внимание на экран.
Воспитатель комментирует статьи из Конвенции, дети читают стихи. (3 слайд)
Статья 1. «Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста».
— До 18 лет за вас несут ответственность взрослые, после 18 — за свои поступки отвечаете вы сами.
Товарищи дети! Будьте бдительны!
Права свои знайте, хорошими людьми растите! (4 слайд)
В Конвенции каждый найдёт
На важный вопрос ответ:
Ребёнком считается тот,
Кто не достиг восемнадцати лет.
(5 слайд)
Статья 2. Дети имеют право на защиту от дискриминации. Это означает, что все дети имеют одинаковые права, независимо от цвета кожи, пола, возраста или религии.
Сколько бы ни было в мире детишек,
Чёрных и белых девчонок, мальчишек,
Все их права и ценны, и равны.
Взрослые, вы уважать их должны!
(6 слайд)
Статья 3. Все взрослые всегда должны поступать так, чтобы обеспечить наилучшие интересы детей.
Помни, куда бы ты ни пришёл,
Любой государственный дядя
Дела иные отложит в стол твоих интересов ради.
(7 слайд)
Статья 4. Государство несёт ответственность за соблюдение прав всех детей.
Богатство твоей страны — это ты,
Должен любой президент понимать.
Лишь там превращаются в правду мечты,
Где детям готовы всё лучшее дать.
(8 слайд)
Статья 5 и статья 18. Родители несут основную долю ответственности за воспитание своих детей. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы.
Я расту на радость маме,
Но приходится признать,
Чтоб я вырос лучшим самым,
Как мне много нужно дать!
(9 слайд)
Статья 6 «Каждый ребенок имеет право на жизнь».
— Это главное право каждого человека. Разумеется, маленький человек тоже имеет это право. Но часто то в одном, то в другом государстве приходится сталкиваться с вопросами о ценности жизни.
— Скажите, нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других больных детях?
— Было в древности государство Спарта — вы слышали о нем на уроках истории. Спарта славилась своими непобедимыми воинами — выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый — пусть живет. А если слабый, больной — он не нужен Спарте. Сбросить его со скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким: он может стать ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо лечить, слабому — помогать…
Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки.
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки.
Пользуются с первых дней правами своими,
Ведь с пелёнок человек получает имя!
(10 слайд)
Статья 7 и статья 8. Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства.
Статья 9. Все дети имеют право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это невозможно.
(11 слайд)
Статья 11. Вывозить детей из страны нелегально запрещено.
Статья 12. Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание.
Высказать правду ты можешь везде:
Дома, и в школе, и даже в суде.
Но уважай убежденье других,
Право на мненье есть и у них.
(12 слайд)
Статья 13 и статья 17. Все дети имеют право высказывать своё мнение и получать информацию.
Статья 14 и статья 15. Все дети имеют право думать обо всём так, как они хотят, они имеют право организовывать клубы по интересам и участвовать в собраниях и организациях.
(13 слайд)
Статья 19. Все дети имеют право на защиту от всех форм насилия или эксплуатации со стороны родителей или других лиц, заботящихся о ребенке.
Вы запомните, ребята,
Что ни дед и ни сосед,
Только мама, только папа,
Они за вас несут ответ!
(14 слайд)
Статья 20. Дети имеют право на особую защиту и помощь, если у них нет возможности жить со своими родителями.
Знайте, что бить, обижать и неволить
Ребёнка закон никому не позволит.
Дети — не куклы! Любой Карабас
Будет серьёзно наказан у нас!
(15 слайд)
Статья 21. В случае усыновления все дети имеют право на наилучшую заботу.
Малыш, что остался один в целом свете,
Нормально не сможет жить и расти.
Взрослые, те, что за детство в ответе,
Ребёнку семью помогите найти!
(16 слайд)
Статья 23. Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.
Очень трудно быть другим,
Непохожим, не таким,
Нос не вешай, иди вперёд!
Тебе помогут, успех придёт!
