И щедрый свет идущих впереди...
проект на тему

Ильченко Иван Юрьевич

Исследовательская работа посвящена памяти доброго и мудруго учителя истории и обществознания нашей школы Дейнека Валентины Павловны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valentina_pavlovna.docx37.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 с. Китаевского

Исследовательская работа:

И щедрый свет идущих впереди…

(Памяти мудрого доброго учителя истории Дейнека Валентины Павловны посвящается…)

Автор: Ильченко Иван Юрьевич

2012 -2013 год

Аннотация

     Собранный материал позволяет  широко представить жизнь и деятельность замечательного человека, заслуженного учителя России Дейнека Валентины Павловны, внёсшей свой огромный вклад в воспитание и обучение подрастающего поколения.

      Практическая ценность определяется возможностью использования результатов, полученных в ходе исследования, при изучении регионального компонента на уроках истории, литературы, во внеклассной работе.  

     Данные материалы могут быть использованы учителями, учащимися и студентами.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………3 - 5

1.1. Актуальность темы

1.2. Цель работы

1.3. Задачи работы

1.4. Методы исследования

1.5. Практическая направленность работы

1.6. Теоретическая  значимость

2. Основная часть.......................................................................................... 5-12

2.1.  Этапы работы над темой.........................................................................5-6

2.2.  Учитель, перед именем  твоим…............................................................6-8

2.3.   Юность моя, ты гори, не сгорай………………. ……………………...8-9

2.4.  Прекрасное далёко  …………………………………………………..10

2.5.   Духовность………………………………………………………………10-11

2.6.    Память…………………………………………………………………   11-12

3.      Вывод……………………………………………………………………12

3. Заключение…………………………………………………………………12

4. Список источников………………………………………………………...13

5. Приложение…………………………………………………………………14-27

ВВЕДЕНИЕ

                                                              Они почти такие же,  как все –

                                                              Простые люди…

                                                              Их жизнь – отнюдь не гладкое шоссе,

                                                              А трудная, не торная дорога.

                                                              Страну свою из края в край пройди –

                                                              Повсюду труд земной дела венчает.

                                                              И щедрый свет идущих впереди

                                                              Дорогу всем идущим освещает.

                                                                                                  А. М. Комаров

      Часто можно встретить в селе людей, которые помнят Дейнека Валентину Павловну, с огромной благодарностью вспоминают её бескорыстие, широту интересов и знаний, которыми она готова была делиться не только со своими учениками, но со всеми нуждающимися в её помощи.

  Скромная,  аккуратная во всем, требовательная к себе и окружающим. Знания, которые давала ученикам, были настолько прочны, что с ними без страха можно было поступать в институт, получать высшее образование и успешно трудиться на производстве.

    Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью  обращения к  жизни тех людей, которые оставили о себе чистый след в душах и умах живущих рядом с ними.

      Объект исследования – жизнь и трудовая деятельность Дейнека Валентины Павловны, Почётного работника общего образования Российской Федерации.

      Предмет исследования -  люди, их жизнь на земле; труд как наследие прошлого.

       Гипотеза исследования -  особенности человека, его жизненный путь во многом определяются той средой, в которой он вырос и теми людьми, которые его окружали с детства.

      Материалом исследования служат  архивные документы, воспоминания родственников, жителей села, коллег, учеников.

 Целью моей работы стало описание жизни и деятельности  Дейнека Валентины Павловны, создание образа человека, оставившего добрую память в сердцах окружавших его людей; показать его мудрые уроки, опыт и высокий жизненный пример. 

Из вышеуказанной цели вытекают следующие задачи:

  1. Поиск источников по теме;
  2. Описание жизненного пути Дейнека В. П., замечательного человека, труженика, беззаветно любившего свою работу, детей, трудившегося до последнего дыхания;
  3. Выявление малоизвестных страниц её жизни.
  4. Поиск учеников и сбор их воспоминаний об учителе.
  5.  Показать значимость людей, трудившихся на  Китаевской  земле, их вклад в историю развития села, Родины.

       Для выполнения поставленных задач, используются  следующие методы исследования:  наблюдение, классификация, описание.

