Актуальность реформирования образовательной системы.
статья по теме

В статье преведены аргументы для изменения в работе образования. Прошу педагогов откликнуться и обсудить вместе главные преоритеты в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2014.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сагындыкова М.А.,

КГУ ОСШ  №__17_______,

г. Балхаш

Актуальность реформирования образовательной системы.

Сегодня перед современными выпускниками стоит нелегкая задача в самоопределении и реализации себя, как личности в профессиональной деятельности. Наш Казахстан молодая развивающаяся страна, которая еще ищет эффективные пути развития для своего общества и, естественно, для образования. В своей речи перед педагогами Астаны аким города И.Тасмаганбетов сказал: «В преддверии нового учебного года я искренне рад очередной встрече с вами, практика проведения Августовского совещания показывает, что это хорошая диалоговая площадка, где обсуждаются самые актуальные вопросы образования. Однако наши мысли, рассуждения, пути решения проблем часто замыкаются на казахстанской системе образования, о мировом образовательном пространстве мы говорим очень редко, но совсем иной взгляд мы можем получить, посмотрев на мировую практику в совокупности с процессами развития современного мира». Образование в наше время должно развиваться динамично. А самое важное необходимо уходить от стериотипных программ и схоластики в обучении молодого поколения страны, необходимо взять самые действенные и передовые технологии стран, добившихся хороших показателей в обучении детей. Самое важное чтобы из стен школы выходили молодые люди, которые не растеряются перед динамично развивающимся миром, а станут его полноправной частицей, найдут свое место для самореализации.  По словам Тасмагамбетова, в передовых странах уже возникают вопросы о будущем, о необходимости пересмотреть программы и методики обучения сегодняшнего дня, чтобы соответствовать условиям новой технологической эпохи.

Не для кого не секрет, что в мире назревает новый виток образовательного «бума». Дело в том, что стремительно развивающийся научно-технический мир диктует свои правила. Миру нужны люди, которые мыслят нестандартно, могут принять правильное решение, то есть креативные, успешные, умеющие работать в команде. На протяжении всей человеческой цивилизации одним из главных критериев смысла человеческой жизни была самореализация, которая в иерархической модели Маслоу, поставлена на самую высшую ступень.

Вопрос воспитания и обучения детей сейчас один из приоритетных, стратегических и неотложных вопросов современности. Именно благодаря серьезному отношению правительства Японии к данному вопросу, страна поразила весь мир своими бесспорными достижениями в различных областях жизни. Хотя, с силу своего менталитета, они относятся к этим успехам довольно самокритично. Так еще в 80-х,90-х годах прошлого столетия в Японии провели третью радикальную реформу образования. Провели они ее, осознавая свою ответственность перед грядущим XXI веком.                                 В этой связи текущая реформа направлена на прогнозирование и активную адаптацию к постоянно меняющимся требованиям времени. Вот в этом мне симпатичен японский подход.

Базовые принципы образовательной реформы Японии предполагают развитие структуры непрерывного образования, создание гибкой системы образования, актуализацию личности учащегося, воспитание уважения к ней.

Главной целью японской школы является воспитание "уверенных в своих силах граждан миролюбивого и демократичного общества, уважающих права человека, любящих мир и правду".

 В Японии обращается большое внимание и на формирование навыков самостоятельной деятельности, группового сознания и социальной ответственности. И за этим стоит не декларация, а хорошо отработанная технология, предполагающая обучение детей анализу возникающих в играх конфликтов и поиска способов выхода из них. Ребенок с самого раннего возраста ощущает себя частью социума в котором ему надо уметь жить в течение всей жизни. У нас в образовании чаще поощряется уникальность, одаренность детей. С раннего возраста в детях воспитывается дух соперничества, который в людях выливается в осознание себя выше и лучше остальных, неумении ужиться в команде, такие люди обречены либо на одиночество, либо на недовольство окружающим миром. В методике обучения Японии мне импонирует «научение» тому, чтобы дети избегали прямого соперничества, по морально этическим соображениям: ведь даже детское сообщество должно быть единым, а победа одного неминуемо может означать "потерю лица" другого.

