Библиотечный – библиографический урок для учащихся 5-х классов.
материал (5 класс) по теме

Туровская Олександра Федоровна

 

Этот библиотечный урок поможет детям понять  и выучить новые термины при работе с книгами. При помощи тих знаний, дети смогут более легко ориентироваться в книжном пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlya_5-6kl.of_.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Библиотечный – библиографический урок для учащихся 5-х классов.

Цель: познакомить с новыми терминами, их значениями.

Оборудование: плакат «дерево Знаний», проектор, презентация, книги для разных возрастов, листочки с названиями элементами книг.

Действующие лица: библиотекарь, учащиеся 5-х классов.

Библиотекарь:

-Добрый день ребята. Вот мы снова встретились с вами в библиотеки. Сегодня я хочу вас познакомить с элементами книги. Они  вам еще многим незнакомы.

-Сначала давайте вспомним то, что вы возможно уже знаете о книге

(дети называют те элементы книги, которые им знаком)

- Перед вами есть дерево знаний, на  нем наклеены листики , где написаны элементы книг. Вы должны их срывать по очереди, ираскатать о том элементе, который там написан. Если вы не затрудняетесь ответить, то мы вам поможем.

Работа с презентацией и плакатом:

(дети по очереди подходят к дереву, срывая листочки. В заключениикаждого ответа, на слайде презентациипоказывается название элемента с изображением)

Библиотекарь:

- В предисловии Д.Родари о приключениях Чипполино описывается история создания этой знаменитой повести-сказки. Оказывается, что одна из читательниц попросила Д.Родарисочинить, что ни будь веселое для ее больного сына по имени Чипполино.

-А вот какое предисловие написал своей книге «Моя Вообразилия» поэт Б.Заходер: «Почему в книжках бывают прИдисловия, а уйдисловий не бывает? – спросил меня много лет тому назад один маленький мальчик. – ВедьпрДисловие – это вроде как «здравствуй!» Значит должно быть и «до свидания» - «уйдисловие»!

Написать предисловие или послесловие может сам автор или другой писатель, а то и просто хороший друг автора.

-А теперь, пожалуйста, найдите в книгах, которые лежат перед вами, предисловие или послесловие и обратите внимание на то, кто их написал или о чем они рассказывают.

(детям дается время длявыполнение задания, после чего библиотекарь спрашивает каждого ребенка)

Библиотекарь:

        -Хорошо, молодцы, ребята. А теперь давайте поговорим отом, какие еще элементы могут нам рассказать,какие еще элементы могут рассказать о книге? На обратной стороне титульного листа или в самом конце книги обычно сообщается, для какого возраста она издана. На это тоже нужно обратить внимание. Если возьмите книгу для старшеклассников, вам будет не трудно ее читать, многое вы уже не поймете. А если вы берете книгу для малышей, вам будет скучно, неинтересно читать. Посмотрите, пожалуйста, на лежащие перед вами книги. Для какого возраста они предназначены?

(ответы и рассуждения детей)

Библиотекарь:

-В каждой книги естьаннотация. Давайте посмотрим значение этого слова. Аннотация – это короткий рассказ о книге, написанный мелким шрифтом. Иногда –всего 3 фразы, но о самой главной теме книги. Аннотация помещается на обложке титульного листа или в самом конце книги, то есть на первой или на последней странице.

-Найдите,пожалуйста, сейчас в своих книгах аннотацию

(дети ищут, если кто-то затрудняется можно помочь другим детям «помочь товарищу»).

-Правильно вы все молодцы нашли правильно. Теперь вы знаете, что перед тем как взять книгу в библиотеке, прочитать нужно аннотацию. Это поможет вам сделать правильный выбор.

Игра: «Догадайся сам»

(предлагаем прочитать аннотации своих книг и сделать вывод, о чем эта книга)

Библиотекарь:

-Иногда в конце автор помещает краткий словарь, в котором объясняет значения не понятных слов. Например, читайте вы книги о море, о путешествиях. А у моряков на корабле свой язык, поэтому без словаря морских терминов просто не обойтись.

В конце книги помещают указатели имен и географических названий, списки предлагаемой литературы и многое другое. Об этом мы свами поговорим на другом уроке.

А теперь давайте повторим, с какими элементами книги мы сегодня познакомились (дети по очереди повторяют  пройденный материал, а в помощь им будет презентация)

Игра: «Правильный ответ»

Библиотекарь:

-А теперь предлагаю вам разделится на две команды и проверить, насколько хорошо вы знаете книги. (команды по очереди задают друг другу вопросы и и отвечают на них.

Примерные вопросы:

Для чего нужна обложка?

О чем нам расскажет титульный лист?

Какую роль играют в книге иллюстрации?

Где можно найти объяснение непонятных слов?

Что такое аннатация?

Что можно узнать из предисловия и послесловия?

Определите, для какого возраста предназначена данная книга?

После игры ребятам предоставляется возможность выбрать книгу с выставки новых поступлений. Они должны объяснить, что именно (аннотация, предисловие…т.д.) помогло им сделать свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА».Положение о школьном конкурсе «Электронная презентация на уроке» среди учащихся 6 - 11 классов

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Библиотечно-библиографический урок в 5 классе "Структура книги"

На занятии учащиеся 5 класса знакомятся со структурой книги...

Читайте и вы узнаете... (библиотечно-библиографический урок)

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». С таким же правом можно сказать: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты»....

Конспект урока по предмету Духовное краеведение Подмосковья. Тема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб» Урок для учащихся 10-х классов

Конспект урока по предметуДуховное краеведение ПодмосковьяДля учащихся 10-го классаТема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб»Выполнила: учитель истор...

Методическая разработка библиотечно - библиографического урока « Наши верные друзья-словари!»

Вся жизнь человека состоит из информации. Люди общаются, выражают свои мысли, говорят о своих потребностях. И начинается это общение еще в раннем детстве. В школе педагоги обучают детей самому главном...

Библиотечно-библиографическая олимпиада для учащихся 8-х классов

Библиотечно-библиографическая олимпиада для учащихся  8-х  классов...