           1) анализ и синтез собранного материала;

      2)  метод беседы, интервьюирование;

      3) работа с архивами;

      4) систематизация и обработка собранного материала;

      5) интерпретация собранного материала.

 Практическая ценность определяется возможностью использования полученных результатов в воспитательных целях во внеклассной работе, на уроках литературы и истории. Собранный материал можно использовать для:

- подготовки экзаменационного реферата;

- участия в школьной научно-исследовательской конференции;

- проведения классных часов для учащихся школы;

- в работе районного краеведческого музея (создание экспозиции, посвященной Дейнека В. П.. и контрольного текста экскурсии по данной теме в музее).

  Теоретическая значимость состоит в том, что данная работа призвана расширить и углубить знания о земляках, их историческом прошлом и позволит использовать полученные результаты при изучении регионального компонента.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1.Этапы работы над темой

     Занимаясь изучением истории школы №3,  я выяснила имена людей, имевших звание Заслуженный учитель РСФСР. Среди них оказалась Дейнека Валентина Павловна (Приложение 1). Я считаю, что необходимо открыть в школе экспозицию, посвященную этому человеку.

     Свою работу я начала с опроса старейших учителей школы о Валентине Павловне. Многие отмечали её необыкновенную строгость, внимательность, учительский дар.

     Из автобиографии, хранящейся в школьном архиве, я узнала лишь незначительные сведения о Валентине Павловне: когда и где  родилась, где работала, чем была награждена.

     Большую помощь в работе оказали муж и сын Валентины Павловны , которые передали мне для изучения альбом из семейного архива.

Начался сбор воспоминаний об учителе. Через Интернет я также обратилась к её бывшим ученикам с просьбой, вспомнить интересные события из школьной жизни, связанные с Дейнека В. П.

       Провела  беседы с учителями, которые учились у Валентины Павловны и пришли потом работать в школу, и с теми, кто знал её как коллегу. Воспоминания были записаны.

      Большую помощь мне в сборе материалов оказали:

      Головина Татьяна  Ивановна,  замглавы  администрации Новоселицкого района,  которая рассказала о деятельности Валентины Павловны как учителя, завуча;

       Катенёва Валентина Николаевна, коллега, близкая подруга Валентины Павловны;

        Мирошниченко Валентина Филипповна, бывший директор МОУ СОШ №3, которая проработала с Валентиной Павловной 14 лет;

       Комаров Александр Михайлович, главный редактор газеты «Авангард», бывший ученик Валентины Павловны;

       Хромых  Владимир Николаевич, председатель колхоза «Родина», бывший ученик Валентины Павловны;

       Измайлова Юлия, студентка ПГЛУ, бывшая ученица Валентины Павловны.

       Итогом собранного мной материала стало написание данной работы, которую я собираюсь продолжать, т.к. осталось ещё много белых пятен в биографии Валентины Павловны.

2.2. Учитель,  перед именем твоим…

                                               Две дождинки на сером стекле. Две слезинки в душе…

                                              Или чьи-то глаза, что глядят  с молчаливым укором?

                                            Мы так многого в жизни успеть не сумели уже…

                                            Жизнь такая короткая….

                                                                                                                  Н. Колычев

       Предновогодней ночью  2009 года на улице лил дождь. Ветер бушевал и свирепствовал. Он поднимал с земли оставшуюся листву и швырял её на крыши домов. Деревья, укрываясь от непогоды, сиротливо прижимались к оконным рамам. Они как будто понимали, что где-то там,  в далёком городе происходит что-то страшное –  на операционном столе умирает человек.

       30 декабря 2009 года в 10 часов ночи сердце Дейнека Валентины Павловны остановилось. Приговор врачей был вынесен ещё три месяца назад.  Три  месяца ожидания смерти…,  хотя все (и она тоже) до последнего верили, что это ошибка. Трудно было тогда представить, что всего  несколько месяцев назад, в самом начале учебного года, она ещё  поднималась на школьное крыльцо, ходила по школьным кабинетам и коридорам. В последний раз…

      Личность заслуженного учителя России, обладателя почётных званий, грамот и Государственной премии за деятельность в области образования,  Дейнека Валентины Павловны, поистине уникальна. Отдать дань уважения Учителю собираются её ученики из разных уголков России. Каждый из присутствующих с любовью и уважением  может вспомнить самые яркие моменты жизни, связанные с  именем этого человека.