Работая в режиме эксперимента, японские педагоги творчески осваивают заимствованные идеи как классической педагогики прошлого, так и современных образовательных площадок Европы и Америки.[2] А также многие наработки из японской педагогики используют различные страны как прошедшие испытание временем и эффективные. Это по- моему, довольно таки хороший пример для подражания или взаимствования данного подхода. Так как я учитель с более чем 30-летним стажем, то я думаю, что мои навыки, приобретенные в советской педагогике также имеют значительную ценность. Но я также осознаю, что только этот багаж знаний и умений сейчас мне не достаточен, а также может оказать мне «медвежью услугу»! Как опытный  учитель, я работаю уже по отработанной удобной мне схеме, но современные требования к выпускнику сегодняшнему, уже настолько выше, чем к выпускнику 20 века, что я понимаю, надо менять взгляды на процесс преподавания и обучения.

Анализ современного состояния реформ японской школы, очевидность выхода её на новые уровни, технологии говорят и об удивительной способности японского народа в большом и малом сохранить свою историю, культуру, всё то, что определяет их самобытность. 

А изменились ли цели образования за последнее время в Казахстане? Если проследить за статистикой допустим сдачи ЕНТ, то   качество сдачи увеличивается год от года. Я также вношу свой вклад в этот процесс, мои ученики не плохо сдают ЕНТ, качество знаний по физике увеличивается, но почему то радости от этого нет! А дело, мне кажется в том, что я как учитель не получаю полного удовлетворения в работе, так как основной упор в моей работе сделан на передачу знаний, а по большей мере упускается момент обучения детей самим добывать эти знания! И не только это: в погоне по выполнению стандарта обучения-  все таки упускается момент воспитания социально адаптированной личности. Результаты, которые показывают ученики- это по-большому счету лишь промежуточный этап, необходимо отслеживать их в конечном, в самореализованности. У меня была очень одаренная ученица Н. Я всегда ждала от нее чего-то особенного, чтобы она закончила ВУЗ и самореализовала свои незаурядные способности к точным наукам. Каково же было мое огорчение когда я увидела ее, через несколько лет на рынке торгующей всякими безделушками. И что самое неприятное было для меня, она с улыбкой говорила, что довольна своим положением. И тогда я поняла, что в школе мы не воспитали в ней стремление для «обучения всю жизнь», человек остановился в своем развитии. А, действительно, если школа не может влиять на то что произойдет с ее выпускниками может ли она считать, что выполнят правильно свое предназначение?

Педагоги чаще заинтересованы в том, чтобы хорошо выглядели школьные показатели на ЕНТ, ВОУДе, срезе и т.п., а дальше каким вышел из стен выпускник- успешным или нет, конкурентоспособным или при первых же трудностях сломался: никто не анализирует. В нашей педагогике поощряются учителя, которые приносят успехи на олимпиадах, на международных конкурсах, учителя не могут отойти от стандартов образования, то есть мы ориентированы не на будущие достижения учеников, а на прошлые их заслуги. А нужно ориентировать образование на ответственность за их будущие достижения: как они самореализовались, насколько успешны и счастливы в жизни. Они должны не останавливаться в своем самообразовании. Социуму необходимы выпускники  готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ним жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия “компетенции” и “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования.

Речь идёт о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах”. Определение выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, - называют компетентностным подходом. По словам Б.Д. Эльконина, компетентность – это мера включенности человека в деятельность.

Такое обучение отличается от того, где необходимо “запомнить и ответить”, где есть готовая формула, в которую надо только подставить значения.

Если говорить популярным языком компетентностное обучение это такое обучение где не даются готовые знания, а создаются условия для самообучаемости. В данном случае учащиеся занимаются практическими заданиями, исследовательской работой, то есть большая часть обучения направлена на умение учащимися обучаться. В Великобритании ключевые компетенции были введены по настоянию не образовательных кругов. Холстед, директор Кембриджского экзаменационного синдиката отмечал: “Одно из наших достижений:Университет видит свои задачи не только в том, чтобы дать знания, но в том, чтобы повысить уровень компетенций учащихся”.