(17 слайд)
Статья 24. Дети имеют право получать медицинскую помощь и лечение таким способом, который наилучшим образом поможет им сохранить здоровье.
(18 слайд)
Статья 26. Дети имеют право на помощь государства, если они в нужде и бедности.
Статья 27. Все дети имеют право на достаточно хороший уровень жизни, соответвующий установленным стандартам. Это означает, что дети должны иметь еду, одежду и жильё.
Человек на свет не может без помощи родиться,
Суп малыш себе не сварит, не сможет учиться.
Потому то, чтоб ребёнка защитить и воспитать,
Самых лучших специалистов требуется назначать!
(19 слайд)
Статья 28 и статья 29. Все дети имеют право на получение образования, которое даёт возможность развития личности ребёнка.
— Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.
Заходите в первый класс,
Не шагайте мимо!
Мы всему научим вас, что необходимо!
(20 слайд)
Статья 31. Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками.
Бабушка не прыгает, дедушка не скачет.
Это для Конвенции ничего не значит.
Положено ребёнку расти, шуметь, играть,
И права этого никто не может отобрать!
— К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других.
(21 слайд)
Статья 32. Все дети имеют право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребёнка или препятствовать получению образования.
— Очень часто заявление о своих правах служит оправданием нежелания что-либо делать, получать все и ничего не отдавать взамен. Например, вас просят вынести мусор, убраться в комнате или в шкафу с личными вещами.
Вы скажете: «Не имеете права использовать труд детей».
— Скажите, вы будете правы?
— Конечно — же, нет. Это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание.
(22 слайд)
Статья 37. Все дети имеют право не быть подвергнутыми жестоким или болезненным наказаниям.
(23 слайд)
Статья 39. Все дети имеют право на помощь в случаях оскорблений, отсутствия заботы или грубого обращения.
(24 слайд)
Статья 40. Все дети, которые обвиняются в нарушении закона или были признаны виновными в нарушении закона, имеют право на предоставление защиты, а также на гуманное и справедливое отношение к ним.
(25 слайд)
Статья 42. Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции. Все дети имеют право знать о своих правах, и взрослые тоже должны знать о них.
— Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права нельзя отобрать — никто не может лишить прав другого человека, ни по какой причине. Мы все рождаемся свободными и равными.
— Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.
III. Актуализация новых знаний. Правовая викторина
— А сейчас мы проведем викторину и узнаем, кто из вас самые лучшие знатоки прав.
Презентация «Знатоки права».
Задание 1. Экспресс-опрос.
— Выбрать и назвать правильный ответ.
1. Назовите основной закон государства. (Декларация, Конвенция, Конституция.)
2. Какой международный документ закрепляет права детей? (Конституция РК, Устав школы, Конвенция о правах ребёнка.)
3. В каком году была принята Конвенция ООН о правах ребёнка: 1949, 1989, 1990.
4. Что такое право? (Закон, совокупность правил, обязанность.)
5. Ребёнок — это человек:
(Который ходит в школу, который ходит в детский сад, которому не исполнилось 18 лет.)
6. Какие дети имеют право на особый уход и защиту?
(Дети-инвалиды, дети в возрасте с 15 до 18 лет, все дети имеют такое право).
7. Ребёнок имеет право: (на жизнь, свободно выражать своё мнение, не слушаться родителей, не ходить в школу).
8. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью? (с 18 лет, с 14 лет, с 20 лет.)
Задание 2. «Сказочная викторина».
— Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.
(1 слайд) — Как называется сказка? Кто автор? (русская народная сказка «Колобок»).
— Лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!»
— Какую статью нарушила Лиса? (статью 6)
— Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).
(2 слайд) — Как называется эта сказка? Кто её написал? (рус. нар. сказка «Маша и Медведь», в книгах встречается в обработке А. Н. Толстого).
— Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)
— Медведь говорил: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».
— Как должна ответить Маша, защищая свои права?… (Не имеешь права лишать меня свободы).
(3 слайд) — Назовите сказку. Кто автор?
— Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер? (статья 37) «Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению».
(Подведение итога викторины. Награждение знатоков права).
IV. Повторение ранее изученной темы
— Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права.
— Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.
— Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).
— Напоминаю точное определение.
(Читаю с доски определение).
Обязанность — это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.
— Вспомним высказывание известного политического деятеля XX века К. Маркса.
— (Читают хором) «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».
— Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).
— Главная ваша обязанность — хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.
— Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.
— Кто сможет ее назвать? «Уважать права других людей». (Ставлю карточку в обязанности).
— Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.
— Помните золотое правило морали: «Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе».
— Эти слова принадлежат древнему философу — мыслителю Китая Конфуцию.
V. Заключительная часть. Обобщение
— С какими важными документами вы сегодня познакомились?
— Какой организацией они были приняты?
— Почему права ребенка выделены из прав человека? (Детям требуется особая забота, защита и внимание).
— Конвенция о правах ребенка имеет большое значение в жизни детей. Она призвана защищать ваши права, охранять от обид и жестокого обращения.
— А сейчас послушаем стихи.
1. Мы граждане, но все же дети,
Бывает, для защиты повод есть.
Поэтому Конвенцию придумали на свете,
Чтоб знали мы права и отстояли честь.
2. Конвенция дает всем равное право,
Чтоб детских слез гораздо меньше стало,
О счастье детей не только мечтают,
Проблем не боятся, их вместе решают.
3. Пятьдесят четыре — ни много, ни мало
Много есть законов для счастья детей,
Чтоб нарушений меньше стало
На планете нашей всей.
4. Главное право на жизнь и свободу,
На любовь и семейную заботу.
На учебу, отдых, увлеченье.
Социальную защиту и леченье.
5. Закон я понял, но все же, друзья,
Не очень я взрослый — вот беда.
Меня не послушают, могут побить,
Как самому мне вопросы решить?
6. Не бойся, с тобою семья,
Воспитатель в беде не оставит тебя.
На свете много хороших людей —
Помогут они, держись веселей.
7. До 18 лет права твои
Охраняют взрослые люди, они
Готовы тебя поддержать всегда.
Теперь ты понял?
В общем — да!
И небольшое обращение к взрослым
Стих «Новый закон»
На час начальником бы стать
Среди законодателей,
Велел бы я издать закон
Для взрослых обязательный.
«В дни отдыха, — гласил бы он,-
Одних, без нас, родителей
В театры, в цирк, на стадион
Не допускать как зрителей».
Пусть надпись — буквы покрупней! —
Там ярко освещается:
«Вход мамам, папам без детей
Строжайше запрещается».
Тогда бы поняли они,
Всё взрослое сообщество,
Как детям
В праздничные дни
Быть с ними вместе хочется.
В заключении дети исполняют песню «Все на свете пусть смеются дети!»
Гости и присутствующие получают памятки «Права и обязанности».
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по УВР: __________ /Т.В.Макарова/ «_____» от ______________ | «Утверждаю» И.О.директора МБОУ «Илькинская СОШ» __________/А.А.Мартынова Приказ №____ от_____________ |
П Р О Г Р А М М А
семейного воспитания «Семь Я»
Рассмотрено на заседании ШМО классных руководителей Протокол № ___ от _____________ |
Пояснительная записка.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса.
Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети.
Вот почему воспитательную работу в школе мы решили вести в этом русле.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.
Содержание воспитательной работы школы и классного руководителя определяют пять функций:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (открытые уроки, внеклассные мероприятия, шефская помощь, участие в совете школы);
- психолого-педагогическое просвещение родителей (классные тематические конференции для родителей, родительские университеты, лектории, беседы на родительских собраниях, индивидуальные консультации психолога, учителей-предметников);
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники, конкурсы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности);
- корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
- организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (посещение семей, памятки для родителей).