         Валентины Павловны  нет с нами уже  два года, но душа её  иногда покидает небеса, чтобы быть ближе к нам, подавать новые идеи и с благодарностью следить за тем, с каким трепетом и любовью продолжаются заложенные ею традиции.

       39 лет  она каждое утро по одной и той же тропинке спешила к родной школе, а 22 года была не просто завучем, руководителем школы, но настоящим, заботливым помощником и наставником учителей. Всё в школе для неё было родным и близким, здесь прошли лучшие годы, здесь прошла жизнь.

       Это был особенный человек. За её скромностью, тактичностью скрывалась сильная личность. Валентина Павловна всегда остро чувствовала несправедливость, была энтузиастом своего дела, переживала за всё, что происходило в школе. Он знала каждого ученика, каждого родителя, была терпимой и справедливой.

        А как она вёла уроки! История становилась понятной  каждому  ребёнку. Она была влюблёна в свое дело, не мыслила своей жизни без уроков, учеников.

        Она был идеальным завучем. Валентина Павловна давала свободу творчеству педагогов, поддерживала все их начинания. Если что-то получалось хорошо, присваивала победу учителю, но в случае неудачи ответственность брала только на себя. Он всегда защищала коллектив от придирчивых требований чиновников, отстаивала мнение коллектива на всех уровнях, считала, что наша школа самая лучшая. Она никогда не повышала голоса, но было что-то в ней такое, что останавливало даже самого непослушного ученика. Ещё долго будут слышаться на лестницах её шаги, поворот ключа в двери на втором этаже в кабинете истории. Сложно представить школьные выпускные вечера, школьные праздники без неё. Нужно будет свыкнуться с мыслью, что всё это будет, но уже без неё…

         Учитель и школа – для многих это свято. Валентина Павловна пронесла эту святыню в своем сердце с первых дней работы в школе, с 1960 года, пронесла 44 года с честью как эстафету и передала ее своему сыну, Дёмину Юрию Михайловичу, который сейчас работает в школе учителем физкультуры. Дорога учителя – это всегда самоотверженная работа.  Именно самоотверженно работала в школе Валентина Павловна. Учитель истории, завуч школы работала с утра и до вечера. «Нести дар мудрости и знания детям и доброты своей сердечной свет» было для Валентины Павловны ответственным призванием, почетней и радостней которого в своей жизни она не знала. Она была для всех примером трудолюбия, скромности, сдержанности, интеллигентности, честности,  заботы и любви. Но самое главное - это то, что оставила в душах своих учеников светлую память о себе.

                                2.3. Юность моя, ты гори, не сгорай…

      Валентина Павловна любила жизнь…   И торопилась жить. Она выполнила всё, что предначертано свыше: вырастила двоих сыновей, дала им образование, построила дом, посадила  сад.

       С 1960 года по июль 1961 Валентина Павловна работала старшей пионервожатой в Китаевской средней школе №3.

      С 1961 года по 1966 год обучалась на историческом отделении КБГУ и окончила его с отличием.  Сколько желания и творческого полёта было у молодой учительницы. Очень хотела Валентина Павловна работать в школе, и  после окончания университета она была направлена  в Тырныаузскую среднюю школу №3, где проработала 5 лет.

     В Китаевской МОУ СОШ №3 Дейнека В. П. работала с 1971 года, сначала учителем, затем заместителем директора по производственному обучению, с 1977 года – заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Опытный организатор педагогического коллектива, она умело направляла его на реализацию школьной реформы. Валентина Павловна постоянно следила за развитием педагогической науки, изучала передовое в практике лучших учителей, делая всё это достоянием педколлектива. Под её руководством содержательно был оформлен методический кабинет, ставший творческой лабораторией учителей; проводились методические недели, творческие отчёты, научно-практические конференции. Особое внимание она уделяла   организации трудового обучения, общественно-полезного труда, работе ученической производственной бригады. Большинство специалистов и тружеников колхоза «Россия» - воспитанники ученической бригады. Свою административную деятельность  Валентина Павловна успешно сочетала с преподавательской.

