Программа элективного курса"Мир дизайна"
элективный курс (9 класс) на тему

Шинкаренко Юлия Владимировна

Программа элективного курса в 9 классе "Мир дизайна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса «Мир дизайна»

(специальное художественное направление)

Пояснительная записка

        Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия дизайнера. И перед многими учениками 9 – х классов встаёт проблема, куда пойти учиться дальше, какой профиль выбрать, чтобы стать дизайнером. Мы не раз сталкивались ситуацией, когда после 9-го класса ученики поступали в колледжи и лицеи на специальность «дизайн», а через некоторое время наступало разочарование в выбранном направлении, так как большую часть времени приходилось заниматься не художественным творчеством, а чертежами, математическими расчетами и т. д. Кроме того, многие учащиеся ещё не понимают, что нет дизайнера «вообще», что один человек не может быть одновременно хорошим специалистом и в проектировании автомобилей и в визаже, и в дизайне интерьеров, и в компьютерной графике.

        Цель данного эклетивного курса  - познакомить девятиклассников с большим миром дизайна, помочь выбрать своё направление. После этого ученик сможет выбрать дальнейший профиль: кто-то в после 9 – го класса пойдёт технологический колледж, кто-то в строительное училище, кто-то в 10 – й физико-математический  класс для подготовки к поступлению на машиностроительные специальности в вузы, кто-то выберет информатику, кто-то  - гуманитарный профиль, позволяющий более глубоко изучить изобразительное искусство или технологию.

        В ходе изучения эклетивного курса учащиеся  обзорно познакомятся с такими направлениями дизайна, как промышленное проектирование, графический дизайн, конструирование одежды, визаж, дизайн среды и др.

        Элективный курс рассчитан на 9 учебных часов и может быть предложен в одной из учебных четвертей (например, 9 занятий по 1 часау. Занятие предполагает как рассмотрение теоретических вопросов, так и выполнение практических работ:  эскизов, моделей, мини – проектов и т.п. Во время занятий можно проводить экскурсии на предприятия, в учебные заведения соответствующего профиля, показывать видеофильмы, слайды и т.д.

        В качестве методического пособия для обеспечения занятий можно воспользоваться книгой Н.М. Сокольниковой «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» (гл. IV «теоретические основы обучения дизайну»; Мю, Академия, 2002).

учебный план

наименование разделов

кол-во часов

форма контроля

I

Дизайн и его место в духовной и материальной культуре

1

Тестирование

II

Графический дизайн

2

защита творческой работы

III

Промышленный дизайн

2

защита творческой работы

IV

Дизайн среды

2

защита творческой работы

V

Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем

2

защита творческой работы

Учебно–тематический план

Наименование разделов

Название тем

Кол-во часов

I

Дизайн и его место в духовной и материальной культуре

  1. особенности дизайна, его место в системе пластических искусств
  2. Из истории развития дизайна.
  3. направления (виды) дизайна
  4. Твой выбор (тест по профориентации)

1

II

Графический дизайн

  1. Графический дизайн и его направления. Графический знак.
  2. Инструменты и материалы художника - графика.
  3. Шрифт.
  4. Обобщающее занятие (выставка творческих работ)

2

III

Промышленный дизайн

  1. Промышленный дизайн и его направления
  2. Основы проектирования
  3. Творческая работа (коллективный минипроект по разработке изделия)

2

IV

Дизайн среды

  1. Дизайн среды и его направления. Ландафтный дизайн.
  2. Архитектура
  3. Дизайн интерьера
  4. Творческая работа (коллективный минипроект)

2

V

Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем

  1. Имидж человека и его составляющие. Визаж и дизайн причёсок.
  2. Дизайн одежды, обуви и аксессуаров
  3. Обобщающее занятие

2

Программное содержание

Раздел 1. Дизайн и его место в духовной и материальной культуре

Тема 1. Особенности дизайна, его место  в системе пластических искусств 

        Происхождение термина «Дизайн». Пластические искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство). Место дизайна в системе пластических искусств, его взаимосвязь с другими видами искусства. Дизайн как процесс художественно – технического проектирования с учётом комплекса взаимосвязанных качеств (красоты, целесообразности, функциональности, удобства, безопасности и т.д.).

Тема 2. Из истории развития дизайна .

        Бурное развитие промышленного производства в XIX веке. Проблема «бесстилья и эклектики» изделий машинного производства. II половина XIX века – появление движений и организаций, стремящихся возродить эстетическую значимость изделий промышленности. Начало XX века – «Германский веркбунд» (1907). «Создание культуры путём сведения вместе искусства и техники» (П. Беренс). 1920- е годы – появление центров дизайна: Баухауз (Германия), ВХУТЕ-МАС (СССР), дизайнерских фирм в США. Бурное развитие дизайна в XX веке, появление различных направлений дизайна. Конец XX века – определение цивилизации как эпохи проектной культуры, в которой дизайн является основным методом создания всей материальной, социальной и духовной среды.