Цель Программы:
- сделать семью помощником и другом самого ребенка, класса, школы, создать условия паритетного сотрудничества участников воспитательного процесса. Планомерное и целенаправленное воздействие на сознание воспитанника, который сможет состояться как личность, способная использовать их в повседневной жизни, сохранять и развивать в себе нравственные ценности семьи и общества, принимать самостоятельные решения и брать за них ответственность, стать гражданином своей страны;
-возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания, традиционного уклада жизни с учетом современных особенностей и проблем развития российского общества.
Основные задачи.
- Создание условий для успешной реализации программы и соединение различных направлений работы классного руководителя при активном участии семей учеников в единую систему.
- С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей способствовать формированию самостоятельности, развитию индивидуальности, становлению личных способностей, активизации самовоспитания.
- Преодоление педагогической некомпетентности семьи при возникновении сложных в воспитательном отношении ситуаций.
- Активизация педагогического и культурного потенциала родителей класса в качестве необходимого условия эффективности семейного воспитания.
- Повышение положительной мотивации учащихся на учебную деятельность.
- Реализация прав ребенка на:
- полное и гармоничное развитие личности;
- жить и воспитываться в семье, в атмосфере счастья, любви, понимания.
- Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, привлечение их к работе по возрождению и умножению исторических и нравственных ценностей.
- Учить детей сохранять жизнерадостное настроение в любых жизненных обстоятельствах, фиксировать внимание на радостях жизни.
Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся определяются следующие:
- изучение семей и условий семейного воспитания;
- пропаганда психолого-педагогических знаний;
- активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;
- обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания;
- знакомство с правами и обязанностями родителей и детей.
Существует 6 главных функций взаимодействия семьи и школы:
В работе с семьёй педагоги руководствуются принципами:
- объективный характер изучения семьи;
- комплексный подход в изучении всех характеристик семьи;
- выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления её воспитательного потенциала;
- анализ реальной ситуации;
- двусторонний характер изучения семьи (родители, дети);
- осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребёнка, его воспитанности;
- оптимистический подход к семье;
- единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества;
- установление неиспользованных резервов семейного воспитания.
Диагностика семьи
Цель: выявление возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребёнка, и установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.
Задачи:
- Изучение образа жизни семьи.
- Выявление особенностей ситуации семейного воспитания.
- Положение детей в системе семейных отношений.
- Характеристика нравственного микроклимата семьи, её традиций.
- Выявление взаимоотношений семьи и школы.
- Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.
- Установление неиспользованных резервов семейного воспитания.
Изучить образ жизни семьи. Выявить особенности семейного воспитания. Выяснить отношение в семье к школе. Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.
Мероприятие | Предполагаемый результат |
1. Изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с системой обучения в школе | Формирование единых педагогических требований. |
2. Ежегодное составление социального портрета | Создание банка данных |
3. Сочинение « Моя семья» | Составление социальных портретов семей. |
4. Посещение семей | Раннее выявление кризисных семей. |
5. Диагностика «Рисунок семьи» | Своевременное выявление детей, требующих особого внимания. |
Формы работы с семьёй
I. Диагностика семей. Составление социально-педагогического паспорта классных коллективов.
II. Организация содействия родителей школе.
III. Школа родителей будущих первоклассников.
IV. Оказание социально-педагогической помощи неблагополучным семьям.
План мероприятий
I. Педагогический лекторий “О вас и для вас, родители”:
I этап
Общешкольное родительское собрание: “Психолого-педагогические проблемы в детском возрасте”
I ступень обучения – “Наказание и поощрение в семье: за и против”;
II ступень обучения – “Семья - здоровый стиль жизни”;
III ступень обучения – “Влияние психологического климата в семье на здоровье ребёнка”.
III этап
I ступень обучения – “Здоровье нашего ребёнка: советы как его сохранить”;
II ступень обучения – “Воспитание трудолюбия и ответственности у ребёнка в семье”;
III ступень обучения – “Профессиональные намерения и профессиональные возможности старшеклассников. Мотивы выбора профессии”.
Общешкольное родительское собрание: “Роль семьи в организации учебного труда и досуга детей”
II. Родительская конференция “Роль мамы в жизни подростка” (1-11 классы);
Работа с родителями
Задачи: Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.
Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи. Пропаганда здорового образа жизни.
Мероприятие | Предполагаемый результат |
| Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы. |
Педагогическое и психологическое просвещение родителей
Задачи: Повышение воспитательного потенциала семьи через просвещение родителей.
Мероприятие | Предполагаемый результат |
1.Собрание родителей будущих первоклассников. 2.Открытые уроки для родителей. 3.Тематические собрания с привлечение родителей. 4.Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников. 5. Собрания- практикумы для родителей. 6.Индивидуальная работа с родителями. 7. Итоговые четвертные собрания по классам. 8. Родительские конференции. | Терапия семейных отношений. Улучшение микроклимата в семье. |
Работа с нестандартными (многодетные, неполные, неблагополучные) семьями.
Задачи: Учитывать и предупреждать социально - аморальное поведение родителей. Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях. Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
Мероприятие | Предполагаемый результат |
Работа классного руководителя: а) регулярное посещение проблемных семей; б) индивидуальные беседы с родителями; в) совместная работа классного руководителя, родителей и учителей - предметников; г) проведение малых педсоветов; д) составление индивидуальных программ воспитания; е) ведение учета пропусков занятий учащихся, способных прогуливать уроки без уважительной причины. | Оказание помощи семьям, снижение правонарушений среди подростков, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей. |
Работа социального педагога: а) психодиагностика уровня развития детей; б) консультация для родителей; в) совместная профилактическая работа с инспектором КДН. | Реабилитация и социальная адаптация подростков с девиантным поведением, профилактика правонарушений и вредных привычек. |
Работа администрации школы: а) индивидуальные беседы и консультации; б) контроль работы классных руководителей; в) тематические совещания при завуче; г) индивидуальные отчеты классных руководителей о текущей успеваемости и посещаемости учебных занятий учащимися из проблемных семей; д) изучение данных о занятости учащихся в кружках и спортивных секциях. | Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе. |
Работа с семьями опекаемых детей: а) регулярное посещение семей опекаемых детей; б) контроль над регулярным питанием опекаемых учащихся в школьной столовой; в) индивидуальное собеседование с опекунами; г) оказание помощи в организации летнего отдыха опекаемых детей д) своевременное выявление школьников, проживающих с родственниками при неоформленном опекунстве. | Составление банка данных, контрольное обследование 2 раза в год, своевременная помощь в различных ситуациях. |
Работа с многодетными и малоимущими семьями: а) контроль над постановкой детей из данной категории семей на б льготное питание в школьной столовой; б) проведение праздников для детей из многодетных семей, и считать такие праздники ещё одной традицией нашей школы; в) оказание помощи семьям из фонда «Всеобуч». | Составление банка данных. Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из малообеспеченных семей. |
Работа с педагогическими кадрами.
Задача: Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями.
Мероприятие | Предполагаемый результат |
Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьей. Уточнение функциональных обязанностей социального педагога, классного руководителя, психолога. Качественная работа информационного центра в библиотеке. Выявление потребностей педагога в обучении и повышении профессиональной квалификации по проблеме организации работы с семьей. Создание творческих групп классных руководителей по работе с семьей. Обобщение опыта работы педагогов по работе с семьей. | Знание педагогами необходимых нормативных правовых документов, доступность информации по проблеме работы с семьями, создание методических разработок в помощь классным руководителям. |
III. Мероприятия, проводимые с учащимися
1. I ступень обучения:
- Беседы с учащимися на темы:
“Значение семьи в жизни человека”;
“Об уважении к матери и отцу, бабушкам и дедушкам, братьям и сёстрам”;
- Разучивание стихов и песен на эти темы;
- Изготовление своими руками подарков родителям к праздникам;
- Выходы в природу совместно с родителями.
2. II ступень обучения:
- Беседы с учащимися на темы:
“Твоя родная семья”
“Огонь родного очага”
- Посиделки, девичники, ситуативные классные часы “Твои обязанности в семье”, “Ты и твои родители”, творческие семейные выставки.