Работодатели говорят о том, что работники были не готовы именно в отношении ключевых компетенций. Приняв во внимание данную информацию, правительство Великобритании приходит к выводу о необходимости конкурентоспособного выпускника на рынке востребовательности.

Сейчас британское образование находится в такой ситуации, когда для студентов приоритетным является развитие математической грамотности, а также компетенции общей грамотности. В возрасте после 16 лет можно говорить о ключевых компетенциях во всех смыслах. Одно из новых явлений – это внедрение ключевых компетенций в образование всех детей в возрасте от 2 до 18 лет. Таким образом, в Великобритании вопрос ключевых компетенций поставлен в рамки образовательной политики. (http://lib.znate.ru/docs/index-211861.html)

Таким образом, новая цель образования – создание условий для приобретения учащимися системы компетенций на выходе из школы.

Конечно введение компетенций – не панацея от всех бед, но способ прагматизировать систему образования в соответствии с теми задачами, которые ставит социальное окружение.

Ценности академического образования бесспорны. Не стоит противопоставлять компетентностное и академическое образование. У них разные задачи, различные подходы, другие технологии.

Качество образования определяется тем, какие возможности возникают у человека при том или ином образовании, какие ценности он получает. Таким образом, компетентностная составляющая образования и есть залог его нового качества.

Мне видится решение проблемы, которая стоит передо мной, как мыслящего педагога, в том чтобы применить полученные мною знания, навыки и уверенность в переменах для преобразований в моей школе с целью подготовки выпускника к включению в дальнейшую жизнедеятельность.

Литература:

1.        «Руководство для учителя /Обоснование необходимости изменений подходов в преподавании и обучении», стр. 74

2.        Материалы сайта http://www.bsh.kz/news/1377259341.html 

http://lib.znate.ru/docs/index-211861.html

 3.Материалы выступлений на научно-практической конференции

г. Самара, 2001 (материалы взяты из Internet)

И.Д Фрумин, В.В. Башев  ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ПОЗИЦИИ

4.        А. А. Бизяева  «Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия», Псков, 2004 г., стр. 5

5.        «Руководство для учителя / Обучение тому, как учиться», стр. 74

6.        «Руководство для учителя / Обоснование необходимости изменений подходов в преподавании и обучении», стр. 77

7. Болотов В.А., Сериков В.В., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10.

8. «Традиции и реформы современной  Японской школы» ст. Павлова Т.Л. кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики НГПУ, председатель психолого-педагоги-ческого Совета НГПУ, президент новосибирского общества "Россия - Япония".

9.Материалы из интернета:

http//www.uni altai.ru/Journal/pedagog/ pedagog/4/artikel 23.html

http://rudocs.exdat.com/docs/index-21351.html?page=17???history=0&sample=2&ref=0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема модели проспекта программы курса внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке, реализуемой в образовательной системе образовательного учреждения

Схема модели проспекта программы курса внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке, реализуемой в образовательной системе образовательного учреждения...

Взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях модернизации образовательной системы в контексте преподаваемого предмета.

Сообщение на городское методическое объединение учителей технологии по теме"Взаимодействие субъектов образовательного процессав условиях модернизации образовательной системыв контексте преподаваемого ...

Организация и актуальные вопросы развития системы платных образовательных услуг физкультурно-спортивной направленности.

Для успешного развития этой сферы образовательных услуг, необходимо создание и качественная реализация некоторых условий.......

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

На сегодняшний день Российское образование переживает трудный период в своей истории. Переход на дистанционное обучение застал врасплох как учителей, так и учеников, а заодно администрацию школы, райо...

Актуальные направления образовательной деятельности в работе педагога

quot;Механизмы формирования духовно - нравственной культуры детей и подростков"...