Методы обучения
план-конспект урока по теме

Никифорова Наталья Александровна

Конспект урока по педагогике. тема: Методы обучения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку

Дисциплина: Педагогика

Специальность: 050146 – Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки)

Группа: 622

Количество часов в неделю: 4 часа

Программа по изучаемой дисциплине составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности «050146 – Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки)». Автор-составитель: Никифорова Н.А. 

Раздел 6.

Тема: Основы развивающего обучения

Урок № 1. Всего на данную тему отводится 4 часа.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Технология: информационно-коммуникативная

Подходы: деятельностный, личностно-ориентированный, творческий.

Обратная связь: Рефлексия

Цель урока: создать условия для определения характеристик развивающего обучения

Задачи урока:

- образовательная: научить определять методы обучения от других категорий педагогики; изучить различные классификации методов обучения; определить структуру и функции методов обучения.

- развивающая: способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, владеть рефлексией; способствовать развитию творческого воображения, мышления.

- воспитательная: способствовать воспитанию исполнительности, добросовестности, ответственности, работоспособности, активности, чувства коллективизма, формировать умение слушать других.

На уроке используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. В основе групповая форма работы, где между студентами происходит учебный диалог. Индивидуальная форма была реализована в диалоге внутри группы. Также  реализуется такой стиль образовательного общения, как самостоятельное усвоение учебного материала в группе.

На первом этапе урока был использован игровой метод – учебная игра «футбол» с целью: повторить знакомые термины, которые являются основой для изучения нового материала (закон, закономерность, принцип, правило, метод, взаимодействие, преподавание, учение, обучение), вместе с тем, снять психологическое и физическое напряжение.

Также студенты имели возможность проанализировать различные определения понятия «метод», тем самым прийти к выводу, что данное понятие многогранно и имеет двусторонний характер. Данная работа способствует развитию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное.

Развитию воображения способствовала ситуация с представлением пространственной модели метода обучения.

Был использован один из активных методов обучения – деловая игра. Суть игры заключается в активизации мышления студентов, повышении самостоятельности, развитии творческого мышления. В процессе деловой игры студенты показывают умение самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы. Данный метод раскрывает личностный потенциал студента. В процессе подготовки и проведения каждый получил возможность для самоутверждения и саморазвития.

Проблемным вопросом пыталась подвести к выяснению значимости методов обучения в педагогической деятельности.

В целом на уроке создаются условия для активной деятельности студентов, чтобы студенты не получали знания в готовом виде, а пытались при помощи рассуждений, анализа узнать новое. Примеры этому могут быть: задание на определение функций методов обучения и работа по схемам (структура методов обучения).

На рефлексивно-оценочном этапе проведена рефлексия проделанной работы. Заострила внимание на значимости знаний о методах обучения в дальнейшей деятельности.

Основные этапы урока:  I этап - вводно-мотивационный

                                            II этап - операционно-содержательный

                                            III - рефлексивно-оценочный

Средства обучения: раздаточный материал, мультимедиапроектор, экран, доска

Учебники:

  1. Педагогика./ Под. Ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002.
  2. Подласый И. П. Педагогика. М.: Владос, 2000.
  3. Сарапулов В. А. Дидактика: теория и практика обучения. Чита: ЗабГПУ, 2001 – 288 с.
  4. Смирнов В. И. Общая педагогика. М.: Логос, 2003 – 304 с.
  5. Столяренко Л. Д. Педагогика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 448 с.

Ход урока

№ этапа урока

Деятельность преподавателя

ссылки

Деятельность студента

I. Вводно-мотивационный

1.1. Актуализация знаний

II. Операционно-содержательный

2.1. Сообщение темы урока

2.2. Работа над новым материалом

2.3. Творческая работа

2.4. Сообщение новых знаний

III. Рефлексивно-оценочный

- Приветствие.

- Предлагаю вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке?

- Для чего нам необходимо знать закономерности и принципы обучения.

- Для закрепления знаний пройденного материала я предлагаю сыграть с вами в «футбол».

- Назовите по цепочке принципы обучения, с которыми вы знакомы.

- задание: из данных слов собрать определение. Что это?

Сегодняшний урок предлагаю посвятить теме:  методы обучения.

Что бы вы хотели узнать о методах обучения?

Таким образом, нам нужно  раскрыть 3 вопроса:

  1. Понятие и сущность методов обучения
  2. Классификации методов обучения
  3. Функции методов обучения
  4. Структура методов обучения

- задание: прочитайте и проанализируйте каждое определение.

- что вы можете сказать об этих определениях?

- до сих пор ученые - дидакты не пришли к единому пониманию и толкованию сути данной категории. Проблема заключается в многогранности этого понятия. По мере накопления знаний о человеке, его психических возможностях и способностях меняются взгляды на процесс обучения. Это приводит к разработке и созданию новых способов обучения, следовательно, к появлению других определений понятия «метод обучения».

- но, несмотря на различные определения можно отметить что-то общее, что сближает точки зрения авторов? Что?

 

- в чем различия?