Тема 3. Направления (виды) дизайна 

Многообразие сфер применения дизайна. Направления дизайна: промышленный (индустриальный)  дизайн, графческий изайн (график - дизайн), компьютерная графика, арт – дизайн, фитодизайн, дизайн интерьера, дизайн одежды, обуви, визаж ит.д. Составление схемы «Направления дизайна» с разработкой эмблемы каждого направления.

        Возможность выделения крупных сфер дизайна:

        . промышленный дизайн;

        . графический дизайн;

        . дизайн среды;

        дизайн имиджа.

Тема 4. Твой выбор (тест по профориентации) 

        Проведение тестирования по определению профессиональных склонностей. Анализ результатов тестирования. Определение направлений дизайна, которые больше подходят тому или иному ученику.

Раздел II. Графический дизайн

Тема 1. Графический дизайн и его направления. Графический знак 

        Два подхода к понятию «Графический дизайн». 10 Графический дизайн (график - дизайн) как область дизайна, занимающаяся проектированием печатной продукции (книги, плакаты, афиши, визитки, товарные знаки, рекламные листы). 2) Графический дизайн как способ создания на плоскости проекта какого-либо изделия (эскизы, чертежи, технические рисунки и т.д.). Компьютерная графика. Графический знак. Отличительные особенности знака – обобщённость и условность изображения. Разработка графических знаков для школьных кабинетов.

Тема 2. Инструменты и материалы художника – графика. .

        Основные инструменты и материалы художника – графика: карандаши, кисти, перо, тушь, гуашь, акварель, рейсфедер, рапидограф, аэрограф, гелевая ручка и т.д. Некоторые правила и приёмы работы с инструментами и материалами.

Тема 3. Шрифт .

        Понятие о шрифтах. Многообразие типов шрифтов. Техники выполнения шрифтов. Выполнение шрифтовой надписи с использованием таблиц (техника и гарнитура по выбору учащегося).

Тема 4 Обобщающее занятие (выставка творческих работ) 

        Понятие о промышленном (индустриальном) дизайне. Многообразие направлений промышленного дизайна (проектирование машин и оборудования, инструментов, мебели, бытовой техники, посуды и т.д.). Понятие формообразования. Зависимость формы от функции предмета.

Тема 2. Основы проектирования 

        Понятие о проекте. Общее представление об этапах проектирования. Различные виды представления проектов (эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели и т.д.).

Тема 3. Творческая работа (коллективный мини – проект по разработке изделия ) 

         Работа в группах по 4-6 человек. Обсуждение возможной темы проекта. Анализ существующего состояния Выявление проблем и потребностей в усовершенствовании. Банк идей и предложений. Обсуждение и выбор наилучшего варианта. Эскизирование. Описание изделия, особенностей технологии изготовления. Представление мини проекта.

        Возможные темы мини – проекта:

        . набор посуды или разделочных досок,

        . набор светильников,

        . школьная парта,

        . современный стул,

        . мольберт.

Раздел IV Дизайн среды.

Тема 1. Дизайн среды и его направления. Ландшафтный дизайн 

Направления дизайна среды: дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн, экологический дизайн. Специфика ландшафтного дизайна. Просмотр иллюстраций, слайдов, видеозаписей с примерами садово – парковой архитектуры. Эскиз оформления пришкольного участка.

Тема 2. Архитектура 

        Дизайн и архитектура. Понятие архитектурной графики и проектной документации. Вычерчивание плана своей квартиры (школьного этажа).

Тема 3. Дизайн интерьера 

        Понятие дизайна интерьера. Зависимость дизайна интерьера от предназначения помещения. Роль композиции, стиля и цвета,  различных материалов, освещения и др. в интерьере. Некоторые способы и приёмы оформления интерьера.

Тема 4. Творческая работа (коллективный мини - проект) 

        Разработка и представление проектов интерьера (эскизы).

Темы мини – проектов:

        . Интерьер кухни в русском народном стиле,

        . Современная гостиная,

        . Интерьер классной комнаты,

        . Комната школьника,

        . Интерьер детской комнаты.

Раздел 5. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем

Тема 1. Имидж человека и его составляющие. Визаж и дизайн причёсок 

        Понятие имиджа. Роль одежды, обуви, аксессуаров, прически, макияжа в создании имиджа. Визаж, или искусство макияжа. Парикмахерское искусство.

Тема 2. Дизайн одежды, обуви и аксессуаров .