3. III ступень обучения:
-Тематические классные часы: “Перед матерью в долгу”, “Культура поведения в семье”;
- Вечера-дискуссии на темы “Личное ли это дело – личное счастье?”, “Как сохранить любовь?”
-Конкурс рефератов на темы “Все прекрасное на земле от любви!”, “Красивый человек – это значит…”, “Дочки-матери”.
IV. Активное участие в районных и областных мероприятиях по семейному воспитанию.
V. Знакомство с нормативно-правовой документацией:
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Конституция РФ;
-Устав школы;
- Положение о КДН.
Этапы реализации программы
Программа рассчитана на 3 года
1-й этап – подготовительный (2013-2014уч. год)
Аналитико-диагностическая деятельность.
Определение стратегии и тактики деятельности.
2-й этап – практический (2014-2015 уч. год)
Апробация и использование в работе по данному направлению личностно-ориентированных технологий, форм, приёмов и методов работы, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребёнка.
3-й этап – обобщающий (2015-2016 уч. год)
Обработка и интерпретация данных за 3 года
Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
Определение перспектив и путей дальнейшего развития работы школы по семейному воспитанию.
Предполагаемый результат
По итогам реализации программы ожидаем:
Укрепление связи с семьёй;
Повышение психолого-педагогического просвещения родителей;
Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.
Список литературы:
- Авторская программа воспитательной работы «Семья» школы №3, http://www.shkola3-konyrat.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=10:---q-q&catid=1:2010-06-02-03-23-58&Itemid=15
- Авторская программа семейного воспитания в школе «Огонь родного очага», Минина Галина Павловна, зам. директора по воспитательной работе, http://festival.1september.ru/articles/417980/
- Авторская программа семейного воспитания «От чистого истока» ГОУ СОШ № 499 Юго-Восточного округа города Москвы, разработчики Программы: Чернова Ирина Геннадьевна, Романько Марина Геннадьевна, Самсонова Олеся Владимировна, http://school499.iskra-net.ru/prog_cem_vosp.doc
Предварительный просмотр:
Рекомендации социального педагога родителям.
Принципы отношений родителей и детей.
1.Принцип равенства. Мир детей и мир взрослых совершенно равноправные части мира человека.
2.Принцип диалогичности. Мир детства представляет собой особую ценность для взрослых: а диалог двух миров(детей и взрослых)составляет учебно-воспитательный процесс, в котором обучении есть движение содержания мира взрослости в мир детства, а воспитание –движения содержания мира детства в мир взрослости.
3.Принцип сосуществования. Мир детства и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, не навязывая друг другу своих ценностей и законов. Любая акция взрослых или детей не должна наносить ущерб ни одной стороне.
4 Принцип свободы. Предоставление миру детства полной свободы в выборе собственного пути. Взрослые должны сохранять жизнь и здоровье детей.
5.Принцип соразвития. Процесс развития мира детей идет параллельно миру взрослых. Аномалией процесса соразвития является остановка самоактуализации, как ребенка, так и взрослого.6.Принцип единства. Мир взрослых и мир детства не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей.
7.Принцип принятия. Особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими каковы есть. Отношения должны складываться только на основе безоговорочной любви. Ненависть может проявляться только в отношении поступка, но не человека, так как человек больше ,чем негативный поступок.
Предварительный просмотр:
Как социальный педагог, хочу посоветовать родителям.
1.Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она одаренности и реализации личности в обществе.
2.Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
3.Оценивайте уровень развития ребенка.
4.Избегайте длинных объяснений или бесед с ребенком.
5.Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или поведении и являются признаками одаренности.
6.Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. Развивайте в детях следующие качества:
уверенность, базирующуюся на объективной самооценке;
понимание недостатков в себе самом и окружающих;
интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению душевному мужеству;
привычку опираться на собственные силы, готовность нести ответственность за свой поступки;
умение находить общий язык и радость общения с людьми всех возрастов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...