- таким образом, можно сказать, что методы обучения включают в себя работу учителя и деятельность ученика; организацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Тем самым понятие метод обучения имеет двусторонний характер.

- как мы уже выяснили, методы обучения характеризуются многогранностью, т.е. это многомерное явление, которое отражает различные стороны процесса обучения.  Можете ли вы представить его пространственную модель.

- говоря о методах обучения, могу сказать, что ученые попытались наглядно смоделировать метод обучения – представляют в виде кристалла, который сверкает множеством граней. Объясняют они это тем, что в методах обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы и формы обучения.

- как вы думаете, сколько насчитывается методов обучения?

- методы существуют различные. С течением времени они постоянно развиваются, совершенствуются. Для удобства все методы подразделяются на группы, классифицируются по различным основаниям.

- Творческое задание. Деловая игра «Нобелевский лауреат». На прошлом уроке мы разбились на 3 группы – 3 научно-исследовательских институтов. Все институты получили задание.

- Сегодня состоится заседание комитета по присвоению нобелевской премии. Жюри (гости урока) оценят вашу работу по следующим критериям:

- итак, свое выступление институты готовят по следующему плану:

1. реклама институтов

2. выступление

3. вопросы команд.

- Затем жюри подведет итоги и состоится присвоение звания «Нобелевский лауреат».

- итак, заседание комитета по присвоению нобелевской премии прошу считать открытым.

(В ходе выступление преподаватель корректирует работу групп).

- Награждение победителей. Вручение «премии».

-подведем итог.

- В настоящее время получили широкое распространение активные методы обучения (учебные игры, анализ конкретных ситуаций (кейсы), имитационное моделирование и т.д.), методы программированного обучения. Следующий урок посвятим изучению современных методов обучения.

- мы рассмотрели различные методы обучения, а для чего они необходимы?

- методы обучения выполняют определенные функции. Задание: определить и записать эти функции.

- В составе методов обучения выделяются приемы. Прием – элемент метода, структурная часть, шаг в реализации метода. Методы реализуются через совокупность приемов, каждый из которых является отдельным действием. Прием – более частное понятие по отношению к понятию метод обучения, это деталь метода. Например, известный метод обучения – работа с книгой. Приемы данного метода могут быть конспектирование, чтение, аннотирование.

Также в структуре методов обучения выделяют объективную часть (не зависит от учителя) и субъективную часть (зависит от учителя). Например, рассказ учителя – имеет общие свойства, характерные для всех рассказов. Но рассказ в исполнении конкретного учителя имеет неповторимые особенности. Исходя, из вышесказанного сделаем обобщение.

- итак, что мы узнали? На какие вопросы, поставленные в начале урока, мы получили ответы? Что вас заинтересовало? Что бы вы еще хотели узнать о методах обучения? В дальнейшем где вам пригодятся знания о методах обучения (в вашей педагогической деятельности)?

- а кто может назвать методы обучения, которые я использовала сегодня на уроке?

- дом. задание: используя раздаточный материал и дополнительные источники, в т.ч. Интернет составить и заполнить таблицу «Исторический характер развития методов обучения».

- выставление оценок.

Прил. 1.

Слайд 1.

Слайд 2.

Прил. 2.

Слайд 3.

Прил. 3.

Слайд 4.

Прил. 3.

Слайд 5.

Слайд 6.

Прил. 4.

Слайд. 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 2.

Приветствие.

О закономерностях, принципах и правилах обучения.

Для правильной орг-ции проц. обуч.

Студенты дают определения понятиям: закон, закономерность, принцип, правило, метод, обучение,…

Студенты перечисляют принципы обучения

Методы обучения

Что это? Для чего используем в процессе обучения? из чего состоят? Какие выделяют методы обучения?

Работа с раздаточным материалом

И.Ф. Харламов – на первом месте выделяет деятельность учащихся. Кроме организации учебно-познавательной деятельности учащихся выделяют обучающую работу учителя.

Ю.К. Бабанский – выделяет деятельность учителя (преподавателя) и деятельность учащихся (учение). Они взаимосвязаны

Н.В. Савин – подчеркивает равноправие и равнозначность обеих сторон

Т.А.Ильина – главной задачей учителя определяет включение учащихся в учебный процесс и помощь в организации учебной деятельности.

Метод обучения определяют как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

  1. Одни авторы методы обучения относят к деятельности педагога
  2. Вторые – к деятельности ученика
  3. Третьи – к совокупности деятельности учителя и ученика

Студенты описывают представленные модели

Множество

Выступление команд.

Т.к. при помощи методов обучения осуществляется взаимодействие учителя и учащихся

Работа с раздаточным материалом. Студенты выделяют функции методов обучения

Студенты записывают главное.

Обобщение: в структуре мет. обуч. выделяют различные приемы – детали метода. Также выделяют объективную и субъективную части методов.

Студенты делают обобщения по плану урока.

Пытаются определить методы обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Мастер – класс «Использование метода демонстраций на внеклассных мероприятиях по профилактике вредных привычек как одного из продуктивных методов обучения»

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные ...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин при изложении лекционного материала

   Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познан...