Дисциплина ОП-07 « Основы устройства тракторов и автомобилей»Тема «Изучение системы охлаждения двигателей»
учебно-методический материал по теме

Лебедь Павел Александрович

Создать условия для изучения и осмысления блока  учебной информации по изучению системы охлаждения двигателей, применения знаний и способов в лабораторных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lebed_p.a.docx28.8 КБ
Файл izuchenie_sistemy_okhlazhdeniya_dvigateley.pptx1.52 МБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“АПШЕРОНСКИЙ ЛЕСХОЗ-ТЕХНИКУМ” КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Дисциплина ОП-07 « Основы устройства тракторов и автомобилей»

Тема «Изучение системы охлаждения двигателей»

работу выполнил: Лебедь Павел Александрович

 преподаватель

 высшей категории

ГБОУ СПО «Апшеронский лесхоз-техникум» КК

                                                                                 

2013г.

 Лабораторная работа по теме: Изучение системы охлаждения двигателей»

Общая дидактическая цель: создать условия для изучения и осмысления блока  учебной информации по изучению системы охлаждения двигателей, применения знаний и способов в лабораторных условиях.

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект:

1.Уметь распознавать приборы системы охлаждения тракторов и автомобилей.

2.Отличать приборы системы охлаждения тракторов и автомобилей.

3.Выявлять неисправности системы охлаждения тракторов и автомобилей.

4.Устранять мелкие неисправности системы охлаждения тракторов и автомобилей.

  1. Воспитательный аспект:

Способствовать формированиюуважительного отношения к труду и работе механика, специалиста лесного хозяйства.

Развивающий аспект:

Способствовать формированию и развитию УУН как основы для формирования ключевых компетентностей студентов:

  1. Учебно-исследовательской: выделять причинно-следственные связи.
  2. Информационной:  использовать разные источники информации: рассказ преподавателя, мультимедийная презентация; преобразовывать полученную информацию, выделять главное;
  3. Технологической: планировать свою учебно-познавательную деятельность в групповом и индивидуальном режиме;
  4. Социальной: вступать в социальное взаимодействие адекватно поставленной задаче;
  5. Коммуникативной: работать в групповом режиме, а также в лабораторных условиях.
  6. Рефлексивной: выявлять разницу между своими обыденными знаниями и знаниями, полученными на занятии.

Тип занятия: лабораторная работа

Форма занятия: деловая игра.

ФОПД:

  • Фронтальная
  • Групповая.

Методы:

  1. В зависимости от источника получения знаний:
  • Устные;
  • Наглядные;
  • Практические
  1. В зависимости от особенностей познавательной деятельности обучающихся:
  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Частично-поисковый.

Элементы педтехнологий:

  • Практикоориентированное;

Оборудование:мультимедийная презентация, проектор ,схемыохлаждения двигателей.

Метапредметные и межинтеграционные  связи: УД Физика,

Литература:

  1. В.Н,Винокуров . Г.В. Силаев , В.И. Казаков Механизация лесного и лесопаркового хозяйства М. 2006г.
  2. В.Н.Винокуров, В.И.Казаков , Г.В. Силаев Практикум по лесохозяйственным машинам 2007г.
  3. Интернет ресурсы

Структура лабораторной работы:

  1. Начало лабораторной работы-3 мин

  1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Целеполагание и мотивация -5 мин

  1. Организация групповой и учебно-познавательной деятельности- 5 мин.

IV.Взаимоконтроль бригад -10мин.

V.Этап проведения лабораторной работы -55мин.

VI. Этап закрепления 5мин.

VIII. Этап подведения итогов занятия. Рефлексия -5мин.

VIII. Этап инструктажа выполнения домашнего задания -4 мин.

Методический комментарий

Данная лабораторная работа–№ 5 в теме «Система охлаждения двигателей » (по программе дисциплиныОП-07 « Основы устройства тракторов и автомобилей») для студентов 2курса специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство»

В результателабораторной работы будет зависеть умение студентами:--организовывать собственную деятельность;

- выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач;

-оценивать их эффективность и качество, принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, работать в коллективе и в команде;

- брать на себя ответственность за работу членов команды, ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В процессе занятия используются такие методы, как объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый. Преподаватель строит свое занятие в форме деловой игры, устанавливая обратную связь с каждым обучающимся, активизируя мыслительную деятельность студентов.

Для усиления обучающего эффекта используются информационно-коммуникативные технологии: мультимедийная презентация, раздаточный материал( карточка-задание, схема №1,схема №2,контрольные материалы к схемам №1,№2, таблица №1)

Самое главное, чему студенты должны научиться: определятьосновные приборов системы охлаждения двигателей, виды и причины неисправностей и способы их устранения.

Ход лабораторной работы.

Этапы урока

Совместная образовательная деятельность преподавателя и студента

Примечание

I. Начало лабораторной работы

Преподаватель: Добрый день, мои дорогие друзья и помощники! Лабораторная работапо теме «Система охлаждения двигателя тракторов и автомобилей» будет проведена в виде деловой игры.

