Цветоведение
методическая разработка по теме

Представление о цветоведении. Основные и дополнительные цвета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetovedenie.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                 ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

 I Раздел. «Вокруг цвета»

Человеком, который не задумывается над вопросом оптики и физиологии цветоощущения, такое понятие как цвет может быть воспринято как неотъемлемое свойство предмета. Но на самом деле понятие цвета значительно шире. Ещё в 1756 году М.В. Ломоносов предложил так называемую теорию трёхкомпонентного зрения, утверждающую, что в глазу есть нервные клетки, одни из которых вызывают ощущение красного, другие – зелёного, третьи – синего цветов. Перед этим английский учёный И. Ньютон открыл дисперсию (рассеивание) света: явление, когда пучок белого света при прохождении сквозь призму разлагается в спектр и при этом ясно видны три наиболее широких участка. Их принято называть тремя основными зонами: синей, зелёной и красной. Переходы от одного цвета к другому имеют оттенки смежных цветов, поэтому изменения в спектре зрительно кажутся нам непрерывными. Цветовая система Ньютона – цветовой круг, состоящий из семи секторов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового.

Белый, серый, чёрный цвета различаются только по светлоте и лишены цветового тона, называться они будут ахроматическими. В противоположность им  существуют хроматические цвета, обладающие цветовым тоном, светлой насыщенностью. Цветовой тон – качество хроматического цвета, при определении которого называют цвет красным, жёлтым, синим т т.д. Светлота – одно из свойств цвета, характерное для хроматических и ахроматических цветов, связанное с отражательное способностью поверхности. Насыщенность (сила цвета) – степень цветности, то есть показатель выраженности конкретного цветового тона.

        На этом этапе обучения у педагога должны сформироваться правильные представления о цветоведении.

        Ребёнок должен уметь:

  • Называть и различать семь цветов;
  • Отождествлять цвет с образом (предметом);
  • Использовать имеющиеся цвета для получения новых цветов, которые тоже имеют свои самостоятельные названия;
  • Находить при работе с красками «свой цветовой набор», «свою палитру

Пусть это ещё первые робкие шаги в творчестве, где результатом практической деятельности будут цветовые пятна, пересекающиеся линии, точки, цветочки и «кляксы». Даже по этим изображениям можно судить об индивидуальности ребёнка.        Варианты занятий.

«Вращающийся круг». Круг состоит из семи цветов, в его центре находится стрелка. Играющие по очереди должны отгадать цвет, на который указал конец стрелки, и назвать предмет,  связанный с этим цветом. Например, жёлтый – солнце, цыплёнок, яблоко. Можно усложнить задание, увеличивая количество предметов от 3 до 10.

«Букет». Для каждого ребёнка педагог подготавливает рисунок-задание с изображением вазы с цветами. Дети должны раскрасить их определёнными красками и вписать в кроссворд название цветка. В конце прочесть слово по вертикали - палитра.

II Раздел «Основные цвета»

Художники привыкли считать основным три цвета – красный, жёлтый, синий. Эти три цвета соответствуют трём краскам, из которых можно получить путём смешивания наибольшее число цветов. В научном цветоведении в качестве основных принято использовать красный, зелёный и синий. Эта триада красок лежит в основе исчисления цветов, начало которому положил И. Ньютон. Для практики живописца она не нужна. Интересна точка зрения на этот вопрос Л. Альберти: «… я утверждаю, что смешения цветов рождается бесконечное множество других цветов, но истинных цветов столько, сколько стихий, -  четыре, от которых, постепенно умножаясь, рождаются другие виды цветов. Цветом огня будет красный, воздуха голубой, воды – зелёный, земли – серый или пепельный».

И наконец, основным или главными цветами могут считаться четыре цвета – красный, жёлтый, зелёный, и синий. Основанием для их выбора служит следующий факт. Четыре названных цвета совершенно различны, в то время как все остальные цвета близки к одному из четырёх основных. В европейских языках только эти хроматические цвета обозначаются словами, корни которых уходят далеко в глубь времён. Все остальные цвета называются или составными словами («жёлто – зелёный», «сине – зелёный») или словами, явно происходящими от слов, обозначающих конкретные предметы (оранжевый /от oranqe – апельсин/, фисташковый, лимонный).

 В практической же работе лучше придерживаться общепринятой версии о триаде основных красок: красной, желтой, синей.

III Раздел. «Теплые цвета»

Деление всех цветов по цветовому тону на теплые и холодные находится в прямой связи с эмоциональным и ассоциативным опытом человека. Холодные усиливают ощущение успокоенности, меланхолии, теплые – радости жизни, активности. Теплые цвета условно ассоциируются с цветом огня, солнца: красные, красно-оранжевые, желтые. Холодные цвета ассоциируются с  цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые. Деление цветов на теплые  и холодные может относиться как к конкретному цвету на картине, так и к конкретному цвету в природе. На картине противопоставление теплых и холодных тонов может быть связано со светом и тенью. Сочетание в живописи теплых и холодных тонов называется теплохолодностью. По эмоциональному тону краски распадаются на светлые и темные. Здесь есть возможные противоречия: трудно определить словами эмоции, которые связаны с восприятием светлых красок, это совсем не обязательно радость или веселье. Эмоциональный отклик на светлоту цвета так тесно соединился у нас со светлотой чувств и, пожалуй, лучшей информацией о нем служит именно слово «светлый».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Занятия (знакомство с основами цветоведения) по ИЗО в 1 классе

ФГОС второго поколения. Внеурочная деятельность."Сказка превращений" (три занятия). Знакомство с основами цветоведения (основные и дополнительные цвета)."Холодно-горячо". Знакомство с основами цветове...

Внеурочная деятельность. Занятия (знакомство с основами цветоведения) по ИЗО в 1 классе

ФГОС второго поколения. Внеурочная деятельность."Сказка превращений" (три занятия). Знакомство с основами цветоведения (основные и дополнительные цвета)."Холодно-горячо". Знакомство с основами цветове...

Внеурочная деятельность. Занятия (знакомство с основами цветоведения) по ИЗО в 1 классе

ФГОС второго поколения. Внеурочная деятельность."Сказка превращений" (3 занятия). Знакомство с основами цветоведения (основные и дополнительные цвета)."Холодно-горячо". Знакомство с основами цветоведе...

Развивающие игры по цветоведенью - учебно-методич. пособие

Разработана серия развивающих настольных игр, которые способствуют формированию навыка «думать глазами», позволяют развивать цветовидение и осознавать основные положения и закономерности науки...

презентация на тему: "Цветоведение"

Данную презентацию можно использовать на любых уроках ИЗО...

Основы цветоведения

О контрастных цветах и локальном цвете....

Цветоведение

Презентация о ахроматических цветах....