      Тонкое понимание детской психологии, тесный контакт с родителями позволили ей добиться значительных успехов в обучении и воспитании подрастающего поколения. Она умело воспитывала у  учащихся любовь к педагогическому труду. Валентина Павловна 12 лет руководила первичной организацией общества «Знание» РСФСР, работающей разносторонне и инициативно.

        Большим счастьем и радостью для  Валентины  Павловны были её сыновья: Юрий (родился в 1973 году) и  Евгений (в 1979). Сколько ласки, любви и заботы отдавала она им. С какой нежностью и  трепетом прислушивалась к каждому их слову и желанию. Сколько мудрости и терпения надо ей было! Поистине жертвенное материнское сердце... оно спасало, согревало и поддерживало…  И как же одиноко теперь без неё и больно…

На кладбище сельском стою,

                                             Скользит подо мною нога –

                                             Укутали маму мою

                                             Такие седые снега!

                                                                           Торчит одиноко скамья,

                                                    А годы свистят за спиной.

                                                 Как холодно, мама моя,

                                                 На этой земле ветровой!

 2.4.  Прекрасное далёко…

        Откуда же шёл тот дивный свет души, тот ум, порядочность и такт, которыми обладала Валентина Павловна?

       Мы возвращаемся в далёкое  детство. Ведь именно детство, та неповторимая пора и формирует человека.

      Дейнека Валентина Павловна родилась 7 ноября 1942 года в селе Шаумяновском Георгиевского района Ставропольского края  в крестьянской семье.  Детство было тяжелым… Ведь шла война…Мальчики и девочки военной поры.  Какими ответственными они были и как рано взрослели. В 1950 году Валентина Павловна поступила в первый класс 29 школы города Севастополя, куда она переехала со своей мамой Карягиной Марией Андреевной.

      В 1953 году продолжила обучение в Китаевской средней школе №3, где и окончила с отличием 10 классов. В 1957 году вступила в ряды ВЛКСМ.

      Известно, что дед Валентины Павловны (по линии матери),  Карягин Андрей Иванович, родившийся в 1887 году, обучался в ветеринарной школе при ветеринарном Лазарете 43 Драгунского Тверского полка, выдержал экзамен на отлично  и получил звание ветеринарного фельдшера в 1907 году. Бабушка, Карягина Дарья Дмитриевна, родилась в 1887 году в станице Лысогорской. Они были довольно состоятельными  и  подверглись раскулачиванию во время коллективизации,  были высланы в Сибирь.

                                              2.5.  Духовность

                                                                          Здравствуй, церковь!

                                                                          Примешь? Впустишь?

                                                                               Каюсь, я грешна.  Жила безбожно.

                                                                          Я пришла, поскольку русская

                                                                          Я пришла, поскольку тошно.

                                                                          Крест кладу я неумело.

                                                                          Непривычен…  Не приучена…

                                                                          Но душа переболела

                                                                          И на сердце – светлый лучик!

    Валентина Павловна была глубоко верующим,  смиренным человеком.  Любовь к Богу заложил в ней ещё её дед, тайно читая Библию, молитвы, ведь в советское время это было запрещено. Но вера в Бога всегда хранилась в тайниках человеческих душ. Когда в селе Китаевском в 1998 году открылась церковь, Валентина Павловна стала не только посещать службы, но и во всём помогала священнику: преподавала в воскресной школе, организовывала праздники, духовно поддерживала прихожан и священника, приняла участие в конкурсе «За нравственный подвиг учителя» и составила программу для воскресной школы.

     За полгода до смерти она побывала в сердце России Троице-Сергиевой Лавре, где приложилась к мощам святого Сергия Радонежского, побывала на службах, прослушала курсы по основам духовно-нравственной культуры в школе.

      Судьба послала  ей  напоследок испытание – болезнь.  Он мужественно приняла его. Она всё понимала, но не искала сочувствия и жалости, ведь она сама всегда  поддерживала близких и коллег. "Надо жить!" – это был её девиз.

     Валентина Павловна болела три месяца, исповедалась, причастилась Святых Христовых Тайн и отошла ко Господу благочестиво, по-христиански.