Инструкция практического занятия для студентов:

1.Для каждой бригады предлагается выполнить лабораторную работу по карточкам-заданиям.

2.Для выполнения задания бригада знакомится с содержанием карточки-задания и раздаточным материалом: карточка-задание, схема №1,схема №2, таблица №1)

3.Определяют в какой последовательности будут решаться решения проблемы, поставленные в задании.

4.Распределяют для работы номера приборов системы по схемам №1,2 для каждого члена бригады.

5 .Работа выполняется заполнением таблицы побригадного выполнения  и контроля задания,   заполняет каждый индивидуально член бригады. Затем производится контроль выполнения задания методом обмена карточек-задания.

Слайд №1

Карточка-задание №1.(для  трактористов)

.На основании схемы №2 определите основные детали системы охлаждения двигателя автомобиля ЗИЛ-130   и определите их назначение.

Карточка-задание №2(для автомобилистов)

.На основании схемы №1 определите основные приборы и детали системы охлаждения двигателя дизеля Д-240Л    и определите назначение.основ-ных приборов

Карточка-задание №3 (Для механиков)

.

Установить основные неисправности системы охлаждения их причины, способы устранения неисправностей.

.

,

.

II. Этап актуализации субъектного опыта студентов Целеполагание и мотивация.

Преподаватель предлагает разделить поставленные задачи между членами бригады. По окончанию выполнения каждой задачи определить правильность выполнения  путем обмена задачами в бригаде:

Алгоритм выполнения задания

-точность определения прибора системы охлаждения;

-верное определение причины неисправности;

-правильное определение причины устранения неисправности.

 - коллегиально решить проблемы, поставленные в задании

Таблица побригадного выполнения задания.

(приложение №3)

Слайд №2

III. Организация групповой и учебно-познавательной деятельности

Студентам предлагается по бригадно, используя схему устройства системы охлаждения двигателя автомобиля ЗИЛ-130 и дизеля Д-240Л на экране, произвести, сравнительный анализ правильности определения приборов системы с контрольным    изображением.

Приложение №1(Таблица побригадного выполнения и контроля задания)

Слайд №3

IV. Взаимоконт-роль

.Студентам предлагается определить правильность ответов по задачам неисправности системы охлаждения и способы их устранения , путем сравнения результатов  ответов с таблицей №1 Неисправности системы охлаждения, их причины и способы устранения.

.

Приложение №2

Таблицы №1(Таблица побригадного выполнения и контроля задания

V. Этап закрепления

Проводится фронтальный опрос по лабораторной работе:

1.Чем отличается открытая и закрытая система охлаждения двигателя?

2.Какие вы знаете охлаждающие жидкости, и чем они отличаются?

3.Чтоозначает малый и большой круг циркулярной жидкости в системе охлаждения?

4.В каких пределах температура считается нормальной?

5. Сломалась лопасть вентилятора , началась сильная вибрация –Ваши действия?

6.Где располагаются сливные краники?

7.Для чего предназначен термостат?

8.Каково назначение водяного насоса, вентилятора?

VI. Этап подведения итогов урока. Рефлексия

  1. Оценка выполнения заданиястудентами в бригаде  и между бригадами.(таблица №1)

Формулируется вывод:

Назначение приборов системы охлаждения.

Основные неисправности приборов системы охлаждения,

Причины и способы их устранения

2.Анализ и оценка выполненной лабораторной работы преподавателем.

3.Пакет документов и схемы обозначения системы охлаждения двигателя в подарок каждому студенту.

Устный ответ бригады

Анализ и комментирование оценок преподавателя

VII. Этап инструктажа выполнения домашнего задания

  1. Инвариативная часть:

Повторить материал по теме «Изучение в натуре устройства смазочной системы двигателя»

Составить опорный конспект по техническому обслуживания смазочной системы двигателя.

2. Вариативная часть: подобрать материал по теме: «Устройство смазочной системы двигателя» Оформить информацию в виде мультимедийной презентации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : изучение системы охлаждения двигателей Работу подготовил: преподаватель высшей категории ГБОУ СПО «Апшеронский лесхоз-техникум» КК П.А. Лебедь

Слайд 2

Цель: изучение устройства двигателей тракторов и автомобилей используемых в лестном хозяйстве Проблема : сложность определения неисправностей приборов и их устранения в системе охлаждения двигателей Задача: умения определять основные приборы системы охлаждения двигателей неисправностей и их устранения .

Слайд 3

Инструктаж выполнения практического задания для студентов Для каждой бригады выполнить лабораторную работу по карточкам заданиям. Для выполнения задания каждая бригада знакомится с раздаточным материалом , который включает : карточку –задание, схемы №1,2, таблица №1. Определяется в какой последовательности будут решаться проблемы поставленные в задании. Распределяются для работы номера приборов системы охлаждения двигателя по схемам №1,2 для каждого члена бригады. Работа выполняется заполнением таблицы №1 и контроля задания , заполняет каждый индивидуально член бригады. затем производится контроль выполнения задания методом обмена карточек-заданий. Подведение итогов.