        Моделирование и конструирование как составляющие дизайна одежды. Мода и её влияние на внешний облик человека. Обзор творчества выдающихся дизайнеров одежды, обуви, аксессуаров.

Тема 3. Обобщающее занятие .

        Общий обзор пройденного материала. Выставка творческих работ учащихся. Знакомство с учебными заведениями, где можно продолжить дальнейшее обучение по выбранному направлению.

Литература

  1. Рунге В. Ф. Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. – М.: МЗ – Пресс, 2001.
  2. 2. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2002.
  3. Технология. Трудовое обучение. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение 2000.
  4. Технология. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы / Под ред. В. Д. Симоненко. –М.: Вентана Граф, 2000.

Колесова Е.В. методист по мировой художественной

культуре кафедры гуманитарно-художественного образования СарИПКиПРО

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Цели профильного обучения.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разными категориями обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Возможные направления профилизации и структуры профилей.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения ( для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания  ( для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

Профильные общеобразовательные предметы—предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология—профильные предметы в естественно-научном профиле; литература, русский, иностранные языки – в гуманитарном профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

        Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

        Элективные курсы—обязательные для посещения курсы по выбор учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курса ЕГЭ не проводится.

Подготовка учащегося к выбору профиля обучения предусматривает этапы:

  • пропедевтический ( при завершении обучения в 8 классе или в начале 9 класса)—выявление образовательного запроса учащихся;
  • основной ( в период обучения в 9 классе)—обучение способам принятия решений о выборе  индивидуального маршрута образовательной деятельности, реализация « проб выбора профиля обучения);
  • заключительный ( при окончании 9 класса)—оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

Схема разработки программы авторского курса по выбору ( для предпрофильной подготовки в 9 –х классах).

Общие положения.

При всех возможных вариантах организации курсов по выбору  относительно инвариантными остаются следующие условия:

  • Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор. (Один из одного –это не выбор).
  • Курсы должны помогать ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. («Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому что имею тройки по математике. А потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет»).
  • Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом  профиле. Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить  это, заниматься этим?»
  • Отбирая содержание, учитель (автор программы) должен ответить на вопросы: « Чем будет полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе?».
  • Курсы должны познакомить  ученика со спецификой  видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор, т.е. повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности.
  • Курсы, по возможности, должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить «монополию учителя на информацию».
  • Курсы предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс.

Программа курса по выбору, ориентированного на предпрофильную подготовку может быть рассчитана максимально на 34-35 учебных часов ( из расчета по 2 часа в неделю в течении и одного полугодия, чтобы за год ученик смог пройти 2 курса. Возможно и более дробные модули ( 17 часов—по 4 курса за год).

Содержание курсов по выбору.

Содержание курса по выбору должно с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям девятиклассников, а с другой стороны,  предоставить возможность ученику  работать на уровне повешенных требований, развивать учебную мотивацию.

Содержание курса может представлять собой:

  • Расширенный вариант какого-то раздела  базового учебного предмета;
  • Введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий;
  • Совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения.

     

СОДЕРЖАНИЕ

Схема разработки программ курсов по выбору……………………………………….

3

Содержание и организация предпрофильной подготовки девятиклассников по искусству………………………………………………………………………………….

7

Колесова Е.В. Элективный курс «Основы русского искусства»……………………...

11

Самсонов С.И. Элективный курс «Многоконфессиональная Россия»……………….

14

Челышева Т.В. Элективный курс «Искусство и мы»………………………………….

20

Чудиновских И.А. Элективный курс «Мир дизайна»…………………………………

30

Колесова Е.В. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования……………………………………………………………………………….

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 8 класса "Дизайн костюма"

Современных выпускников школы особенно привлекают профессии, востребованные в области дизайна. Дизайн – термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью форм...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА элективного курса "Дизайн костюма" 9 класс

Авторская программа элективного курса для 9 класса...

Авторская программа элективного курса "Дизайн предметов быта" 9 класс

Авторская программа злективного курса для 9 класса...

программа элективного курса "Дизайн"

рабочая программа и КТП элективного курса для учащихся 9-х классов, расчитана на 17 часов...

Программа элективного курса "Архитектурный дизайн"

Программа для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов...

Реализация программы элективного курса "Школа дизайна" посредством творческого проектирования

В данном материале обобщен опыт реализации программы элективного курса "Школа дизайна"...

Презентация «История дизайна» по элективному курсу «Основы дизайна» в 10 классе

Из истории искусства дизайна. «Движение искусств и ремёсел» – художественное сообщество в Великобритании как реакция на промышленную революцию, стремление к сближению искусства и рем...