     

                                              2.6. Память

                                                                           О милых спутниках, которые нам свет

                                                                      Своим присутствием животворили.

                                                                      Не говори с тоской: их нет,

                                                                      Но с благодарностию: были!

                                                                                                        В.А. Жуковский

     Много людей пришло проститься с  любимым учителем.  Смерть этого человека болью прошла по сердцам не только родных и близких людей Валентины Павловны, но и её коллег, учеников, родителей. Огромное количество венков, люди несли цветы, венки с траурными лентами, выражая свою любовь и уважение к этому человеку. Невозможно посчитать, сколько звонков с урока и на урок за 44 года работы в школе слышала она. Но был и самый последний звонок… Его звон надолго останется звучать в сердцах всех людей, которые любили и уважали Дейнека Валентину Павловну, Учителя учителей!

     Валентины Павловны не стало…   Но она продолжает жить в наших сердцах, в нашей памяти. А особенно в сердцах близких и дорогих ей людей. Остались сыновья, Юрий и  Евгений,  внук Серёжа.  А Ростислав родился через месяц после смерти бабушки. Она его никогда не видела, но любила и ждала. А он так напоминает свою бабушку! Те же удивительные глаза, живой и завораживающий взгляд!

     Пройдут годы, десятилетия, но время сохранит память об удивительном человеке, прекрасном педагоге – Дейнека Валентине Павловне!

                              Всё то, что любила на свете,

                              Я вижу опять наяву.

                              А может, и нет её смерти?

                              А может, я снова живу?         (А. Комаров)

Вывод

         Заканчивая свою работу, я хочу сказать, что человек  не исчезает с земли просто так. Он остаётся жить в памяти благодарных потомков своими делами.  Человек не должен забывать о своём высочайшем призвании, о том, что в течение жизни он должен или подняться над собой,  или  упасть в бездну. Он должен оставить добрый след и вечную память.

Заключение

         Вот и закончилось моё исследование. Если судить о жизни Валентины Павловны по  скудным анкетным данным, то можно увидеть, что  жизнь является биографией послевоенного поколения: военное детство, трудная послевоенная юность, учёба, школа.   Кажется, так жили многие в те времена.

     Истории жизни таких людей дают нам возможность не только заглянуть в прошлое, но и оценить, осмыслить дела живущих рядом, глубже познать историю родного края, что способствует воспитанию в нас патриотических чувств, трудолюбия, любви  к Отечеству, уважению и гордости за Родину.

Список источников

1. Архивные документы.

2. «Прямая речь» Сборник стихов А. М. Комарова

3.  Духовно-нравственное воспитание в школе. Альманах в 2-х частях.

4.  Встречи и беседы с родственниками, коллегами, учениками.

5. Семейный архив.

6. Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Вперед девчонки! Вперед мальчишки"

сценарий конкурсно-игровой программы, посвященнойДню защитника Отечества и международному женскому дню (для учащихся 5-6 классов) Составила классный руководитель Фабер Г.Н. Цели и задачи: - развить...

Внеклассное мероприятие для 5-7 классов "Щедра осень красками, а русская земля талантливыми людьми"

Внеклассное мероприятие  "Щедра осень красками, а русская земля талантливыми людьми" было проведено для 5-7 классов  школы....

Вперед, мальчишки,вперед, девчонки!

Конкурсно-игровая программа в форме КВН для учащихся 5 класса...

Беседа-размышление по рассказу-сказке «Щедрое дерево» (Шел Сильверстейн, перевод с английского.)

Урок внеклассного чтения в 7-ом классе.1.     Используя художественный  текст глубокого нравственно-эстетического содержания, формируем не только эстетические эмоции, но...

Урок – мастерская с элементами технологии РКМ по рассказу Шэла Сильверстейна "Щедрое дерево"

Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу Шэла Сильверстейна, урок -мастерская с использованием элементов ТРКМ. Современные школьники мало читают, заинтересовать чтением становится труднее. Мате...

Земля еще ипотому щедра ,что в мире существуют повара.

Земля еще ипотому щедра ,что в мире существуют повара....

Исследовательская работа по теме: « Идущий вперед воин Алабуги»

Исследовательская работаТема: « Идущий вперед воин Алабуги»...