Слайд 4

Алгоритм выполнения задания Точность определения прибора системы охлаждения двигателя; Верное определение причины неисправности; Правильное определение причины устранение неисправности: Коллегиальное решение проблемы поставленной в задании

Слайд 5

Карточки –задания. Карточка –задания №1 (для трактористов) На основании схемы №2определите основные приборы и детали системы охлаждения двигателя трактора Д-240Л и определите их назначение. Карточка-задание №2 ( для автомобилистов) На основании схемы №1определите основные приборы и детали системы охлаждения двигателя автомобиля ЗИЛ-130 и определите их назначение. Карточка-задание №3 (для механиков). Установите основные неисправности системы охлаждения двигателя и их причины, способы устранения неисправностей.

Слайд 6

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130 схема №1

Слайд 7

Контрольные материалы схемы №1 1-жалюзи; 2-радиатор; 3-компрессор; 4-отводящии трубопровод; 5-подводящии трубопровод; 6-водянои насос; 7-термостат; 8-рубашка впускной трубы; 9-кран отопителя кабины; 10-отопитель кабины; 11-водяная рубашка головки цилиндров; 12-водяная рубашка блока цилиндров; 13-сливнои кран блока цилиндров; 14-сливнои кран радиатора; 15-вентилятор; 16-маслянныи радиатор.

Слайд 8

Система охлаждения дизеля Д-240Л схема №2

Слайд 9

Контрольные материалы схемы №2 1-клиновои ремень; 2-маслянныи радиатор; 3-водянои насос; 4 и 13-шланги; 5-вентилятор; 6-кожух вентилятора; 7-сердцевина (трубки) радиатора; 8-маслопровод; 9-верхнии бак радиатора; 10-трос; 11-крышка заливной горловины; 12-паровоздушная трубка; 14-термостат; 15-корпус термостата; 16-водоотводящая трубка; 17-указатель температуры; 18,19 и 22 – патрубки; 20-датчик; 21-амортизатор; 23-нажнии бак радиатора; 24-сливнои кран; 25-шторка; 26-радиатор.

Слайд 10

Неисправности системы охлаждения, их причины и способы устранения Признаки эксплуатационных неисправностей Причины неисправностей Способы устранения Двигатель перегревается Двигатель переохлаждается А. Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения Б. Слабо натянут ремень вентилятора В. Загрязнен водяной радиатор Г. Наличие грязи и накипи в системе охлаждения Д. Не полностью открыт клапан термостата Е. Закрыта шторка или жалюзи радиатора А. Отсутствует утеплительный чехол Б. Открыта шторка или жалюзи радиатора В. Неисправен термостат А. Долить до нормального уровня Б. Отрегулировать натяжение В. Очистить радиатор Г. Очистить и промыть систему Д. Заменить термостат Е. Открыть шторку или жалюзи А. Одет чехол Б. Закрыть шторку или жалюзи В. Проверить исправность, при необходимости заменить Таблица №1

Слайд 11

Таблица №1 .Выполнение и контроль карточки-задания №2 (схема №1). Ф..И.О. выполняющего задание № прибора Назначе-ние прибора Возможная неисправность Причины неисправ-ности Способ устранения оценка

Слайд 12

Ф..И.О. контролирующего задание № прибора Назначе-ние прибора Возможная неисправность Причины неисправ-ности Способ устранения Таблица №1 .Выполнение и контроль карточки-задания №3 (схема №1).

Слайд 13

Ф.И.О студента Оценка бригадира Оценка преподавателя Анализ работы Анализ и корректировка работы бригад преподавателем

Слайд 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cистема охлаждения двигателя

Содержание конспекта урока направлено на знакомство с техническим устройством трактора учащихся: с системой охлаждения двигателя, назначением, устройством, неисправностями; рассмотрени...

"Система пуска двигателя"

План-конспект урока по устройству автомобиля....

Система питания двигателя от впрыска топлива

Цель: сформировать знания по теме «Система питания двигателя от впрыска топлива»Задачи:Образовательные: вспомнить строение системы питаниякарбюраторного двигателя; сформировать представлени...

Техническое обслуживание автомобилей. Тема урока Техническое обслуживание системы смазки двигателей.

План - конспект Тема № 5.   Техническое  обслуживание  автомобилей. Тема урока  Техническое  обслуживание системы смазки двигателей....

Система питания двигателя (курс Автодело)

Двигатель Внутреннего Сгорания (далее – ДВС) не зря считается сердцем автомобиля. Именно производимый им крутящий момент является первоисточником всех механических и электрических процессов...

Методические указания обучающимся по выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины ЕН.02 Информатика специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная ...

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ учебной дисциплины ЕН.02 Информатика специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Методические указания предназначены для проведения практических работ по дисциплине Информатика (для студентов второго курса специальности  23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, ...